КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аналитическая философия. Интегральный подход К.Уилбера. Философия телесности и психосоматическая медицина.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — расплывчатый и многозначный термин, служащий чаще всего для обозначения определенного стиля философствования. Словосочетание А. ф. создает впечатление, будто это некое философское направление, некая философская школа, существующая наряду с материализмом, позитивизмом, феноменологией и т.п. Однако это впечатление обманчиво, ибо философы-аналитики могут принадлежать к самым разным философским течениям, направлениям, школам: быть материалистами, идеалистами, позитивистами, рационалистами или эмпириками. Философы-аналитики могут рассматривать самые разные философские проблемы — от вопросов онтологии и теории познания до вопросов эстетики и политики. Поэтому А. ф. характеризуется не позициями или точками зрения, не кругом рассматриваемых проблем, а, скорее, особым подходом к обсуждению и решению этих проблем специфическим стилем философствования. Основные черты аналитической философии: 1) Наиболее важной чертой аналитического подхода является стремление к доказательности и обоснованности высказываемых утверждений. Очень часто философ-аналитик опирается на теорию доказательства, разработанную современной логикой, и обращает особое внимание на логические схемы рассуждений и непротиворечивость своих построений, Однако рациональное обоснование утверждений далеко выходит здесь за рамки дедуктивной логики и может включать в себя ссылку на факты или на данные науки, на совместимость выдвигаемых положений с какими-то признанными утверждениями, на взаимосвязь утверждений и на целостность всей системы. Обоснование или опровержение каких-то положений занимают столь большое место в аналитической философии, что основным результатом аналитического исследования часто является нахождение нового аргумента в защиту какой-то позиции или, напротив, для ее опровержения. С этой точки зрения предшественниками аналитической философии были Декарт и Бэкон, Локк и Лейбниц, Юм и Кант, Больцано и Милль.
2) Вторая особенность аналитического стиля мышления состоит в пристальном внимании к используемому языку. Этот «лингвистический поворот» ясно обозначился у Г. Фреге, Б. Рассела и Дж. Мура. Символической датой рождения А. ф. можно считать 1879, когда была опубликована работа Фреге «Begriffsschrift», в которой он предложил новый символический язык для более точного выражения мысли. В аналитической философии язык считается не только важнейшим средством исследования и выражения его результатов, но и предметом философского анализа. Напр., представители логического позитивизма главную задачу философии видели в анализе языка науки. Л. Витгенштейн в поздний период своего творчества полагал, что все философские проблемы порождаются в результате злоупотребления языком и могут быть решены за счет уточнения употребления языковых выражений. И хотя представители аналитической философии второй половины 20 в. уже не считали язык основным предметом своего рассмотрения, тем не менее внимание к языку, к точности и ясности понятий остается характерной особенностью аналитического направления.
3) Можно было бы сказать и так, что аналитическая философия отличается тем, что она выражает свои идеи предложениями, а не текстами. Аналитический философ стремится к тому, чтобы каждое его предложение имело точный и ясный смысл и было рационально обосновано, чтобы между высказываемыми им предложениями существовали определенные логические связи, чтобы вся совокупность его предложений была внутренне непротиворечивой. Это отличает А. ф., напр., от философии Ницше, Бергсона, Ясперса и Хайдеггера, от философии французского постмодернизма. Философы последнего типа создают тексты. Отдельные их предложения, вырванные из текста, часто не имеют никакого смысла. Идеи внушаются читателю именно всем текстом, а не выражаются отдельными предложениями.
4) Стремление к точности выражений и к рациональному обоснованию выдвигаемых положений лежит в основе некоторых других, быть может не столь важных, особенностей аналитической философии. Ее представители часто проявляли и проявляют интерес к логике и логической семантике. Многие из них интересуются теориями значения языковых выражений, проблемами синонимии, дихотомии аналитического—синтетического, связью языка и мышления и т.п. Здесь они вступают в тесный контакт с лингвистами и психологами. Аналитическая философия всегда ориентировалась на науку и на научные способы обоснования. Поэтому почти все представители философии науки от Э. Маха до П. Фейерабенда принадлежат к аналитическому направлению. Аналитические философы стараются избегать спекулятивных, бездоказательных построений, опирающихся на эмоции, на идеологические или политические соображения.
Исторический очерк. Иногда аналитическую философию определяют «остенсивно» — посредством указания на философов, работам которых присущи перечисленные выше черты. Большинство исследователей склоняются к мысли о том, что аналитический способ философствования в узком смысле этого слова возникает в трудах Г. Фреге, Б. Рассела и Дж. Мура. Фреге предпринял анализ языка математики и логики, предложил теорию значения языковых выражений, сохранившую свою ценность до наших дней, выдвинул программу выведения математики из немногих аксиом логики. Рассел создал теорию дескрипций, позволившую устранить из числа имен выражения, относящиеся к несуществующим объектам, такие как «Пегас» или «Нынешний король Франции». Мур развил тезис о том, что проблемы этики могут быть уточнены и решены в значительной мере с помощью уточнения используемых в этике понятий. С творчеством Рассела и Мура связано возникновение двух направлений в античной философии — опирающегося на формальные языки символической логики и опирающегося на анализ обыденного, повседневного языка. Следующей важной вехой в развитии античной философии была деятельность Венского кружка (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Фейгл ь, О. Ганидр.), Общества эмпирической философии в Берлине ( Г. Рейхенбах, В. Дубислав, К. Гемпель, К. Греллинг и др.) и Львовско-Варшавской школы (Я. Лукасевич, А. Тарский, К. Айдукевич и др.). Представители этих трех философских центров работали в тесном контакте. Их главным печатным органом в 30-е гг. был журнал «Erkenntnis» («Познание»), пользовавшийся большой популярностью в Европе. Они организовали ряд международных конференций, способствовавших распространению их идей. Основной задачей философии представители логического позитивизма (так стали называть это направление) считали логический анализ научного языка, очищение его от псевдопредложений, эмпирическое обоснование научного знания. Важное место в их деятельности занимала борьба с традиционной философией, которую они подвергли резкой критике за спекулятивность и даже бессмысленность многих построений. Благодаря их многолетней деятельности в 50-е гг. внимание к языку, к ясности, точности и обоснованности философских утверждений стало почти повсеместным. Новый период в развитии античной философии был связан с деятельностью философов Кембриджского и Оксфордского университетов в Англии в 50-е г г. Для позднего Витгенштейна, Дж. Остина, Г. Райла, Дж. Уиздома характерно обращение к анализу обыденного языка. Практически все они в той или иной форме выражали одну основную мысль: большинство философских проблем возникает вследствие неряшливого употребления языка, поэтому установление точного значения слов и правил их употребления способно оказать существенную помощь в их решении. Основная задача философии заключается в том, чтобы вскрывать и устранять злоупотребления языком. В то же время в США У. Куайн, Н. Г у д м е н, М. Блэк, У. Селларс подвергли критике основоположения логического позитивизма и внесли в аналитический подход прагматистскую струю. В частности, Куайн подверг критике дихотомию аналитического—синтетического, эмпирический верификационизм, понятие синонимии. Наши высказывания, с его точки зрения, предстают перед судом чувственного опыта не в отдельности, а как целостная система. Выбор между системами утверждений, в равной мере совместимых с эмпирическими данными, может быть осуществлен только на основе прагматических соображений. Английские аналитики и критика логического позитивизма Куайном оказали большое влияние на следующее поколение философов-аналитиков. Следует заметить, что и в философии науки в этот же период произошел отход от модели науки и ее развития, разработанной в логическом позитивизме, и замена ее новыми моделями. Здесь в первую очередь следует назвать К. Поппера и Т. Куна, работы которых были в центре внимания философов науки в 60—70-е г г. Одновременно новые идеи в понимании научного знания были высказаны в работах Н. Хэнсона, Э. Нагеля, Дж. Агасси, С. Тулмина, И. Лакатоша, П. Фейерабенда. Хотя для перечисленных философов не было характерно внимание к анализу языка, тем не менее они безусловно принадлежат к аналитическому направлению. В последней четверти 20 в. происходит сближение логического и лингвистического анализа. Появление и широкое распространение компьютерных систем вызвало необходимость логического моделирования естественного языка и разработку соответствующей формальной техники. Постепенно происходит переход от анализа языка к обсуждению вопросов, возникающих в связи с тем или иным пониманием взаимоотношений языка и мышления, а затем — к анализу сознания и к обсуждению проблемы духовного-телесного. В обсуждении этих проблем принимали участие такие философы, как Я. Хинтикка, С. Крипке, Дж. Фодор, Д. Дэвидсон, М. Даммит, Р. Монтегю, Д. Льюис, X. Патнэм и др. В настоящее время аналитический стиль мышления распространился практически на все области философии, и философы-аналитики рассматривают как традиционные эпистемологические проблемы, так и проблемы политической философии, философии истории, философии религии и т.д. Психосоматическая медицина. (Психосоматика) Психосоматика (др.-греч. душа и тело)— направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. В рамках психосоматики исследовались и исследуются связи между характеристиками личности (конституциональные особенности, черты характера и личности, стили поведения, типы эмоциональных конфликтов) и тем или иным соматическим заболеванием. Популярно мнение (в том числе в альтернативной медицине), что все болезни человека возникают по причине психологических несоответствий и расстройств, возникающих в душе, в подсознании, в мыслях человека. Наиболее изучены психологические факторы следующих заболеваний и симптомов: бронхиальная астма, синдром раздраженной толстой кишки, эссенциальная артериальная гипертензия, головная боль напряжения, головокружения, вегетативные расстройства типа панических атак (часто называемые «вегетососудистой дистонией»).Соматические заболевания, обусловленные психогенными факторами, называют «психосоматическими расстройствами».В последние годы в ветеринарной медицине, благодаря появлению новых методов исследования, стала развиваться отрасль, названная ветеринарной психоневрологией, исследующая системные взаимосвязи между деятельностью нервной системы как единого целого и другими органами и системами. Значительную часть этой дисциплины составляет исследование психосоматики. Ещё в греческой философии и медицине была распространённой мысль о влиянии души и духа на тело.Одним из первых термин «психосоматический» в 1818 году использовал врач Иоганн-Христиан Гейнрот (Хейнрот, Heinroth). А в 1822 году Якоби (Jacobi) дополнил эту область понятием «соматопсихический».В наше время этот подход получил широкое распространение в 20-50-х годах XX века. В области психосоматической медицины работали Ф. Александер, С. Джелифф, Ф. Данбар, Э. Вейсс, О. Инглиш и др.В 1939 году в США началось издание журнала «Психосоматическая медицина». В 1950 году было создано Американское психосоматическое общество. Зигмунд Фрейд исследовал психосоматические заболевания, что сформировало его теории о бессознательном уме и вытеснении. Многие известные заболевания были ранее классифицированы как «истерические» или «психосоматические», например, астма, аллергии, мнимая беременность и мигрени. По поводу некоторых заболеваний ведутся споры, включая химическая чувствительность, синдром войны в заливе и синдром хронической усталости. Некоторые люди полагают, что стигматы — это психосоматическое заболевание, основанное на отождествлении с библейскими мучениями Христа. Термин «психосоматический» приобрёл негативное значение в современной медицине, потому что его путают с симуляцией, психическим расстройством или откровенным мошенничеством. Психосоматическую боль трудно отличить от состояний, указанных выше, но настоящая психосоматическая боль вызвана скорее бессознательным умом, чем симптомами болезни или ранения. Психосоматическое заболевание может появиться в результате проблем во взаимоотношениях, стресса или других нефизиологических причин, часто вызванных внешними факторами или людьми Заключение В современной философии наблюдается сдвиг в сторону духовной проблематики, появляется много работ этического и эстетического содержания. Возрастает значимость аналитических и рационалистических тенденций. Дальнейшее развитие получают неоклассические тенденции, сохраняя преемственность классической философии. Все более продуктивным становится диалог различных философских направлений.Современная философия состоит из направлений, которые взаимно дополняют друг друга. Феноменология рассматривает специфику «работы» сознания человека. Человек образует смысл (эйдос) не на пустом месте, а благодаря исходным созерцаниям. Созерцание обогащается смыслами и только после этого эйдос возвращается к предмету, что означает сохранение полноты жизненного мира. Герменевтика озабочена пониманием бытия человека в мире. В современной философии культивируются две формы философской герменевтики – герменевтика сознания и герменевтика бытия. Согласно герменевтике сознания, понимание – это вживание в психологический мир другого, форма сопереживания. Согласно герменевтике бытия, понимание – это смысл человеческого опыта, который реализуется в делах и языке индивидуумов. Философы- аналитики интерпретируют мир на основе анализа языка. Несмотря на то, что нормы и идеалы позитивистского философствования изменялись весьма существенно, незыблемыми остаются требования мыслит ясно, разумно, рационально, максимально аргументировано и доказательно с учетом всех тонкостей языковой сферы. По мере развития аналитизма нарастают определенные тенденции, обзор которых дает представление о будущем философии. Постмодернисты деконструируют устойчивые структуры и тексты. Постмодернизм завоевал себе место в искусстве. Постепенно он проникает в мир науки и техники, прежде всего туда, где имеет место многозначность. Конец XX и начало XXI века отмечены ростом интереса к натурализму как способу научной интерпретации всех важнейших проблем и реальностей, составляющих предмет философского исследования, в том числе и мира чисто человеческих ценностей. Появилось и приобретает многочисленных сторонников новое течение биофилософия, как целостное единство трех составных частей: философии биологии, философии жизни и соответствующей им аксиологии (оценочное отношение к философии биологии и философии жизни). Рассмотренные направления современной философии хотя и являются основными, но в тоже время они далеко не единственные в мире философской мысли, поскольку многообразие знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров, создание целостного образа современного мира не подвластны только отдельным мыслителям или направлениям, существует большое множество иных подходов к философскому объяснению великого многообразия мира. Список литературы: 1. Соловьев В.С. Смысл любви. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 513. 2. Кант И. Конец всего сущего // Трактаты и письма. М., 1980. С 289 - 290. 3. Лосев А.Ф. Вступительная статья к первому тому сочинений Платона // Платон. Соч.: 1968. Т. 1. С. 70. 4. HeideggerM. Holzwege. Frankfurt / М. 1963. S 282. 5. Dilthey W. Texte zur Kritik der historischen Vernunft. Gцttingen. 1983. S. 61. 6. Jaspers K. Allgemeine Psychopathologie. 1965. S. V. 7. Jaspers K. Einfьhrung in die Philosophie. Mьnchen, 1981. S. 50. 8. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 372. 9. Jaspers K. Ьber Bedingungen und Mцglichkeiten eines neuen Humanismus, “Reclam”. Stuttgart, 1951. S. 26. 10. Jaspers K. Allgemeine Psychopathologie. Ein Leitfaden fьr Studierende. Berlin, 1913. S. 14. 11. Ibid. S. 16. 12. Цит. по: B.Gaebler. Erklдren oder Verstehen? Karl Jaspers als Initiator bedeutsamer Neuansaetze in der Psychiatrie // H.-M. Gerlach: Existenzphilosophie – Karl Jaspers. Berlin, 1987. S. 114. 13. Jaspers K.The Nature of Psychotherapy. A Critical Appraisal. Chicago, 1964. P. 6. 14. См.: Existential-phenomenological alternatives for psychology. N.Y., Oxford Univ. Pr., 1978. 15. Jaspers K. Allgemeine Psychopathologie. S. 641. 16. Kondrau G. Einfьhrung in die Psychotherapie. Geschichte, Schulen, Methoden, Praxis. "Fischer", Frankfurt a.M., 1989. S. 205–207. 17. Собрание сочинений. Т. 3 (1). Логические исследования. Т. II (1) / Перев. с нем. В.И. Молчанова. — М.: Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2001. 18. Логические исследования. Том I. Пролегомены к чистой логике / Пер. с нем. Э. А. Бернштейна под ред. С. Л. Франка. Новая редакция Р. А. Громова. — М.: Академический проект, 2011.
19. - Философия как строгая наука. — Новочеркасск: Сагуна, 1994. (Сборник, включающий: «Логические исследования. Т. 1»; статью «Философия как строгая наука»; доклад «Кризис европейского человечества и философия»; главы из книги «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология».)
20. - Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. / Пер. с нем. Д. В. Скляднева. — СПб.: Владимир Даль, 2004.
21. - Философия. / Под ред. В.Д. Губина. – М., 2008.
22. - Введение в философию / Фролов И.Т. и др. – М., 2007
23 Гуссерль Э. Философия как строгая наука.1911 – 2000
24 Фихте И.Г. Основа общего наукоучения. 1795 - 1993
Интернет-источники: http://dic.academic.ru www.philosophi-terms.ru http://platonanet.org.ua filosof.historic.ru
Абсолютный идеализм - разновидность объективного идеализма, исходящая из ложного положения о существовании абсолютной идеи.
Антропология— совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - Совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов.
БЫТИЕ – филос. категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.
ГНОСТИЦИЗМ - (от gnostikos — познающий) — общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы восточной мифологии, и ряда раннехристианских учений и сект.
Идеализм — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи.
ЛИЧНОСТЬ — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. ЛОГИКА (греч. logos - слово, рассуждение, понятие, разум) - наука о формах, законах и методах познавательной деятельности; способность правильно (логически) мыслить.
Материализм— философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.
Метафизика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
НЕОПОЗИТИВИЗМ - па-радигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания.
Объективный идеализм - одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало ("идея", "мировой разум" и т.п.).
ОНТОЛОГИЗМ - философская система, согласно которой достижение человеком знания возможно благодаря интуитивному познанию Бога и целостному вхождению познающего человека в существующее.
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ - изложение научного вопроса в общедоступной форме.
Разум — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения.
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
ФЕНОМЕН (греч. phainomenon — являющееся) — понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ- вначале, одна из филос. дисциплин, позднее - идеалистич. филос. направление, стремившееся освободить филос. сознание от натуралистич. установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собств. области филос. анализа - рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные хар-ки, изначальные основы познания, человеч. существования и культуры.
Философия— дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
|