КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРАВ XX веке в изобразительном искусстве продолжали свое творчество такие представители классического реализма, как И.Е. Репин и В.И. Суриков. Импрессионисты, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега и другие, стремились с помощью игры красок отразить красоту мира в простых, окружающих человека явлениях и предметах. Эти направления, как и постимпрессионизм, предпринимавший попытки как бы раздвинуть горизонты пространства (П. Сезанн), имели немало последователей. В то же время в рамках поиска новых подходов к отражению сущности мира в начале века сложился ряд модернистских направлений изобразительного искусства, оказавших большое влияние на последующее развитие художественной культуры. Одним из новых направлений начала века был примитивизм — попытка увидеть мир как бы детскими глазами, сохранить связь с усложняющейся действительностью, выразить самые общие, всем понятные его черты. В стиле примитивизма на раннем этапе своего творчества писал французский художник А. Матисс, называвший направление своего творчества фовизмом. Кубизм, родоначальниками которого была группа французских художников — П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, Ф. Леже, Г. Аполлинер, М. Жако — стремился передать не облик, а конструкцию, архитектонику предмета. Кубизм, особая форма примитивизма, акцентировавшая внимание на стереометрии предмета, изображала мир в виде взаимосвязанных геометрически правильных фигур. Наибольшую известность приобрел П. Пикассо, создавший в 1937 г. композицию «Герника», посвященную трагедии жителей испанского города, уничтоженного бомбами германской авиации во время гражданской войны в Испании. Типичным порождением начала XX века стал футуризм — творческий стиль, зародившийся в начале века в Италии. Он не только идеализировал то новое, что принесла в жизнь человечества индустриальная эпоха, но и претендовал на создание культуры будущего. Первый Манифест футуризма, написанный писателем Ф.Т. Маринетти в 1909 г., призывал к разрушению «старого мира» и его памятников, воспевал войну, насилие, революцию, достижения техники. Футуристы мечтали не только о новой технике, новых городах, свободно парящих в воздухе, но и о новой расе людей. Художники-футуристы У. Боччони, К. Карр, Л. Руссоло передавали динамику движения, перемен. Руссоло пытался также воплотить футуризм в музыкальном творчестве, создав так называемую музыку механических шумов, используя такие предметы, как гудки, пишущие машинки, счеты и т.д. Футуризм был популярен и в России кануна войны. В частности, одним из приверженцев нового, нетрадиционного футуристического стиля в поэзии был В. Маяковский. Показательно, что футуристы, как правило, поддерживали резкие перемены в жизни общества. Так, Маринетти сблизился с Муссолини, считая фашизм своего рода футуристическим экспериментом, делающим реальным любые утопии. Почти одновременно с футуризмом появляется такое направление художественного творчества, как абстракционизм — создание абстрактных композиций из геометрических форм. Родоначальниками абстракционизма были В. Кандинский, П. Мондриан, К. Малевич, последний определял свое творчество как суперматизм. Они стремились полностью освободить искусство от необходимости отражения реальности, ограничивающей свободу творчества художника. Вершиной абстракционизма принято считать «Черный квадрат» на белом фоне К. Малевича (1913). Некоторые художники, близкие к абстрактному направлению в живописи, экспериментировали с попытками передать цветом и формой музыкальные мотивы (М. Чюрленис, А. Хёльцель). Развитием новаторских, технократических идей в 1920-е гг. стал конструктивизм, пытавшийся максимально сблизить культуру с инженерным творчеством, рационализировать творчество. Конструктивизм впоследствии развился в искусство дизайна. Первая лаборатория дизайна была создана в Германии (школа Бахауз, 1919—1932). Наиболее популярен был конструктивистский стиль в архитектуре, самыми яркими представителями которого были Ле Корбюзье и И. Леонидов. В 1922 г. Корбюзье создал проект «Города будущего» на 3 млн. жителей, лишенного привычного деления на центр и окраины. Идеи конструктивизма состояли в том, что подлинную красоту способен создать только строительный гений человека, организующий пространство более рационально и эстетично, чем природа. Особым направлением конструктивизма стала так называемая тоталитарная архитектура, зародившаяся в Германии. Ее цель состояла в том, чтобы, не останавливаясь перед затратами, увековечить в камне величие новой империи А. Гитлера, потрясти воображение и немцев, и представителей покоренных народов. Идея воздвижения монументальных сооружений, символизирующих достижения СССР, не оставляла и И.