Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Брак и его виды.




Читайте также:
  1. VIII.2.1) Договоры: понятие и виды.
  2. Акты применения норм права: понятие и виды.
  3. Акты применения права. Понятие и виды.
  4. Анемия, ее виды. Гемолитическая болезнь как причина нарушений психики, речи и двигательных расстройств.
  5. Аренда машин и оборудования. Лизинг и его виды.
  6. Безусловное торможение. Сущность внешнего и запредельного торможения. Условное торможение, его виды.
  7. Безымянные контракты и их виды.
  8. Билет № 11. Ценовая эластичность спроса: определение, факторы, виды.
  9. В33. Международно-противоправное деяние государства: понятие и виды.

Брак(matrimonium) — «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).

Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права (публичного и частного), как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписаниям морального и религиозного характера.

Правильный брак — союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; этот брак заключался в специальных, признанных законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов.

Неправильный бракили вообще брачный союз — союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Брак характеризовался:

— взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;

— состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров;

— согласием партнера;

— наличием половой связи между партнерами в браке;

— стремлением партеров заключить именно брачный союз;

— постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйство, живут вместе и т. п.

Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза, переводило отношения мужчины и женщины в другое качество либо служило основанием для признания брака недействительным.

Виды римского брака:

— matrimonium justum — законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii;

— matrimonium juris gentium — брак между лицами, не имеющими jus conubii.

Виды законного римского брака:

cum manu mariti — брак с властью мужа, в силу которой жена (uxor) поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа;



sine manu mariti — брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть — по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц).

Cum manu и sine manu mariti различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. д.), так и по существу (содержание имущественных и личных отношений супругов).

 

 

31. Личные и имущественные отношения супругов.

Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов. Внутри римского брака существовало неравенство супругов,которое выражалось в том, что на жену приходились преимущественно требования обязательного характера, а мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.



Личные отношения супруговпо римскому семейному праву различались в зависимости от формы заключения брака:

— в браке cum manuжена следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки. Правосубъектность жены полностью поглощалась правосубъектностью мужа. От мужа зависела сама судьба жены, в отношении которой ему принадлежало jus vitae ас necis. Муж мог продать ее в кабалу, рабство, вправе был наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу. Жена не могла жить одна, она была обязана следовать месту жительства своего мужа. Муж имел право заставить жену жить в своем доме, прибегнув для этого или к насильственным действиям, или к помощи властей. Муж мог истребовать покинувшую дом жену при помощи такого же иска как обеспечивающего возврат имущества, оказавшегося в чужом незаконном владении. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже к ее родителям, поскольку выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей женщины с ее кровными родственниками и возникновением агнатского родства между нею и семьей мужа;

— брак sine manuне менял юридического положения жены. Она остается во власти отца, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права. Кровные родственные связи с ее прежней семьей не порывались, как не возникало и агнатского родства между женой и семьей мужа. Мужу никакая власть над женой не принадлежала: супруги в личном отношении считались юридически равными объектами. Муж не был вправе обязать жену, покинувшую его дом, вернуться против ее воли. Однако муж окончательно решал ряд вопросов семейной жизни.



Независимо от формы бракажена обязывалась к домашним работам, к поддержанию дома в состоянии, отвечающем сословному положению семьи (т. е. невыполнение этих требований делало причину развода уважительной и влекущей для нее штрафные последствия).

Супруги (в том числе муж) обязаны были поддерживать нормальные отношения в семье как личного, так и сексуального свойства. Наличие половой связи между партнерами в браке было обязательно. Отказ в выполнении супружеского долга, прелюбодеяние жены (измена мужа трактовалась римским правом ограничительно — наравне с двоеженством) также считались основаниями для требования о прекращении брака. Прелюбодеяние жены могло караться домашней саморасправой, на которую имели право муж и отец жены (но только второй имел право полностью безнаказанно убить нарушительницу супружеских устоев).

Идеал римской жены:pia — благочестивая и верная, pudica — стыдливая, скромная, lanifica — прядущая шерсть и domiseda — домоседка.

Имущественные отношения супруговпо римскому праву различались в зависимости от формы заключения брака:

— при заключении брака в форме cum manuвсе имущество жены и ее рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, он имел право виндикации (истребования из чужого незаконного владения) на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи. Все возможные приобретения в это имущество (как до, так и после брака) переходили мужу. Он имел полное право по распоряжению имуществами жены, при том что родственники ее не могли в это вмешиваться. Известным вознаграждением жене за такое лишение ее собственнических прав было предоставление ей прав на наследование в качестве агнатической родственницы;

— при заключении брака sine manuв семье действовал принцип раздельности имуществ супругов. Управление и распоряжение доходами с имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать эти имущества муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Но жена не могла (как не обладающая jus commerii) самостоятельно распоряжаться этими имуществами в хозяйственном отношении. Супругам запрещались при этой форме заключения брака взаимные дарения, кроме как на восстановление нарушенного строения, для отправления мужем почетной должности. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям.

Независимо от формы заключения брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ:

приданое(dos) — материальный дар супругу со стороны семьи жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супруги. Приданое — имущество жены, но право собственности на него принадлежало мужу. Плоды поступали в его свободную собственность, земельные участки он не мог ни продать, ни заложить. Движимые вещи отчуждались с согласия жены, кроме заменимых и скоропортящихся, отчуждаемых мужем самостоятельно. Муж нес ответственность за сохранность приданого. Передача приданого составляла особый обрядовый акт либо оформлялась особым документом отдельно от событий заключения брака. Приданое не могло быть заменено другим, даже большей стоимости или ценности, не могло изменять своего статуса. Документ о передаче приданого должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака. Приданое воспрещалось отчуждать в течение брака. При разводе судьба приданого зависела от признания той или другой стороны виновной, в этом;

брачные дары(dos propter nupdas) представляли как бы «антиприданое», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Основное условие для признания брачного дара в качестве такового — поднесение его строго до заключения брака, но не в связи с обручением (дары по поводу обручения имели специальное положение, при незаключении брака или при его прекращении они не возвращались).

32. Правовые отношения родителей и детей.Отцовская власть.Отношение между матерью и детьми.

 

Самостоятельным лицом были только отец. Подвластный сын имеет и свободу и является гражданином как субъектом прав и обязанностей; в области публичного права он стоит (если он взрослый) наряду с отцом, может занимать публичные должности (только не может быть сенатором). Но в семье он всецело подчинен отцовской власти, притом независимо от возраста, и даже когда он уже состоит в браке и, быть может, имеет своих детей. Власть над детьми принадлежит именно отцу, а не обеим родителям.Отцовская власть возникает:1)с рождения сына или дочери от данных родителей, состоящих в законном браке; 2)путем узаконения ;3)путем усыновления. Отцовская власть может быть установлена путем узаконения детей от конкубины. Узаконение есть признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Способы узаконения:1)последующим браком родителей внебрачного ребенка;2)путем получения соответствующего императорского рескрипта3)путем зачисления сына в члены муниципального совета (курии); 4)если дочь выходит замуж за члена муниципального совета В отличие от узаконения, усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом. Усыновление различалось двух видов:1)если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью (аррогацио).2)если же усыновление производилось в отношении лица, находящегося под отцовской властью (адорцио).По праву Юстиниана аррогацио совершалось путем получения на то императоского рескрипта, а адорцио – путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки и усыновляемого в присутствии усыновляемого.

В римском праве выделяют следующие условия усыновления:1)усыновлять может, как правило, только мужчина (женщина – в виде исключения, если она до усыновления имела детей, но их потеряла)2)усыновитель не должен быть подвластным;3)усыновитель должен быть старше усыновляемого не меньше, чем на
18 лет.Подвластный сын мог совершать имущественные сделки,но все что он приобретал автоматически поступало в собственность его отца.Но обязанным по сделкам подвластный признавался сам. Пекулий - это имущество, предоставляемое подвластному только в управление и пользование; собственником пекулия остается домовладыка. В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. И наоборот С течением времени наряду с названным видом пекулия появились и другие виды пекулия, значительно расширившие имущественную самостоятельность подвластных и сделавшие их настоящими участниками гражданского оборота. Это военный пекулий, т.е. это имущество, которое сын приобретает на военной службе или в связи с военной службой (жалованье, военная добыча, подарки при поступлении на военную службу и т.п.) Отцовская власть прекращается в следующих случаях:1)смертью домовладыки (лица, состоящие под властью не непосредственно, например, внуки при живом их отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным, в данном примере – под власть отца);2)смертью подвластного (достижение совершеннолетие не прекращало отцовской власти)3)утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным4)лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи и т.п.);4)приобретение подвластным некоторых почетных званий.

в результате эмансипации подвластного, т. е. освобождения из под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного.

Но эмансипация могла быть отменена в виду неблагодарности эмансипированного в отношении прежнего домовладыки, например, в результате нанесения тяжких обид.

Отношения между матерью и детьми. Отношения между матерью и детьми глубоко различны, в зависимости от того, состоит ли мать в браке кум ману или в браке сум ману с отцом детей. Мать, состоящая в браке кум ману, для детей является своего рода сестрой и вместе с ними подчинена власти своему мужа, или его домовладыки. На равных с детьми началах она наследует после мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над нею опеку после смерти мужа. В браке сум ману мать имела право на совместное проживание с нею несовершеннолетних детей, находившихся под опекой постороннего лица или даже под отцовской властью мужа, с которым мать была в разводе. Матери было предоставлено права на алименты от детей, детям было воспрещено предъявлять к матери инфамирующие иски, привлекать ее к суда без разрешения магистрата.


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 35; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты