Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Восточные славяне и соседи в 6-8в. Хозяйственный и общественный строй восточных славян.




Читайте также:
  1. A. осуществляет передачу данных устройствам компьютера.
  2. F06.7 Легкое когнитивное расстройство.
  3. F25 Шизоаффективные расстройства.
  4. F31.7 Биполярное аффективное расстройство, ремиссия.
  5. F41.1 Генерализованное тревожное расстройство.
  6. F60 Специфические расстройства личности.
  7. F60.6 Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности.
  8. F65.6 Множественные расстройства сексуального предпочтения.
  9. F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции.
  10. F81.0 Специфическое расстройство чтения.

Достоверно известно, что наши предки в 1-6 вв. н.э. занимали обширные области Центральной и Восточной Европы. В трудах античных авторов предки славян именуются венедами. Многие современные историки видят в венедах древних славян, тогда этнически единых и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.Византийские историки 6в. были более внимательны к славянам, которые, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи.Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавин и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их

разделения, протекавшего в 6-8 вв. Ценнейшие сведения о славянах сообщает нам "Повести временных лет" монаха Нестора.Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах: поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся; древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по рекам Десне, Суле и Северскому Донцу; дреговичи - между реками Припять и Западная Двина; полочане - в бассейне реки Полоты; кривичи - в верховьях рек Волги и Днепра; радимичи и вятичи - на реке Сож(приток Днепра)

и Вятко - на реке Оке; ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и реки Волхов; бужане или дулебы в верховьях реки Буг; белые хорваты - в Прикарпатье; уличи и тиверцы - между реками Днестр и Дунай. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором. О занятиях восточных славян известно, что, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, они несли с собой земледельческую культуру. Наряду с животноводством они занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства имела внешняя торговля, развивающаяся как на Балтийско-Волжском пути, так и на пути "из варяг в греки", связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. В 6в. славяне переживали последний период общинного строя - эпоху "военной демократии", предшествующую образованию государства. Произошли изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща,



приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями и верованиями. В пвл летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих "княжений". Местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам (норманнам). Восточные славяне, сохраняя основы общинного строя, претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности

и привело к образованию государства. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого, характерное для всех народов древнего мира. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

2. Образование Древнерусского государства, его социально-политический строй. Критика норманской теории.

Древнерусское государство сложилось в результате как внутренних, так и внешних факторов - социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в 7-9вв. Развитие земледелия, особенно пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. На севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины. Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, рос его престиж. Он наделялся в сознании общинников сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям. К внешним предпосылкам следует отнести то "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. На первом этапе образования древнерусского государства (8-середина 9вв.) складываются межплеменные союзы и их центры - княжения. На втором этапе (вторая половина 9-середина10в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). Сторонники норманской теории приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя - Русь. Академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, якобы, в 6в.) уже сложилось, и использовались как наемная военная сила. "Русь" по его мнению, производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева). Современные исследователи, преодолевая крайности норманнизма и антинорманнизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам. Рюрик - реальная историческая личность. Его появление в Новгороде никак не связано с зарождением государства. Норманская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов. Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь "из варяг в греки", подвел экономическую базу под складывающееся государство. Третий (зав-ий) этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает "погосты", ставшие опорой княжеской власти на местах. Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Владимир идет на своеобразную "духовную революцию" сверху - вводит в 988г. христианство. Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства. Замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. К концу 10в. сложились основные признаки древнерусского государства: династическая княжеская власть; простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя; система данничества; территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной; монотеистическая религия, усиливающая княжескую власть. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В древнерусском государстве происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского. В древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Основным населением древней Руси являлись свободные общинники - люди. В древней Руси и в 11в. земледельческая община - вервь - составляла экономическую и социальную основу общества. За владение, т.е. распоряжение и пользование землей общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли. Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце 10в. появляются княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер. Первые боярские владения появились как своеобразное вознаграждение за службу князю. В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд рабов чьи ряды пополнялись за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. В начале 12в. появляется новая группа зависимых людей - закупы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой-то ссуды - "купы". "Русская правда" не раз упоминает и такую группу людей как смерды, зависимые от князя. Это люди, работающие в княжеских селах. Форма политической власти в древней Руси определяется как раннефеодальная монархия во главе с великим князем киевским - защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани. Характер наследования власти в древней Руси был родовым. Сохранение единства рода некоторое время предопределяло сохранение территориальной целостности государства. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого (1019-1054) начинаются усобицы между отдельными ветвями разросшегося рода Рюриковичей. Развитие новых принципов вело к установлению вассальных поземельных отношений и, в итоге, к политической раздробленности.





3. Принятие христианства и его значение.

Знаменитое "крещение Руси", положившее начало становлению российской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них - стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов. Владимир действовал исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а, следовательно, укрепляло и княжескую власть. Помимо прочего православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы. Христианизация древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить "огнем и мечем". Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Во главе русской церкви был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, что свидетельствовало о ее определенной зависимости от Византии. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их распоряжении находились городские и сельские священники - т.н. белое духовенство. Наряду с белым, существовало черное духовенство - монахи, ведущие духовную жизнь, посвященную служению Богу. Долгое время церковь существовала за счет десятины - десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира в ее пользу. Постепенно у нее появляются, в основном за счет дарений князей, а позже и бояр, собственные села и земли. Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. В целом христианство способствовало духовному развитию человека. Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства. Таким образом, принятие христианства способствовало формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. В то же время своеобразие русского православия определило и значительные отличия русской цивилизации от европейской. Отличие православного и католического мира заключалось в разных отношениях между церковью и властью. На Западе церковь соперничала с королевской властью, вступая с ней в различные соглашения, что способствовало формированию гражданского общества. Православная церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но скорее укрепляла светскую власть, доказывая ее божественное происхождение. В итоге это открывало дорогу деспотии.


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 18; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты