Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Структурализм.




Метод, преследующий целью описать структуру мышления художника. Структурализм ставил задачей выяснить отношения между элементами художественного текста. Структурализм исходит из представления, что в произведении есть неразложимые единицы («кванты», «атомы»). Структуральная методика получила свое распространение и в смежных областях гуманитарного знания: лингвистике, искусствоведении, социологии и истории. В России структурализм зародился в 20-е г.г. в работах ОПОЯЗа, психологических работах Л.С.Выготского и теоретических исканиях режиссеров С.М.Эйзенштейна, Вс.Э.Мейерхольда. Наибольшую известность получили труды в Тартуском университете и в Институте славяноведения и балканистики АН СССР (Ю.М.Лотман, В.Н.Топоров, И.И.Ревзин). Структурализм - направление в литературоведении, один из методов гуманитарных наук, разработанный с целью обнаружить, описать и объяснить структуры мышления, лежащие в основе культуры прошлого и настоящего. Термин структурализм возник во второй половине 40-х - первой половине 50-х гг. XX в. в трудах французского этнолога К. Леви-Строса. Конечной задачей структурализма становилось нахождение механизма порождения текста. В центре внимания структурной поэтики - проблемы организации всех текстовых элементов в художественную целостность, выявление внутритекстовых связей, выделение уровней структуры произведения и установление иерархических связей между ними, наконец, моделирование как отдельного текста, так и художественной структуры целых групп произведений, литературных направлений и даже эпох -все эти неотъемлемые от структурализма приемы и задачи предполагают анализ системы отношений элементов, составляющих художественную целостность. Основой методики структурной поэтики является принцип имманентного исследования произведения: художественный текст рассматривается как некоторая данность, которая подвергается анализу как самостоятельное целое. Изучение текста на уровне структурной поэтики не предполагает «выхода» к исторической обстановке, в которой создавалось произведение, его сопоставлению с другими художественными явлениями, к биографии самого писателя. Находясь в рамках текстовой данности, ограничиваясь чисто «внутренним анализом», исследователь выявляет элементы художественного текста и рассматривает связи между ними. Таким образом, каждая часть художественной структуры соотносится с другими компонентами той же структуры. Один из лидеров французского структурализма Ролан Барт называет такой способ анализа произвольно закрытым. Методология и методические приемы структурного анализа у различных ученых неоднородны. Ролан Барт и другие французские структуралисты (Тодоров, Кристева, Греймас) сосредоточили внимание на теоретических проблемах и на имменентном анализе поэтических текстов. Ц. Тодоров в своей книге «Поэтика прозы» (1971) предлагает в связи с применением новой структурной методологии новое построение самой науки и литературе, различая два наиболее общих подхода к проблеме изучения литературы, взаимно дополняющие друг друга: 1) изучение литературного текста как такового, когда литературное произведение представляет собой единственный объект и конечную цель исследования, именуется им интерпретацией (не совпадающей с общепринятым в современной науке пониманием этого термина как истолкования литературного произведения, постижения его смысла, идеи, концепции); 2) объектом анализа становятся уже не отдельные произведения, а их группы. Исследователь стремится к установлению общих законов, по которым строятся такие произведения, - этот подход можно было бы назвать, по мышлению Тодорова, научной критикой. Этот подход отрицает автономность литературного произведения, которое рассматривается как результат действия внелитературных закономерностей, относящихся к сфере психологии, общественной жизни или так называемого «человеческого духа». Исследование художественного произведения оказывается сродни дешифровке или переводу: поскольку произведение воплощает в себе «нечто», поскольку задача исследователя - добраться до этого «нечто», расшифровать поэтический код.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты