КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общее представление о педагогике как наукеСтр 1 из 4Следующая ⇒ Начало ХУ века Новгород Дерево, темпера. 113х88 Ветхий Денми восседает на высоком огненном престоле, опираясь ногами на косо поставленное подножие. На Его коленях Христос Эммануил, обеими руками поддерживающий круглую сине-голубую «славу» с белым голубем – символом Святого Духа. Над спинкой престола – два шестокрыла (шестикрылые серафимы), а возле подножия – красные крылатые круги с очами – «очистые», «престолы». Это изображение одного из небесных чинов. По бокам престола – отшельники-столпники Даниил и Симеон, а справа внизу юный апостол, по утверждению авторов каталога Третьяковской галереи, Фома или Филипп. Как раз к Филиппу обращены слова Спасителя: Видевший Меня видел Отца(Ин., 16; 9). Белые одежды Ветхого Денми, по утверждению того же каталога, символизируют невидимость Бога Отца. В новые времена появилась Новозаветная Троица, где изображены сидящие рядом Христос и Ветхий Денми, а над ними в сиянии парит Дух Святой в виде белого голубя. Таковы основные иконографические типы – персональные образы Второго лица Пресвятой Троицы – Бога Сына Иисуса Христа. Благодаря им мы узнаем Спасителя в сложных композициях икон праздничного чина, которые показывают этапы земной Его жизни: Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Омовение ног и других. В них чаще всего Христос предстает «средовеком» - человеком среднего возраста, одетым в канонические пурпурный хитон с клавом и синий гиматий. Неверным было бы не упомянуть о том, что существует немалое число икон София – Премудрость Слова Божия, в которых Спаситель предстает в символическом виде увенчанного царским венцом ангела. Этот образ известен с У1 века[45] и основан на библейских пророческих видениях Исайи и Иакова. В образе ангела Христос представлен в Ветхозаветной Троице и в иконе, известной как Спас Благое молчание. Можно согласиться с исследователями, полагающими, что этот последний, весьма редкий, извод есть плод книжных мудрствований, характерных для ХУ1 века. Нечасто встречаются иконы извода Христос – Агнец Божий, хотя в композициях литургической тематики изображение Спасителя в виде Младенца, находящегося в потире - чаше Евхаристии, достаточно распространено. Поздние композиции аллегорического характера, такие как Христос Лоза истинная, Спас Недреманное око и другие, появляются в ХУ1-ХУП веках, но широкого распространения не находят.
[1] «Вопрос о подлинном облике Иисуса Христа долгое время занимал христиан, начиная со времен первых его последователей, - пишет автор книги Основы иконографии древнерусской живописи Ю.Г. Бобров. – Констанция, сестра византийского императора Константина, жившая в начале 1У века, разыскивала среди изображений Христа подлинное и обратилась в связи с этим к Евсевию Кесарийскому (263-339), который ответил, что образ Христа не по силам человеческой живописи и что необходимо обратиться к внутреннему созерцанию». - Ю.Г. Бобров. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995. С. 187. [2] Цит. по: Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. СПб., 2002. С. 78. [3] Священник В. Владимирский. Богочеловек в церковной живописи. – О церковной живописи. Части первая и вторая. – СПб., 1998. С. 164. [4] С. Алексеев. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. – СПб., 2002. С..75. [5] Ю.Г .Бобров. Указ. соч. С.188. [6] Цит. по: С.Алексеев. Указ. соч. С. 75-76. Это свидетельство, однако, иные исследователи почитают подложным: оно появилось лишь в Х1У веке и напрямую совпадает со сложившейся к тому времени иконографией Спасителя. [7] Там же,. С.76. [8] Цит.по: Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. – М., 2001. С.5. [9] Здесь и далее, говоря об иконографическом типе того или иного образа, мы будем иметь в виду основные канонизированные изображения, на основе которых возникают варианты – изводы, отличающиеся друг от друга деталями, но сохраняющие суть иконографического типа. Внутри извода конкретные иконы могут быть точными копиями, созданными на основе прориси, списками копийного или более вольного характера. [10] Их можно рассматривать на основе чисто внешнего признака как оглавные, оплечные, поясные, в рост – с фигурой сидящего или стоящего Спасителя, но более естественной представляется типологизация на основе сущностных качеств образа.
[11] «Посему-то Творец по Божественному Провидению придал руке человека ни больше, ни меньше перстов, а столько, сколько нужно для означения имени Христова», - пишет Дионисий Фурноаграфиот в Ерминии. Цит.по: Припачкин И.А. Указ. соч. С. 9. [12] Едва ли не самое прославленное среди таких изображений Христа-Младенца хранилось в Риме, на Капитолии, в сакристии храма Санта Мария ин Арачели. Арачели – изображение Младенца в натуру, согласно преданию, вырезанное ангелами из оливы, росшей в Гефсиманском саду, было похищено в 1994 году и ныне заменено копией, также вырезанной, но уже рукой мастеров скульптуры, из оливы Гефсиманского сада. [13] Св. Феодор Студит писал: «Одно ( видимый образ Христа) – печать, другое – отпечатанное изображение. Однако и до отпечатывания отпечаток на печати. Печать, однако, была бы недействительной, если бы не имела отпечатка на каком-либо веществе. Соответственно и Христа пришлось бы признать недеятельным и недействительным, если бы Он не был видим в изображении искусства. (…) во Христе произошло соединение несоединимого, смешение того, что не смешивается, неописуемого с описуемым, бесконечного с конечным, неограниченного с ограниченным, не имеющего образа с имеющим видимый образ, что и удивительно». - Цит по кн.: Савина С.Г.. Иконография. Богословские очерки иконографического извода. – СПб., 2001. С. 120. [14] Остальные три: Спас-Златые власы (Государственные музеи Московского Кремля), Ангел-Златые Власы (ГРМ) и Благовещение - называемое Устюжским (ГТГ). [15] Древнерусское искусство Х-начала ХУ века. – Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Том 1. М., 1995. С..54. [16] Там же.
[17] С.Алексеев. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. – СПб., 2002 С. 104.
[18] Припачкин И.А. Указ. соч. С. 30-31. [19] Там же. С. 38-39. [20] Там же. С.144 [21] Попова О.С. Икона «Спас Ярое око» из Успенского собора Московского Кремля. /Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 129. [22] Там же. С. 147. [23] Иконы Рыбинского музея. Каталог. М., 2005. С. 30. Эсхатология – это религиозное учение о судьбах мира и человека. [24] Появление иконографии Христа как Пантократора С.Г.Савина связывает с церковью St/ Apollinare in Classe в Равенне – Цит. изд, с.82.
[25] Томас Мэтьюз (проф. Института искусств в Нью-Йорке).Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе (Английский оригинал опубликован в 1986г.) - Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Под ред. А.М. Лидова. – СПб., 1994. С. 9.
[26] Там же. С. 10. [27] Менее распространен образ Христа-Оратора – стоящего в полный рост, получивший имя Смоленской иконы Спаса.
[28] С.Алексеев. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. – СПб.: Сатис, 2002. С.106-107.
[29] К единому мнению по поводу происхождения чина ученые до сей поры не пришли. См.: Е.Я.Осташенко. Андрей Рублев. Палеологовские традиции в московской живописи конца Х1У – первой трети ХУ века. – М., 2005.Сс. 155-157. [30] Там же. С.154 [31] И.А.Припачкин. Указ.соч. С. 72. [32] И.А.Припачкин. Указ. соч. С. 80. [33] Там же. С. 81. [34] Киноварный фон, горячий колорит, введение множества персонажей и их обведенные темным контуром фигуры с заметно увеличенными головами, выраженно славянские их лики – все сближает эту икону с такими образцами новгородской живописи, как принадлежащая собранию Русского музея икона Еван, Георгий и Власий, причем два последние персонажа повторяются практически буквально (только Власий в тронной иконе дан на нижнем поле в центре оплечно, а не в рост). А поскольку обе названные иконы происходят их поселка Крестцы Новгородской губернии, у исследователей были все основания предположить, что и созданы они были одновременно, в одной мастерской и даже одним мастером.
[35] Алексеев. Указ.соч. С. 121. [36] Искусствоведы утверждают, что этот иконографический тип сложился на основе римского образа императора-триумфатора.
[37] «Символом евангелиста Матфея стал человек потому, что он в своем Евангелии особенно подчеркивает человеческое происхождение Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама; св. Марка – лев, ибо он выводит в особенности царственное всемогущество Господа; св. Луки – телец (телец как жертвенное животное), ибо он по преимуществу говорит о Христе как о великом Первосвященнике, принесшем Самого Себя в жертву за грехи мира; св. Иоанна – орел, так как он особой возвышенностью своих мыслей и даже самой величественностью своего слога высоко парит в небе, подобно орлу, «над облаками человеческой немощности», по выражению блаженного Августина». - Архиепископ Аверкий. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М., 1999. С. 16. Реже в этих символах видят символику граней личности Христа, когда антропоморфный ангел означает Его воплощение в человеческом облике, человечность, телец – жертвенность, лев – царственность, орел – духовность (по св. Иринею Лионскому, Блаженному Иерониму и др.). [38] Таким образом, икона в соответствии с Божественной иерархией открывает картину Царства Божия и мира, вошедшего в это Царствие. Иерархичность выражена композиционно. [39] Языкова. Указ. соч. С..64 [40] Саккос (в переводе с греческого – мешок) был предметом царского одеяния. [41] Накидываемый на плечи омофор символизирует спасаемую Добрым Пастырем и несомую им на плечах заблудшую овцу. [42] Головной убор архиереев и митрофорных протоиереев, богато украшенный. Символизирует терновый венец Спасителя. [43] И.А. Припачкин. Указ. соч. С. 112-115. [44] Там же. С. 51. [45] Там же. С.126. Содержание педагогика наука образование 1. Общее представление о педагогике как науке 2. Объект, предмет и функции педагогики 2.1 Объект педагогики 2.2 Предмет педагогики 2.3 Функции педагогической науки 3. Образование как социальный феномен 4. Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура Общее представление о педагогике как науке
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" ("пайд" - "дитя", "гогос" - "веду"), которое означает "детоводство" или "дитяведение". В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно - педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам, как сказано в одном "Житии": "...книги писати и учити ученики грамотные хитрости". Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например: "Повторение - мать учения", "Яблоко от яблоньки недалеко падает", "Век живи - век учись" и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они. помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции. Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них. Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К. Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине. Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К. Д. Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным". Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.
|