КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внешняя политика России в XVI век. Расширение территории России.Иван 4 сосредоточил свою внешнеполитическую деятельность на решение двух крупнейших задач: 1) На западе он намеревался утвердиться на берегах Балтийского моря, чтобы обеспечить прямое морское сообщение со странами западной Европы. 2)На востоке царь хотел объединить вокруг Москвы осколки распавшейся “Золотой Орды”. С 1545г начинается последний этап военного и политического соперничества Московского царства и казанского ханства. Несколько походов на Казань заканчивались неудачей. Но в 1552г огромное московское войско во главе с самим царем, поддержанное отрядами мордовцев и чувашей, осадили и взяли штурмом Казань. В 1556г сравнительно легко было завоёвано Астраханское ханство. В перешедшую к России Астрахань приехали торговать купцы из Средней Азии. Важнейшая речная артерия – Волга, стала российской на всём своём протяжении. Достигнув успеха на востоке И4 обернулся к западу. Здесь путь к Балтике контролировал Левонский орден. Его ослабили внутренние разделы, и Иван 4 решил этим воспользоваться. В 1558г Русское войско вошло в в пределы Ливонии. Началась Левонская война. Вначале боевые действия были удачными – русская армия захватила более 20 городов. Но Левонцы признали покровительство Литвы и Швеции. Однако долгую войну с двумя сильнейшими государствами Россия, ослабленная опричниной, не выдержала. Спор за земли распавшегося Левонского ордена был проигран. В 1583г война закончилась. Россия потеряла крепости в Прибалтике. Важнейшим морским портом для сообщения с Европой стал Архангельск на Белом море. Начиная Левонскую войну, Россия с её развивавшеёся торговлей, хозяйством нуждалась в морских путях на Запад.
8) Культура и духовная жизнь Руси в ХIV–XV вв. (Билет 8) Вариант 1 Монголо-татарское нашествие прервало мощный подъем русской культуры. Разрушение городов, утрата традиций, исчезновение художественных направлений, уничтожение памятников письменности, живописи, зодчества — удар, оправиться от которого удалось лишь к середине XIV в. В идеях и образах русской культуры XIV— XVI вв. отразились настроения эпохи — времени решающих успехов в борьбе за обретение независимости, свержение ордынского ига, объединение вокруг Москвы, формирование великорусской народности. Отметим, что в 1564 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была издана первая русская печатная книга — «Апостол». В зодчестве XIV—XVI вв. тенденции исторического развития Руси—России отразились с особой очевидностью. На рубеже XIII—XIV вв. возобновляется каменное строительство — в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордьшского ига. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов — легких, нарядных, светлых (Спас на Ильине). Но проходит полвека, и традиция побеждает: вновь возводятся суровые, тяжелые, напоминающие о прошлом сооружения. Политика властно вторгается в искусство, требуя, чтобы оно было хранителем независимости, с которой столь успешно борется объединительница Москва. Признаки стольного города единого государства она накапливает постепенно, но последовательно. В 1367г. возводится белокаменный Кремль, в конце XV— начале XVI в. ставятся новые краснокирпичные стены и башни. Их возводят выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Марк Руффо. К тому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фиораванти уже возведен Успенский собор (1479), выдающийся архитектурный памятник, в котором опытный взгляд увидит и традиционные для владимиро-суздальского зодчества черты, и элементы строительного искусства Возрождения. Рядом с еще одной работой итальянских мастеров — Грановитой палатой (1487—1489) — псковские мастера строят Благовещенский собор (1484—1489). Чуть позже все тот же Алевиз Новый завершает великолепный ансамбль Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей (1505—1509). За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555— 1560 гг. в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой — шатром. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения в Коломенском, 1532). Ревнители старины борются с «возмутительными новшествами», но их победа относительна: в конце века стремление к пышности и красоте возрождается. Живопись второй половины XIV—XV столетия — это золотой век Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, о поисках гармонии и идеала. Живопись, оставаясь по темам, образам, жанрам (настенные росписи, иконы) глубоко религиозной, обретает неожиданную человечность, мягкость, философичность.
Вариант 2
|