КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русский космизм⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 В середине XIX века в России в результате взаимовлияний естественных и гуманитарных дисциплин на почве самобытной культуры России возникло своеобразное течение мысли (или по выражению Н. Н. Моисеева умонастроение), получившее определение ォрусского космизмаサ. Духовный, научный и творческий потенциал русского космизма, его проективная направленность и оптимистический взгляд на будущее делают это течение все более привлекательным для наших современников. Исакова Н. В. Феномен глобальности в философии русского космизма Русский космизм течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства, а также псевдонауки, оккультизма и эзотеризма. Данное течение описано в значительном количестве российских публикаций по антропокосмизму, социокосмизму, биокосмизму, астрокосмизму, софиокосмизму, светокосмизму, космоэстетике, космоэкологии и другим близким темам, но не имеет практически никакого заметного влияния в западных странах. Интерес к учениям космистов сложился в СССР в связи с развитием космонавтики, актуализацией социальных и экологических проблем. Термин ォрусский космизмサ как характеристика национальной традиции мысли возник в 1970-е годы, хотя выражения ォкосмическое мышлениеサ, ォкосмическое сознаниеサ, ォкосмическая историяサ и ォкосмическая философияサ (фр. philosophie cosmique) встречались ещё в оккультной и мистической литературе XIX века (Карл Дюпрель, Макс Теон, Елена Блаватская, Анни Безант, Пётр Успенский), а также в эволюционной философии. Термин ォкосмическая философияサ употреблялся Константином ЦиолковскимВ 1980990-х годах в российской литературе первоначально преобладало узкое понимание русского космизма как естественнонаучной школы (Николай Фёдоров, Hиколай Умов, Николай Холодный, Константин Циолковский, Владимир Вернадский, Александр Чижевский и другие)[8]. Однако впоследствии всё большее значение начинает приобретать широкая трактовка русского космизма как социокультурного феномена, включающая указанное ォузкоеサ понимание в качестве своего частного случая, наряду с другими направлениями русского космизма, такими как религиозно-философского, поэтически-художественное, эстетическое, музыкально-мистическое, экзистенциально-эсхатологическое, проективное и другими При этом исследователи отмечают разнообразие и условность классификаций этого феномена по двум причинам: все ォкосмистыサ были одарены талантами в различных сферах культуры, и являлись оригинальными мыслителями, создававшими достаточно независимые системы, требующие индивидуального анализа. Некоторые философы находят созвучие главных принципов философии космизма со многими фундаментальными идеями современной научной картины мира и их позитивный потенциал для разработки новой метафизики как философского основания нового этапа развития науки Сторонники видят актуальность идей космизма в разрешении вызовов современности, таких как проблемы поиска нравственных ориентиров, объединения человечества перед лицом экологического кризиса, преодоления кризисных явлений культуры Приверженцы считают космизм оригинальным плодом русского разума, существенной частью ォрусской идеиサ, специфически национальный характер которой предполагается укоренённым в уникальном русском архетипе ォвсеединстваサ. С другой стороны, русский космизм тесно связан с псевдонаучными, оккультными и эзотерическими течениями философской мысли и признаётся некоторыми исследователями умозрительной концепцией, сформулированной в весьма неопределённых терминах.
[1] Гусейханов М., Раджабов О. Концепции современного естествознания: Учебник [2] Гусейханов М., Раджабов О. Концепции современного естествознания: Учебник. В лекции тоже самое, но менее раскрыто. [3]
[4] [4] Степин В.С. История и философия науки. М.: Трикста, 2012. 432 с.
[5] [5] Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 2009. 400 с.
[6]
[7] [7] Логика - Гетманова А. Д.
|