КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реакционная доктрина Ж. М. де МестраЖозеф Мари де Местр (1754-1821 гг.) происходил из графского рода. Воспитывался сначала под руководством иезуитов, затем изучал право в Туринском университете. Накануне революции в 1788 он был назначен сенатором Сардинского королевства. В 1792 Савойя, где жил Местр, была захвачена Францией, и, отказавшись принести присягу новому правительству, он покинул страну. Жил в крайней бедности сначала в Лозанне, потом в Венеции. В 1798 его назначили канцлером Сардинского королевства, а в 1803 Местр отправился в Россию в качестве посланника сардинского короля. Именно здесь в С-Петербурге он написал свои основные произведения. Только в 1817 он переезжает Францию, где его произведения уже получили широкое признание. Последние годы он жил в Турине, где и скончался 26 февраля 1821. Де Местр начал писать поздно, в возрасте около 40 лет. Основные произведения: «Размышления о Французской революции», «Рассуждения о Франции», «Рассуждения о суверенитете», «Санкт-Петербургские вечера». Произведение «Рассуждения о Франции» (1796) было своеобразным откликом на труд английского философа и публициста Берка «Размышления о революции во Франции». В нем Местр признает неизбежность Французской революции, как «дочери века Реформации и века Просвещения»; одновременно считая, что революция не является необратимой. Альтернатива ей – традиция, которая несет в себе порядок и движение истории, вне которых нет иной альтернативы, кроме тирании или анархии. Государство.Ж. де Местр считал, что государство не может возникнуть в результате общественного договора, его возникновение - тайна. Государство создается в результате действий одного человека (полулегендарный праотец, Ромул и Рем), который получает свою власть не от народа, а по божественному праву. Соответственно этому, отношения подданных к государству определяются не правом, а нравственной обязанностью, основанной на религиозном подчинении. Государство. По мнению Местра, – это иерархически упорядоченное на основе суверенной власти единство народа. Народ – это группа людей, имеющих собственный язык, территорию, культуру, обычаи, характер. Форма государства. Де Местр считал, что нет одной идеальной формы правления, того «государства разума», о котором мечтали просветители, а есть множество естественных форм, соответствующих обычаям и характеру народа (идея, заимствованная у Монтескьё), даже если эта форма – деспотизм. То есть «каждый народ имеет такое правление, которого заслуживает». Местр разделял государства на монархию, аристократию и демократию. Однако настоящим полновластным государством по его мнению, может быть только абсолютная монархия, более того теократическая монархия, где власть короля подчинена католической церкви в лице папы Римского. Именно власть папы может удержать монарха от необдуманных действий, примирить народы и государства. Де Местр был против притязаний на власть и демократии, и аристократии, так как считал, что при аристократическом режиме нация раскалывается, при демократии - крошится и от нее ничего не остается, кроме пыли. Право. Де Местр критикует учение о свободе и равенстве как естественных правах человека, полагая, что неравенство – это естественное состояние людей и необходимое условие всякого общежития, а права человека – не более чем замаскированное желание нести меньше обязанностей. Поэтому лучшие люди страны – это не те, кто обладает какими-то особыми правами, а те, кто несет особые обязанности. Политические права отдельных классов, как и отдельных лиц, нарушают единство общественной жизни. Особенное внимание де Местр уделял критике известного тезиса Просвещения о всесилии разумного законодательства. Человек, писал он, «не может сочинить конституцию так же, как не может сочинить язык. Задача конституции – найти законы, подходящие для конкретного народа с учетом его нравов, религии, географического положения» и пр. Подлинные конституции складываются исторически из незаметных зачатков, из элементов, содержащихся в обычаях и характере народа.
|