КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 2Стр 1 из 12Следующая ⇒ ПРАКТИКУМ ПО ПЕДАГОГИКЕ Выполнила Шелехова К.Н. Специальность: 050501 Профессиональное обучение (экономика и управление) Новосибирск 2012 ТЕМЫ 1–2. СОВРЕМЕННАЯ ЭТИКА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТСТВУ
1. Осознайте определения следующих педагогических понятий: аксиология, гуманизм, декларация, конвенция Аксиология – название данного подхода происходит от слияния двух греческих слов: axios – ценный и logos – понятие, учение. Поэтому термин «аксиология» можно трактовать как теория ценностей. Аксиологический, или ценностный, подход в изучении педагогических явлений – основа методологии современной педагогики. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Она определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности. Гуманизм – это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность – желаемой нормой отношений в обществе. Слово "гуманизм" имеет происхождение, от лат. humanus – "человечный". Основной характеристикой гуманизма при всех его изменениях в историческом развитии была и остается человечность, и при этом центральным моментом в ней выступают устремленность в будущее, к свободной реализации своих творческих потенциалов, вера в себя и возможность достижения "Я-идеального". Следует также отметить особый контекст, характеризующий гуманность личности, которая проявляется в качествах, связанных со способностями к сопереживанию, содействию, соучастию. Вот почему ключевой социально-педагогической установкой гуманизма является восхождение к личности. 2. Всем известна расхожая фраза о том, что педагог должен любить детей. Среди школьников есть и такие: неряшливые, недисциплинированные, безответственные, бестолковые, грубые, вредные, драчливые… Любить таких?! Еще часто говорят: «любить – значит принимать такими, какие есть». Не означает ли это потакать капризам и выходкам, заниматься попустительством? И при чем здесь воспитание? Что же, по Вашему мнению, означает любовь педагога к воспитанникам? Воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка.Проявление любви – это условие чувства защищенности в этом мире, где ребенок так слаб и бесправен, так неопытен и несведущ.Любящий человек всегда чувствует свою ответственность за жизнь, здоровье, благополучие, успехи или неуспехи ближних. В любви к воспитаннику педагог чувствует себя ответственным за развитие духовно-нравственных потребностей ребенка. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения и не боится складывающихся отношений. Любовь позволяет увидеть перспективу, открывает уникальные возможности человека, которого любишь. Принятие человека и его понимание есть непременные условия в выстраивании помогающих отношений, которые обеспечивают личностный рост воспитанников, улучшают их жизнедеятельность. Принятие можно объяснить как теплое отношение к человеку, который, безусловно, обладает ценностью, независимо от его состояния, поведения или чувств. Только когда учитель видит и понимает поступки и мысли ребенка так, как ребенок сам их видит и понимает, учитель принимает их, тем самым, усиливая личность своего воспитанника. Понимание и принятие учителем открывают возможность воспитаннику учиться понимать и принимать себя. Таким образом, любовь педагога можно определить как деятельное участие в жизни воспитанника с целью усиления его личностных возможностей, знания, понимания и принятия его уникальности и необходимости, открытия и реализации его ценностной перспективы. 3. Изучите Конвенцию о правах ребенка. Напишите эссе (сочинение-размышление), ориентируясь на следующие вопросы: Почему возникла необходимость принятия Конвенции ООН о правах ребенка? Когда и кем была принята Конвенция? Кто и как контролирует ее выполнение? В чем ценность и значимость знания Конвенции для педагога? Какие положения новы для нашего сознания? Что лично Вас удивило или вызвало чувство сомнения в тексте Конвенции? Почему школьники должны знать о содержании Конвенции? Каковы, на Ваш взгляд, приоритетные направления деятельности педагогов для реализации положений Конвенции о правах ребенка? До возникновения Конвенции о правах ребенка покинутые своими семьями, дети существовали лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства; они были лишены возможности посещать школу; большое количество детей умирали от болезней, которые поддаются лечению. Возник вопрос – как побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. После ратификации Конвенции двадцатью государствами, в том числе и нашей страной, она вступила в силу 2 сентября 1990 года и стала частью международного права для этих государств. В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Она утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов. Конвенция – документ высочайшего педагогического значения, который призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и устранения авторитарного стиля общения взрослых и детей. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения. Некоторые положения Конвенции непривычны, новы для обыденного сознания, достойны специального обсуждения. Например, в ней впервые столь определенно зафиксировано право каждого ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, его затрагивающим. Воспринятое буквально, оно может побудить некоторых школьников к обыкновенной недисциплинированности, особенно если мал опыт цивилизованного, демократичного взаимоотношения их с педагогами. Нужно помнить: права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека. Следовательно, желая высказать порою критическое суждение в адрес преподавателя, руководителя учебного заведения (так же как и сверстника), учащийся должен учитывать право этих людей на уважительное, корректное отношение к ним. Полезно почаще вспоминать как о своем достоинстве, так и о достоинстве окружающих. Каждый человек имеет право на уважение его достоинства. Устранение низкой правовой культуры, попрание прав и свобод человека требует от образовательных учреждений активных действий по утверждению законности, утверждению прав и свобод человека, гражданина. Образование, направленное на осознание того, что такое права человека, демократия, ответственность, толерантность, а, следовательно, взаимопонимание и мир становится жизненно важной потребностью. Становление правового государства в нашей стране в значительной степени зависит от гражданско-правового образования, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. Овладение основами культуры прав человека должно рассматриваться как важнейший содержательный компонент образования. Но воспитательные задачи нельзя решить только запоминанием тех или иных моральных понятий. Нравственные привычки укрепляются в деятельности, и в школе нужна специальная работа по воспитанию привычки поведения, выполнению положений, изложенных в статьях Конвенции о правах ребенка. Важными средствами такой деятельности являются процесс обучения, трудовая деятельность, игра, поручения. Одна из задач школы – научить детей и подростков умению отстаивать свои права. Для этого, прежде всего, необходимо воспитывать в детях чувство собственного достоинства, основанное на знании своих прав и обязанностей, и вызывающее цивилизованное противодействие нарушению этих прав. Жизнь нашего общества, в том числе и детей, далеко не всегда соответствует нравственно-правовым нормам Конвенции. Часто в жизни дети сталкиваются с несправедливостью, неуважением к личности, жестокостью, нарушением законов, преступностью. Это может вызвать разочарование у детей, неверие в возможности утверждения норм правовой жизни. Учителям, родителям следует объяснить, что Конвенция – это не только правовые нормы, модель справедливого общества, но и цель общества и каждого человека. Чтобы содержание этого прекрасного документа не осталось добрым пожеланием, нужно всем государствам, ее подписавшим, всем людям-политикам, ученым, рабочим, крестьянам, учителям, врачам, родителям, каждому взрослому и ребенку приложить усилия по реализации идей Конвенции. От усилий каждого взрослого, каждого ребенка зависит, будут ли люди жить в мире и согласии, уважая друг друга. Семья, школа, общество должны помочь им сформировать гражданскую позицию и первый опыт для активной гражданской деятельности в будущем.
|