КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научно-технический прогресс и культура.Научно-технический прогресс – это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством. Культура есть способ деятельности общественного человека и результат этой деятельности, характеризующие качественное состояние определенной ступени общественного прогресса. Идея конфликта технического и культурного прогресса высказывалась и высказывается многими философами. Есть точка зрения, что под воздействием технического прогресса наступит смерть культуры, она покорится технике и свернется, умрёт. Что технический прогресс породил культурный регресс: живопись заменена фотографий, в моде вакханалия, многоженство, пояса, браслеты и ожерелья заменили одежду, полное падение всех искусств и поэзии, вместо музыки - волны бессмысленных тонов и звуков без страсти и выражения, мелодии исчезли, а все, что не ведет к практической, обыденной, неизменной пользе, презирается. Другие основную причину социальных бедствий современного общества видят во все возрастающей диспропорции между уровнем развития техники и нравственности. Также возникает утверждение о существовании двух культур между которыми нет понимания, понимаю технику как элемент культуры и их разделяет стена непонимания. Против разделения единой человеческой культуры на два сегмента выступает ряд ученых. Объясняя это тем, что ученые в своей деятельности исходят не только из своих научных принципов, но и из ценностей гуманизма. Гуманитарии в свою очередь с удовольствием пользуются техникой. Многие западные философы техники считают, что культура по своему существу едина и в основе этого единства лежит творческая материальная и духовная деятельность. Какова же связь техники с культурой? Прежде всего, техника является важнейшей культурной ценностью. Сфера культуры не ограничивается классическими ценностями искусства, этики, науки. Кроме духовной существует материальная часть культуры, к которой относится и техника как деятельность и ее средство, воплощающее в себе человеческие знания. Прогресс технических средств, приобретение умения и навыков их использования, их совершенствование являются важнейшим фактором развития и функционирования культуры. Современный культурный человек должен уметь пользоваться многими техническими средствами. В этом своем развитии человеческой культуры техника играет огромную роль. Конечно, немаловажное значение имеют и другие культурные ценности, например, художественная литература или наука. Но общество в своей повседневной суетной жизни имеет дело не с научными достижениями, а с их техническим воплощением. Связь искусства с техникой реализуется и через технику самого искусства. Воздействие техники на искусство органически сопровождается воздействием искусства на проектирование, конструирование и функционирование техники. Взаимосвязь конструкторского решения и эстетических свойств технического объекта существовала и раньше по разному проявляясь в различных видах техники и формах искусства. Так, в архитектуре излишний материал всегда вызывал впечатление чрезмерной тяжести, а недостаточность материала ассоциировалась с неустойчивостью, ненадежностью и вызывала отрицательные эмоции. здесь воедино связывались конструкторские, эстетические и функциональные качества. В условиях современного научно-технического прогресса связь утилитарно-конструкторских и эстетических качеств создаваемой техники необычайно усиливается и реализуется в дизайне который оформился в самостоятельную форму творческой деятельности и включает в себя как теоретическую часть - производственную (или техническую) эстетику, так и практическую - художественное конструирование. Вполне естественно, что создание технических средств удовлетворяющих основному требованию дизайна - взаимосвязи функции, конструкции и содержательной формы продуктов - в принципе несовместимо с несовершенной технологией, требует высокой культуры производства и способствует повышению качества выпускаемой продукции. Так дизайн выступает в роли стимулятора технического прогресса, возникает обратная связь искусства с техникой. В наше время как никогда раньше актуально звучат слова Густава Флобера: "Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а Наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся где-нибудь на вершине"
|