КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура, как объект социологического познания.Изучение культуры занимает важное место в системе социологического знания. Без изучения культуры невозможно понять чисто социальные особенности человеческих сообществ. Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Человек создает вокруг себя материальный мир, а также мир человеческих взаимоотношений, включающий систему социального поведения, набор правил и др. Сферу человеческой культуры составляют индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей. Культура — многообразное понятие. Термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. В современной речи слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать различные стороны человеческого поведения и видов деятельности. Существует достаточно много определений культуры. Одно из удачных определений дал английский этнограф Э.Тэйлор в 1871 г.: «Культура ... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества». В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий и др., которые постоянно изменяются и используются людьми. Нематериальная культура включает в себя слова, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Итак, понятие «культура» является достаточно широким, но при этом следует учитывать, что оно имеет свои границы. 1. «Культурное» — это не естественное (не природное, что может существовать независимо от человека), а искусственное, созданное человеком или им освоенное. 2. «Культурное» следует отделять от «социального», хотя они тесно связаны. «Социальное» выражает форму и структуру общественных отношений людей в коллективной жизни, «культурное» является ценностно-смысловым содержанием общественных отношений. 3. Культурное — это обязательно не индивидуальное, а социальное в том значении, что связано с общественными отношениями людей. В зоне внимания социологии находится нематериальная культура. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. В этом смысле можно говорить, что культура — это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой. При общем социологическом подходе к пониманию сущности культуры выделяются три ее характерные особенности: 1) культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов и значений; 2) культура — это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности, в этом плане она является основой социализации личности. Усвоение человеком культурных ценностей и символов формирует внегенетическую программу поведения и жизнедеятельности человека, что отличает человека от животных; 3) культура — это все то, что транслируется от поколения к поколению. Та часть культуры, которая создана прошлыми поколениями и предана последующим поколениям, составляет культурное наследие. В качестве культурного наследия выступает та часть прошлой культуры, которая активно используется современными поколениями. Современная часть культуры входит в понятие «образ жизни», это действующие нормы, ценности. Каждое конкретное общество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создает свою собственную суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей жизни и передается из поколения в поколение. В результате в историческом процессе формируется множество культур. Перед социологом встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре, т.е. существуют ли культурные универсалии. Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсальный, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т.д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности, хотя в частностях могут существовать различные варианты. Если речь идет о культуре не всего общества, а его части, тогда можно использовать понятие «субкультура». Это может быть культура определенной социальной группы или общности (класса, этноса и др.). В каждом обществе может существовать множество субкультур. Разновидностью субкультуры выступает контркультура, т.е. культура той части общества, которая противостоит доминирующей культуре общества.
|