Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Агностицизм




Вагностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма — философия И. Канта, согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.

Современная наука придерживается оптимистического взгляда на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, хотя абсолютная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней.

Что же считается первичным в процессе научного познания — чувства или разум? Хотя сенсуализм и рационализм противоречат друг другу, их обычно принято рассматривать как дополняющие друг друга направления, составляющие единство. В гаком ракурсе вопрос о первичности чувств или разума в познании снимается, и они могут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира.

22. Понятие общественно-экономической формации (экономического общества) можно сформулировать на основе изучения конкретных типов такой формации: античной и капиталистической. Большую роль в понимании этихобщественных формаций сыграли Маркс, Вебер (роль протестантской этики в становлении капитализма) и другие ученые.

Общественно-экономическая формация включают в себя: 1) демосоциальное сообщество рыночно-массового потребления (исходная система); 2) динамично развивающуюся рыночную экономику, экономическую эксплуатацию и т. д. (базиснаясистема); 3) демократическое правовое государство, политические партии, церковь, искусство, свободные СМИ и т. д. (вспомогательная система). Общественно-экономической формации присуща целерациональная деятельность, превалирование экономических интересов, ориентация на прибыль.

Концепция частной собственности и римское право отличают западные (рыночные) общества от восточных (плановых), в которых нет института частной собственности, частного права, демократии. Демократическое (рыночное) государство выражает интересы прежде всего рыночных классов. Его фундамент образуют свободные граждане, имеющих равные политические, военные и иные права и обязанности и контролирующие власть через выборы и муниципальное самоуправление.

Демократическое право выступает юридической формой частной собственности и рыночных отношений. Без опоры на частное право и власть рыночный базис функционировать не может. Протестантская церковь, в отличие от православной, становится ментальной основой капиталистического способа производства. Это показал М. Вебер в «Протестантской этике и духе капитализма». Буржуазное искусство осмысливает и воображает в своих произведениях буржуазное бытие.

Частная жизнь граждан экономического общества организована в гражданское сообщество, противостоящее обществен- но-экономической формации как институциональной системе, организованной рыночным базисом. Это сообщество частично входит во вспомогательную, базисную и в демосоциальную подсистемы экономического общества, представляя в этом смысле иерархическое образование. Понятие гражданского общества (сообщества) появилось в XVII веке в работах Гоббса и Локка, получило развитие в трудах Руссо, Монтескье, Вико, Канта, Гегеля и других мыслителей. Оно получило названиегражданскогов отличие отсословного обществаподданных при феодализме. Маркс рассматривал гражданское общество вместе сбуржуазным государством, как часть надстройки, а революционный пролетариат считал могильщиком и буржуазного гражданского общества, и либерального государства. Вместо них должно появится коммунистическое самоуправление.

Таким образом, понятие общественно-экономической формации представляет собой синтез промышленного общества Спенсера, общественно-экономической формации Маркса и социальной системы Парсонса. Оно в большей степени адекватно законам развития живой природы, основанным на конкуренции, чем политическое, основанное на монополии. В общественной конкуренции победу одерживает свободный, интеллектуальная, предприимчивая, организованная, саморазвивающаяся общность, для которой диалектическое отрицание традиционности ради современности, а современности ради постсовременности органично.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты