Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Иван Шемякин (1877-1953). Один из сильнейших борцов и атлетов начала XX века.




В 1905 году на улицах Парижа красовались огромные афиши, возвещавшие, что "Страшный русский казак Шемякин поднимает одной рукой шесть японцев". Афиши ошибались в одном: хотя Иван и был одет в казацкий костюм, но к этому отважному племени не принадлежал. А вообще-то это было его первое заграничное турнэ, и прошло оно с триумфом. Несколько вечеров подряд он наряду с атлетическими номерами демонстрировал силовой трюк на злободневную тему (ведь в разгаре была русско-японская война), одной рукой поднимал шестерых униформистов, облаченных в японские костюмы. Рукоплескания французов заглушали звуки оркестра.

Родился Иван Шемякин 3-го сентября 1877 года в подмосковной деревне Переделицы. Отец Василий Никитич умер рано, и семья в поисках заработка перебралась в Петербург к дальним родственникам. Вот что рассказал об этом периоде в журнале "Геркулес" сам Иван Васильевич: "Жила наша семья в Петербурге, и все горбом зарабатывали свой хлеб. Народ все был крупный, высоченный - во мне 2 аршина 13 вершков, а я чуть ли не самый низкорослый из нас. Учился на медные деньги в городском училище. Потом стал работать у брата, он был механиком-монтером."

Увлечение цирком началось с пятнадцати лет. Как только завелись деньги, отправился Иван в цирк, взял билеты на галерку и, затаив дыхание, смотрел на выступление легендарного русского силача Павла Ступина, увековеченного художником Кустодиевым в картине "Масленица". Ступин был высокого роста, выступал в крестьянском костюме. Носил на себе лошадь, боролся с медведем, рвал цепи, ломал подковы. Позднее Иван увидал выступления других знаменитых атлетов: Эмиля Фосса, братьев Рассо. И так ему хотелось стать похожим на этих необыкновенных людей!

Шемякин начал тренироваться. Поначалу самостоятельно - с гирями и тяжелыми металлическими заготовками, которые были в мастерской. Затем он пришел в адмиралтейское гимнастическое общество, где занимались только гимнастикой. Увы, тут у Ивана никак не шли упражнения на снарядах, уж очень он был длинный и тяжелый. Но однажды на занятия пришел И. В. Лебедев, в то время уже довольно известный в спортивном мире силач и лучший ученик доктора Краевского. С годами "дядя Ваня" - так любовно называли этого человека москвичи, внес огромный вклад в развитие атлетизма как организатор всевозможных турниров, основатель атлетической школы, главный редактор журнала «Геркулес» и автор первого в России учебника по атлетизму "Тяжелая атлетика" и книги "Сила и здоровье". Лебедев сразу обратил внимание на Шемякина и предложил ему заниматься в кружке у знаменитого доктора Краевского.

На первом занятии Иван смог толкнуть двумя руками штангу всего в 72 килограмма, но это не смутило его. Он стал упорно тренироваться. В ту пору Шемякин работал на Николаевской железной дороге рабочим в вагонных мастерских, а затем проводником. Вот что вспоминал он об этом периоде: "То и дело катаюсь "Петербург - Москва" и обратно. Как стоянка в Москве, иду на московскую атлетическую арену барона Кистера заниматься. В то время в Москве была пора расцвета тяжелой атлетики. Тогда москвичи "резались" на рекорды с петербуржцами. Бывало, приду на арену к Кистору и все дразню москвичей, что наши больше поднимают." В свою очередь Лебедев так вспоминает о Шемякине: "Из длинного-предлинного юноши Шемякин стал уже тогда формироваться в того колосса, каким его видим теперь".

И вот в 1899 году в Михайловском манеже на состязаниях Велосипедно-атлетического общества по гирям он выигрывает первый приз, а затем третий - на чемпионате России. Эти успехи окрыляют Шемякина, и он решает стать профессиональным атлетом. Краевский одобряет его порыв и дарит шаровую штангу и несколько гирь. Вот с этим реквизитом и начал выступать на сцене Шемякин. Он поднимал гири, жал двухпудовые гири на мизинцах, жонглировал ими, держал на себе качели с десятью людьми.

Недолго пришлось ему быть цирковым артистом. Вскоре взяли в армию, в лейбгвардии Преображенский полк, в котором служили только рослые, физически сильные парни. Однажды - это было в 1902 году - Шемякин получил увольнительную. Переодевшись в гражданскую одежду (нижним чинам посещать публичные заведения не разрешалось), пошел в Михайловский манеж, где проходил чемпионат французской борьбы с участием знаменитого Гаккеншмидта. "Русский лев" в этот вечер должен был бороться с Трусовым, но тот заболел и администрация не знала, что делать.

Среди организаторов этой встречи был Лебедев. Он заметил Шемякина и предложил Ивану выйти против Гаккеншмидта. Об этой истории Шемякин рассказывал так: "Предложили мне бороться с Гаккеншмидтом. Во-первых, десятка за выход для солдата - дело хорошее, а во-вторых, решил я Гаккеншмидта "попробовать". Чтобы не узнали меня офицеры-преображенцы, Лебедев по-товарищески вымазал мне волосы жженой пробкой в черный цвет и нарисовал усы и бакенбарды. Вышел я на эстраду и обомлел: прямо на меня мой ротный командир в упор из ложи смотрит. Как уж я на обе лопатки полетел и не помню. Турманом слетел я с эстрады, схватил чье-то штатское пальто и бежать... А в полку получил я тридцать суток ареста. Передавали, будто я так растерялся, что прямо ткнулся моей крашеной головой в лицо Гаккеншмидта, и тот сразу сделался черный, как негр."

Закончив в 1904 году армейскую службу, Шемякин начал работать атлетом у Чинизелли (директор петербургского цирка). Его выступления пользовались огромным успехом. Наряду с атлетическими тренировками он занимался борьбой и вскоре стал одним из сильнейших борцов России. Шемякину предложили контракт на выступления в Европе и Америке. Он дал согласие и отправился на гастроли. Выступал он и с атлетическими номерами, побеждал и на ковре многих борцов с мировыми именами. На Мадридском чемпионате по французской борьбе в 1907 году получил первый приз, а затем в Дюссельдорфе занял первое место и получил звание чемпиона мира.

После триумфальных гастролей Шемякин возвращается в Россию. Теперь он особенно активно выступает с демонстрацией атлетических номеров. Вот как журнал "Геркулес" описывает одно его выступление. "Бенефис Шемякина собрал у нас полный цирк зрителей. Бенефициант работал с гирями, носил по арене шесть человек и в заключение повез телегу с 20-ю пассажирами".

В 1908 году в Петербурге Шемякин показал уникальный силовой номер - на его плече согнули металлическую балку.

По тогдашней традиции участники турниров по французской борьбе в последний день выступали в конкурсах красоты атлетического сложения. Это испытание неизменно вызывало живой интерес у публики и проходило в раскованной, демократичной атмосфере. В жюри приглашались журналисты, а также несколько зрителей. Конкурсанты соревновались в позировании, в "игре мышц", в мощи бицепсов и брюшного пресса. Иногда участники разыгрывали сцены из античной жизни. На этих конкурсах обычно побеждал Константин Степанов, которого за красоту фигуры и артистизм звали "Аполлоном XX века". Но срывал аплодисменты и Шемякин, у которого тоже была красивая фигура.

Не лишне отметить, что отныне Шемякин выступает только в России. Вот как он пишет в своих воспоминаниях об этом периоде: "В 1908 году приехал я в Петербург к моему прежнему учителю И. В. Лебедеву, да так и остался в России. Родной северный климат дал мне много новых сил, и я окончательно вошел в спортивную "форму". И не тянет меня за границу. Вот только хотелось бы одним глазом посмотреть на бой быков в Мадриде, да как выйдешь на крыльцо своего домика, сядешь на ступеньки и невольно сам себе скажешь: "Нет, длинный, порыскал по белу свету, а все же лучше, чем дома, тебе нигде не было. Никуда я за границу больше не поеду".

В 1913 году, участвуя во всемирном чемпионате, проходившем в Петербургском цирке "Модерн", Иван Шемякин победил знаменитого Ивана Заикина, и мощного, злого на ковре, Николая Вахтурова и занял первое место.

В 1916 году Шемякин был призван в действующую армию. Был ранен в ногу. После лечения поехал в Полтаву, стал усиленно тренироваться и снова приобрел прежнюю силу и ловкость. Участвует в турнирах по французской борьбе, выступает с атлетическими номерами. Многих борцов с мировым именем побеждал Шемякин, но встречи с Иваном Поддубным всегда оканчивались вничью.

Этот чемпион выступал в цирке до 1941 года. Вел тренерскую работу, читал лекции по физическому развитию в клубах. До последних дней Шемякин обладал большой физической силой и не прекращал атлетических тренировок.

Сын знаменитого силача Якубы Чеховского, Даниил Яковлевич, хорошо знавший Шемякина и в последний раз посетивший его в Полтаве в 1952 году, пишет: "Осенью, возвращаясь из Крыма, я с семьей заехал в Полтаву навестить Ивана Васильевича. Два дня пролетели незаметно. Шемякин вспоминал о былых баталиях на ковре, молодость, друзей. До сего времени занимается с гантелями и гирями. Занимается и по системе Анохина. Он был бодр и энергичен". Умер Шемякин в 1952 году.

Антропометрические данные Шемякина:

  • рост - 193 см
  • вес - 120 кг
  • окружность грудной клетки при вдохе - 134 см
  • бицепс - 45 см
  • бедро - 70 см
  • голень - 45 см

Несмотря на высокий рост и большой вес, у Шемякина была красивая фигура, он был ловок в борьбе, а труднейшие атлетические номера выполнял легко и изящно. Среди многочисленных наград за победы на ковре у Шемякина есть две интересные награды за атлетические рекорды: одна - медаль имени "Отца русской атлетики" доктора В. Краевского и другая - имени литератора и старейшего русского атлета В. Гиляровского.

Петр Крылов - профессиональный русский атлет и борец, выступавший на аренах цирков под именем «Король гирь»

Петр Крылов (1871-1933) – замечательный профессиональный атлет и борец, выступал в начале нашего века на аренах цирков под именем «Король гирь».

Родился Крылов в Москве в семье служащего. Отец его был большим поклонником спорта. В детской висели кольца, на которых Федот Крылов выполнял довольно сложные упражнения. Маленький Петр старался во всем подражать отцу, а тот всячески поощрял увлечение сына спортом. Как и все его сверстники, Петр любил играть в подвижные игры, лазал по деревьям, запускал змея, боролся, с упоением читал Фенимора Купера, Майна Рида, Жюля Верна. Мечтал стать путешественником. Учась в гимназии, все вечера проводил в цирке, где с восторгом следил за выступлением силачей и борцов. Его кумиром был атлет Эмиль Фосс, манеру работы которого он перенял впоследствии. Эмиль Фосс выходил на арену в шелковом трико и леопардовой шкуре. Начинал выступления с поднятия гирь на бицепсы, затем переходил к жонглированию двух- и трехпудовыми гирями. После этого Фосс брал цепь и давал ее осмотреть зрителям, потом рвал цепь руками. Вторую цепь, с помощью желающих из публики, обвязывал вокруг груди и, сделав глубокий вздох с последующим напряжением мышц спины и груди, рвал ее. Следующим номером было упражнение с шестипудовой шаровой штангой с такими толстым грифом, что ни один из желающих из публики не мог даже оторвать ее от пола. Фосс легко брал штангу на грудь, а затем выжимал вверх.

В заключение атлет носил на 4,5-пудовой штанге несколько человек. После атлетических выступлений силач вызывал желающих бороться с ним на поясах. Про него ходили всевозможные легенды. Вот одна из них. В Риге от пристани отправлялся пароход «Омнибус», на котором уезжали товарищи Фосса по цирку Чинзелли. Разговаривая с отъезжающими, Фосс вошел вслед за ними на палубу. В это время пароход стал отходить. Тогда атлет, перегнувшись за борт, ухватился за торчавший шести притянул судно ко берегу. Затем сошел с парохода.

С горящими глазами Петр и его друзья рассказывали друг другу подобные случаи из жизни знаменитого атлета, а когда наступал вечер, снова шли в цирк на галерку. Для них галерка имела свои преимущества: билеты стоили дешевле, а информацию о борцах можно было получить более подробную. Петр решил стать цирковым артистом. Первые тренировки начал дома с утюгами, которые он привязывал к половой щетке. Затем стал заходить в лавки к мясникам и пробовал поднимать настоящие гири.

Однако наступила пора приобретать специальность. Петр попадает в Петербург, где заканчивает мореходное училище, и потом в качестве штурмана совершает путешествие в Индию, Китай, Японию, Англию. Все это время он упорно тренировался с гирями, которые возил с собой. Во всех портах, куда заходил корабль, Крылов посещал атлетические клубы, где боролся с местными борцами. Часто на палубе устраивал представления: жал двойники (двухпудовые гири), разводил их в стороны, жонглировал ими, крестился двухпудовкой.

После трехлетнего плавания он едет в Москву за новым назначением. Но любовь к цирку взяла верх, и Крылов решает стать профессиональным атлетом. Первое время тренируется в атлетическом кабинете Сергея Ивановича Дмитриева-Морро. Сам Дмитриев-Морро – художник-ювелир фирмы «Лурье» - был первоклассным атлетом. В 1895 году Сергей Иванович выпросил у хозяев разрешения тренироваться в помещении угольного склада. Он оборудовал там спортивный зал, и эта атлетическая арена стала центром любительского спорта в Москве. Здесь Дмитриев воспитал таких первоклассных атлетов, как А. Бухаров, С. Осипов, И. Пименов. Личные рекорды Дмитриева следующие: толчок двумя руками – 150 кг, толчок правой рукой – 100 кг, толчок левой – 106 кг.

Вскоре и Крылов соорудил спортзал у себя в подвале. Купил штангу, гири и продолжал тренировки уже самостоятельно. Почувствовав себя подготовленным, Петр отправился устраиваться на работу. Вот как он писал об этом периоде: «Колебался я недолго, и 25 апреля 1895 года уже стоял в балагане Лихачева на Девичьем поле и показывал директору мои бицепсы объемом в 41 сантиметр. Пощупал меня со всех сторон Лихачев и произнес, почесывая в затылке: «65 целковых в месяц, мусью, и чтобы ежеден несколько раз работать». Пожал я руку этому моему Барнуму в сером пиджаке, лакированных сапогах и красном галстуке «бабочке», - и наше соглашение состоялось. Поехали мы с ним в провинцию – по мелким ярмаркам и по садам. Чуть ли не каждый час приходилось мне работать, то ворочая гири, то борясь на поясах с любителями. Бывало, еще не успеешь отдохнуть и напиться чайку, как опять заливается колокольчик перед дверью балагана, и осипший голос начинает выкрикивать: «Пожалуйте в театр живых чудес… Между прочими чудесами сказочный богатырь Петр Федотович Крылов, уроженец города Москвы, покажет необычайные чудеса своей силы». Ну и опять ворочаешь штангу на сцене, которая ходуном ходит, ибо сколочена она из барочного теса».

Крылов всегда работал с тяжестями предельного веса, он не терпел никакого обмана. Следует сказать, что зрители балаганов любили потрогать гири или цепи, с которыми выступал силач, чтобы убедиться, что они натуральные. Иногда из публики выходили такие силачи, что победить их было очень трудно. Вскоре имя Крылова становится известным, и его начинают приглашать многие владельцы балаганов.

Два года проработал в балаганах Петр Крылов. За это время освоил много трюков, которые пользовались большой популярностью у зрителей: рвал цепи, из полосового железа завязывал «галстуки» и «браслеты», поднимал лошадь со всадником, стоявших на платформе, выжимал штангу, в полых шарах которой помещалось по человеку, ломал подковы, гнул монеты, делал растяжку с четырьмя лошадьми. Особенно хорошо Крылов управлялся с гирями, ни один атлет того времени не мог сравниться с ним в демонстрации трюков с этим классическим спортивным инвентарем русских силачей.

Потом начал выступать в цирке Камчатского, а затем в цирке Боровского, с которым в течение трех лет объездил всю Сибирь. Показывая атлетические номера, Крылов их весело комментировал. «По отзывам публики, мои реплики всегда отличались убедительностью, - вспоминал Крылов. – Например, когда я разбивал камни кулаком, то неизменно обращался к публике с такими словами: «Господа, если вы думаете, что в этом номере есть фальшь, то могу разбить этот камень кулаком на голове любого желающего из публики… Милости прошу желающих на арену!»

И еще об одном случае рассказывал Крылов: «Выхожу на арену, публика меня принимает с азартом, но вдруг слышу, что из первого ряда господин какой-то в чиновничьей фуражке и довольно мозглявого вида, говорит своей соседке: «Не понимаю, как можно приветствовать в наш просвещенный век грубую силу. Это просто бык какой-то!» Посмотрел я на него, остановил оркестр рукой и говорю публике: «Господа, вот этот господин говорит, что я бык… Хотя я человек интеллигентный, но работаю на арене потому, что люблю силу… А в общем нахожу, что лучше быть сильным быком, нежели слабым ослом, хотя и в чиновничьей фуражке, как сей субъект». Что тут поднялось в цирке – описать трудно! Аплодисменты без конца. Господин, которого я обозвал «ослом», вломился в амбицию и полез на арену объясняться, но тот час же был мною взят за шиворот и посажен обратно на место. В итогу – скандал, протокол и т.д. Но уж характер у меня такой, что «миндальничанья» на арене я не признаю. Да и где тут было учиться всевозможным этикетам, когда почти каждый день боролся в Сибири с такими типами, что разве только им на большой дороге настоящее место».

В старом цирке, как мы уже говорили, атлеты часто предлагали желающим из публики повторить тот или иной трюк. На один из таких вызовов Крылова откликнулся знаменитый польский силач чемпион мира по французской борьбе Станислав Збышко-Цыганевич. Этот атлет отличался мощной фигурой и колоссальной силой. При росте 175 см он весил 112 кг, окружность грудной клетки – 130 см, окружность бицепсов – 50 см, окружность бедра – 72 см.

Первым в состязании выступил Крылов. Он выжал две гири по 40 кг каждая, затем опустил прямые руки в стороны, держа гири телами вниз, продержал этот вес несколько секунд и снова поднял руки вверх. После чего проделал этот трюк одной рукой с гирей весом в 52 кг. Потом 5 раз выжал 120 кг и толкнул штангу весом в 137,6 кг. Последним номером было так называемое «доношение». Крылов выжал левой рукой две гири по 40 кг каждая, затем правой поднял с пола гирю весом в 48 кг. Взял ее на бицепс и выжал вверх. На арену вышел Збышко-Цыганевич, но смог повторить только номера со штангой: жим и толчок.

Крылов принимал участие и в чемпионатах французской борьбы, которая была очень популярна в начале века. В этих чемпионатах он завоевывал призовые места. Участвовал и в конкурсах на лучшую атлетическую фигуру и неизменно получал первые призы.

Наряду с атлетическими выступлениями и схватками на ковре Крылов делился своим опытом с молодежью, был страстным пропагандистом атлетического спорта. Тренировался по собственной системе. В журнале «Геркулес» за 1914 год опубликована статья Крылова с описанием его тренировок: «Я приведу описание моего тренировочного дня, - это может пригодиться моим молодым собратьям по гиревому спорту для выработки каждым из них индивидуальной для себя системы тренировки. Проснувшись, я беру воздушную ванну в течении 10 минут, затем тяну резину (короткая растяжка из шести резин), тяну перед собой, над головой, из-за спины, каждой рукой отдельно и т.д. делаю отжимания в упоре лежа на полу на всей ладони или на пальцах до 100 раз. Бегаю минут 15-18. Прыгаю «лягушкой»: короткие прыжки на носках, с глубоким приседанием. Беру душ или обтираюсь холодной водой. Через полчаса завтракаю: яйца, два стакана молока и один стакан жидкого, очень сладкого чая. Гуляю. Обед в 5 часов. Через два часа после обеда тренируюсь с тяжелыми гирями: выжимаю или толкаю (через день) штангу в 5 пудов, стоя и лежа по 50 раз (пять по 10 выжиманий). Выжимаю двойники 50 раз (та же пропорция). Приседаю с пятипудовой штангой на всей стопе 100 раз, а затем хожу с тяжелым человеком на шее взад и вперед по лестнице. Кончаю тренировку упражнениями с гантелями весом в 20 фунтов (8 кг), для бицепсов складываю две гантели вместе. После тренировки принимаю душ и иду гулять. Когда я тренировался на рекорды, то брал всегда «на разы» очень небольшой вес: двумя руками 4,5 пуда, одной – 3 пуда. Тяжелый же вес брал только один раз в неделю. Что касается моего пищевого рациона, то прежде я ел много мяса, а теперь налегаю главным образом на овощи и фрукты и считаю это полезнее. Особенно люблю печеный (по-пастушески) картофель. Абсолютно не курю».

Крылов обладал редкой по рельефу и объему мускулатурой. Вот его антропометрические данные: рост – 170 см, вес 88 кг, окружность грудной клетки – 123 см, бицепс – 46 см, шея – 47 см, предплечье – 35 см, бедро – 67 см.

Он установил несколько мировых рекордов по тяжелой атлетике. Личные рекорды Петра Крылова: жим левой рукой – 114,6 кг, жим левой рукой двухпудовой гири – 86 раз, стоя на борцовском мосту, выжимал двумя руками восьмипудовую штангу, разводил прямые руки в стороны, держа в каждой гирю весом в 41 кг. Последние выступления его были в возрасте 60 лет.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты