КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КонсерваторыВласти не жаловали консерваторов в период Великих реформ, однако реакционеры взяли достойный реванш в последние годы царствования Александра II и особенно во время правления «самого русского царя» Александра III. Основные постулаты консерватизма принципиально не изменились во второй половине XIX в. и базировались на известной «уваровской триаде»: православие, самодержавие и народность. Из «теории официальной народности» делались выводы о превосходстве традиционного русского образа жизни (соборность, патриархальность) и общественного устройства (самодержавие, крестьянская община) над европейским, о великой исторической миссии России, о спасительной роли православия. Вполне понятно, что ретрограды, в большинстве своем, весьма настороженно относились к реформам Александра II, считая их недопустимым и опасным отклонением от проверенного столетиями самобытного пути развития России. Катализаторами роста популярности консерватизма в 1870–1880-е гг. можно считать русско-турецкую войну 1877–1878 гг. и подъем революционного движения в 1860 – начале 1880-х гг. Особенно яркими представителями реакционного направления общественно-политической мысли во второй половине XIX в. были: К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский. К.П. Победоносцев с 1880 по 1905 гг. занимал должность обер-прокурора Синода, был воспитателем Александра III и Николая II. Он развивал идею о природном характере русского самодержавия, обрушивался на демократию и парламентаризм, так как эти западные институты способствовали, по его мнению, расколу общества, а также проникновению в политику большого числа популистов, жуликов, демагогов. Особую роль в жизни России Победоносцев признавал за православной церковью, поэтому нетерпимо относился к иноверцам (в первую очередь, к сектантам и евреям). Видный публицист М.Н. Катков был редактором и владельцем журнала «Русский вестник», газет «Современные летописи» и «Московские ведомости». В молодости он придерживался либеральных взглядов и даже участвовал в кружке Н.В. Станкевича, но после польского восстания 1863–1864 гг. резко «поправел» и стал одним из главных проводников идеи насильственной русификации Польши, Украины, Прибалтики и т.д. Идею уникальности русского пути развития, предначертанности его свыше, величия исторической миссии России отстаивали консервативные политические философы К.Н. Леонтьев («Византизм и славянство») и Н.Я. Данилевский («Россия и Европа»).
Революционное движение второй половины
|