КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Алгоритмы поиска кратчайших путей Дейкстры и Флойда
Обычно в практических задачах длина пути измеряется не числом дуг, а их суммарной длиной. Термин длина носит обобщенный смысл. Синонимами этого термина являются расстояние, вес, стоимость дуг, причем могут рассматриваться и отрицательные значения. Рассмотрим два алгоритма поиска кратчайших путей между вершинами: Дейкстры и Флойда. Будем считать, что длина дуги из вершины Vi в вершину Vj задана элементом матрицы aij, причем aii=0 и aij =¥, если дуга из вершины Vi в вершину Vj отсутствует. В алгоритме Дейкстры находится кратчайший путь из вершины S в вершину T. Вершинам присваиваются временные и окончательные метки, которые будем обозначать соответственно буквами C и D с индексами вершин. 1. Вершине S присваивается окончательная метка 0, то есть Cs:=0, временным меткам остальных вершин – значение ¥. 2. Пусть i – номер последней вершины, которой присвоена окончательная метка Ci. Каждой вершине j, имеющей временную метку Dj, присваивается новая временная метка по правилу Dj:=min(Ci+aij , Dj). Если значение Dj меняется, то вместе с ним сохраняется номер предыдущей вершины i. 3. Наименьшая из временных меток объявляется окончательной. Пусть k – номер этой вершины. Следовательно, Ck:=Dk. Если вершина T не получила окончательной метки, то i:=k и переход к 2. 4. Конец. Полученная для вершины T окончательная метка дает величину кратчайшего пути. Сам путь восстанавливается от конца к началу и состоит из вершин, обеспечивших окончательные метки. Пусть имеется следующий граф.
3 2
Требуется найти кратчайший путь из вершины A в вершину C. Этапы расстановки меток удобно представить в виде таблицы. Окончательную метку будем отмечать жирным шрифтом и подчеркиванием. В скобках указывается предыдущая вершина.
Итак, длина кратчайшего пути равна 3. Окончательная метка 3 для вершины C получена из предыдущей вершины D. В свою очередь окончательная метка 2 для вершины D получена из вершины A. Следовательно, кратчайший путь составляют вершины A, D, C. Значения окончательных меток появляются по возрастанию, то есть алгоритм Дейкстры обеспечивает поиск в ширину. Алгоритм не работоспособен при наличии отрицательных расстояний, что иллюстрирует следующий простой пример -3 1
Здесь кратчайший путь из A в C проходит через вершину B и равен -1, тогда как по алгоритму Дейкстры вершина C сразу получит окончательную метку 1. Трудоемкость алгоритма Дейкстры пропорциональна величине N 2, где N – количество вершин графа. Алгоритм Флойда определяет кратчайшие пути между всеми парами вершин. Снова будем считать, что длина дуги из вершины Vi в вершину Vj задана элементом матрицы aij, причем aii=0 и aij =¥, если дуга из вершины Vi в вершину Vj отсутствует. Пусть элемент aij(k) матрицы A(k) равен длине кратчайшего пути из вершины Vi в вершину Vj, с номерами промежуточных вершин, не превосходящими k. Тогда выполняется рекуррентное соотношение (*) Действительно, кратчайший путь из Vi в Vj с номерами промежуточных вершин, не превосходящими k+1, может не проходить через вершину Vk+1 . В противном случае он представляет собой кратчайший путь из Vi в Vk+1, а затем из Vk+1 в Vj. В качестве A(0) выбирается исходная матрица A. Матрица A(n) даст длины кратчайших путей между всеми парами вершин без каких-либо ограничений на промежуточные вершины. Значение aij(n) = ¥ означает отсутствие пути из вершины Vi в вершину Vj. Параллельно с описанными матрицами строится последовательность матриц B(i) для нахождения самих кратчайших путей. Элемент bij(k) матрицы B(k) устанавливается равным номеру второй вершины на кратчайшем пути из Vi в Vj с номерами промежуточных вершин, не превосходящими k, и 0 в случае отсутствия путей. Элемент bij(k+1) не меняется, если в формуле (*) минимум достигается на первом значении, и полагается равным bik+1(k), если минимально второе выражение, так как в этом случае кратчайший путь проходит через вершину Vk+1. Первоначально bij(0) матрицы B(0) полагается равным j, если есть дуга из Vi в Vj, и 0, если такая дуга отсутствует. Матрица B(n) позволяет восстановить кратчайший путь между любыми двумя вершинами. Действительно, если s=bij(n) дает вторую вершину на кратчайшем пути из Vi в Vj, то t=bsj(n) даст третью вершину, w=btj(n) - четвертую и так далее до попадания в вершину Vj. Значение bij(n) =0 означает отсутствие пути из вершины Vi в вершину Vj. Рассмотрим в качестве примера следующий граф, в котором вершины идентифицированы номерами
3
1
Для него матрицы A(0) и B(0) имеют соответственно вид
На первом шаге допускаются пути, проходящие через вершину 1. Поскольку появляется путь 4-2-1, изменения затронут вторые элементы четвертой строки, то есть матрицы A(1) и B(1) примут вид
На втором шаге допускаются пути, проходящие через вершины 1 и 2. Добавляются пути 1-2-3 и 4-1-2-3. Последний путь имеет большую длину, чем имеющаяся дуга 4-3, поэтому матрицы A(2) и B(2) примут вид
и так далее. Кратчайшие пути между всеми парами вершин будут представлены следующими матрицами A(4) и B(4)
|