КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура души по Аристотелю.Носителем сознания, поАристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души: •растительная душа; • животная душа; • разумная душа. Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
. Аристотель (384/383 - 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа – это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир-пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рас-сматриваются через ее уровни. 1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка. 2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства иощущения. 3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению. Выделяются следующие познавательные способности души. 1. Восприятие - первичный источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее. 2.Осязание - главнейшее ощущение, необходимое для жизни. 3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память - образ в соединении с временной характеристикой; высшая память - процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым про-шлым, т. е. через ассоциации. 4. Воображение - образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне. 5. Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, которое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить по-сылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления. 18.Основные конфликты в развитии научной мысли Средневековья: разум и вера, разум и практика, разум и опыт. В отличие от античности средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но она не ограничилась только пассивным усвоением достижений античной науки. В средневековую эпоху основным доминирующим мировоззрением было теологическое мировоззрение. Наука становилась средством решения чисто практических задач. Наиболее представительными текстами, освященными божественным авторитетом, были тексты Священного Писания, истолкование текстов выступало основным в научной деятельности. Но христианское мировоззрение тем не менее посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от созерцательного отношения к ней античности и перейти к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира. В недрах средневековой культуры развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной, опытной науки. Ситуация изменилась в XII в., когда в христианской культуре стало использоваться наследие Аристотеля.Развести теологию и науку позволила концепция «двойственной истины», т. е. признание наряду с верой, основанной на откровении, и права на существование «естественного разума». Развитие астрономии, математики, физики требовало точных измерений – именно в лоне данных наук появляется экспериментирование. Рационализировалось и теологическое знание, пытавшееся в отличие от раннесредневековых представлений о Боге как непознаваемом феномене логически доказать существование Бога, понять совершенную красоту его творений. В развитии рациональности большое значение имели университеты, прививавшие логико-дискурсивное мышление и искусство аргументации. Без этого было бы невозможно дальнейшее развитие интеллектуальных средств научного познания. Идеи всестороннего обоснования знания развивали Ф. Бэкони У. Оккам. Ф. Бэконвыступил с идеей математического естествознания, считая, что изучать и проверять все науки следует с помощью математики. В представлении Ф. Бэконаматематика – «врата и ключ всех наук» – объединяет в себе комплекс теоретических и практических дисциплин. У. Оккамвыдвинул идею радикального эмпиризма. Он впервые сформулировал принцип простоты научного знания, вошедший в методологию науки под названием «бритвы Оккама», острие которой было направлено против схоластики и расчищало поле деятельности для естествоиспытателей. Постепенно изменялось соотношение веры и разума, в эпоху Возрождения разум был поставлен выше откровения. Период Возрожденияохватывал два с половиной столетия (ХIV-ХVI вв.). В Европе в этот период складывались новые организационные и материальные возможности для научного развития, разработки новых принципов познания действительности. Началась кардинальная ломка канонов схоластического, догматического мышления. Новые тенденции научной мысли нашли яркое выражение в творчестве величайших мыслителей – Н. Кузанского, Леонардо да Винчи, Н. Коперника, Д. Бруно. Но научная мысль Возрождения не смогла до конца освободиться от теологических элементов.
|