Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СЛЕДЫ ПРЕБЫВАНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА Б КРЫМУ




 

100 000 лет -- II тысячелетие до н. э.

 

Первые следы пребывания человека на территории Крымского полуострова

относятся к древнему ка-менному веку, делившемуся на ранний и поздний

палеолит, и продолжавшемуся с 2-х миллионов лет до XIV-- X веков до н. э.

Крымский полуостров находится на юге Европы и почти не был затронут

ледником. В Крымских горах было множество пещер, гротов и скальных навесов,

удоб-ных для устройства стоянок. Мягкий климат, множество ди-ких животных и

богатая разнообразная растительность, со-здавали благоприятные условия для

обитания первобытного человека. В Крыму р доисторические времена обитали

ма-монты, носороги, северные олени, медведи, песцы, антило-пы-сайги, дикие

лошади, ослы, белые куропатки, в реках во-дились лосось и щука, на

поверхности земли были кремние-вые месторождения, служившие первобытному

человеку сы-рьем для изготовления орудий, необходимых для жизни. Ос-танки

первобытных людей, начавших заселять Крым около ста тысяч лет назад,

обнаружены во многих местах полуост-рова. Широко известны древние стоянки

Чокурча, Киик-Коба и Бакла вблизи Симферополя, 14 Заскальных стоянок у села

Вишенное Белогорского района, Староселье у Бахчисарая, Кизил-Кобинские

пещеры. В пещере Волчий грот эпохи сред-него палеолита, расположенной в

двенадцати километрах к востоку от Симферополя в скале над долиной реки

Бештерек, найдены множество кремневых орудий и кости дикого быка,

благородного оленя, мамонта, бизона, муфлона, носорога, ка-бана, дикого

осла, дикой лошади, волка, лисицы, косули, барсука, песца, пещерной гиены,

россомахи.

Первобытные люди на Крымском полуострове оставили свои следы вблизи

Бахчисарая (Сюрень), у реки Качи, в до-лине реки Альмы, у реки Бодрака

(Шайтан-Коба). Они уже разводили огонь, жили в пещерах, охотились на

существо-вавших в Крыму в ледниковый период мамонтов, носорогов, диких

быков, лошадей, оленей, пещерных львов и медведей с помощью деревянной пики,

конец которой заостряли в огне, камней и дубин. Люди собирали нежесткие и

неядовитые коренья, грибы, ягоды, дикорастущие плоды, моллюски, за-нимались

рыболовством. Одеждой являлись шкуры быка, оленя, антилопы, пещерного

медведя, волка, бобра, лисицы, зайца. На стоянках найдены палеолитические

кремневые ору-дия: остроконечники, скребла-ножи, рубильцы. Впоследствии

мамонты, бизоны и шерстистые носороги исчезли, а северные олени е

потеплением ушли из Крыма. Основным объектом охоты стали лошади и сайгаки.

Крупные общины первобыт-ных охотников распались на мелкие, расселившиеся по

доли-нам рек.

Множество первобытных стоянок почти во всех частях Крыма относятся к

периоду среднего каменного века -- мезо-литу, продолжавшемуся с IX до VI

тысячелетия до н. э. Люди жили в пешерных стоянках Алимов навес в долине

реки Качи, Сюрень II у реки Бельбек, Водопадный грот, Таш-Аир I, Бу-ран-Кая

у реки Бурульчи, Фатьма-Коба в Байдарской доли-не, Замиль-Коба I и II,

Мурзак-Коба в долине реки Черной, Ласпи VII. У входов на стоянки Шан-Коба и

Фатьма-Коба обнаружены остатки защитных сооружений. Первобытные люди

приручили собаку, одомашнили свинью, из оружия появились лук и стрелы,

ставшие основным средством добы-вания пищи, на стоянках найдена лепная

посуда. Основными занятиями первобытного крымского населения были охота, в

основном на оленей, косуль м кабанов, собирательство, рыбо-ловство. На

стоянках этого периода найдены кости диких животных, остатки съедобной

виноградной улитки, двухряд-ные гарпуны с зубцами, кости судака, лосося и

сома. Широко известна пещерная стоянка Шан-Коба в юго-западном Кры-му, в

которой обнаружены резцы, скребки, ножевидные пла-стинки. При раскопках

также найдены кости оленя, антило-пы-сайги, дикого осла, дикой лошади,

кабана, бурого медве-дя, рыси, барсука, бобра, раковины съедобных улиток,

кос-тяные гарпуны.

Стоянки в степной части Крыма (Долинка, Ишунь, Мар-тыновка), в горной

(Балин-Кош, Ат-Баш, Бештекне), у Бах-чисарая (Таш Аир, Земиль Коба, Кая

Арасы), на Керченском полуострове (Луговое, Тосуново), южном берегу

(Улу-Узень) относятся к новому каменному веку, неолиту (5000 лет-- 4000 лет

до н. э.). На Крымском полуострове их более ста пятиде-сяти. Первобытные

люди в Крыму освоили земледелие и ско-товодство, одомашнили коз, овец,

коров, волов, лошадей, появилась глиняная обожженная посуда, каменные

изделия, топоры, молотки. На стоянках обнаружены мотыги, жатвен-ные ножи,

кремневые ножевидные пластины, костяные бусы.

Люди ямной, катакомбной и срубной культуры, жившие в Крыму в эпоху

медного века -- энеолита (4000 лет-- 2000 лет до н. э.) также оставили свои

следы в степном и горном Крыму и на Керченском полуострове. Известны курганы

Кур-бан-Байрам у Красноперекопска, Кеми-Оба у Белогорска, Зо-лотой курган

под Симферополем, Ласпи I, Гурзуф, Жуковка. В это время большинство племен

еще не осело на землю и в поисках удобных мест существования по территории

Европы и Азии перемещалось множество народов. Люди медного века в Крыму

являлись земледельцами и животноводами. Выра-щивали пшеницу, просо, ячмень,

коноплю. Питались мясом и хлебом. Приручили овец, коз, свиней, собак, коров

и лоша-дей. Пряли. Появились медные инструменты и оружие: топо-ры, кинжалы,

ножи, долота, скрепки, наконечники копий и стрел. Появился колесный

транспорт -- повозки, в которые запрягали волов или лошадей.

В период бронзового века, продолжавшегося с 2000 лет до 1000 лет до н.

э. в Крыму жили представители ямной, кеми-обинской, катакомбной,

многоваликовой, срубной, сабатинов-ской и белозерской культур, умевшие

строить каменные жи-лища и занимавшиеся скотоводством и пашенным

земледе-лием. На стоянках периода бронзового века обнаружено мно-го медных и

бронзовых изделий, горшков, чаш, каменных боевых топоров, булав. У Красной

Горки в Симферополе най-дена большая плита с лунками для возлияний, на

которой изображен поединок. У Евпатории, Чокурчи, Бахчисарая, Астанино, у

Тиритаки найдены каменные стелы-удлиненные плиты, на которых изображены

верхние части головы, глаза, рот, руки. На одной из стел нанесен портупейный

пояс, то-пор, лук и колчан. К этому периоду относятся первые следы

меновой торговли населения Северного Причерноморья с пле-менами

юго-западной и западной Малой Азии, а также Эгей-ского бассейна. В

Бессарабском кладе в селе Бородино вблизи Аккермана -- Белгорода

Днестровского найдено четыре боль-ших каменных секиры из змеевика

малоазиатского проис-хождения. В Щетковском кладе в Побужье у Ингула

обнару-жены эгейские бронзовые двойные секиры и серпы микенс-кого

производства. На стоянках этого периода в Крыму най-дена посуда, похожая на

обнаруженную у Ингула и в Прику-банье, что говорит о торговых связях

крымских племен со степным населением Северного Причерноморья.

В начале I тысячелетия до н. э. бронзовый век в Крыму сменился

железным. Древнейшие железные предметы были найдены в одном из курганных

погребений у села Зольного. Они датируются VIII веком до н. э. Основными

занятиями насе-ления Крымского полуострова стали земледелие и скотоводство

при натуральном хозяйстве, удовлетворявшем многие потребности человека

продуктами собственного производства.

Примерно к этому историческому периоду относятся первые археологические

памятники тавров на Крымском полуострове.

5. Киммерийцы. Проблема происхождения, территория, быт и культура. (X- VII века до н. э.) ДРЕВНЕЙШИЕ ИЗВЕСТИЯ О КИММЕРИЙЦАХ Древнейшим народом, обитавшим в Крыму, были киммерийцы, проживавшие на полуострове в XV-VII веках до нашей эры. Наиболее давние упоминания о них, восходящие к последним векам второго тысячелетия до нашей эры, мы находим в творениях великого древнегреческого поэта Гомера. Так, в его поэме «Одиссея» говорится, что земля киммерийцев находится у крайних границ обитаемого мира, у входа в подземное царство Аида. Герой «Одиссеи» во время своего странствия проник в эту почти потустороннюю таинственную по отдаленности и малой известности для греков страну. «Закатилось солнце и покрылись тьмою все пути, — говорится в поэме, — а судно наше достигло пределов глубокого океана. Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами...» К киммерийцам относится упомянутый в поэме «Илиада» народ «удивительных доильщиков кобылиц, справедливейших из смертных». Автор указывает район обитания киммерийцев — степи Крыма и Северного Причерноморья. Греческий историк Геродот (V в. до н. э.) очень интересовался историческими предшественниками скифов в Крыму. Его информаторы (скифы и греки) единодушно сообщали, что вся страна, которая в его время была занята скифами, раньше принадлежала киммерийцам. В подтверждение этого он писал: «И теперь еще есть в Скифии киммерийские стены, киммерийские переправы, есть и область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор». При устье реки Тираса (Днестра) Геродоту показывали курган, в котором, по преданию, были погребены последние киммерийские цари. Во многом подобные сведения о пребывании киммерийцев в Крыму сообщают и другие историки и географы древности. В частности, отмечалось, что киммерийцы совершали свои походы и в страны Средиземноморья еще во времена Гомера. Поэтому становится очевидным, что киммерийцы жили в эпоху бронзы. ЗАНЯТИЯ КИММЕРИЙЦЕВ К началу I тысячелетия до нашей эры киммерийцы перешли к кочевому скотоводству, позволившему с наименьшими затратами труда овладеть обширнейшими и богатейшими пастбищными угодьями. С прекращением оседлости единственным свидетельством обитания киммерийцев стали их захоронения в курганах. В течение IX—VIII веков до н. э. произошли чрезвычайно важные изменения. Киммерийцы овладели секретом получения железа из болотной руды. Об уровне, достигнутом в железоделательном производстве, можно судить по археологическим находкам. В эту пору у киммерийцев получило распространение цельножелезное оружие. По найденным в могилах вещам киммериец предстает перед нами как легковооруженный конный воин. Его боевое снаряжение состояло из меча или кинжала, круглой, чаще всего фигурной булавы, имевшей навершие в виде каменного и реже бронзового цилиндрического топорика. Важнейшим предметом вооружения киммерийца служил также сложный лук с втульча-тыми наконечниками стрел, которые вначале изготовлялись из бронзы и кости, а позднее — из железа. Киммерийский лук отличался прекрасными боевыми качествами и являлся самым мощным оружием того времени. По своим достоинствам он не уступал прославленному скифскому луку. Никаких остатков защитных доспехов в виде щитов, шлемов, панцирей и тому подобных защитных приспособлений в киммерийских могилах не обнаружено. Над могилами было принято ставить памятные каменные стелы (изваяния без головы), на верхней части которых изображались ожерелья и разные символические знаки. На стелах, стоявших над могилами воинов, обычно изображены широкий пояс, при котором выгравированы кинжал или меч, лук и точильный брусок. Из исторических источников известно, что киммерийцы разгромили войско урартского царя Русу I, воевали против других государств. При появлении в Крыму скифов, как повествует предание, киммерийцы, опасаясь поражения от грозного врага, отступили через Кавказ, вдоль восточного побережья Черного моря в Азию. А киммерийские «цари», не желая покидать свои
земли, перебили друг друга во взаимной битве и были похоронены в низовьях Днестра. Произошло это, по-видимому, в VII веке до н. э.
6. Тавры и Кеми-обинская культура: сходство и различия Кеми-Обинская культура — археологическая культура среднего энеолита, существовавшая на территории Нижнего Приазовья, Нижнего Поднепровья и Крыма в III тыс. до н. э. Этническое происхождение тавров остается невыясненным. Возможно, они являлись коренными жителями Крыма, а возможно это часть киммерийцев, отступивших в Крым из Северного Причерноморья или с Кавказа под натиском скифов. Самоназвание тавров неизвестно, поскольку слово «тавры» - греческое и являлось изначально названием горного массива в Малой Азии, продолжением которого греки считали, и Кавказские, и Крымские горы. Затем этим же словом были названы и тамошние племена. Сам же Крым греки назвали «полуостровом тавров» - Тавридой. ,u>Тавры заселили южное побережье и горы крыма начиная с I тысячелетия до н. э. или несколько ранее. Большинство поселений тавров было сконцентрировано на Южном берегу Крыма от нынешних мыса Айя до Феодосии. К поселениям тавров X-IV вв. до н. э. относятся: Уч-Баш около Инкермана, Ашлама-Дере под Бахчисараем, Таш-Джарган под Симферополем и др. Более поздние IV-V вв. обнаружены на горе Кошка у Симеиза, Караул-Оба близ Нового Света, к ним также относятся и многочисленные пещерные жилища. Поселения IV-I вв. до н. э. найдены на мысе Ай-Тодор, горе Аю-Даг, горе Кастель под Алуштой. Тавры жили компактными семейными общинами в поселениях в долинах и предгорьях у воды, горных убежищах из камней, пещерах. Путь на южный берег от мыса Эклизи-Бурун до устья Альмы закрывала оборонительная стена толщиной в два метра, сложенная таврами насухо из крупных камней. О таврах упоминают многие античные источники. Геродот в середине V века до н. э. писал в своём труде «История» о таврах, как о свирепом народе, приносящем человеческие жертвы и живущем преимущественно разбоем. Диодор Сицилийский, Тацит описывали тавров, как варваров и убийц, занимающихся пиратством. Страбон в своей «Географии» в I в. до н. э. указывал базу таврских пиратов – Симболон Лимен, нынешнюю Балаклавскую бухту. Однако, археологи не нашли никаких подтверждений тому, что тавры получали что-то путем грабежа чужеземцев. Напротив, находки в поселениях тавров и единственном не разграбленном могильнике Мал-Муз в Байдарской долине свидетельствуют преимущественно о вполне мирных занятиях большей части тавров: рыболовстве, скотоводстве и земледелии. Рабства у тавров, по-видимому, не было. Религией Таврам служил культ Девы – богини плодородия. Ей приносились человеческие жертвы. Сохранились статуэтки Девы. Таврам были приписаны памятники IX-V вв. до н. э. и даже более позднего времени в Горном Крыму, объединяемые в кизил - кобинскую культуру: согласно Геродоту, тавры занимали "гористую страну" в полосе от греческого города Керкинитиды (в черте нынешней Евпатории) до Скалистого (Керченского) п-ова. Кизил-кобинские поселения. Они чрезвычайно многочисленны и расположены главным образом полосой, тянущейся от Белогорска до окрестностей Севастополя. Это Балаклава, Уч-Баш и Сахарная Головка (в районе Инкермана) , Ашлама (в Бахчисарае) , Холодная Балка (близ Симферополя) , Симферополь, Кизил-Коба, Ени-Сала, в верховьях Салгира, Нейзац, Тау-Кипчак (Белогорский район) . Кошка (в районе Симеиза) и прочее. Поселения встречаются обычно у рек, причем, в горах они имеют укрепления в виде двух стен из дикого камня, промежуток между которыми забутован (Уч-Баш, Кошка) . Использовались также скальные навесы и гроты (например, Таш-Аир ). Поселения невелики и с бедным культурным слоем небольшой мощности, что свидетельствует о непродолжительности обитания.
7. Скифы. Происхождение, территория, общественный строй и культура. VII-IVвв. до н.э. Скифы. Основную массу современного Геродоту населения Северного Причерноморья составляли племена скифов, о которых он сообщает целый ряд обстоятельных сведений. По данным Геродота, подтверждаемым и материалами археологии, скифы населяли всю южную часть Причерноморья: от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона. Хотя материальная культура, получившая распространение на всей этой обширной территории, в различных райовах обладала известными местными особенностями, но в целом в ней, безусловно, обнаруживаются черты типологической общности. Эта общность сказывается и в типах повсеместно распространённой скифской керамики,и в типах оружия, конских наборов, и в характере погребального обряда. По образу своей хозяйственной жизни скифы подразделялись на племена оседло-земледельческие и кочевые, скотоводческие. Перечисляя известные ему земледельческие племена, Геродот прежде всего называет каллипидов и алазонов— ближайших соседей основанной выходцами из Милета на берегу Буго-Днепровского лимана Ольвии; из этого города он в основном вёл свои наблюдения. Обращает на себя внимание, что первое из этих двух племён — каллнпидов — Геродот считает возможным назвать и другим именем — «эллино-скифы», настолько они уже, очевидно, ассимилировались с греческими колонистами. За каллипидами и алазонами в перечне Геродота следуют скифы-пахари, населявшие оба берега Буга и территорию на запад от Нижнего Днепра, и скифы-земледельцы, жившие по течению Днепра на расстоянии 11 дней плавания от его устья. Скифия времени Геродота не была этнически единой, в её состав входили и не родственные скифам племена. Так, невидимому, не скифского происхождения были земледельческо-скотоводческие племена, жившие в лесостепи. Железные изделия из Каменского городища под Никополем: молоток-пуансон для штамповки панцьгрных чешуек, панцырныо чешуйки, зубило, пробойники. IV — III вв. до н. э. Уровень хозяйственной жизни у большинства племён Скифии достиг уже сравнительно большой высоты. Геродот сообщает, что алазоны сеяли и употребляли в пищу помимо хлеба также лук, чеснок, чечевицу и просо, а скифы-пахари сеяли хлеб не только для собственных нужд, но и на продажу, которая, надо думать, осуществлялась ими при посредничестве греческих купцов. Вспашка земли, как правило, производилась скифскими земледельцами при помощи запряжённого волами плуга. Судя по материалам раскопок многочисленных скифских городищ того времени, в частности большого Каменского городища близ Никополя, урожай снимался железными серпами, зерно измельчалось в зернотёрках. Обнаруженные во время раскопок кости животных свидетельствуют о разведении жителями городищ крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и птицы. Сохранившиеся в городищах остатки землянок и глинобитных построек, так же как и устройство погребальных камер в некоторых больших скифских курганах, позволяют составить некоторое представление о жилищах оседлого населения, но более детальное их устройство пока ещё остаётся нам неизвестным. Скифы-кочевники и так называемые царские скифы, которых Геродот считает самыми сильными и воинственными из всех скифов, населяли степное пространство на восток от Днепра и до Азовского моря, включая и степной Крым. Геродот подчёркивает, что эти племена добывали себе пропитание но земледелием, а скотоводством и жилища свои устраивали в повозках. Более подробно об особенностях их кочевого быта пишет современник Геродота, неизвестный нам по имени автор одного приписываемого Гиппократу медицинского трактата. Он также обращает внимание на то, что у скифов «...нет I домов, а живут они в кибитках, наименьшие из которых четырёхколёсные, а иные и шестиколёсные; со всех сторон они закрыты войлоком и разделяются, как дома,— одни на два, другие на три отделения. Они непроницаемы ни для дождя, ни для снега, ни для ветра. В возы эти запрягают по две и по три пары безрогих волов. В таких кибитках живут
женщины, а мужчины едут верхом на конях». У скифов-кочевников животноводство достигло относительно высокой ступени развития, и они в V—IV вв. владели огромными стадами и табунами скота. Распределение этого скота между соплеменниками не было равномерным. Электровая ваза из кургана Куль-Оба с изображением сцен из жизни скифов. Греческая работа IV в. до н. э. Большие скифские курганы поражают богатством своего погребального инвентаря. Наряду с местными вещами в курганах постоянно встречаются и художественные изделия работы греческих, нередко первоклассных, мастеров. Это наглядно свидетельствует о тесных связях племенной знати с греческими городами-колониями. С другой стороны, роскошные погребения племенных вождей — «царей», как их называют греческие писатели, — и племенной знати составляют резкий контраст с рядовыми скифскими погребениями, часто лишёнными почти всякого инвентаря. Процесс социально-имущественного расслоения в скифском обществе зашёл уже довольно далеко. Свою роль в этом сыграли и торговля с греками и постоянные военные столкновения между племенами, которые сопровождались захватом военной добычи и пленных. Однако последние, невидимому, большею частью перепродавались при посредничестве греческих купцов за пределы страны. О рабах родом из Скифии упоминают и греческие писатели и надписи в городах Балканской Греции. В самой Скифии труд несвободных находил лишь ограниченное применение — преимущественно в хозяйстве кочевников — и рабство имело ещё патриархальную форму. В общественном производстве ведущая роль принадлежала свободному человеку. В Скифии времени Геродота классовое общество и государство ещё не сложились, но устои древнего родо-племенного строя в рассматриваемое время уже были значительно поколеблены. Энгельс подчёркивает, что родовая организация дальше племени не пошла и союз племён означает уже начало её подрыва. Между тем среди скифских племён, несомненно, уже назревала потребность в объединениях более широкого характера. Завоевательные вторжения скифов в Малую и Переднюю Азию и их победоносная борьба с персидскими войсками Дария были бы немыслимы при отсутствии крупных племенных объединений. Следует, однако, решительно отвергнуть мнения тех буржуазных учёных, которые эти племенные объединения скифов наделяют чертами чуть ли не государств феодального времени и представляют их в виде мощной «Скифской державы», якобы возникшей в Северном Причерноморье ещё в VII в. до н. э. Объединения скифских племён, как и другие племенные союзы этой эпохи, отличались непрочностью и изменчивостью своего состава, что, естественно, отражалось и на характере власти возглавлявших их вождей: эта власть, очевидно, нередко была лишь номинальной. Золотой гребень из кургана Солоха с изображением сражающихся скифов. Греческая работа конца V в. до н. э. Объединения племён такого типа стали приобретать характер объединений государственных лишь во второй половине IV в. до н. э., когда в Северном Причерноморье возник большой племенной союз под главенством скифского царя Атоя. В короткий срок Атею удалось подчинить своей власти ряд соседних фракийских племён и города западнопонтийских греков. Но объединение Атея просуществовало очень недолго: после того, как Атей был наголову разбит войсками Филиппа II Македонского, оно сразу же распалось. В конце III в. до н. э. возникает более прочное объединение скифских племён с центром в Крыму. Вопрос об этническом происхождении и языке скифов очень сложен. Геродот с полной определённостью пишет, что все скифы говорили на одном, очевидно, общем для всех племён языке. Однако у скифов не существовало своей письменности. Поэтому единственным источником сведений об их языке являются произведения античных писателей и надписи античной эпохи. До нашего времени дошли в греческой и латинской транскрипции главным образом названия скифских племён, имена божеств, личные имена, топонимические наименования. Истолкование этих скудных фрагментарных данных вызвало существенные разногласия. В
конце XIX — начале XX в. был высказан целый ряд взаимно исключающих друг друга предположений о монгольском, славянском и иранском происхождении скифов. В настоящее время разработка этого вопроса значительно двинулась вперёд, и среди учёных преобладает взгляд о принадлежности скифского языка к так называемой североиранской группе языков. Существующие в современной науке представления о культуре скифов основаны как на свидетельствах античных писателей, так и на непосредственных памятниках этой культуры: скифских городищах и курганах, разбросанных по всему югу нашей страны, многочисленных находках скифской керамики разнообразных форм и видов, изделий из бронзы, железа и драгоценных металлов, оружия— наконечников скифских стрел и копий, скифских железных мечей — акинаков и т. д. Вещи скифского типа получили распространение не только на территории самой Скифии, их находят и далеко за её пределами, например на Кавказе, в Сибири и даже в Передней Азии. Сильное влияние скифской культуры испытало на себе в V в. до н. э. население лесостепной полосы Восточной Европы, а южнее — население Фракии. Скифский железный меч с рукояткой в золотой оправе из Чортомлыцкого кургана. IV и. до н. э. Внешний вид и одежда скифов известны главным образом по их изображениям на золотых и серебряных сосудах и других художественных изделиях, преимущественно греческой работы, найденных в таких всемирно известных курганах, как Куль-Оба (Керчь), Чертомлыцкий, Солоха (Нижний Днепр) и ряд других. В своих произведениях на скифские сюжеты греческие мастера-художники с поразительным реализмом дали образы скифов в мирном и военном быту. Сражались скифы преимущественно на конях, хотя в дальнейшем, по мере роста оседлости, появляется и скифская пехота. Геродот даёт очень подробное и живое описание военных обычаев скифов, но, может быть, несколько преувеличивает их воинственность. От Геродота же в основном известна и религия скифов. Характерные её черты — отсутствие храмов и особой касты жрецов, отсутствие антропоморфных изображений богов. Олицетворением, например, наиболее почитаемого у скифов бога войны был воткнутый в землю железный меч, перед которым приносились жертвы. Характер погребального ритуала свидетельствует о том, что у скифов существовала вера в загробную жизнь. Попытка Геродота, перечисляющего по именам скифские божества, перевести их на язык греческого пантеона не может быть признана удачной. Видимо, религия скифов была настолько своеобразна, что не могла найти себе прямых параллелей в религиозных представлениях греков. Ещё большее своеобразие скифской культуры раскрывается в так называемом скифском зверином стиле. Изображения зверей на вещах, выполненных в этом стиле, чаще всего трактуются не в положении покоя, а в напряжённой борьбе или движении: сплетённые в борьбе тела, оскаленные зубы и т. д. Вещи, выполненные в различных вариантах звериного стиля, встречаются не только в Северном Причерноморье, их находят также в погребениях лесостепной полосы Восточной Европы, на территории большей части Сибири, особенно Западной Сибири. Существенно отметить, что вещи в зверином стиле изготовляли но только местные, но и греческие и восточные мастера, ориентировавшиеся на вкусы скифов. Золотая обкладка налучья из Чертомлыцкого кургана. Греческая работа IV в. до н. э. На скифской культуре, безусловно, сказалось влияние близкого соседства и постоянного общения с греками. Было бы, однако, ошибочным переоценивать это влияние. Оно коснулось главным образом скифской знати, теснее других слоев скифского общества связанной торговыми узами с прибрежными городами-колониями. Племена, жившие в непосредственной близости к этим городам, также испытали на себе более заметное воздействие греческого культурного уклада, чем племена, населявшие отдалённые от них территории. Следует также подчеркнуть, что и сами греческие поселенцы оказались под заметным воздействием местной культуры. Явления ассимиляции и синкретизма весьма характерны для исторической жизни
северочерноморских городов-колоний.
8. Позднескифское государство. Неаполь-Скифский. МАЛАЯ СКИФИЯ На рубеже IV-III веков до н. э. для скифского государства происходят важнейшие события. В этот период к его границам подходят кочевые племена савроматов (сарматов), которые в VI-IV вв. до н. э. обитали в степях Поволжья и Южного Приуралья. Постепенно продвигаясь на запад, к концу IV века до н. э. сарматы достигают границы Скифии по Танаису (Дону). Все это и приводит к постоянным столкновениям. Скифы встают на защиту своей территории, своих кочевий и зимников, своих очагов. Но напор сарматов был слишком сильным, и скифы вынуждены были постепенно уступать свою территорию. В течение III века до н. э. сарматы вытеснили скифов из степей между Доном и Днепром. Как отмечает Диодор Сицилийский, сарматы «опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». С этого момента в истории Скифии начинается новый этап. Вытесненные с широких степных пространств и владея относительно небольшой территорией, большая часть которой находилась в Таврике, скифы вынуждены были приспосабливаться к новым условиям, Они постепенно превращались в оседлых земледельцев и скотоводов, живущих в постоянных долговременных поселениях. Коренные изменения в экономике привели к существенным новшествам в образе жизни, в материальной культуре, в социальных отношениях и религиозных представлениях, во многом повлияли на историю скифов. С этого момента скифы уже основательно заселяют территорию Таврики. Прежде всего они осваивают земли в речных долинах в пределах Внешней и Внутренней гряды. Археологами открыты поселения скифов на реках Альма, Западный Булганак, Кача, Бельбек, Зуя, Биюк-карасу и Кучук-карасу, Бештерек и Салгир. Издавна эти районы отличались благоприятными условиями для занятия земледелием, так как здесь имелось достаточное количество источников воды и плодородных земель. В этот период на территории Таврики появляется все больше и больше основательных, постоянных поселений и укреплений. В своей «Географии» Страбон упоминает четыре скифские крепости в Таврике — Неаполь, Хабеи, Палакий и Напит. В результате археологических исследований открыты и изучены четыре крупнейших скифских городища: Керменчик, Кермен-кыр, Булганак и Усть-Альминское. Возможно, эти городища и описывал Страбон. В III веке до н. э. на перекрестке древних торговых путей в долине Салгира скифы основывают значительный укрепленный пункт (на месте современного Симферополя в районе Петровских скал), который становится столицей. Городище «Неаполь Скифский» — главный археологический памятник Симферополя, пользующийся мировой известностью. Если подняться на городище, то откроется обширное, бугристое поле, поросшее травой. Основательному разорению городище подверглось в первые десятилетия существования Симферополя. Жители нового административного центра Таврической области «добывали» камень для строительства домов из древних сооружений Неаполя, не задумываясь над тем, когда и кому служила эта заброшенная крепость на месте тоже заброшенной, уже средневековой деревеньки Керменчик. Сохранились гравюры с изображением Неаполя. Судя по этим гравюрам, больших капитальных сооружений было немало в разных концах городища. Пристальное внимание историков к городищу привлекла случайная находка в 1827 году мраморных плит с рельефным изображением скифского всадника и надписями, упоминающими скифского царя Скилура. Первые раскопки, проведенные в том же году, дали еще один мраморный рельефный парный портрет мужчин, пожилого и молодого (по всей вероятности, царя Скилура и его сына Палака). С тех пор на городище работали многие ученые. Раскопки на городище, казалось бы, стертом с лица земли до последних камней фундаментов, ознаменовались выдающимися открытиями. Обнаружен мавзолей с пышными и богатыми захоронениями Малой Скифии, прослежена система оборонительных стен и башен, выявлены остатки жилых и культурных построек с интересной росписью. Обнаружен целый
ряд объектов самобытной скифской культуры. Отпали последние сомнения. Да, это потерянный в веках Неаполь Скифский. Попробуем, опираясь на данные исследователей и призвав на помощь фантазию и воображение, окунуться в прошлое и представить этот город в пору его расцвета. Путь на городище нам преграждает высокая крепостная стена с башнями. Она протянулась от обрывов Петровских скал до Петровской балки и дальше вдоль балки до острого мыса, которым завершается плато Неаполя Скифского. Мы стоим у главных двустворчатых ворот. Суровые, бородатые стражи в сверкающих шлемах и чешуйчатых панцирях, громыхнув в знак приветствия копьями, берутся за кольца ворот. Медленно, со скрипом расходятся их массивные полотнища. За воротами мы попадаем на просторную площадь. На противоположной стороне площади — длинное здание с портиками. Между колоннами портиков высятся бронзовые статуи богов и царей. Парадная стена здания украшена мраморными рельефами. Среди них мы узнаем портреты Скилура и Палака. Они изображены едущими рядом на лошадях. Дальше мы видим рельеф уже одного возмужавшего Палака на коне с копьем в руках. Под каждой статуей и рельефом высечены надписи на греческом — международном языке того времени. Кстати, и торговал Неаполь в основном с Грецией. В городене только бывали, но и постоянно жили греческие купцы. На этой площади они заключали сделки на вывоз знаменитой таврической пшеницы. За «зданием с портиками» стоит дворец скифских царей. Мы переступаем порог парадного зала и останавливаемся, залюбовавшись причудливой «растительной» росписью помещения, яркими коврами на резных дубовых скамьях, развешенным оружием, стоящей в глубоких нишах заморской чернолаковой посудой. Из парадного зала скрытая драпировкой дверь ведет в жилую часть дворца, обставленную с неменьшей роскошью, но уже не для постороннего взгляда. К западу от дворца — еще один богатый дом («здание с подвалом»). Наверное, сына царя или кого-то из самых приближенных к царю людей. Но мы пойдем в противоположную сторону, на площадь, где курится священный огонь. Здесь расположены храмы. Заглянем в один из них. Если в росписи гражданских помещений преобладает зеленый цвет, то в храмах основной декор — красный. Плоскости стен разбиты полуколоннами с резными капителями. Убранство храмов — ритуальные украшения, статуи... От площади с храмами разбегаются путаные улочки, где в скромных домишках живет простой люд Неаполя. Не из одних мирных будней складывалась его жизнь. Врагов у Неаполя Скифского хватало. Прежде всего Херсонес — самостоятельное греческое государство, жаждущее распространить если не власть, то влияние на весь хлебный Крым, чтобы сосредоточить в своих руках торговлю скифским хлебом с Грецией. Скифы, естественно, не могли примириться с таким самозванным посредником. Между скифами и херсонесцами то и дело вспыхивали войны. Неприятели трижды вторгались в пределы скифского государства, громя и сжигая все, что попадалось на их пути. Эта же участь постигла и Неаполь. Нам пора, однако, завершать воображаемое путешествие по скифской столице. Сквозь гулкий, прохладный тоннель при-вратного укрепления мы выходим из города. Позади скрипнули и захлопнулись ворота. Невольно замедляем шагу стены мавзолея. Там в каменной гробнице лежит неутомимый воитель Скилур. Его рука сжимает короткий меч — акинак. Поблескивают нашивки на кожаном одеянии и золотой венок в изголовье. Ближе к выходу из мавзолея стоит деревянный саркофаг скифской царицы, очень странный по нынешним понятиям: вид у него скорее праздничный, чем траурный. Саркофаг расписан яркими красными, голубыми и золотыми красками (черной нет и в помине). Пышное убранство дополняют гипсовые статуэтки мифических зверей. Но вернемся в сегодняшний день. Растаяли белокаменные сооружения скифской столицы. А вместо нее перед нами просторное травянистое поле, кое-где всхолмленное укрытыми землей остатками зданий. Лишь там, где были главные ворота и мавзолей, заповедное поле вскрыто археологическими раскопками.
Мы не знаем, когда и как прекратил свое существование Неаполь Скифский. Известно, что в 275 году его разрушили готы. И есть сведения, что он продолжал жить после готского нашествия. Считается, что окончательно Неаполь Скифский разорили гунны. Рядом с бывшей столицей скифов, в предместьях современного Симферополя, археологами обнаружены две другие мощные позднескифские крепости. Одна из них располагалась в 6 км от Симферополя, на окраине села Мирного, на холме, возвышающемся над долиной реки Салгир. Руины этой крепости получили название Кермен-кыр. Второе укрепление получило название Булганакское городище. Расположено оно на холме в долине реки Западный Булганак у села Пожарского (в 15 км от Симферополя). Эти крепости возникли, очевидно, одновременно с Неаполем или чуть позже. Во многом обе крепости схожи. Для устройства этих поселений скифы выбрали холмы, ограниченные с одной стороны долинами рек, с двух других — глубокими балками. Такое расположение создавало естественную защиту поселений. Кроме этого, каждая крепость была защищена еще и двумя линиями оборонительных сооружений. Одним из самых крупных поселений скифов, по занимаемой площади уступавшим только Неаполю, было поселение на высоком левом берегу Альмы у впадения ее в море (около современного поселка Песчаное). С двух сторон оно было защищено крутыми обрывами, с двух других — земляным валом и вырытым перед ним рвом. Это поселение получило название Усть-Альминсккое. Оно состояло из домов, сложенных из камней и сырцовых кирпичей, а также из углубленных в землю полуземлянок. За пределами вала располагались неукрепленные селища. После утверждения скифов в равнинной части Крыма оживляются их торговые связи с греческими городами. Кроме того, скифы пытаются воспользоваться ослаблением греков. Они подчиняют Ольвию, налагают дань на Боспор и начинают вести активное наступление на причерноморские города западного побережья Крыма. Свободный доступ к морю открывал для них возможность расширить сферу своей торговой деятельности. Это привело к военным столкновениям и положило начало длительной борьбе за «место под солнцем». Наибольшего расцвета Малая Скифия достигает во II веке до н. э., в годы правления царя Скилура. В это время скифское царство на востоке граничило с Боспорским царством; на юге — доходило до предгорий Крыма, населенных таврами; на севере в него входила область на Нижнем Днепре, в том числе и Ольвия, где Скилур чеканил свою монету. На западном берегу скифы захватили главные гавани — Керкинитиду, Калос-Лимен и ряд других греческих укрепленных пунктов, превратив их в свои крепости. Но война с Херсонесом, которому помогали греки, римляне, сарматы, ослабила Скифское царство, и постепенно оно теряет свое былое могущество. Скифское царство просуществовало до III века и пало под ударами готов.
9. Греческие города-государства в Крыму. ПРИЧИНЫ ГРЕЧЕСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ Заселение греками Северного Причерноморья не было единичным, случайным явлением в истории развития античного общества. Колонизация явилась закономерным следствием относительного перенаселения Древней Греции, из-за чего часть населения вынуждена была отправляться на поиски новых земель. Кроме того, определенное значение имел военный фактор. В ряде случаев вражеские нашествия на греческие города и их разорение также принуждали жителей иногда целых полисов переселяться в другие местности. Взаимоотношения с метрополией (государство имеющее колонии) были равноправными и осуществлялись на договорных началах. Основание колоний происходило, как правило, организованно. Обычно метрополия назначала или сами колонисты выбирали руководителя переселения — ойкиста, основной задачей которого было распределение земельных участков на месте нового поселения. Переселенцами являлись в основном обезземеленные земледельцы и ремесленники. Развитию новых городов способствовала и активная торговля. В то время в Греции быстро росли население и количество городов с довольно развитыми ремеслами, которые требовали регулярного обеспечения их продовольствием и сырьем. Освоение новых земель могло не только удовлетворить эти потребности, но и позволить продавать ремесленные изделия и некоторые виды сельскохозяйственной продукции греческих городов. Заселение греками Причерноморья происходило постепенно. Заселялось в основном морское побережье, причем местами плотность расположения небольших поселений была довольно высокой. Иногда поселения находились в прямой видимости одно от другого. Античные города и поселения были сосредоточены в районе Боспора Киммерийского (Керченский полуостров) с наиболее крупными городами Пантикапей (Керчь) и Феодосия; в районе Западного Крыма — с основным центром Херсонесом (Севастополь). Конец II—I века до н. э. был для античных городов государств Северного Причерноморья временем общего кризиса. Внутренний кризис совпал с глубокими изменениями в их внешнеполитическом положении, что привело к упадку ремесел, сельского хозяйства, торговли. Это объясняется, с одной стороны, давлением местных племен, определенными изменениями в составе соседних племен, в частности продвижением сарматов, а с другой — ослаблением и упадком ряда греческих городов в связи с захватническими войнами Рима. Северопричерноморские города один за другим теряли политическую независимость, попадая под власть Понтийского царства, после распада которого в Северном Причерноморье главенствующим стало влияние Рима. Все это привело к важным изменениям политического и экономического характера. В городах заметно увеличилось количество выходцев из местных племен, что особенно сильно отразилось на культуре античных городов; эллинистическая в своей основе культура первых веков нашей эры все больше приобретала черты, типичные для культуры окружающих племен, одновременно она воспринимала некоторые элементы римской провинциальной культуры. Это время характеризуется относительной стабилизацией политического положения, а также определенным ростом экономики. В I веке до н. э. Митридат VI Евпатор объединил под своей властью все причерноморские государства, в том числе Боспор и Херсонес. Естественно, что создание такого большого государственного объединения в районах, представляющих значительный интерес для Римской империи, не могло не встретить противодействия с ее стороны. Война между Понтийским государством и Римом затянулась на долгие годы, подрывала внешнюю торговлю, ремесла, сельское хозяйство местного населения. В результате в городах Северного Причерноморья начались выступления против Понтийского государства.Против Митридата VI поднялись Феодосия, Херсонес, вспыхнуло восстание в Пантикапее. Его возглавил сын Митридата VI Фарнак, которого войска провозгласили царем. Митридат VI спрятался во дворце на акрополе Пантикапея, где по его просьбе был убит одним из
военачальников.
ХЕРСОНЕС Главным центром античной цивилизации в Северном Причерноморье было западное побережье Крыма. Самым большим городом здесь был Херсонес Таврический (в переводе — полуостров тавров), основанный в 422-421 годах до н. э. выходцами из дорийского города Гераклеи Понтийской. Он находился в юго-западной части Крыма, на западной окраине современного Севастополя, на берегу Карантинной гавани. Местоположение Херсонеса на скалистом мысе, окруженном бухтами, удобными для мореплавания, было очень выгодным для обороны. Со времени своего возникновения Херсонес находился, в отличие от других античных городов Крыма, во враждебном окружении: в горах — племена тавров-скотоводов, в степях Крыма племена кочевых скифов. Поэтому херсонесцам пришлось укреплять не только город, но и его сельскохозяйственную округу. Напряженная обстановка сдерживала установление экономических связей Херсонеса с местным населением Крыма. Поэтому хозяйственной основой Херсонеса стало собственное развитие многоотраслевого сельского хозяйства, а со временем и ремесел. Херсонес развивался достаточно быстро, его жители осваивали все новые и новые участки земли. На этих участках до 50% площади занимали виноградники; зерновых культур выращивали сравнительно мало. Каждый такой участок (клер) имел усадьбу. В состав полиса после ослабления Скифского государства вошли земли северо-западного Крыма, в том числе Керкинитида (на месте современной Евпатории) — античный город, основанный в конце VI — начале V века до н. э. Возникли новый город Калос-Лимен (на месте современного пгт. Черноморское) и целый ряд поселений различного типа. Эти поселения снабжали Херсонес главным образом хлебом, в котором жители города очень нуждались. Так, в Херсонесской присяге была отдельная большая статья, которой запрещалось вывозить хлеб с равнины в какие бы то ни было пункты, кроме Херсонеса. Наряду с сельским хозяйством развивались ремесла: ткацкое, керамическое, металлообрабатывающее. Значительное место принадлежало гончарному призводству. Во время раскопок в Херсонесе обнаружено несколько керамических мастерских, в которых изготовлялись амфоры, столовая и кухонная посуда, художественная керамика. Развивались также морское рыболовство, рыбозасолочное производство, соляной промысел. Вино, рыба, соль и некоторые другие продукты были основными товарами, которыми город торговал с соседними народами. В начале VI века до н. э. Херсонес начал чеканить собственную мелкую серебряную монету. Экономическое укрепление Херсонеса способствовало развитию города. Увеличивалась его территория. В городе, имевшем прямоугольную систему планировки, были построены храмы, театр и ряд других монументальных сооружений. Его окружала система мощных оборонительных стен с крепостными воротами и башнями. Особенно надежными были укрепления порта. Гсродом-государством управляли знатные и богатые граждане. Одна из надписей называет их «природными гражданами». Верховными органами были народное собрание и совет, которые решали важнейшие вопросы. Члены совета назывались эйсимнентами (рассудительными). Особенностью Херсонеса, выделявшей его среди других городов-государств Крыма, было наличие в нем должностного лица, которое называли басилевсом (царем). Важное значение имела коллегия арконтов. Исполнильную власть осуществляли различные коллегии: номофилаков — «стражей законов», контролировавших исполнение государственных законов и постановлений; симнамонов, исполнявших обязанности глашатаев и следивших за высеканием соответствующих текстов на каменных плитах. БОСПОР Античные города Боспора были основаны главным образом в VI веке до н. э. До объединения в единое государство большинство городов Боспора существовало самостоятельно и, очевидно, имело обыкновенное полисное устройство. Экономическую основу этих городов составляли земледелие, ремесла, рыболовство, а также торговля как с местными племенами, так и с государствами Средиземноморья. В 480 году до н. э. часть боспорских городов объединили
под своей властью Археанактиды. Они представляли собой династию, которая, возможно, происходила от наследственных архонтов. Согласно свидетельству греческого историка Диодора Сицилийского, Археанактиды находились у власти в течение 42 лет — до 438 года до н. э. Благодаря своему выгодному географическому положению одним из главных центров Боспора стал город Пантикапей. ПАНТИКАПЕЙ Город располагался на берегу глубокой удобной бухты, на важном торговом пути. Он имел удобную связь и с населением степных территорий Крыма, а через него — с племенами северных районов. Пантикапей, основанный на месте бывшей торговой фактории, ко времени возникновения Боспорского государства представлял собой типичный греческий город, расположенный на террасах укрепленного холма — акрополя. Здесь размещались жилью дома горожан. В конце VI — начале V века до н. э. тут был построен величественный храм. Пантикапей стал столицей Боспора. На первом этапе существования Боспорского государства все города, вошедшие в него, сохраняли местное самоуправление и определенную самостоятельность, особенно в решении внутренних дел. В Боспорском государстве в это время сложились предпосылки экономического и политического расцвета. Развивались торговля и сельское хозяйство. В 438 году до н. э. Археанактидов сменил Спарток I, преемники которого — Спартокиды удерживали власть в своих руках до II века до н. э. Существуют различные гипотезы о происхождении Спартокидов. Одни историки считают их выходцами из местной знати, другие предполагают, что Спарток был греком. Одной из главных тенденций в правлении этой династии было активное стремление к расширению территории своего государства. Это обусловливалось экономическими причинами, в частности развитием торговли зерном, что вызывало потребность в увеличении земельных наделов и подчинении соперничающих городов. Боспор свою территорию расширял постепенно. В V веке до н. э. в его состав вошел город Нимфей. В восьмидесятых годах IV века до н. э., после тяжелой войны, продолжавшейся несколько лет, Боспор присоединил Феодосию. Сама Феодосия была большим торговым центром с хорошей гаванью и имела развитые торговые связи, главным образом с Афинами. Феодосия, как один из самых значительных полисов Боспора в VI-V веках до н. э., безусловно, являлась сильным конкурентом Пантикапея. После этой победы боспорские цари стали называться «архонтами Боспора и Феодосии». При Левконе I территория Боспора расширилась и в восточном направлении — были покорены племена Танаисского полуострова, а также племена Прикубанья и Восточного Приазовья. Владея такими территориями, Левкон I стал титуловать себя «архонтом Боспора и Феодосии, царем синдов, торетов и дандариев». Титулы боспорских царей ярко отражали их территориальные приобретения. По мере присоединения к Боспору новых территорий в состав титула включались названия племен, населявших эти земли. Боспорские цари имели большую власть. Они были верховными владельцами и распорядителями земельных угодий, городов, поселений, наделяли земельными участками своих приближенных; награждали иностранных купцов привилегиями; руководили вооруженными силами; им подчинялись также судебные органы. Полисные формы правления — народное собрание, совет — были резко ограничены в своих правах. Под контролем царей находились наемное войско, военный флот и отряды, предоставлявшиеся в их распоряжение вождями подвластных племен. В особенно опасные моменты к этим силам присоединялось гражданское ополчение. Зависимость местных племен состояла в признании ими верховной власти боспорского царя, уплате дани сельскохозяйственной продукцией, участии в военных действиях. Однако они сохранили свое племенное устройство, свои обычаи, особенности быта. Группами племен руководили вожди. Наивысший расцвет Боспора приходится на IV век до н. э. Основу его экономики составляло земледелие. С завершением формирования Боспорского государства в основных границах в середине и во второй половине IV века до н. э.
на его территории возникло большое количество неукрепленных поселений, происходил массовый переход кочевых племен к оседлости. Густая сеть сельских поселений давала возможность не только обеспечивать хлебом и другими сельскохозяйственными продуктами население государства, но и широко его экспортировать. Здесь были довольно хорошо развиты садоводство, виноградарство и связанное с ним виноделие. Большое место в хозяйстве занимали животноводство, рыболовство и рыбозасолочное производство, соляной промысел. Труд сельских жителей был очень тяжелым. Чтобы вырастить урожай, выкормить животных, надо было приложить много сил. Последний правитель династии Спартокидов Перисад V, в условиях наступления местных племен и недовольства собственного населения, вынужден был обратиться за помощью к Диафанту, полководцу понтийского царя Митридата VI Евпатора. Но и этот шаг не спас положения. В 107 году до н. э. произошло восстание скифов и других обездоленных слоев населения под руководством Савмака, скифа по происхождению. Восставшие овладели Пантикапеем, Феодосией и другими городами, захватили флот, убили Перисада V; Диафант бежал в Херсонес. Савмак занял царский трон, но его правление продлилось недолго. Понтийский царь Митридат VI Евпатор послал на Боспор сухопутные и морские силы во главе с Диафантом, который, присоединив к ним еще и отборные части херсонесских воинов, разгромил восставших, захватил в плен Савмака, овладел Пантикапеем и Феодосией. События, способствовавшие потере Боспором политической независимости, привели к упадку Боспорского государства.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты