Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Отличие британского парламентаризма 2 страница

Читайте также:
  1. A7 Рациональное познание, в отличие от чувственного,
  2. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  10. D. Қолқа доғасынан 9 страница

88. Каноническое право римско-католической церкви в Западной Европе в средние века.

Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в средние века занимало каноническое право. Оно возникло первоначально как право христианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического права. В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием "папской революции" особенно большое развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Восточная ветвь канонического права, оформившаяся в рамках греко-православной церкви, действовала в Византии, а также в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Европы, но не имела здесь такого авторитета, как каноническое право на Западе. Большая значимость норм канонического права в западноевропейском обществе определялась рядом факторов. Прежде всего, каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, о политической силе которых уже говорилось. Каноническое право отли-чалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло свое отражение в формуле: "церковь живет по римским законам" (ecclesia viVit legae romanae). Источники канонического права ("старого права" — jus anti-quum) восходят к раннехристианской литературе (Священное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам и др.). После эдикта императора Константина о свободном исповедании христианства (313 год) нормы церковного права (jus ecclesiasticum) закреплялись в императорских законах, в писаниях отцов церкви (Св. Августина и др.), постановлениях региональных и вселенских церковных соборов, где был установлен ряд основных догматов христианства и правил церковной жизни (начиная с Никейского в 325 году). Каноническое право развивалось также в решениях римских пап, получивших позднее название декреталий и сводившихся в особые сборники. Из них наибольшую известность получил сборник Дионисия младшего (середина VI века). По решению Карла Великого в 802 году данный сборник получил официальное признание во Франкском государстве. В середине IX в. под видом собрания декреталий первых римских пап был составлен сборник декреталий, приписываемый испанскому епископу Исидору Севильскому. Эти декреталий долгое время принимались за подлинные и использовались как источник канонического права вплоть до XV в., когда они утратили свою силу и получили название Псевдоисидо-ровы, или Фальшивые декреталий. В XI—XII вв. в период "папской революции" складывается "новое право" (jus novum). Именно в это время заканчивается процесс складывания канонического права в качестве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание. Утверждается само понятие "каноническое право" (jus canonicum). Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). С папы Григория VII начинается преподавание канонического права в университетах. Решающую роль в переходе к новому каноническому праву сыграл составленный в 1140—1141 гг. декрет Грациана ("Гармония несогласующихся канонов" — Concordia discordantium canonum), в котором были сведены воедино около 3800 канонических текстов. В последующем значительный вклад в преподавание и развитие канонического права внесли путем толкования и комментирования декрета Грациана профессора канонического права (канонисты). В XII—XIII вв. папское правотворчество получило особенно широкий размах, в связи с чем возникла необходимость дальнейшей систематизации канонического права. По указанию папы Григория IX в 1234 году был составлен сборник декреталий, не вошедших в декрет Грациана и объединенных в пяти книгах (Liber extra). В 1298 году при папе Бонифации VIII в дополнение к этому сборнику на базе более поздних церковных постановлений была создана шестая книга (Liber sextus), а при папе Иоанне XXII в едином сборнике были сведены декреталий и другие акты последующих римских пап, начиная с Климентия (Constitutiones Clementinae). Процесс систематизации канонического права в средние века имел своим конечным результатом составление в 1500 году обширного свода, который с 1580 года был признана качестве официального источника права римско-католической церкви. По аналогии с Кодификацией Юстиниана он получил название Свода канонического права (Corpus juris canonici). Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой жизни западноевропейских стран. Оно регламентировало организацию церковной власти (право римского папы назначать на церковные должности, процедуру рассмотрения споров между священниками и т.п.), а также отношения церкви со светской властью, статус церковной собственности и режим владения и пользования церковными землями, источники доходов церкви и т.д. В каноническом праве содержались нормы, относящиеся к уголовному праву, в частности предусматривался список епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления. В нем закреплялись нормы, относящиеся к договорному праву, к завещаниям, наследованию и особенно к брачно-семейным отношениям. В XVI веке Реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права. На Тридентском соборе (1545—1563 гг.), хотя и проходившем под лозунгами контрреформации, был осуществлен коренной пересмотр норм канонического права, сужена сфера церковной юрисдикции. Собор учредил Конгрегацию, которая официально толковала нормы канонического права, в частности решения самого собора. Потесненное Реформацией каноническое право продолжало оставаться в западноевропейском обществе в Новое время не только своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фактором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую культуру и на духовную жизнь католических стран.





 

 

89. Особенности образования и развития государства и права средневековой Японии.

В III в. в Японии начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри родов выделяется родовая аристократия, развиваются имущественное и социальное неравенство, различные формы эксплуатации привилегированной родовой верхушкой своих сородичей и иноплеменников, захваченных в ходе войн. Рабские формы эксплуатации, способствовавшие укреплению социально-экономических и политических позиций родовой знати, не получили, однако, широкого распространения. Географические условия Японии, ее островное положение, гористость местности сковывали их развитие. Здесь нельзя было при примитивных орудиях труда создать крупные латифундии (поскольку поливное рисоводство требовало интенсивного труда крестьянина на небольшом участке земли), а также добыть за счет военных походов достаточное количество рабов. Не последнюю роль играло и особое влияние высокоразвитой китайской цивилизации, с ее традиционной социально-экономической структурой и государственной системой, а также религиями: буддизмом и конфуцианством, которое было особенно сильным на ранних стадиях развития японского общества и государства. Говоря о сильном религиозном влиянии Китая, следует отметить, что из двух китайских религий (конфуцианства и буддизма) влияние конфуцианства было поверхностным. Оно не пустило глубоких корней в Японии по сравнению с легко усвояемым буддизмом, так как здесь ко времени его проникновения не сформировалось достаточно образованного слоя религиозных идеологов, способных внедрить его философские догматы в массы. С IV в. в Японии формируются племенные союзы, а в V в. вождь племенного союза Ямато объединяет под своим верховенством уже большую часть территории страны. На усиление процессов социального расслоения в VI в. и формирование государственного аппарата в Японии большое влияние оказала длительная борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них во главе с Сётоку-тайси, в правление которого появляется первый законодательный документ, первая декларация царей Ямато — Конституция Сётоку, или Закон из 17 статей (604 год), определивший принципы государственного управления. Будучи не столько политико-правовыми положениями, сколько религиозной и этической основой таких положений, Закон из 17 статей ратует за согласие, гармонию, служение общему, а не личному всех японцев. При этом прямо закрепляется их неравенство, особо выделяется правитель, далее вельможи и простой народ. Правитель рассматривается в качестве единого суверена, вельможи — его чиновников, а народ — подчиняющейся им массы людей. Основой порядка провозглашается "всеобщий закон", а государь — его выразителем, который имеет право в качестве такового требовать от своих чиновников беспрекословного подчинения. В Законе осуждается клановая междуусобица, частное владение землей, провозглашается государственная собственность на землю и государственные подати земледельцев.

Социально-экономические нововведения этого времени нашли отражение в серии реформ, закрепленных в Манифесте Тайка, дополненных специальным кодексом "Тайхо рё". Реформы призваны были реорганизовать систему управления и аграрные отношения по китайскому образцу. На основе последовавшего за этим введения надельной системы земля вместе с зависимыми людьми была изъята у частных лиц и передана в государственную собственность. Земельные участки, наделы, подлежащие переделу раз в шесть лет, раздавались среди полноправных крестьян (рёминов) по числу едоков. Рабы также получали надел, равный трети надела свободного. Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян: ренту (подать) зерном, налог изделиями ремесла и трудовую повинность, продолжительностью до ста и более дней в году. Введение надельной системы в Японии не означало, однако, уравнительного передела земли. Значительная часть земель переходила в руки чиновничества (пополнявшегося за счет той же знати) в качестве служебных должностных наделов, размеры которых зависели от должности и ранга. Некоторые земли знать получала в пожизненное пользование, иногда с правом перехода земли по наследству по прямой линии, от одного до трех поколений. Дальнейшая феодализация японского общества привела к распаду надельной системы. Периодические переделы земли фактически прекратились в Х в., когда на смену надельной системе приходит среднее частновладельческое поместье (сёэн), создаваемое за счет экспроприации общинных земель, освоения целины, которое было под силу только богатой общинной верхушке, многочисленных императорских земельных пожалований за заслуги, службу и пр. Образование частновладельческих поместий сопровождалось постепенным превращением надельных крестьян в феодально-зависимых. Новая поместная система смела все преграды на пути создания крупного феодального землевладения, а следовательно, и политической раздробленности страны с неизбежными междуусобными войнами, стимулирующими развитие отношений покровительства, господства и подчинения, вассально-ленных связей. Ряды нарождающегося феодального класса стали пополняться за счет дружинников правителей и крупных феодалов, получавших земельные участки на правах ленов как вознаграждение за несение военной службы. В Японии, как и в Китае, в связи с выделением родовой аристократии, появлением рабов и других категорий зависимого населения складывается деление на два социальных слоя: "добрых" и "подлых" людей, каждый из которых состоял из нескольких социальных групп. Границы между ними были в достаточной мере подвижны. Среди "добрых" выделялся привилегированный слой приближенных к императору, членов царского двора, родовой аристократии, крупного чиновничества.

Основная масса "доброго люда" (рёмин), как и "государева люда" (камин), бывшего ранее в личной зависимости от глав могущественных кланов, после введения надельной системы была посажена на казенную землю. Они не были прикреплены к земле, к конкретному господину-землевладельцу, но не могли без разрешения уездного .начальника или хозяина, на службе у которых находились, покинуть землю.

Большая семья или группа малых семей составляла "двор" — хозяйственную и тягловую единицу. Глава двора признавался властями, он был обязан к определенному сроку составлять налоговые списки, нес ответственность за все семейные платежи, отработки, распоряжался семейным имуществом, поддерживал культ предков.

 

90. Голландская буржуазная революция и образование буржуазного государства в Голландии.

I буржуазная революция произошла в ХVI веке в Голландии Бургундско-Габсбургской империи. В этот же период появляется общее название - Голландия. Испанцы, однако, пытались приостановить развитие Голландии. В стране была введена инквизиция, осуществлялись жестокие расправы над неугодными.

В период духовного гнета и политического насилия в Голландии получило распространение новое религиозное учение кальвинизм, противопоставившее себя религиозной системе католицизма. Охваченное религиозным протестом, население Голландии подняло иконоборческое восстание, в ходе которого истреблялись иконы, статуи святых и другие предметы религиозного культа. Направленная испанцами карательная армия, развязала жесточайший террор. Разгорелась всенародная война, получившая название 80-летней войны за независимость (15661648гг.).

Освободительную борьбу возглавил Вильгельм Оранский. Борьба с поработителями-испанцами способствовала росту национального самосознания. Именно с этим периодом связывается становление нидерландской нации и общего языка.

В 1648 г. Испания признала независимость Голландии.

Став суверенным государством, Голландия получила официальное название Республика Соединенных провинций. Голландия стали первой в мире страной, где совершилась буржуазная революция и возникла первая в истории буржуазная республика.

Победа буржуазной революции вызвала в стране быстрый экономический и культурный подъем. Высокий уровень развития судостроения и судоходства дал возможность голландским морякам совершать крупные географические открытия в Азии, Австралии, Северной Америке. Это положило начало широкой колониальной экспансии, приведшей к образованию огромной голландской империи.

Торговый флот Республики Соединенных провинций в тот период почти вдвое превосходил флоты Англии и Франции, вместе взятые. Республика заняла ключевые позиции в мировой торговле, голландские купцы вели главным образом посреднические операции, закупая товары в одних странах и продавая в других. Амстердам приобрел значение главного товарного рынка Европы.

Биржа голландской столицы в ХVIIв. становится крупнейшей в мире и сохраняет эту позицию вплоть до конца ХIX в. За короткий исторический период Соединенные провинции смогли обогнать в своем развитии все другие европейские государства и стать, по словам К.Маркса, образцовой капиталистической страной ХVII столетия.

Не случайно это столетие вошло в историю Голландиипод названием Золотого века. Возрастающее экономическое могущество способствовало большому расцвету культуры. Всему миру известны, например, знаменитые голландские живописцы семнадцатого века: Рембрант, Вермеер, Халс.

Колониальные захваты, послужившие основой первоначального накопления капитала, осуществлялись Ост-Индийской компанией. С ее помощью голландцы проникли в Индию, на Цейлон, в Китай, Японию, Южную Африку. Наиболее же ценным их приобретением явилась Индонезия. С 1622 г. монопольное право на торговлю с вновь открытыми странами в Америке получила Голландская Вест-Индская компания, которая захватила колонию в Северной Америке с центром в Новом Амстердаме (ныне Нью-Йорк), а также Антильские острова, Суринам и Бразилию (на непродолжительное время).

Наряду с жестокой эксплуатацией захваченных территорий, прибыльным занятием для голландцев являлась и работорговля, в которой они были пионерами. За рабов они получали золото, а также соль, что было для них еще важнее. Однако в этот же золотой век наметился и экономический упадок страны. Постепенно голландские мануфактуры уступают первенство английским. Голландия перестает быть господствующей торговой и промышленной державой, а в войнах второй половины ХVII века и в ХVIII веке теряют многие из своих колоний. Освобождение от испанского гнета, сковывавшего капитализм, создало дополнительный стимул для буржуазного развития Голландии. В стране интенсивно прогрессируют промышленность, где стали преобладать мануфактура и тор-говля.

Ведущей отраслью голландской промышленности было судостроение. Страна имела самый большой флот в Европе. Одна из причин экономического подъема Голландии – обширность ее торговых связей. Она вела торговлю со Скандинавией, Северной Германией, Польшей, Литвой, русским государством. Тесные торговые связи Голландии имела с Англией, со странами Южной Европы. Доходы от внешней посреднической торговли для Голландии были основным источни-ком первоначального накопления капитала. Получили большое развитие суконная промышлен-ность, производство полотна, шелка, предметов роскоши, кожевенное дело. Голландия создала высокоразвитую пищевую промышленность – изготовление сыра, мясо-молочных продуктов, са-хара. Многие из этих отраслей работали на экспорт. В XVII в. в Голландии было 50 сахарорафи-надных заводов-предприятий, перерабатывающих привозное сырье.

О капиталистической эволюции Голландии свидетельствует преобразование финансовой системы страны. Кредитные операции созданного в 1609 г. Амстердамского банка получили ши-рокий размах. Банк быстро разбогател, и Амстердам стал финансовым центром мира, средоточием международной валютной спекуляции. Крупным центром мировой торговли стал Антверпен, где была организована первая товарная биржа.

Новейшие тенденции экономического развития Голландии нашли отражение и в сельском хозяйстве. Достигли высокого уровня интенсивное животноводство, огородничество, цветовод-ство (выращивание тюльпанов). Раньше других стран Голландия внедрила многопольные севообо-роты и плодосеменную систему на осушенных плодородных полях (называемых польдерами); развивались капиталистические хозяйства, в которых крестьянская масса находилась на положе-нии батраков и наемных рабочих. Важную роль в экономике Голландии играло рыболовство, в ко-тором ежегодно было занято 100-120 тыс. человек.

В накоплении капиталов для Голландии огромное значение имела ее колониальная система. В XVI-XVII вв. ее крупнейшими колониями были Нидерландская Гвиана, Капская область (на юго-западе Африки). С 1605 г. голландцы укрепились на островах Индонезии, в 1656 г. захватили Цейлон. И революционно-освободительные войны постепенно перешли в так называемые торго-вые войны. Их целью было устранение монополии испанцев и португальцев на эксплуатацию ко-лоний. В 1602 г. при участии правительства была создана Ост-Индская компания, осуществляю-щая широкую колониальную торговлю, всеми способами обеспечивавшая отправление колони-альных товаров в метрополию.

В итоге Голландия выдвинулась в XVII в. на первое место в Европе по уровню экономиче-ского развития. Эта страна первая создала мировую торговлю. К. Маркс называл Голландию об-разцовой капиталистической страной XVII в.

 

91. Особенности и основные этапы английской буржуазной революции XVII в.

I буржуазная революция произошла в ХVI веке в Голландии, но общественное значение имела английская буржуазная революция ХVII в. Основной предпосылкой было бурное развитие капитализма в ХVI- ХVII вв. Этот процесс в Англии принял своеобразную форму огораживания. Движущей силой революции была не только буржуазия, но и джентри (новое дворянство). Другая особенность – политические требования облекались в религиозную форму. Это объяснялось тем, что реформация церкви в Англии была незавершенной. Сохранилась иерархическая структура церкви во главе с королем, сложились обряды и привилегии для священников. Поэтому в Англии возникло мощное движение за «очищение церкви от остатков капитализма». Учитывая, что главой английской церкви был король, движение пуритан было направлено и против него. Своего абсолютизма в Англии достиг в годы правления Елизаветы I. После ее смерти в 1603 г. на престол вступила новая династия Стюартов. Короли продолжали править как абсолютные монархи, что сдерживало разв-е капитализма в Англии. Король самовольно установил налоги и раздавал своим приближенным монополии исключительные права торговать определенными товарами с той или иной страной, или колонией. Это нарушало коммерческие начала буржуазной экономики. Против недовольных король развернул жестокие репрессии. Активно действовали звездная палата и высокая комиссия. Своеобразие абсолютизма в Англии в том, что продолжался созываться сословный орган, поэтому революция началась с открытого конфликта короля и палаты общин. Первое столкновение в 1628 г., когда парламент предъявил королю Петицию о праве, в которой выдвигалось требование устранить злоупотребление королевской властью. В ответ на это Карл I распустил парламент и решил править единолично. В 1640 г. король начал неудачную войну с Шотландией и был вынужден созвать парламент, и пошел ему на уступки. Так началась английская буржуазная революция.Буржуазное государство в Англии возникло в ходе революции XVII века. Это была последняя революция, проходившая под "религиозным знаменем", так как основным идейным требованием было реформирование господствующей англиканской церкви и восстановление "старинных вольностей и обычаев". Накануне революции английское общество было расколото на два основных лагеря. Сторонники короля(роялисты) - представители"старого" феодального дворянства и английского духовенства выступали за сохранение абсолютизма и существующей церкви. Оппозиция объединяла новое дворянство"джентри" и буржуазию. Так как противники абсолютизма выступали с лозунгами "очищения" английской церкви, завершения реформации и вывода церкви из-под королевской власти, то их стали именовать"пуритане".Но лагерь оппозиции не был единым. Можно выделить три основных течения: 1) пресвитериане - движение объединяло крупную буржуазию и верхушку "джентри", которые выступали за ограничение королевской власти, установление своего политического господства, реформу церкви на принципах протестантизма и утверждения в церковно-административных округах пресвитеров из числа наиболее состоятельных граждан. 2) Индепенденты - выражали интересы средних слоев буржуазии и обуржуазившегося дворянства, выступавших с требованиями ограничения королевской власти, признания свободы совести, свободы слова и т.д. 3) Левеллеры - выделились в ходе революции из лагеря индепендентов, объединяли представителей мелкобуржуазных слоев города и деревни, выступали с наиболее радикальными требованиями, которые выразили в "Народном манифесте" 1647 г.: народный суверенитет, установление республики, всеобщее избирательное право для мужчин, возврат земель, утраченных в ходе "огораживания", реформа общего права. В ходе революции из пролетарских слоев города и деревни оформилось течение диггеров, выступающих за уничтожение частной собственности на зем­лю и предметы потребления. Их взгляды являлись разновидностью крестьянского утопического коммунизма и значительного распространения не получили. Конфликт, зревший в недрах английского общества, начал перерастать в открытое противостояние после подачи в 1628 г. королю Карлу I парламентом "Петиции о праве", содержащей положения, ограничивающие королевские полномочия. Поскольку петиция апеллировала к старинной "Хартии вольностей", Карл I был вынужден утвердить "Петицию о праве" как закон. Но в 1629 г. он распускает парламент и вплоть до 1640 г. в Англии сохраняется состояние так называемого "беспарламентского" правления. Это был период полного королевского произвола, приведшего страну в состояние кризиса. В 1640 г. Карл I был вынужден снова созвать парламент. С этого момента принято начинать хронологию английской революции. В целом историю английской революции принято делить на четыре этапа: 1) конституционный (ноябрь1640-август 1642г.), 2) первая гражданская война (1642 - 1646), 3) борьба за углубление демократического содержания революции (1646 - 1649), 4) индепендентская республика(1649 -1653). [Подробнее о событиях этого времени см.: История государства и права зарубежных стран. Ч.II. М., 1991.]Наивысшей точкой развития революции стал 1649 г., когда после военных побед, пленения и казни Карла I Англия была объявлена республикой. Палата лордов упразднялась, высшей властью стала палата общин. Высшим исполнитель­ным органом стал Государственный совет. В его задачи входило противодействовать восстановлению монархии, руководить вооруженными силами страны, устанавливать налоги, проводить внешнюю политику и руководить торговлей. Но в скором времени в республике устанавливается диктатура вождя английской революции О.Кромвеля. В конце 1653 г. конституция, так называемое "Орудие управления", юридически закрепила его власть, объявив Кромвеля пожизненным лордом-протектором. В его руках была сосредоточена высшая законодательная и исполнительная власть. Существовал и однопалатный парламент, но высокий имущественный ценз (в 100 раз больше, чем до революции) существенно ограничивал его влияние. Государственный совет, как непосредственный орган управления страной, назначался лордом-протектором. По существу, "Орудие управления", закрепив режим единоличной власти, определило обратное движение от республики к монархии. Смерть Кромвеля в 1658 г. ускорила эти события.

Буржуазное государство и право Англии возникло в ходе двух английских революций XVII в., получивших названия “Великий мятеж” и “Славная революция”. Идеологическую оболочку движения составили лозунги реформы господствующей церкви и восстановления “старинных обычаев и вольностей”, характерные для социальных движений средневековья. Вместе с тем в английской буржуазной революции впервые отчетливо проявились основные закономерности развития буржуазных революций нового времени, что позволило назвать ее прообразом Великой французской буржуазной революции.

92. Основные конституционные акты английской буржуазной революции (Петиция о праве 1628 г., 3-годичный акт 1641 г., Великая ремонстрация 1641 г., О верховной власти 1649 г., Акт об отмене королевского звания 1649 г., Акт об отмене палаты лордов 1649 г.)

Буржуазное государство и право Англии возникло в ходе двух английских революций XVII в., получивших названия “Великий мятеж” и “Славная революция”. Идеологическую оболочку движения составили лозунги реформы господствующей церкви и восстановления “старинных обычаев и вольностей”, характерные для социальных движений средневековья. Основные особенности английской буржуазной революции обусловлены своеобразной, но исторически закономерной для Англии расстановкой социально-политических сил. Английская буржуазия выступила против феодальной монархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с “новым дворянством”. Раскол английского дворянства и переход его большей, обуржуазившейся части в лагерь оппозиции позволили еще недостаточно окрепшей английской буржуазии одержать победу над абсолютизмом. Этот союз придал английской революции незавершенный характер, обусловил ограниченность социально-экономических и политических завоеваний. Английская революция развивалась в виде традиционного противостояния короля и парламента. Существенная часть государственно-правовой программы революции была подготовлена парламентской оппозицией еще в 20-х гг. XVII в., по мере обострения экономического и политического кризиса абсолютизма. В Петиции о праве 1628 г.был сформулирован ряд требований, облеченных в старую феодальную форму, но уже имевших новое, буржуазное содержание. Перечислив злоупотребления королевской администрации и ссылаясь на Великую хартию вольностей, парламент просил короля, чтобы: 1) никто впредь не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну “без общего согласия, данного актом парламента”; 2) ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги; 3) армия не размещалась на постой в дома жителей; 4) никакие лица не наделялись особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти “противно законам и вольностям страны”. В документе был отражен главный политический вопрос революции — о правах короля в отношении жизни и имущества подданных, был поднят и важнейший социальный вопрос — о неприкосновенности частной собственности. Требования парламентской оппозиции привели к роспуску парламента и длительному беспарламентскому правлению Карла 1 (1629—1640 гг.). В этот период король для пополнения казны единолично вводил все новые поборы и штрафы, пресекая недовольство в стране с помощью чрезвычайных судов. Однако в условиях начавшейся войны с Шотландией король был вынужден вновь обратиться к парламенту. В созванном в 1640 г. парламенте, получившем название Долгого(1640—1653), господствующее положение заняли просвитериане. В течение 1640—1641 гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных Правовых актов. Было утверждено право парламента на импичмент высших должностных лиц. Далее, согласно Трехгодичному акту 16 февраля 1641 г., парламент должен был созываться по крайней мере один раз каждые три года, а при несогласии короля сделать это он мог быть созван другими лицами (пэрами, шерифами) или собраться самостоятельно. Эти положения были дополнены законом, запрещавшим прерывать, отсрочивать заседания и распускать Долгий парламент иначе, как актом самого парламента. Тем самым исключалась возможность возвращения к беспарламентскому правлению. Наконец, в июле 1641 г. были приняты два акта, которые ограничили полномочия Тайного совета в области судопроизводства и предусмотрели уничтожение системы чрезвычайных трибуналов, прежде всего Звездной палаты и Высокой комиссии. Серия актов, принятых летом 1641 г., провозгласила неприкосновенность имущества подданных и лишала короля права произвольно налагать различные штрафы. Программным документом революции стала Великая Ремонстрация,принятая 1 декабря 1641 г. Она содержала, в частности, новое требование о том, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять. Это означало, по сути, политическую ответственность должностных лиц перед парламентом и было воспринято королем как вторжение в его прерогативу, исполнительную власть. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию. Акты парламента 1641 г. были направлены на ограничение абсолютной власти короля и означали переход к определенной разновидности конституционной монархии. Однако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между королем и парламентом (1642—1647 и 1648—1649 гг.). Во время войны в стране установились две враждующие и независимые власти, которые контролировали различные территории Английского королевства и пользовались в них всей полнотой законодательных и административных полномочий. Основным направлением деятельности короля и парламента в этот период стала организация собственной армии. Парламент, соединивший в своих руках законодательную и исполнительную власть на контролируемой территории, издал ряд законов и ордонансов, предусматривающих реформу сложившейся военной системы. 4 января 1649 г.палата общин объявила себя носителем верховной власти в Англии, постановления которой имеют силу закона без согласия короля и палаты лордов. После суда над королем и его казни в конце марта 1649 г. королевское звание и верхняя палата были упразднены. Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 г.В нем провозглашалось образование республики, верховной властью в государстве объявлялись “Представители Народа в Парламенте”. Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. Однако фактическое руководство им осуществлял военный совет во главе с Кромвелем. Установление республики — наиболее демократической в существующих условиях формы правления — стало вершиной революции. Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более острые формы. Новые конфискации земель роялистов, распродажа королевских земель (акт 1649 г.) и захватническая война в Ирландии в начале 1650-х гг. превратили значительную часть индепендентов в крупных земельных собственников, стремившихся к прекращению революции. Напротив, для левеллеров провозглашение республики было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований В армии, состоящей в основном из среднего крестьянства и ремесленников, влияние левеллеров продолжало усиливаться В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглашением “протектората”.


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 18; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отличие британского парламентаризма 1 страница | Отличие британского парламентаризма 3 страница
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.036 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты