КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рабы. Правовое положение рабов. Правовые последствия сделок, совершаемых рабами. Рабский пекулий.
Рим был рабовладельческим государством на всех этапах своей истории. Способы установления рабства: основной способ - захват пленных на войне; пиратство и частное порабощение рабов по всему Средиземноморью; в древнем праве - продажа римского гражданина за долги и частные сделки самозаклада; присуждение к некоторым видам наказаний за совершение тяжких преступлений (работы в рудниках, борьба с дикими зверями); вступление свободной женщины в связь с рабом и после нескольких предупреждений не прервавшей с ним связи. Правовое положение рабов в разное время истории Рима было различным. Если в Древнем Риме хозяин имел в отношении своего раба право жизни и смерти, т.е. мог даже убить его, то в христианскую эпоху, запрещалось убивать своих рабов даже за совершение тяжких преступлений. Рабы пользовались правом убежища в храме, церкви, монастыре. Излишняя жестокость в отношении рабов рассматривалась как злоупотребление правом, и господин принуждался продать такого раба. Убийство чужого раба наказывалось по Закону Аквилия уплатой его наивысшей стоимости в течение последнего года. За вред, причиненный рабом, отвечал его хозяин по ноксальному иску: он должен был сам возместить вред или выдать раба "головой" для отработки долга потерпевшему. Вместе с тем положение рабов при патриархальном рабстве было менее тяжелым, чем во времена классического рабства. Раб был членом семьи (familia) хозяина, и работа в натуральном хозяйстве не была столь обременительной, как в последующие века. Несмотря на полное правовое бесправие рабов, они пользовались некоторым признанием своей человеческой личности. Хозяин обязан был похоронить раба после его смерти, и место погребения считалось священным (locus religiosa). Признавались родственные и кровные связи рабов, наличие семейно-брачных связей, родительских отношений. Вместе с тем правовых отношений из этих фактических связей не возникало, хотя некоторые правовые последствия признавались. Так, брак рабов (conturbenium) влек за собой два последствия: кровное родство, проистекавшее из таких связей (cognatio servilis), было препятствием для заключения брака и после освобождения раба; нельзя было распродавать рабскую семью в разные места и разным господам (separatio dura). Способы освобождения от рабства В древнем праве освобождение раба (manumissio) могло происходить тремя способами: manumissio vindicta - освобождение путем мнимого процесса о свободе. «Я утверждаю. Что по праву квиритов этот человек свободен!»; manumissio testamento - освобождение по завещанию; manumissio censu - освобождение путем занесения раба в цензорские списки, как налого- и военнообязанного. В классическом праве наряду с формальными способами появилось неформальное освобождение: на основании обычного письма и освобождение в присутствии друзей. Классическое право ввело ряд ограничений для освобождения из рабства: можно было освободить не всех, а лишь определенную часть рабов, но не больше 100; нельзя было освобождать рабов моложе 30 лет; господин не может быть моложе 20 лет; если освобождение было совершено вопреки интересам кредитора. В постклассическом праве из ограничений остались два: господин должен быть старше 20 лет и освобождение не должно иметь место вопреки интересам кредитора. Раб мог стать свободным независимо и даже вопреки воле господина. На основании закона или решения государственных органов свободными становились рабы, донесшие о подготовке бунта или восстания; указавшие или обнаружившие убийц своих господ; старые и больные рабы; рабы, имеющие заслуги перед Римом.
|