КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Право - это обусловленная природой человека и обществасистема регулирования общественных отношений, которой присущи1. · нормативность, · формальная определенность в официальных источниках и · обеспеченность возможностью государственного принуждения. Религия — это вера в сверхъестественное существо, в бога. Это совокупность взглядов, идей, представлений на природу, общество и самого человека (мировоззрение) и совокупность правил поведения по отношению к богу, природе и другим людям, основанных на религиозном мировоззрении. С появлением мировых религий — христианства, ислама, буддизма — власть духовная, религиозная институционализируется в церкви — организации сложной, разветвленной, централизованной. Взаимоотношения государства и церкви на протяжении тысячелетий сложны и многообразны. Поэтому типизация этих отношений весьма сложна и затруднительна. Однако путем определенного упрощения, огрубления, схематизации этих отношений можно наметить основные их типы. Прежде всего следует отметить, что любая власть должна иметь свой источник, свою опору: · · власть республиканская видит свой источник в обществе, в народе, ибо это власть выборная; · власть монархическая, которая устанавливается на иных основаниях (наследование, переворот, свержение предшественника и т. п.), нуждается в своей легитимации, оправдании своего существования, и на помощь ей приходит религия. Поэтому наиболее тесные связи светской и религиозной власти мы видим в государствах монархических. Здесь зачастую происходит их слияние. Христианство и государство Ислам и государство
Наличие двух относительно независимых друг от друга, главнейших институтов общества, государства и церкви, порождает и две правовые системы. В христианских государствах наряду со светским правом складывается право каноническое, источником которого являются папские конституции, буллы, энциклики, декрсталии, рескрипты, решения церковных соборов и т. д. В 1500 г. был составлен обширный свод канонического права. Каноническое право регулировало организацию церковной власти, рассмотрение споров внутри церкви, отношения церковной собственности, брачно-семейные отношения. Существовали церковные суды. Постепенно сфера канонического права сужалась, как и сфера церковных судов. Зачастую нормы канонического права, принятые церковью, нуждались в санкции монарха. Итак, в истории монархических государств наблюдаются разные модели соотношения светской и духовной властей: 1. 1. борьба за верховенство власти, 2. верховенство церковной власти над светской, 3. верховенство светской власти над религиозной (духовной), 4. тесный союз и взаимная поддержка в разных формах и 5. полное слияние властей. В республиканских государствах, как правило, церковь отделена от государства. В современных государствах наблюдается два основных вида статуса церкви: · · наличие государственной церкви с привилегированным положением по сравнению с другими конфессиями: она освобождается от налогов, получает субсидии от государства и т.д.; · режим отделения церкви от государства: признание невмешательства государства во внутрицерковную деятельность, отсутствие материальной помощи церкви, свобода совести. В свою очередь церковь не вмешивается в дела государства, каких-либо функций государственных не выполняет. Однако государство регламентирует деятельность религиозных организаций путем принятия соответствующих законов. Церковь не участвует в политической жизни. Однако в ряде государств существуют христианско-демократические партии, идеологической основой которых являются папские энциклики. Признается равноправие церквей.
45. Идейно-теоретические основания концепции правового государства. Правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. В идее правового государства можно выделить два главных аспекта: 1. 1. свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав; 2. ограничение правом государственной власти.
|