КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятия
Особенности развития культуры
· Наследование культуры восточнославянских племен
· Влияние народов соседей, особенно Византии, кочевых народов степи
· С начала 12 века начинаются складываться культурно-художественные школы Киевской Руси
Письменность, летописи, литература
Имя
| Произведение
| Кирилл , Мефодий в. п. 9 века
| Основоположники славянской азбуки. Создатели глаголицы. Которая былы переработана ими в кириллицу.
| Нестор, монах Киево-печерского монастыря
| «Повесть временных лет» около 1016 года, первая летопись, составленная при Святополке Изяславиче . Рассказывает о событиях 860 -1110 годов
| Илларион, первый выбранный русский митрополит, ровесник Ярослава Мудрого
| «Слово о законе и Благодати» ( о месте Руси в мировой истории), 40-е годы 1 века
| Владимир Мономах
| о«Поучение детям»,около 1120-е – требование соблюдать христианскую мораль
| Даниил, игумен
| «Хождение игумена Даниила в святые места»
| Даниил Заточник, 2- начало 13 века
| «Слово Даниила Заточника», «Моление»
| Автор не известен
| «Слово о полку Игореве», о походе 1185 года Черниговского князя Игоря на половцев против хана Кончака. Призыв к единству
|
| Былины о Илье Муромце, Вохве Всеволодовиче, Добрыне Никитиче, Алексее Поповиче, Микуле Смоляниновиче
| Агапит
| Лекарь в Киево-Печорском монастыре
|
|
|
Архитектура, живопись 10- 13 века
Соборы в Киеве
| Десятинная церковь (церковь Богородицы) 10 век, первая каменная церковь. 1/10 часть дохода Владимира отдал на ее строительство, разрушена монголами
| Софийский собор 1037, построена Ярославом Мудрым на месте разгрома печенегов
| Золотые ворота
| Церкви во Владимире
| 1) Успенский собор, 1158-1161 при А.. Боголюбском
2) Золотые ворота, 1194-197 при А.. Боголюбском
3) Покрова на Нерли , 1165, при А.. Боголюбском
4)Дмитровский собор, при 1194-1197, при В. Большое Гнездо
| Соборы в Новгороде
| 1) Софийский Собор
2) Спаса на Нередице
3) Георгиевский собор Юрьева монастыря.
4) собор Рождества Богородицы Антониева монастыря
, 5) Николо-Дворищенский собор, заложенный в 1113 году
| Каменные храмы в Полоцке
| Софийский собор
| Каменные храмы в Переяславе, Чернигове, Выщгороде
|
| Тип храма, пришедшего из Византии, называют крестово-купольный
| Живопись
| · стены расписывали фресками.
· украшали мозаикой.
· Икона «Владимирская богоматерь» выполнена неизвестным греческим живописцем на рубеже 11-12 в
| Художественное ремесло
| · Ювелирная техника (зернь, скань,чернь, эмаль)
· Производство оружия
|
Понятия
Апсида
| выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом
| Береста
| это верхний слой березовой коры, используется для изготовления бытовых предметов (посуда, корзины, лукошки, короба, кошели, лапти и др.)
| Берестяные грамоты
| письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв.
| Гридница
| большое помещение для пиров дружинников в княжеских хоромах, палатах.
| Епанчи
| Широкие плащи без руковов
| Закомара
| в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода
| Зернь
| Ювелирная техника; мелкие золотые, серебряные или медные шарики(диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто наорнамент из свитой проволоки
| Зипун
| верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
| Икона ( от греч. Образ)
| живописное изображение бога на доске.
| Кафтан
| мужское, в основном крестьянское, платье.
| Ки́ево-Пече́рская Ла́вра (монастырь)
| один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Основан в1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием. Сооснователем стал один из первых учеников Антония —Феодосий.
| Клеть
| Особое помещение при избе или отдельная нежилая постройка для хранения имущества; кладовая.
| Кожух
| зимняя верх. Муж. И жен. Одежда из овчины (мехом внутрь).
| Кокошник
| (от ко́кошь — "курица", по сходству с гребнем на голове петуха, в отличие от "ко́кот" — "петух") — у славян — женский головной убор в виде высокого веерообразного щитка надо лбом. В центральных и северных районах России — головной убор замужней женщины.
| Колт
| древнерусское женское украшение 11-13 вв. - полая привеска, часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью. Парные колты привешивались к головному убору с двух сторон.
| Кольчуга
| Рубашка из железных колец
| Мозаика
| Картины из разноцветного стекла
| Онучи
| куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх О. надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.).
| Палица
| Старинное оружие - тяжелая дубинка с утолщенным концом.
| Плинфа
| широкий кирпич применяемый в строительстве в Византии в 10-13 веке.
| Понева
| Домотканая шерстяная юбка для женщин
| Сени
| В деревенских избах и в старину в городских домах – помещение между жилой частью дома и крыльцом. Другое значение слова — прихожая, тамбур вагона..
| Скань
| вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
| Смальта
| Кусочки цветного непрозрачного стекла из которого делали мозаику
| Устав
| Древняя система написания букв
| Филигрань
| ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. Д. проволоки, также изделия, выполненные в такой технике (
| Фреска-
| картина, написанная красками по сырой штукатурке
| Хоромы
| X. в старину на Руси называлось вообще более или менее более или менее обширное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»).
| Хоры
| верхняя (на уровне второго этажа) галерея в христианском церковном здании или парадном зале.
| Чернь
| прием затемнения, заполнения чёрной краской какой-либо поверхности, гравированных или естественных углублений на металле, камне, дереве
| Шишаки
| Остроконечные шлемы
| Эмаль
| тонкое стекловидное покрытие,
|
Культура Руси 14 – начала 16 века
|