КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет №5. Вопрос №3 Эстетика архитектурыВопрос №3 Эстетика архитектуры Архитектуру традиционно относят к наиболее исследованным областям эстетической деятельности как с искусствоведческой, так и с эстетико-философской" точек зрения. Вопросами, касающимися исследования эстетических проблем архитектуры и художественного творчества в области архитектуры уделялось много внимания не только в трудах учёных, работающих в поле проблематики специализированной научной дисциплины «Теории архитектуры», но и в целом ряде эстетико-философских исследований. Можно сказать, что вопросы, касающиеся осмысления художественного творчества в области архитектуры как вида искусства, являются одними из наиболее разработанных (осмысленных теоретически, оснащённых специализированным терминологическим аппаратом) на эстетическом уровне исследования отдельных видов искусств. Однако архитектура представляет собой не только вид искусства, но и особый вид освоения мира человеком, главным содержанием которого является человек, бытие человека не только материально-бытовое, но и социально-культурное и духовное. В таком качестве архитектуру, как объект исследования возможно рассматривать как некоторую антропную реальность, возникшую вследствие строительной деятельности и включающую в себя процесс, результат и продукт человеческой деятельности, направленной на создание сооружений материально-вещественного окружения, материальной искусственной среды. Такая реальность может быть названа архитектурой в широком смысле слова, поскольку включает в себя как все виды архитектурной деятельности, её стадии и этапы, так и различные виды творческой и строительной деятельности, генетически связанные с архитектурой и направленные на создание «второй природы», материально-пространственного окружения человека, посредством строительного преобразования окружающей его среды. Следовательно, к этой реальности необходимо относить также и народную архитектуру, промышленную архитектуру, спонтанную деятельность человека по преобразованию находящегося-вне-его мира и тому подобную деятельность, её результат и продукт. Это образование в рамках настоящего исследования будет рассматриваться только в одном его качестве, а именно как некоторая архитектурная целостность в которой разнородные архитектурные объекты выступают как единое антропное пространство в «четырёхмерном пространственно-временном объёме» человеческого бытия. Такое образование следует обозначить термином «архитектурное пространство» . Очевидно, что качества архитектуры, рассматриваемой как особое образование - архитектурное пространство, созданное и создаваемое как особое человеческое пространство, человеческий мир, связаны с этим её главным содержательным аспектом, в силу чего важнейшим критерием его оценки в качестве такового является эстетический критерий. Эстетические контуры и координаты архитектурного пространства возможно считать существенно важными в самопознании человека, предстающего в антропной перспективе архитектурного пространства как человеческий мир, человеческое пространство, поскольку посредством архитектурного пространства и его форм выступает не только природный, утилитарный, бытовой, социальный облик человека и человечества, но и его облик духовный, имеющий отношение к духовной жизни человека. Вопросы духовного самоопределения и бытия человека посредством выразительных форм архитектурного пространства относятся к области эстетико философского исследования. Однако, думается, что несмотря на наличие различных по широте рассмотрения и глубине охватываемых тем исследований, посвященных теории и истории архитектуры, именно изучению архитектурного пространства на эстетико-философском уровне не уделено достаточного внимания. Эстетико-философское исследование архитектурного пространства может быть определено как отличающееся своей предустановочной позицией и ракурсом рассмотрения изучаемого предмета в общем контексте мироотношения, как одной из форм проявления мироотношения, духовного самоопределения, социально-культурной самоидентификации посредством форм архитектуры, находящих своё выражение в духовном наслаждении от взаимоотношения человека с архитектурным пространством как эстетическим объектом.
|