В. Сталина, однако ограниченность ресурсов помешала реализации наиболее амбициозных проектов. Пессимизм в отношении реальностей технологизирующегося мира нашел свое выражение в стиле модерн, зародившемся в конце Х1Х-начале XX века в Германии. Его духовным двойником была поэзия символизма. Для модерна и символизма характерно обращение к мистическим, персонифицированным образам природы, символам мрака, ночи и разрушения, выражающим глубинную связь явлений. Модерн, охвативший и живопись, и зодчество, и прикладное искусство, и графику, отрицал традиции Ренессанса и эпохи Просвещения, обращался к основам национальной культуры (нордическо-германской, кельтской, русской). Классическим примером модерна является творчество М. Врубеля, Г. Климта. Индустрия XX века использовала популярность стиля модерн, применяя созданные им орнаменты в предметах широкого потребления, быта, что обеспечило ему долгую жизнь, хотя и привело к творческой деградации. В архитектуре стиль модерн пытался уйти от привычной симметрии технологичных конструкций, создать многообразие форм. Его развитием был стиль неоклассики, воспроизводивший формы средневековой архитектуры. Влияние бурных событий периода первой мировой войны и последующих социально-политических потрясений обусловило наступление нового этапа в художественной жизни, определяемого как неомодернизм. Наиболее скандальную известность приобрел дадаизм, получивший такое название от словосочетания «дада», обозначающего бессвязный лепет новорожденного ребенка. Дадаисты (Т. Тцара, М. Дюшан, К. Швиттерс и другие), считая возникшую цивилизацию омерзительной, отвергали ее основные ценности, в том числе и эстетические. В их творчестве преобладал гротеск, стремление шокировать публику изображением наиболее антиэстетичных, отталкивающих сторон жизни. Гротескные тенденции проявились и в другом течении, скептически воспринимавшем достижения европейской цивилизации, — экспрессионизме, зародившемся в Германии и проявившем себя в живописи, музыке, литературе. Экспрессионизм характеризуется повышенной эмоциональностью, выражающейся через буйство звуков, красок, отрицанием эмпирического, житейского, обыденного опыта, обращением к иррациональности, апокалиптизму. Одним из самых известных представителей экспрессионизма в живописи является М. Шагал. Идеи дадаизма, романтизм экспрессионизма отразились в сюрреализме — культурном течении, зародившемся в 1920— 1930-е гг. Согласно эстетическим воззрениям сюрреалистов, художник, поэт, писатель — бог-творец, созидающий собственный мир — сверхреальность (сюрреальность). Эта сверхреальность неподвластна законам обыденного мира, в ней текучи время и пространство, она иррациональна, символична, открыта грезам, фантазиям, чуду. Самым известным представителем сюрреализма является С. Дали, дань ему отдавали М. Шагал и П. Пикассо. В первой половине XX века возрастающее влияние на тенденции в художественном творчестве стали оказывать национальные традиции регионов, ранее находившихся на периферии развития мировой культуры. Так, в Латинской Америке сложилась самостоятельная школа художников-монументалистов (Д. Ривера, Д. Сикейрос), стремящихся сочетать национальные реалистические традиции (лирический пейзаж, бытовой мотив, правдивый портрет) с показом эпических картин истории, патетики революционной борьбы. В то же время новые течения в изобразительном искусстве проявлялись в небольшой группе стран, они оказывали лишь ограниченное влияние на творчество большинства народов мира. Большое развитие первоначально во Франции, затем и в других странах получило искусство плаката (А. Тулуз-Лотрек, П. Боннар), карикатуры (Ж. Эффель, журнал «Сатирикон» в России). Этот вид живописи непосредственно был связан с текущими политическими проблемами и интересами, обращен к широким массам населения. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ Из Манифеста 20 февраля 1909 г. Ф.Т. Маринетти: «Мы молоды, сильны, живем в полную силу, мы футуристы! А ну-ка, где там славные поджигатели с обожженными руками? Давайте-ка сюда! Тащите огня к библиотечным полкам! Направьте воду каналов в музейные склепы и затопите их! И пусть течение уносит древние полотна! Хватайте кирки и лопаты! Крушите древние города! <...> Не где-нибудь, а в Италии провозглашаем мы этот манифест. Он перевернет и спалит весь мир. Сегодня этим манифестом мы закладываем основы футуризма. Пора избавить Италию от всей этой заразы — историков, археологов, искусствоведов и антикваров <...> Не существует красоты вне борьбы, нет шедевров без агрессивности. Мы на мысе веков <...> Пространство и время умерли вчера. Мы прославляем войну — единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительный жест анархистов, жест, обрекающий на смерть и презрение к женщине <...> Мы будем воспевать рабочий шум, радостный гул и бунтарский рев толпы, пеструю разноголосицу революционного вихря в наших столицах; ночное гудение в портах и на верфях под слепящим светом электрических лун. Пусть заводы привязаны к облакам за ниточки вырывающихся из их труб дыма. Пусть мосты гимнастическим прыжком перекинутся через ослепительно сверкающую под солнцем гладь рек. Пусть пройдохи пароходы обнюхивают горизонт. Пусть широкогрудые паровозы, эти стальные кони в сбруе из труб, пляшут и пыхтят от нетерпения на рельсах. Пусть аэропланы скользят по небу, а рев винтов сливается с плеском знамен и рукоплесканиями восторженной толпы». Из предисловия к первому номеру журнала «Сюрреалистическая революция» Жак-Андре Буаффара, Поль Элюара, Роже Витрака, 1924 г.: «Мы все зависим от милости грез, мы обязаны грезам, ощущая их власть, когда бодрствуем. Это страшный тиран, обряженный зеркалами и вспышками. Что такое бумага и перо, что такое письмо, что такое поэзия перед этим гигантом, который держит своими мышцами мускулы облаков? Вы бормочете что-то запинающимся языком при виде змеи, не ведая о мертвых листьях и ловушках из стекла, вы боитесь за свое состояние, за свое сердце и свои удовольствия, и вы ищете в тени грез математические знаки, которые сделают вашу смерть более естественной. Иные, и это пророки, слепо направляют силы ночи к будущему, заря говорит их устами, и восхищенный мир ужасается или поздравляет себя с праздником. Сюрреализм открывает двери грезы всем тем, для кого ночь слишком скупа. Сюрреализм — это перекресток чарующих сновидений, алкоголя, табака, кокаина, морфина; но он еще и разрушитель цепей; мы не спим, мы не пьем, мы не курим, мы не нюхаем, мы не колемся — мы грезим». Из Второго манифеста сюрреализма А. Бертона, 1929 г. Антология французского сюрреализма: «Проблема социальной активности — это лишь одна из форм более общей проблемы, которой занимается сюрреализм; а проблема эта звучит так: человеческие способы выражения во всех их формах. Тот, кто говорит о выражении, говорит прежде всего о языке. А потому не удивительно, что вначале сюрреализм полагал себя исключительно в сфере языка <...> Логические механизмы предложения оказываются все более и более неспособны сами по себе обеспечить человеку то эмоциональное потрясение, которое лишь одно способно придать его жизни некоторую ценность. И напротив, продукты этой деятельности — спонтанной или еще более спонтанной, непосредственной или еще более непосредственной, продукты, которые сюрреализм предлагает во все возрастающих количествах, то есть книги, картины и фильмы, на которые человек прежде взирал в ошеломлении, теперь эти продукты окружают его со всех сторон, и именно им он с большей или меньшей робостью перепоручает задачу изменения самого способа своей чувственности». Набоков В. Собр. соч.: В 5 т. Т. 3., М.,1997. С.575-576: «Я не вижу какой-либо существенной разницы между абстрактным и примитивным искусством. И то и другое искренне и просто. Естественно, в этих вопросах не следует обобщать — в счет идет только отдельный художник. Если, однако, мы на мгновение примем общую идею современного искусства, нам придется признать, что беда его в том, что оно слишком банально, подражательно и академично. Пятна и кляксы просто-напросто заменили общедоступные красивости столетней давности — изображения итальянских девушек, благообразных нищих, романтических руин и так далее. Но подобно тому как среди этих банальных полотен могло попасться творение подлинного художника, с более богатой игрой света и тени, с какой-то невиданной чертой неистовства или нежности, так и в ряду банальностей примитивного или абстрактного искусства можно наткнуться на проблеск большого таланта».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. В чем состояли особенности отражения мира представителями различных направлений изобразительного искусства, архитектуры? 2. Какие черты отличали модернистское направление в живописи, архитектуре, дизайне? 3. Что такое неомодернизм? Какими течениями он был представлен в 1920—1930-е гг.? 4. Сравните манифесты футуристов и сюрреалистов. Что в них общего, что различного? В чем вы видите принципиальные различия взглядов представителей этих течений в искусстве? 5. Назовите известные вам произведения художников, архитекторов первой половины XX века? Какие из них и почему особенно привлекают ваше внимание? 6. Чем вы объясните активный поиск новых форм отражения мира в художественном творчестве первых десятилетий XX века не только в развитых странах, но и на периферии развития мировой культуры? ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, ТЕАТР, КИНО Большое влияние на литературу XX века оказало оформившееся в прошлом веке направление критического реализма, обращающегося к нерешенным в обществе проблемам, судьбам людей, вырванным обстоятельствами из привычных условий существования. Его развитием стало течение психологического реализма, наиболее яркими представителями которого были У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Г. Бёлль, С. Цвейг, А. Сент-Экзюпери и другие. В центре внимания их творчества — личность, ее судьба в меняющемся мире, внутренний мир, поиск смысла жизни. Их герой — человек ищущий, стремящийся к счастью для других, к возвышенной любви. Главная его победа — над самим собой, героя можно убить, но не победить. Одним из ведущих стало направление интеллектуального реализма, характеризующегося усилением философского, концептуального начала в литературном творчестве. Представители этого направления в различных жанрах (английский писатель и драматург Б. Шоу, английский фантаст Г. Уэллс, чешский фантаст и драматург К. Чапек, немецкий драматург Б. Брехт) показывают, что мир не только губит человеческое в человеке, но и создается человеком как мир бесчеловечный. Особенно ярко эта мысль выступает в произведениях антивоенной направленности английского писателя Р. Олдингтона, немецкого прозаика Э.М. Ремарка, книга которого «На Западном фронте без перемен» была переведена на десятки языков. К интеллектуальному реализму относится творчество А. Франса, Т. Манна, Дж. Голсуорси, Т. Драйзера, С. Льюиса, А. Кронина и других авторов. Их метод — создание произведений, показывающих широкую панораму общественной жизни в ее развитии через описание истории нескольких поколений одной семьи («Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси), биографии вымышленной яркой личности, как в «Американской трагедии» Т. Драйзера. Ряд авторов, как Л. Фейхтвангер, обратились к событиям прошлых веков, стремясь навести читателей на аналогии с наиболее острыми современными им проблемами. Писателям реалистического направления в целом свойственен гуманизм, сочувствие к страданиям людей, негативное отношение к насилию и социальной несправедливости. Многие из них принимали активное участие в социальной благотворительности, политической деятельности, отстаивали идеи активизации социальной политики государства. Новые веяния в области художественного творчества не обошли и литературу. Многие писатели отдали дань авангардизму, который стремился отойти от традиционных сюжетных линий, логики повествования, показать действительность в преломлении сознания. Один из основателей авангардизма, Д. Джойс, использовал метод потока сознания, описывая все случайные переходы мыслей, впечатлений, ощущений. С авангардизмом экспериментировали М. Пруст, А. Жид и другие писатели. Идеи иррациональности мира, бессмысленности попыток понять его, нашли отражение в экспрессионистском направлении в литературе. Так, австрийский писатель Ф. Кафка в своих произведениях показывает мир, в котором за повседневной рутиной жизни действуют обезличенные, враждебные человеку силы. За ними просматриваются контуры бездушной государственной машины. Для экспрессионизма характерен гротеск, отсутствие оптимистической перспективы, показ незащищенности человека, его одиночества. Идея механистического характера государства, чуждости человеку любых общественно-политических институтов, подавляющих индивидуальность, нашла отражение и в таком литературном направлении, как экзистенциализм. Его представители (Ж.П. Сартр, А. Камю) рассматривали личность как абсолютную ценность. При этом, что вообще характерно для авангардизма, у экзистенциалистов отсутствуют привычные для реалистической литературы положительные герои. Люди у авангардистов чаще всего эгоцентричны, враждебны друг другу и обществу. Идеи экзистенциализма стали основой культуры молодежного бунта последней трети XX века. Широкое распространение получили художественные произведения, относящиеся к жанру социальной антиутопии, сочетающей элементы авангардизма и реализма. Английские писатели О. Хаксли (1894—1962), Д. Оруэлл (1903—1950), известный фантаст Г. Уэллс (1866—1946), создатель приключенческо-романтических саг о героях освоения Аляски Дж. Лондон (1876—1916), русский писатель Е.И. Замятин (1884—1937), обращаясь к теме будущего, создали романы-предостережения. Герои их произведений живут в обществе, где получили полное воплощение тенденции, которые уже дали о себе знать в начале века. Власть в этом обществе принадлежит узкой группе элиты, установившей с помощью манипулируемых, малообразованных и интеллектуально ограниченных членов массовых политических партий безраздельный контроль над государством и обществом. «Железная пята» новой олигархии беспощадно искореняет не только инакомыслие, но и стремится в принципе не допустить появления людей, способных к самостоятельному, критическому восприятию реальности. Последствием возникновения такого общества, предостерегал Г. Уэллс, будет полная деградация и управляющих и управляемых. Многие из предостережений авторов социальных антиутопий материализовались в странах, где у власти оказались режимы, установившие тоталитарный контроль над жизнью общества, в первую очередь духовной. В странах, именовавших себя социалистическими, отстаивался принцип партийности литературы. Он означал, что художественное творчество должно служить воспитанию человека, убежденного в правильности политики правящего режима. Социалистический реализм должен был служить показу преимуществ централизованно управляемой экономики, коллективного труда под мудрым руководством партийных чиновников, разоблачать пороки буржуазного общества. Он упрощенно отражал мир, деля его на «своих», коммунистов, революционеров, пролетарские массы, и «чужих». К последним обычно причисляли представителей класса собственников, интеллектуалов, людей, стремящихся к личному успеху и обогащению. Элементы дозированной критики коррупции, бюрократизма, карьеризма допускались лишь в отношении отдельных лиц, принадлежащих к правящей партии, и то при условии, что будет показана нетипичность этого явления. Социалистический реализм предлагал идеалистическую, одностороннюю картину общества, разрывая с традициями критического реализма. Было бы, однако, упрощением рассматривать социалистический реализм только как направление, ориентированное на выполнение определенного идеологического заказа, продиктованного сверху. У его истоков в России стоял М. Горький, который сознательно, исходя из собственных социально-политических убеждений, еще в начале века обратил свой талант в поддержку революционного крыла социал-демократического движения. В странах Запада многие выдающиеся писатели и поэты по разным мотивам пришли к участию в деятельности коммунистического движения, поддержке радикальных, революционных идей. Во Франции это Р. Рол-лан, А. Барбюс, Л. Арагон (ранее приверженец сюрреализма), в Германии — Б. Брехт, А. Зегерс, в Испании — Г. Лорка, в Чили — П. Неруда. Им удалось ввести в литературу образ масс, охваченных единой идеей, порывом, способных как к разрушению, так и к созиданию. Формальные каноны социалистического реализма даже в СССР сложились далеко не сразу. В 1922 г. по распоряжению В.И. Ленина около ста ученых, писателей, поэтов, не принявших Октябрьской революции, не скрывавших своего скептицизма в отношении партии большевиков, были высланы из Советской России. Идея, что искусство должно служить революции, последовательно отстаивалась руководителем Народного комиссариата просвещения А. Луначарским. Государство все более жестко контролировало издательства, типографии, превращая их в общественную (государственную) собственность. Эта же участь постигла киностудии, музеи, выставочные залы, ужесточалась цензура. После этого замалчивать те направления творчества, которые были неугодны властям, стало несложно. В то же время 1920-е и отчасти 1930-е гг. можно охарактеризовать как период поиска новых, послереволюционных форм искусства, творческих исканий, когда жесткие рамки разрешенного и запрещенного еще не определились. Существовало несколько объединений пролетарских писателей. Выделялись направления, определяемые как пролетарский реализм (Ф. Гладков, Ю. Либединский); тенденциозный реализм (В. Маяковский); монументальный реализм (А. Толстой). Продолжали свое творчество столь далекие от социалистического реализма писатели и поэты, как представитель неоромантизма А. Грин, гуманисты М. Булгаков, Б. Пастернак, М. Цветаева, О. Мандельштам и А. Ахматова. Сохранял популярность жанр сатиры (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров). Некоторым писателям, считающимся классиками социалистического реализма (М. Шолохову, А. Серафимовичу, А. Фадееву и другим), удалось создать произведения, отразившие характер эпохи и вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Лишь после принятия постановления правящей партии «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) и кампании массовых репрессий 1930-х гг., унесших жизнь многих представителей творческой интеллигенции, литература и искусство были поставлены под жесткий идеологический контроль Коммунистической партии. В музыкальной жизни начало XX века также ознаменовалось активизацией поиска новых форм, нового стиля, получившего название экспрессионизма. Попытки воплотить в музыке мир подсознательного за счет новых приемов предпринимали известные композиторы И. Стравинский и Б. Бар-ток. Противоположное сюрреализму, видящему в музыке стихийный взрыв эмоций, направление олицетворяли французские композиторы Л. Дюррей, Ж. Мийо, Ф. Пуленк. Они стали основателями стиля музыкального конструирования, отрицающего эмоциональность в музыке. В 1920—1930-е гг. ускорилось формирование национальных музыкальных школ. Мировую известность приобрели Бостонский и Филадельфийский симфонические коллективы. США стали одним из центров музыкальной жизни благодаря творчеству композиторов Д. Гершвина и эмигранта из России С. Рахманинова, дирижеров А. Тосканини и Л. Стоковского. Америка была также родиной джаза — легкой музыки, сложившейся на основе народных ритмов афро-американцев. Джазовые мотивы приобрели общемировую популярность и использовались в творчестве многих композиторов. Театральное искусство в период между двумя мировыми войнами переживало период значительного расцвета. Реалистическая тенденция его развития, связанная с творчеством К.С. Станиславского, получила признание во многих странах мира. Поиск новых форм театрального искусства наиболее полно отразился также в российской театральной школе В.Э. Мейерхольда, немецкой — М. Рейнгардта. Условное, экспрессионистское направление в театральном искусстве было связано с отказом от традиционной трактовки авторского текста, введением новых, символических персонажей, широким использованием нестандартных приемов оформления сцены. С изобретением кинематографа в 1895 г. получил распространение новый вид творчества — киноискусство. Очень быстро кино вышло за рамки создания документально-хроникальных фильмов, и, несмотря на ограниченность технических возможностей, началось создание игровых фильмов. Появилась комбинированная, трюковая, панорамная съемка, съемка крупным планом, значительно расширившие творческие возможности кино. В первых игровых фильмах типичными были жанры мелодрамы и комедии. Артисты М. Линдер (Франция) и Ч. Чаплин (США) приобрели мировую известность. Пригород Лос-Анджелеса в Калифорнии — Голливуд — в начале века превратился в мировую «фабрику грез». В 1920-е гг. киноискусство, особенно в Германии, начинает осваивать экспрессионистский стиль, обращаясь к иррациональным сюжетам, мистике, показу духовного мира душевнобольных, маньяков. Получает распространение и социальная проблематика. Особое внимание ей уделяет советское киноискусство, в частности С. Эйзенштейн, выведший на экран кинематографа народные массы. Новые возможности открылись с изобретением звукового кино в 1930-е гг. В 1933 г. в США был снят первый цветной фильм. По своим творческим возможностям кино приблизилось к театральному искусству, а по обращенности к массовому зрителю превзошло его.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Охарактеризуйте основные направления развития художественной литературы первой половины XX века. Какие произведения отечественных и зарубежных авторов вам известны? 2. Определите общее и различия в критическом и социалистическом реализме. Чем объясняется их различие? 3. Охарактеризуйте основные новаторские идеи в музыкальном искусстве XX века. С именами каких композиторов они связаны? 4. Какие основные тенденции характеризуют развитие театрального искусства первой половины XX века? 5. Какие жизненные проблемы затрагивало киноискусство? Раскройте его роль в духовной жизни общества. 6. Подумайте, можно ли по приведенным в главе данным говорить о взаимовлиянии национальных культур, о развитии мировой культуры? Свой ответ обоснуйте.
|