Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.




Говоря о содержании окружающего нас мира, о движении как всеобщем свойстве сущего, мы не могли избежать упот­ребления таких понятий, как пространство и время, по той причине, что любое тело, вещь, явление, всегда соседству­ют с другими предметами и явлениями действительности, обладают протяженностью, т.е. имеют пространственные характеристики. Они также непрерывно изменяют свои внутренние и внешние состояния по отношению друг к дру­гу, и в разных конкретных случаях это происходит с различ­ными скоростями, ритмом, темпом, длительностью. Набор этих характеристик, рассматриваемых отдельно как нечто единое, дает нам представление о времени. Пространство и время, таким образом, выступают как формы бытия беско­нечной в своем многообразии реальности.

ПространствоО сущности пространства и времени

и время в историилюди задумывались уже на ранних эта-
философиипах своего развития, и многие мысли-

тели прошлого пытались разгадать их природу. Прежде всего это было связано с развитием человеческой практи­ки и познания, которые, расширяясь и совершенствуясь, требовали все более осмысленного и глубокого понима­ния этих категорий. Так, уже в античности одной из пер

вых точных дисциплин стала геометрия, которая выдели­лась из философии как наука о пространственных формах и способах их измерения. Также значительное внимание уделялось времени в свете астрономических наблюдений и рассуждений о вечности космоса и быстротечности че­ловеческой жизни. В последующем интерес к категориям «пространство» и «время» никогда не ослабевал, порождая множество связанных с ними вопросов. При этом неиз­менно возникал и такой: являются ли пространство и вре­мя самостоятельными сущностями или же они только со­путствуют чему-то? В этой связи можно выделить два наиболее значительных и принципиально отличных друг от друга направления, которые сложились в истории фи­лософии, — субстанциальное и реляционное.

В субстанциальном направлении пространство и время рассматривались как самостоятельные, независимые от ма­терии и сознания сущности. У Аристотеля, например, про­странство ограничено сферой неподвижных звезд, за ними — божественное небо, неподвижное, вечное, пребыва­ющее вне времени и пространства, и приводящее все в дви­жение. Древнегреческим философам Демокритуи Эпикурупространство представлялось неким вместилищем для ато­мов и отождествлялось с пустотой. Его считали абсолютным, однородным и неподвижным, а время — протекающим рав­номерно. Эти идеи, разделявшие материю, движение, про­странство и время на самостоятельные субстанции, позднее были развиты затем в классической механике Ньютона и имели широкое распространение вплоть до начала нашего столетия.

Второе направление,реляционное (от лат. relativus — отно­сительный), связывается с пониманием пространства и вре­мени не как самостоятельных сущностей, а как особых от­ношений между объектами и процессами реального мира. Вне этих отношений с данной точки зрения пространство и время не существуют. Ярким представителем указанного на­правления был Г.Лейбниц(1646—1716). Подобные взгляды развивает и марксистская философия.

Еще один важный вопрос, с которым так

подходыили иначе сталкиваются многие филосо-

к пониманиюфу состоит в том, являются ли простран-

пространства^^^^ ^ время характеристиками бытия, т.е.

и времениимеют они объективный характер или же

проистекают из особенностей нашего сознания и по своей природе субъективны? В этой связи с определенной долей ус­ловности можно говорить о материалистическом и идеалисти­ческом содержании данных категорий.

Материалистический подход в его четко выраженной фор­ме характеризуется тем, что пространство и время рассматри­ваются как существующие вне и независимо от сознания, т.е. подчеркивается объективный характер их существования. Дан­ная позиция в значительной мере опирается на взгляды таких выдающихся представителей естествознания, как И.Ньютон (1643—1727) и А.Эйн11п-ейн (1879—1955), а в наиболее полном виде была разработана в марксистской философии, которая, претендуя на научность, уделяет этим вопросам пристальное внимание, в отличие от многих других философских систем, которые относят проблемы пространства и времени к компе­тенции исключительно естественных наук.

В противоположность материалистической точке зрения идеалистические взгляды связаны с отрицанием объективной природы пространства и времени и признанием их зависимо­сти от различных форм сознания, которые так или иначе выс­тупают первопричиной их существования. Например, предста­вители субъективного идеализма (Беркли, Юм, Мах и др.) рассматривают пространство и время как формы индивидуаль­ного сознания. В частности, для Д.Юма (1711—1776) они су­ществуют только в восприятии. «Идея пространства, — гово­рит он, — доставляется уму двумя чувствами — зрением и осязанием, и ничто не кажется нам протяженным, если оно невидимо, неосязаемо... Поэтому у нас только в том случае мо­жет быть идея пространства, или протяжения, когда мы рас­сматриваем ее как объект зрения или осязания». {Юм Д. Трак­тат о человеческой природе. Соч. Т. 1. М., 1966. С. 130—131).

Для И.Канта (1724—1804) пространство и время также

субъективны, но выступают уже как априорные, т.е. данные человеку до опыта формы чувственного созерцания.

Примером решения проблемы пространства и времени, с точки зрения объективного идеализма, является средневе­ковая философия, где Бог, и только он, мыслится вне време­ни и пространства. Они сотворены Всевышним и являются свойством сотворенной им же материи, а потому имеют свое начало — момент божественного творения. Другой пример; в объективном идеализме Г.Гегеля (1770—1831) не нашлось ме­ста для пространства и времени, поскольку философ стре­мился выстроить абсолютную систему знаний, имеющую вневременной, вечный, «чисто логический» характер.

ТеорияСовременные философские представле-

относительностиния о пространстве и времени неразрыв­но связаны с последними достижениями в области естественных и точных наук и подтверждают обо­снованность материалистических и реляционных взглядов на их природу. Так, в соответствии с теорией относительнос­ти Эйнштейнапространство и время существуют не сами по себе, как не существуют и в отдельности друг от друга, а на­ходятся в такой неразрывной связи с материей, что не об­ладают никакой самостоятельностью и выступают как атри­буты единого и многообразного целого. Образуя единый пространственно-временной континуум, они также зависят и от скорости движения материальных тел: при увеличении относительной скорости движения тела его пространствен­ные характеристики сокращаются, а его собственное время замедляет свое течение. Согласуясь с новаторскими идеями Римана, Лобачевского, Гаусса, Пуанкаре,теория Эйнштейнаобо­сновала также неразрывную связь пространства и времени с гравитацией, указав, что пространственно-временные ха­рактеристики меняются в зависимости от взаимного распо­ложения тяготеющих масс, вблизи которых происходит ис­кривление пространства-времени.

В теории относительности время, пространство и движение рассматриваются как атрибуты, основные формы существова

ния материи и, будучи неразрывно связанными с нею, как и сама материя (взятая в отрыве от них), не могут иметь само­стоятельного существования. А мир в целом, пребывающий в постоянном движении, рассматривается как бесконечный в пространстве и во времени. Наиболее четко и доступно эту по­зицию сформулировал сам Эйнштейн. Отвечая на заданный ему вопрос о сущности теории относительности, он сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вме­сте с вещами исчезли бы и пространство, и время». (Цит. по: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997. С. 370).

МногомерностьСовременные естественнонаучные кон-
пространствацепции, развивающие теорию относи­
тельности и рассматривающие в единстве
сильные, слабые, электромагнитные и гравитационные вза­
имодействия, трактуют трехмерность пространства и одно­
мерность времени (его однонаправленность из прошлого в
будущее) лишь как один из возможных случаев бытия мате­
риальных тел и вводят многомерность пространства-време­
ни, допуская существование иных миров наряду с нашей
Метагалактикой. Предполагается, что там пространство и
время могут иметь принципиально иную структуру, иные
размерности и формы.

Пространственно-временные характеристики имеют свою специфику не только на уровне микро-, макро- и мегамира, но и на уровне живой природы, социальной действительности.

С возникновением жизни на Земле возникает особое, биологическое пространственно-временное измерение, находя­щееся как бы внутри пространства-времени неживой при­роды. В этой связи внимание ученых, занимающихся иссле­дованием жизни, привлекла проблема симметричности в живой и неживой природе. Явления симметрии и асиммет­рии живых организмов изучали уже Пастер, Кант, Вернадскийи др. Они выявили, что асимметрия, нехарактерная для не­живой природы, проявляется на молекулярном уровне в

виде «левого» и «правого» в группировках атомов, а на уров­не организмов выражается в их строении и динамике.

Так, В.И.Вернадский(1863—1945) отмечал, что для живых организмов чрезвычайно характерна дисперсность, т.е. резкая отграниченность их от окружающей среды, «в которой они представляют как бы самостоятельные, всегда движущиеся, резко обособленные от окружающего геометрические тела. Как бы особые чуждые мирки... Состояния пространства, за­нятые телами живых организмов, — подчеркивал он далее, — в корне отличны от состояний пространства окружающих их косных естественных тел биосферы. Они создаются в биосфе­ре только из самих себя. Никогда — из косных тел биосферы». {Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 272). Ученый также указывал, что для живого вещества ха­рактерна специфическая (по сравнению с неживой природой) геометрия тел, где прямые линии и плоскости уходят на вто­рой план, а на первый выступают кривые поверхности и кри­вые линии. Он высказал предположение, позже подтвердив­шееся, что правизна и левизна у живых организмов «резко выражены, и их геометрическая и физико-химическая тожде­ственность отсутствует», а «левизна преобладает во внутренней структуре живых тел». (Там же. С. 273).

В процессе функционирования живые тела обнаружива­ют не только отмеченную специфику пространственной организации, но и временные особенности, характерные для протекания внутренних биологических процессов. Речь идет о так называемых «биологических часах», в соответствии с которыми протекают химические реакции, регулирующие приспособляемость организмов к различным ритмам и из­меняющимся факторам внещней среды (смена дня и ночи, времен года, изменение часового пояса, длительности све­тового дня и т.п.). Внутреннее (биологическое) время живо­го организма, попадающего в нестандартные ситуации, сби­вается со своего обычного ритма, но, являясь по сути саморегулирующейся системой, эти «часы» вновь адаптиру­ются к внешнему временному ритму, выступая как бы его составной частью, встроенной во внутрь внешнего времени

Еще более сложная картина простран-

проаранствоственно-временных отношений имеет ме-

сто в социальных структурах. Здесь умест­но говорить уже о социальном пространстве как определенном отношениями человека к миру, исторически обусловленнном особенностями человеческой деятельности и практики. Оно наделено особым человеческим смыслом и как бы вписано од­новременно в биосферное, планетарное и космическое про­странство, выделяясь из него в то же время в виде созданной человеком инфраструктуры, освоенных недр и территорий, ис­пользуемых водных и воздушного океанов, космических про­сторов, ставших в своей совокупности жизненным простран­ством человека. Ори этом пространственные структуры возникают не сами по себе, не хаотично, а являются результа­том объективных процессов эволюции общества и отражают быт и культуру тех или иных народов, их экономический и со­циальный уровень развития, несут на себе печать определен­ного времени. Все это запечатлевается в соответствующей ар­хитектуре, преобразованном ландшафте и т.п., составляющем в итоге так называемую «вторую природу».

СоциальноеСвою специфику имеет и социальное время,

времякоторое, в отличие от биологического и

планетарно-космического, протекает не­равномерно. Начав свой отсчет на заре становления челове­чества, оно на протяжении тысячелетий пребывало в едва ли заметных изменениях, и лишь с первыми ощутимыми при­знаками научно-технического професса, с XVII—XVIII вв., стало заметно набирать обороты. В XX столетии научно-тех­ническая революция буквально «спрессовала» социальное пространство и неимоверно ускорила бег времени, придав взрывной характер развитию общественно-экономических процессов. Планета стала «маленькой» и тесной для человече­ства как единого целого, а время перемещения из одного ее конца в другой теперь измеряется часами (не говоря уже о ско­рости и времени полетов на Луну и к другим космическим те­лам), что было просто немыслимо еще в XIX столетии

Можно говорить и о сложности структуры социального времени, выделяя в нем временную компоненту индивиду­ального бытия конкретных людей, социальных коллективов, отдельных сообществ, наций, государств, всего человечества в конечном счете. Время и темп жизни каждого из них весь^ ма отличны и имеют свою специфику, на что мы только ука­зываем, но не останавливаемся на этом подробно по причи­не краткости данного курса.

Итак, суммируя философские представления о простран­стве и времени и наполняя содержанием эти категории на ос­нове современного естественнонаучного знания о мире, вы­делим в свете сказанного основные свойства пространства и времени. По существу они сводятся к тому, что пространство можно определить как порядок существования, характеризуе­мый протяженностью, однородностью, многомерностью, а вре­мя как порядок следования событий и последовательность, ко­торым присущи длительность, необратимость и изотропность, т.е. равноправность всех возможных направлений.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-18; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты