Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Философия экзистенциализма




В настоящее время наиболее известны модели сознания А. Н. Леонтьева и В. П. Зинченко. А. Н. Леонтьев [Леонтьев А. Н., 1977] включал в сознание личностный смысл, значение и чувственную ткань. В. П. Зинченко [Зинченко 1991], развивая идеи А. Н. Леонтьева, добавляет к этим компонентам (уровням) сознания еще один – биодинамическую ткань (с. 23), подкоторой понимается чувственная ткань образа и биодинамическая ткань движения и действия (то есть действия, движения и их картина в сознании, «картина живого движения»). В. П. Зинченко относит биодинамическую ткань к бытийному слою сознания, кроме которого ученый выделяет еще рефлексивный слой и духовный слой сознания (в более поздней работе 1997).

Рефлексивный слой (в котором объединяется значение и смысл) представляет собой результат рефлексии над бытийными данными. Под значением В. П. Зинченко понимает форму сознания, которая возникает в процессе приобретения индивидуального опыта в условиях «культурного целого, в котором исторически кристаллизован опыт деятельности, общения и мировосприятия» [Зинченко 1991 23], Таким образом, значение – социально и культурно обработанный индивидуальный опыт, а смысл понимается ученым как индивидуальное знание, содержащее отношение.

В онтогенезе у ребенка сначала формируются операциональные знания на основе биодинамической ткани сознания, то есть основанные на образах движений и действий, затем предметные знания, основывающиеся на чувственной ткани сознания, то есть на чувственных образах (чувственная ткань и представляет собой «строительный материал образа» – [Зинченко 1991 23-24]), и затем – смыслы, содержащие собственно содержательное знание и определенное отношение к нему. Духовный слой сознания формируется, по В. П. Зинченко, одновременно с остальными и «одушевляет и воодушевляет» бытийный и рефлексивный слои» [Зинченко 1997: 318].

Данная трехслойная модель сознания в своих основных чертах совпадает с предлагаемой нами моделью концепта.

Ядром концепта является базовый чувственный образ, выступающий как кодирующий образ универсального предметного кода. Этот образ принадлежит бытийному слою сознания и, как показывают некоторые наблюдения, имеет операциональный или предметный характер (некоторая динамическая образная картина или предметный образ), базируясь на биодинамической и чувственной ткани сознания. Базовый образ окружен конкретно-чувственным по своему происхождению когнитивным слоем, отражающим чувственно-воспринимаемые свойства, признаки предмета. Этот слой вместе с базовым образом относятся к бытийному слою сознания.

Далее в структуре концепта (хотя и не у всех концептов) выделяются более абстрактные слои, отражающие некий этап осмысления бытийных признаков и относящиеся к рефлексивному слою сознания.

И наконец, интерпретационное поле концепта, включающее оценку содержания концепта, интерпретирующее отдельные когнитивные признаки и формирующее для национального сознании вытекающие из содержания концепта рекомендации по поведению и осмыслению действительности, может быть связано с духовным уровнем сознания, который предполагает в широком смысле оценку концепта с точки зрения его ценности для нации.

Как мы видим, национальный концепт представляет собой микромодель национального сознания, что и неудивительно, поскольку он является дискретной единицей когнитивного национального сознания.

Итак, важнейшими теоретическими разграничениями, необходимыми при исследовании проблемы «язык и национальное сознание», являются следующие:

· первичная, когнитивная картина мира и вторичная, языковая картина мира;

· концептосфера народа, состоящая из концептов как единиц, квантов структурированного знания (когнитивная картина мира, информационная база человека) и семантическое пространство языка (языковая картина мира, образованная значениями языковых единиц);

· коммуникативное сознание, определяющее весь комплекс коммуникативной деятельности человека, и языковое сознание, обеспечивающее порождение и восприятие речи, а также хранение языка в сознании.

Сформировавшиеся в концептосфере национальные особенности набора (инвентаря) и организации концептов обязательно отражаются в национальном языковом сознании, в коммуникативном сознании и художественной картине мира народа.

Изучение национального языкового сознания позволяет осмыслить особенности национальной концептосферы. Для этого применяются:

· методы и приемы установления семантемы слова, закономерностей существующих связей между ее семемами по семам;

· построение лексико-семантических и лексико-фразеологических полей с осмыслением их структурации;

· выявление когнитивных классификаторов в тематических полях лексики;

· установление безэквивалентных лексем и лакун в сопоставляемых языках;

· изучение метафор и других образных средств в художественных текстах;

· изучение коммуникативного поведения людей разных социальных и национальных групп.


[1] По изд.: Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2002. С.8-50.

Философия экзистенциализма

 

Упоминание об экзистенциализме (или "философии существования") впервые появилось в конце 20-х гг. ХХ века. Оно казалось бесперспективным, но вскоре выросло в крупное идейное движение. Его ведущие представители: М. Хайдеггер и К. Ясперс - в Германии, Ж. - П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель - во Франции.

Тип философствования отличался от академической мысли. Экзистенциалисты не предлагали новых философских конструкций. Они ставили в центр внимания индивидуальные смысложизненные вопросы и проявляли интерес к проблематике науки, морали, религии, философии истории в той мере, в какой она соприкасалась с этими вопросами. В работах экзистенциалистов нет движения от простейших определений предмета ко все более всестороннему и конкретному его пониманию, что отличает теоретическую мысль от других форм духовного освоения действительности. Их работы отличает, скорее, сюжетность, художественность. Не случайно категориальные построения экзистенциалистов свободно сложились в художественную прозу. Содержательная сторона их философии заключалась в отказе от теоретически развитого знания и в нацеленности на подвижные умонастроения, ситуационные переживания человека современной эпохи.

Экзистенциализм - философское выражение глубоких потрясений, постигших общество во время кризисов 20-х, 40-х гг. Экзистенциалисты пытались постигнуть человека в критических, кризисных ситуациях. Они сосредоточились на проблеме духовной выдержки людей, заброшенных в иррациональный, вышедший из-под контроля поток событий.

Кризисный период истории, то есть ХХ век, экзистенциалисты рассматривают как кризис гуманизма, разума, как выражение "мировой катастрофы". Но в этой неразберихе пафос экзистенциализма направлен против личной капитуляции перед "глобальным кризисом". Сознание человека, живущего в ХХ веке, отличается апокалиптическим страхом, ощущением покинутости, одиночества. В задачу экзистенциализма входит создание новых определений предмета философии, ее задач и возможностей новых постулатов.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты