Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Общественно-политическая жизнь, национальное движение




Читайте также:
  1. А. Движение крестьян и работных людей в 30—60-е годы XVIII в.
  2. А. Рабочее движение в конце XIX в. Морозовская стачка (1885 г.)
  3. Б. Религиозная и общественно-политическая мысль на Руси. Публицистика в XVI в.
  4. Б. Эпоха Просвещения. Общественно-политическая жизнь
  5. Блок движение
  6. Броуновское движение
  7. Броуновское движение.
  8. В. Движение декабристов
  9. Внутренний закон. Национальное законодательство в области туризма.
  10. Внутригосударственное (национальное) и международное право.

Первые политические партии возникли в России рубеже XIX-XX вв. В ходе российской революции 1905-1907 гг. появились новые политические партии и организации.

Произошел также резкий подъем национального движения. На арену активной политической жизни вышли многие народы Российской империи. Во многих регионах страны, в том числе в Казанской губернии, возникли национальные партии и организации.

Политические силы в крае. В современной литера политические партии того периода принято делить социалистические, либеральные и традиционалйстическо-монархические. Весь этот спектр политических сил представлен и в условиях Казанской губернии.

Социалистическими («левыми») партиями являлись социалисты-революционеры и социал-демократы — большевики и меньшевики. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) опиралась в основном на рабочий класс, часть крестьянства и интеллигенцию. Среди социал-демократов большевистского толка в период первой российской революции наиболее заметными в Казани были И.А. Саммер, С.А. Адоратский, С.A. Лозовский и другие. Первые свои шаги в революцию сделали тогда будущие видные большевики В.M. Скрябин (Молотов) и СМ. Костриков (Киров). Во многом совпадали с большевистскими взгляды Хусаина Ямашева, одного из организаторов первой татарской социал-демократической газеты «Урал», Г. Сайфутдинова Г. Кулахметова. Отдельным идеям большевиков сочувствовали некоторые видные деятели татарской культуры, меньшевиков наиболее заметными фигурами являлись Ибрагим Ахтямов, В. Денике, А. Нелидов и др. История казанской социал-демократии свой отсчет ведет с 1897 г., когда была организована первая в Казани социал-демократическая группа. Через шесть лет возник городской комитет РСДРП. В годы революции он издавал листовки революционного содержания, обращенные к рабочему классу, крестьянству Казанской губернии, участвовал в организации забастовочного движения. Тогда же были созданы три районных комитета (Алафузовский, Крестовниковский и Городской) и окружная группа для работы среди крестьянства. Печатным органом комитета являлась нелегальная газета «Рабочий», которой руководил Я.М. Свердлов. В условиях подъема революции Казанский комитет РСДРП занимался также организацией боевых дружин. Во время октябрьских событий казанские большевики призывали массы к восстанию. Ими была организована Городская коммуна. В декабре 1905 г. комитет был разгромлен полицией.



В 1907-1910 гг. казанские большевики подвергались преследованиям со стороны властей. В 1908 г. им удалось на короткое время возобновить выпуск газеты «Рабочий». Затем наступил период подполья. В октябре 1911 г. в Казани была восстановлена социал-демократическая группа большевистского направления. Она создавала рабочие кружки, проводила агитационную работу, распространяла среди рабочих большевистские издания. В апреле эта группа была разгромлена полицией. Ее членов арестовали и выслали из Казани.

Основу эсеровской партии составляла интеллигенция, а также часть крестьянства. Первые комитеты этой партии в Казанской губернии возникли в 1900-1903 гг. Во время революции 1905-1907 гг. эсеры участвовали в ряде вооруженных выступлений, в организации аграрных волнений, совершили несколько покушений на представителей власти. В 1906 г. казанские эсеры издавали «Крестьянскую газету».

В 1905 г. татарской молодежью в Казани была создана организация «Танчылар». По существу она являлось поволжским комитетом партии социалистов-революцинеров. Организация объединялась вокруг газеты «Тан юлдузы» («Утренняя звезда»). Издание просуществовало шесть месяцев, и было запрещено властями в ноябре 1906 г. Его преемницей стала газета «Тавыш» («Голос»). Фактическим редактором обоих изданий являлся выдающийся татарский писатель Гаяз Исхаки (1878-1954). Он же был и одним из руководителей организации. В руководство «тангистов» входили также публицисты Фуад Туктаров, Шакир Мухамедъяров и другие политические деятели из татар.



Осенью 1905 г. в стране организационно оформился либеральный лагерь («правые»). Возникли Конституционно-демократическая партия (кадеты) и «Союз 17 октября» (октябристы). Социальной опорой кадетов были гуманитарная интеллигенция, лица свободных профессий, учителя, средние и мелкие служащие. Кадеты стремились к установлению в России конституционного строя, проведению довольно основательных реформ и представляли собой радикальное крыло либерального движения. Консервативным крылом этого движения были октябристы, предлагавшие умеренные реформы. «Союз 17 октября» объединял крупных предпринимателей, помещиков, часть преподавателей высших учебных заведений.

Комитеты партии кадетов действовали в Казани и ряде уездных городов, в том числе в Лаишево, Чистополе, Цивильске, Ядрине. Печатными органами казанских кадетов были газеты «Камско-Волжская речь» и «Казанский вечер». Их лидерами являлись профессора Казанского университета Г.Ф. Шершеневич, А.В. Васильев, А.А. Симолин. Среди татар наиболее заметными политическими фигурами были преподаватель медреce «Мухаммадия» Юсуф Акчура и юрист, гласный Каззанской городской думы Саидгирей Алкин. Ю. Акчура являлся членом ЦК партии кадетов. Октябристы организовали комитеты своей партии в Казани и Чистополе. Их печатным органом являлась зета «Казанский телеграф». Лидерами сторонников «Союза 17 октября» были профессора Казанского университета Б. В. Варнеке, П.И. Кротов, М.Я. Капустин.



На крайне правом фланге находились многочисленные монархические партии и организации. Их члены — представители дворянства, земельных собственников, духовенства, мелких торговцев и других низших слоев — выступали под лозунгами защиты самодержавия, православия, отрицания конституции, борьбы с «засильем инородцев». Наиболее крупными организациями монархистов были «Русское собрание», «Монархическая партия», «Союз русского народа», «Русский народный союз имени Михаила Архангела». Почетным членом «Союза русского народа» был последний российский император Николай II, которой назвал его «надежной опорой законности и порядка» в стране. На счету боевых дружин («черных сотен») крайне правых был не один десяток интеллигентских и еврейских погромов.

Такие же лозунги и методы действий были присущи местным черносотенцам. В Казанской губернии были созданы «Царско-народное русское общество», отделения «Союза русского народа», другие монархические организации. Свои идеи монархисты проповедовали со страниц газет «Черносотенец», «Сошники». Одним из их руководителей был юрист, доктор политической экономии, профессор Казанского университета В.Ф. Залесский.

Национальное движение.Напомним, что татарское национальное движение зародилось во второй половине XIX в. Одним из его направлений был джадидизм. В начале XX столетия, кроме И. Гаспринского, Р. Фахретдина, Г. Баруди, наиболее яркими фигурами среди джадидистов были богословы, публицисты Муса Бигиев, Рашит Ибрагимов, Кашшаф Тарджемани, писатель, издатель Фатпих Карими, педагоги Габдулла и Губайдулла Буби, их сестра Мухлиса Буби, преподаватель одного из медресе г. Буинска Хади Атласов. Их поддерживали меценаты-предприниматели братья Рамиевы, семья Акчуриных, оренбургские купцы Хусаиновы и другие. Особую роль в пропаганде идей джадидизма играли газета «Тарджеман», а с февраля 1906 г. — газета «Вакыт» («Время») и выходивший как приложение к этой газете с 1908 г. журнал «Шура» («Совет»). Оба здания печатались в Оренбурге на средства братьев Рамиевых. Их читали во многих мусульманских регионах России.

Активную борьбу против джадидизма вели кадимисты. Наиболее известными представителями этого консервативного движения в татарском обществе были ишан И. Динмухамметов из деревни Тюнтер Вятской губернии, казанский купец и издатель Сайдашев и др.

Первая российская революция пробудила политическую активность татарского общества. Стремление добиться национального равноправия, свободы исполнения своих религиозных и народных обычаев, участия в политической жизни страны охватывает его широкие слои. Возобновляется ваисовское движение. Политическую окраску приобретает джадидизм.

На основе джадидизма формируется либерально-демократическая партия российских мусульман «Итти-фак аль-муслимин» («Союз мусульман»). Ее созданию предшествовали январское собрание татарских либералов в Казани и майское совещание представителей национальной буржуазии в Чистополе в 1905 г. В августе того же года в Нижнем Новгороде с участием около 120 человек, в том числе Ф. Туктарова и Г. Исхаки, нелегально состоялся I Всероссийский съезд мусульман. Устроители съезда арендовали пассажирский пароход «Густав Струве» и во время прогулки на нем провели 6-ти часовое заседание. Здесь и было принято решение о создании общероссийской политической организации мусульман. В резолюции съезда в основном речь шла об обеспечении равенства в политических, имущественных и религиозных правах мусульман с православным населением страны.

На двух последующих съездах (январь, август 1906 г.) партия окончательно оформилась. Были приняты устав, программа, избран ЦК «Иттифак аль-муслимин». состав руководства «Союза мусульман» вошли такие, уже известные нам лидеры джадидистского движения, как Р. Ибрагимов, Ю. Акчура, И. Гаспринский, С. Алкин, М. Бигиев, Г. Баруди, Г. Буби и еще восемь человек. В Казани печатными органами партии являлись газеты «Казан мухбире» («Казанский вестник») и «Ахбар» («Известия»).

Требования татарских либералов во многом были созвучны программе партии кадетов. Это — установление в России конституционного строя, всеобщего избирательного права, демократических свобод, ряд других положений. Вместе с тем «Союз мусульман» выступал за равенство религий перед законом, а главное — выдвигал требование национально-культурной автономии.

На трех всероссийских съездах были также намечены некоторые организационные меры по консолидации мусульманского населения регионов вокруг этой партии. Так, были названы 16 районов и городов России, где мусульмане составляли значительную или заметную часть населения. Региональные отделения «Союза мусульман» предполагалось создать, например, в Баку (район Кавказа), Симферополе (Крым), Москве, Минске (Литовский район), Астрахани (Нижнее Поволжье), Казани, Уфе (Уфимский район), Ташкенте (Туркестанский район), Иркутске (Сибирский район), Семипалатинске (Семипалатинский район), Верном (Семиреченский район), Ашхабаде (Закаспийский район). Восемь из этих городов при советской власти стали столицами национально-государственных образований.

К началу первой мировой войны партия татарских либералов сошла с политической арены. Правительство П.А. Столыпина стало проводить «политику русского национализма». Так, в 1910 г. им было проведено Юсобое совещание по Приволжскому краю», на котором была выдвинута задача постепенного «обрусения инородцев». Усилились гонения на мусульман, обычным явлением стали аресты и обыски мусульманских деятелей. В 1911 г. властями было закрыто новометодное медресе «Иж-Буби», арестовано 14 мулл и учителей. В условиях усиления черносотенного движения некоторые деятели «Союза мусульман» вынуждены были уехать за границу. А поддержка частью кадетов позиции правительства в национальном вопросе сужала возможность союза с ними.

Мусульмане в Государственной думе. Государственная дума была учреждена Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка», подписанным Николаем II 17 октября 1905 г. Это первое в России парламентское учреждение рассматривало законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались царем.

Депутатами всех Дум (1906-1917) четырех созывов от Казанской губернии были избраны около 40 человек. Среди них 7 татар, в том числе лидеры «Союза мусульман» Саидгирей Алкин, выпускник Сорбонны Садри Максуди, чистопольский предприниматель Тариф Бадамшин, педагог Гайса Еникеев. В 1907 г. в Думе была создана мусульманская трудовая группа. Она издавала в Петербурге свою газету «Дума» татарском и азербайджанском языках (всего вышло 6 номеров). Идейными руководителями этой группы были татарские эсеры Ф. Туктаров и Г. Исхаки.

Важное место в работе Думы всех четырех созывов занимала деятельность мусульманской фракции. Эта фракция состояла из депутатов от мусульманских народов Поволжья, Приуралья, Казахстана, Средней Азии, Кавказа и Крыма. Общими для ее членов были идеи национального и религиозного равноправия, развития язычка, образования и культуры мусульманских народов. Программой фракции являлась программа партии «Союз мусульман».

Общее число мусульманских депутатов Думы за .1906-1917 гг. составило более 70 человек, около половины из них были татары и башкиры. В Думу было избрано 24 депутата от мусульман России, из них —12 татар; во II Думу — 34 депутата, 15 татар; в III Думу — 10 депутатов, семеро татар; в IV Думу — 7 депутатов, четверо татар. Таким образом, число мусульманских депутатов неуклонно сокращалось. Дело в том, что царское правительство путем внесения поправок в законы создавало затруднения для избирателей-мусульман. Так, в выборах в III Думу не смогло принять участие большинство мусульман Средней Азии, а по итогам выборов в IVДуму от Казанской губернии не прошел ни один депутат-татарин.

К Думе существовало разное отношение в обществе, в том числе в татарском. Так, по рукам в III Думе ходил сатирический «Плач русского мужика», в котором не­кий депутат назывался не иначе, как «продувное рыло» и «брехун». В стихотворении Г. Тукая «Государствен­ная дума» рефреном каждого четверостишия служили слова: «Ах ты, Дума, Дума, Дума, мало дела, много шума». Другой татарский поэт М. Укмаси писал о де­путатах, что «они набьют мошну свою». Замечания были резкие и не всегда справедливые.

Думская трибуна впервые за многие столетия дала возможность открыто высказаться представителям раз­личных общественных, национальных групп по наболевшим вопросам жизни страны, ее регионов. Активно подавали свой голос и мусульманские депутаты. Так, секретарь мусульманской трудовой группы, редактор газеты «Дума» Калимулла Хасанов, показывая с трибуны кусок хлеба, которым питались его сельчане, более похожий на глину, перемешанную с соломой, уличал власти в мздоимстве и разворовывании крестьянских зе­мель. Недовольные его выступлением депутаты-черносотенцы и монархисты начали освистывать Хасанова и. выкрикивать, что ему надо уехать в Турцию, как и другим татарам. Тогда депутат произнес слова, сделавшие его знаменитым: «Мы родились на этой земле, здесь мы живем и будем жить вместе с русским народом». Этот инцидент стал, темой знаменитого стихотворения Г. Тукая «Мы не уйдем!» Среди депутатов-мусульман, к чьим выступлениям по школьному, аграрному вопросам прислушивалась общественность, были К. Тевкелев, Г. Сыртланов, Г. Еникеев, А. Топчибашев, М. Танышпаев, Ф. Хойский, С. Максуди и другие общественно-политические деятели.

Многие мусульманские депутаты Думы впоследствии сыграли важную роль в сложных событиях, происходивших в стране после свержения самодержавия. Кто-то из них оказался на стороне «белых», кто-то — на стороне «красных».

Думы четырех созывов, очевидно, могли при нормальном течении их работы, спасти страну от революционных потрясений и контрнаступлений реакционных сил, дать обществу возможность встать на путь развития, сходный с другими странами Европы. Однако история сложилась по-другому. Первые две Думы были распущены царем, не желавшим поступиться своей самодержавной властью, как чересчур «революционные». IIIДума, де­путаты которой оказались более послушными, проработала свой срок. IV Дума, как мы увидим дальше, вновь была распущена Николаем II в начале 1917 г. Этот шаг верховной власти также способствовал разразившейся вскоре революции и падению самодержавия.

Таким образом, в общественную жизнь Казанской губернии вошли организации различных российских партий. Революция 1905-1907 гг. дала мощный толчок развитию среди татар движения за национальное равноправие, демократические свободы. Эти требования были положены в основу программы первой общемусульманской политической партии «Иттифак аль-муслимин». Важное место в общественно-политической жизни татар заняла деятельность мусульманской фракции в Государственной Думе всех четырех созывов.

Вопросы и задания

1. Назовите организации российских политических партий, которые действовали на территории края в начале XX в.? Инте­ресы каких слоев общества они выражали? 2. За представителей, какой партии вы бы голосовали во время выборов в Государственную думу? Объясните свой выбор. 3. Охарактеризуйте изменения в татарском национальном движении на новом этапе. На достижение, каких целей было направлено это движение? Назовите лидеров татарского национального движения. Подготовьте сообщение о жизни и деятельности одного из них. Что вы знаете о программе партии «Иттифак аль-муслимин» («Союз мусульман»)? Расскажите о деятельности мусульман­ских депутатов в Государственной думе

 


Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 16; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты