КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследовательский раздел. Выпускная квалификационная работаСтр 1 из 3Следующая ⇒ Имени Карла Фаберже
Выпускная квалификационная работа Изготовление Профессия: 19948 «Эмальер»
Группа: Э – 01
Студент
Руководитель проекта Щекин А.Д.
Технологическая часть Щекин А.Д.
Дата защиты: Защитил с оценкой:_____________
«_____»__________2012 г.
Москва 2012 1. Введение ……………………………………………………….
2. Исследовательский раздел …………………………………….
3. Эскизно-графический раздел …………………………………
4. Технологический раздел ……………………………………….
4.1. Инструменты и оборудование …………………………..
4.2.Технологические карты ……………………………………..
5. Охрана труда …………………………………………………….
6. Список литературы ……………………………………………...
Ведение Выпускная квалификационная работа выполнялась в технике эмалирования. Тематика выпускной квалификационной работы соответствовала профессии эмельер 2 разряда и представляет собой изготовление ювелирного изделия с нанесением различных видов эмалей в различных техниках. Применение эмалей в ювелирном производстве применяется с не за памятных времен и прочно вошла в один из основных элементов декоративного и художественного оформления ювелирных изделий. В данной выпускной квалификационной работе изготавливались серьги из мельхиора в стиле классицизм. Для стиля классицизм характерно применение изделий с перегородчатой эмалью. В соответствии с выше сказанным в выпускной квалификационной работе применяется именно техника перегородчатой эмали, для создания целостного образа изделия. Хотелось бы отметить, что для стиля классицизм характерно применение одного цвета, что и было использовано в работе. Выпускная квалификационная работа выполнена из металла мельхиор, который позволяет вести работы с эмалью без дополнительной подготовки металла в взаимодействии с эмалью. Эмаль в работе применялась художественная, и выполнялось в технике «Оконная эмаль». Серьги и кулон выполненные в данной работе имеют практическое значение как ювелирные украшения и могут быть востребованы как любым социальным слоем населения, так и широкой возрастной группой потребителе.
Исследовательский раздел Виды художественных эмалей
Если эмаль введена в композицию изделия в небольшом количестве в виде отдельных цветовых пятен (на общем металлическом фоне), получается выемчатая эмаль. В случае, когда эмали отводится преобладающая роль, а металлические перегородки играют роль контуров, разделяющих эмали различных цветов, создаются перегородчатые эмали. Если же эмалью покрывают изделие сплошь, а металл служит только конструктивной основой, обусловливающей форму изделия, образуются сплошные эмали. Выемчатые эмали. Это наиболее древний вид художественной обработки. Они были известны еще египтянам, ассирийцам и финикийцам. Особого расцвета выемчатая эмаль достигла в Византии. Искусные образцы этой техники сохранились в Грузии и в курганах до монгольской Руси. Для выполнения эмали этого вида на изделии предусматриваются специальные углубления — выемки, которые затем заполняют эмалью. Глубина выемки влияет на эффект прозрачной эмали: чем глубже выемка, тем темнее краска. Дно углубления гладко зачищают, и оно служит рефлектором. Стены выемки могут быть вертикальными и книзу уже; расширение их книзу, как при таушировании (см. выше), создает напряжение. Для непрозрачных эмалей металлическая основа должна оставаться шероховатой. Выемчатую эмаль можно применять для декорирования литых или обронных изделий. В первом случае углубления под эмаль предусматривают на модели и осуществляют непосредственно в процессе отливки, во втором — режут штихелем или вырубают зубилом. Выемчатую эмаль применяют и для изделий из листового металла, выполненных чеканкой. Тогда эмалью покрывают углубленный фон или отдельные участки узора.
В современной практике при серийном и массовом производстве изделий необходимые углубления под эмаль осуществляют техникой штампа, например, значки и ювелирные изделия. Заполнение углублений эмалью может быть различным. В одних случаях эмаль покрывает только дно углублений и нижние части стенок, образуя своеобразный цветной вогнутый мениск. В других в результате многократного заполнения и обжига эмаль уравнивают с краями выемки заподлицо, и она образует одну ровную поверхность с выступающими частями металла. Перегородчатые эмали. Различают несколько вариантов этой техники, большинство из которых также относится к древним приемам обработки художественных изделий из металла: а) Перегородчатая эмаль с листовыми (ленточными) перегородками. Эта разновидность перегородчатых эмалей особого расцвета достигала в Византии и до монгольской Руси. Технологический процесс в основном сводится к следующему: на тонком золотом листе (высокой пробы) при помощи стальной прорезной матрицы (а иногда вручную) продавливается углубление, соответствующее контуру рисунка. Углубление имеет плоское дно и вертикальные стенки в 1—1,5 мм. Иногда углубление делается не путем продавливания, а подпаивается в форме неглубокой коробочки (лоточка) с плоским дном. Затем от тонкого золотого листа толщиной в несколько десятых (а иногда и сотых) долей миллиметра нарезаются узкие полоски (ленточки). Из этих полосок при помощи специального пинцета выгибаются перегородки, соответствующие контурам рисунка, и при помощи вишневого клея (камеди) приклеиваются ко дну углубления. После установок всех перегородок по рисунку на клей они припаиваются. Пайка осуществляется достаточно тугоплавким припоем с температурой плавления, превышающей температуру плавления эмали. Припой в размельченном виде насыпается в небольшом количестве между перегородками на дно углубления, и изделие нагревается. Клей выгорает, а перегородки припаиваются. Затем каждую ячейку, образованную перегородками, заполняют цветной эмалью и после просушки обжигают. Операция повторяется несколько раз, пока слой эмали не достигнет уровня верха перегородки. Этот вид эмалевой техники применяется для небольших ювелирных золотых изделий — как орнаментальных, так и с лицевыми изображениями. б) Перегородчатые эмали с перегородками из проволоки. Эти эмали по своей технологии отличаются от вышеописанных тем, что перегородки изготовляют не из листового металла, а из волоченой и затем вальцованной (плющеной) проволоки (0,15 мм—0,6 мм) по преимуществу серебряной (чистое серебро). Материалом для изготовления основы изделия служит также серебро или гораздо чаще красная медь, особенно при производстве крупных изделий, например декоративных ваз, достигающих двух-трехметровой высоты. Примером этой техники могут служить китайские эмали, которые применяются для декорирования самых различных предметов как плоских (подносы, блюда), так и объемных (вазы, светильники, декоративные фигуры животных и птиц и т. п.). На дифованные из листового металла (серебро, медь) изделия, выколоченные целиком или по частям по рисунку, устанавливаются перегородки из серебряной вальцованной проволоки. После наклейки они не припаиваются, а пространства между ними сразу же заполняются эмалью. В процессе обжига клей выгорает, а эмаль сплавляется, и перегородки хорошо удерживаются массой эмали. Затем все изделие шлифуют, и выступающие части перегородок спиливают. После шлифовки изделие вновь обжигают для придания эмали блеска. в) Филигранные перегородчатые эмали. Они характерны для древнерусского ювелирного искусства XVI и особенно XVII вв. Изготовляются они из золота, серебра или меди. Филигранной перегородчатой эмалью украшают самые различные предметы: посуду, ювелирные украшения, ларцы, коробочки, церковную утварь, оклады икон и др. Перегородки делаются из филиграни сученой и вальцованной проволоки, которые набираются по рисунку и напаиваются на изделие. Затем ячейки, образованные филигранными перегородками, заполняются цветными эмалями и изделие обжигают. Можно выделить предметы, на которых эмалью заполнен только рисунок, а фон остается металлическим (работы московских и новгородских мастеров XVI — XVII вв.); иногда фон дополнительно обрабатывается канфарником или просекается (обе операции выполнены до наложения и обжига эмали). В других вещах эмалью заполняется не только рисунок, но и фон (работы Великого Устюга). г) Оконная эмаль. Возникновение этой разновидности эмалевой техники относится к XIX в. Но в Италии она была известна в XVI в., и о ней писал Бенвенуто Челлини в «Трактате об искусстве», как об очень сложном приеме. Она представляет собой как бы миниатюрный цветной витраж, работающий на просвет. Оконная эмаль применяется в ювелирных украшениях (серьги, кулоны, подвески), а также для абажуров, фонарей и лампад. Основой служит ажурная филигрань, просветы в которой заполняются мокрой молотой эмалевой массой. Затем изделие осторожно просушивают и немедленно обжигают. Эмаль сплавляется и превращается в стекло, вправленное в просветы металлического кружева. Такие изделия очень эффектны, если они смотрятся в проходящем свете; цветные прозрачные эмали чистых цветов напоминают драгоценные камни — аметисты, сапфиры, рубины и др. Сплошные эмали. В эту группу объединены эмали, сходные в технологическом отношении, но обладающие совершенно различными художественными качествами. Первой технологической особенностью, позволяющей объединить все эмали, входящие в эту группу, является то, что эмаль сплошь покрывает металлическую основу, имеющую лишь конструктивное значение. Второй особенностью, непосредственно обусловленной первой, является использование черных и цветных металлов для основы изделий, поскольку металл сплошь закрывается эмалью и декоративного значения не имеет. Поэтому драгоценные металлы (золото, серебро) здесь не применяются. Исключение составляют ювелирные изделия с просвечивающей эмалью по золоту и серебру. а) Гладкие эмали. Эти эмали получили распространение около 100 лет тому назад (60-е годы XIX в.). Они наводились на металлические изделия исключительно в целях предохранения их от внешних условий (коррозии), а их эстетические качества не учитывались. Первоначально это была железная и чугунная посуда. В настоящее время гладкие горячие эмали широко применяются не только в посудном производстве, но также и в области машиностроения, приборостроения, газовой и медицинской аппаратуры. Эмалью покрывают холодильное и кухонное оборудование, вывески, различные указатели, циферблаты часов, торговое оборудование, а также чугунные ванны, раковины, котлы и др. Технологический процесс эмалирования черных металлов (сталь, чугун) имеет свою специфику. В настоящее время он разработан весьма детально в различных вариантах. В основном он сводится к следующему: после обычных подготовительных операций по очистке на механической крацовке на щетках и травления в разбавленной кислоте (серной или соляной) изделие промывают в проточной воде и вновь крацуют. После этого изделие погружают в горячий раствор соды и, не смывая, высушивают. Пленка соды на время предохраняет металл от ржавления. В таком виде изделие поступает в эмалирование. Различают две эмалевые массы: основную, или грунт, и покровную. Первая обычно имеет черный цвет и значительно превосходит вторую по тугоплавкости. В процессе обжига она не расплывается совершенно, а лишь находится в густом, текущем состоянии, покрывая металл не сплошной связной массой, а пористой. Эта пористость позволяет металлу при нагреве и остывании расширяться и сжиматься, причем частицы основной массы не отделяются ни друг от друга, ни от металла. Это обусловливает прочность эмалевого покрытия. Покровные массы всегда составляют с таким расчетом, чтобы они плавились гораздо легче, чем основная масса (грунт), и чтобы, соприкасаясь, они сплавлялись, образуя между собой своеобразный сплав с постепенным переходом от наружного, чистого, верхнего, покровного слоя через смешанный состав к грунту. Покровные массы делают обычно светлых и ярких тонов (белые, кремовые, голубые, зеленые и т. п.). Иногда для наружных поверхностей посуды применяют их смеси, которые образуют при обжиге своеобразные расцветки с пятнами и потеками. Некоторые особенности имеются и в наложении эмали. Существует два способа: мокрый и сухой. Мокрый способ — обычный, наиболее распространенный, применяемый для стальных изделий. Эмаль, как указывалось выше, растирают с водой и наносят на предмет либо опрыскиванием (крупные детали), либо кистью или простым погружением (мелкие детали). Затем изделие сушат при температуре 40—50° и обжигают. Необожженная эмаль чрезвычайно хрупка, легко осыпается. Следы пальцев и царапины остаются и после обжига. Операцию нанесения эмали и обжига повторяют два раза. Сначала наносят и обжигают грунт, потом покровную цветную эмаль. Сухой способ, или припудривание, применялся в прошлом для чугунных изделий (иногда встречается и сейчас). Он заключается в том, что раскаленный предмет, например, чугунную ванну, подвешивают к поворотному крану и быстро (в течение 15—20 мин), пока предмет не остыл, припудривают сухой эмалью и обжигают. Если после обжига в эмалевом слое обнаруживаются недостатки, то припудривание повторяют и вновь обжигают. Интересен способ эмалирования чугунных изделий в процессе их отливки. Для этого форму, приготовленную из формовочной смеси, покрывают изолирующим слоем графита и тщательно выглаживают. На этот графитовый слой наводят как можно ровнее слой эмали, которую предварительно растирают в тонкий порошок и разбалтывают с водой до густоты сметаны.
Если изделие пустотелое, а отглазуровать его нужно также и с внутренней стороны, то эмалью покрывают и стержень. По другому способу эмалевую массу в сухом порошкообразном виде наносят на влажный изолирующий графитовый слой, т. е. посыпают влажную поверхность сырой земляной формы (или стержня) порошком эмали и приглаживают. Затем форму сушат и заливают расплавленным чугуном. Отливка должна быть спокойной, т. е. без излишнего газовыделения. Для этого в состав эмали не должны входить вещества, способные выделить газы или пары при температуре плавления чугуна. Хорошие результаты дает эмалевая масса, состоящая из кварцевого песка, кальцинированной соды и мела. Для лучшего прилипания массы к форме добавляют глину. В прошлом изделие изготовляли вручную техникой дифовки, чеканки и монтировки; в настоящее время при серийном производстве изделий — посредством штампа. После соответствующей подготовки (обезжиривание и травление) лицевую поверхность изделия, подлежащую росписи, покрывают тонким слоем эмали, которая должна служить фоном; обычно — это светлые тона (белый, голубой), однако, в прошлом, например, знаменитые французские лиможские эмали писались на темном фоне, чаще всего черном. Эмаль наносят обычным мокрым способом, следя за тем, чтобы слой был ровнее и тоньше, тщательно просушивают и обжигают. Эту операцию повторяют два-три раза, пока поверхность не станет совершенно гладкой и ровной. Оборотную сторону изделия (которую не предполагается расписывать) покрывают контрэмалью, чтобы изделие не коробилось. Подготовленное таким образом изделие поступает к эмальеру - живописцу, который переводит на него рисунок и приступает к живописи. Живопись по эмали (финифть) требует от художника большого профессионального мастерства. Ее основные особенности заключаются, во-первых, в том, что это — миниатюрная живопись — размеры ее небольшие и измеряются обычно всего лишь сантиметрами. Во-вторых, краски при обжиге изменяют свой первоначальный цвет и интенсивность, и живописец работает по воображению. Работа облегчается с использованием так называемой палитры, т. е. пластинки, на которой нанесены уже обожженные краски всех цветов с указанием номера и температуры обжига для каждой из них. Пользуясь такой палитрой, художник пишет сначала более тугоплавкими красками и после их обжига использует легкоплавкие; это необходимо потому, что легкоплавкие краски при более высоких температурах выгорают и теряют цвет. Завод-изготовитель выпускает краски под номерами в виде тонкого порошка, который состоит из флюса (плавня) и собственно красителя, т. е. окисей того или иного металла (кобальта, хрома и т. п.). Самые яркие и чистые тона отмечены звездочкой. Процесс живописи делится на три этапа: подготовительные работы; собственно живопись; обжиг. Подготовительные работы. К подготовительным работам, прежде всего, относят приготовление красок. Для этого необходимо иметь толстое (лучше зеркальное) стекло, толщиной 4—5 мм и размером 40X40 см. Стекло отрезают, шлифуют края, затем на него насыпают чистый, мелкий кварцевый песок, смачивают водой и растирают курантом (плоским стеклянным или фарфоровым пестиком) до тех пор, пока поверхность стекла станет равномерно матовой. После этого песок смывают, стекло просушивают и протирают скипидаром. Для того чтобы брать и насыпать сухие краски, пользуются шпателями, которые бывают стальными, роговыми и пластмассовыми. Пластмассовые наиболее удобны, так как при употреблении стальных шпателей от них иногда в краску попадает железо, которое даже в незначительных количествах портит цвет краски; особенно это относится к светлым тонам. Краски, которые применяют здесь, по существу, представляют собой те же легкоплавкие цветные эмали, тщательно растертые со скипидарным маслом и разбавленные скипидаром. Для этого заранее готовят скипидарное масло. Самый простой способ — это налить скипидар в широкий сосуд (например, в тарелку) и поставить его в теплое место, чтобы он испарялся и загустел. Но процесс этот медленный. Для того чтобы его ускорить, можно составить друг на друга четыре-пять блюдец, а сверху поставить полный стакан скипидара и время от времени его дополнять так, чтобы он почти переливался через край. Скипидар обладает способностью «сползать» вниз по стенкам стакана и при этом быстро испаряться и густеть; в это время в блюдцах скапливается скипидарное масло. В стакане можно полоскать кисти, так как краска оседает на дно. Для приготовления краски небольшое количество сухого порошка насыпают на стекло, добавляют немного скипидарного масла и растирают кругообразным движением куранта до тех пор, пока не будет получена совершенно однородная масса. Густота краски должна быть такой, чтобы ее капля не растекалась по стеклу. Такая краска хорошо берется на кисть и не растекается по изделию. Хорошие результаты можно получить, если растереть краску на скипидаре за одни сутки до работы и оставить ее на стекле; скипидар частично испарится, загустеет, и краска будет обладать всеми необходимыми свойствами. Если краска долго лежала (несколько дней) и засохла, ее следует вновь хорошо перетереть с добавлением скипидара. Кисти для этого употребляют беличьи или колонковые, малых номеров. Длинноволосовые тонкие кисти служат для проведения тонких, непрерывных линий, более толстые и короткие — для покрытия фона. Подготовительные работы завершаются переводом рисунка на изделие. Различают три способа перевода: отпечатывание, припорох, рисунок от руки. Отпечатывание. Рисунок, выполненный карандашом (мягким) на кальке, накладывают лицевой стороной на изделие и проглаживают шпателем или обводят карандашом по линиям рисунка. Получается отпечаток, достаточно различимый. Следует учесть, что при этом способе получается обратное (зеркальное) изображение. Припорох. Рисунок, выполненный на кальке, прокалывают с задней стороны иглой (тонкой), подложив под кальку кусок сукна. Затем угольным порошком при помощи суконного тампона делают припорох, проводя тампоном по контуру рисунка. Не следует проводить тампоном дважды по одному месту. Рисунок от руки. Обыкновенным карандашом от руки рисунок выполняют непосредственно на эмалевой заготовке, подлежащей росписи. Карандаш ложится лучше, если поверхность эмали предварительно слегка покрыта скипидарным маслом. Собственно живопись. Осваивать технику живописи по эмали надо начинать с изучения наложения мазка одной краской. Краску понемногу набирают на кисть, чуть-чуть смоченную скипидаром. Для тонкого мелкого рисунка краска должна быть суше, так как при жидкой краске в конце мазка может появиться капля, что нежелательно. Наоборот, для написания пейзажа, облаков, дали — краска должна быть жиже. Во время работы изделие должно лежать на столе и придерживаться левой рукой. Правую руку кладут от локтя до кисти на стол, и движение осуществляется только движением пальцев или при проведении длинных линий — движением кисти руки. Это требует известного навыка, так как линия должна быть «дотянута» от начала до конца с одного раза. Неверно проведенную линию или мазок можно легко смыть скипидаром или стереть чистой тряпкой без ущерба для остальной композиции. Необходимо учитывать, что все краски при правильном обжиге усиливают свой тон, т. е. становятся ярче, а иногда даже изменяют его. Следует иметь в виду, что далеко не все краски можно смешивать между собой для получения промежуточных оттенков. Заключительным этапом живописи является роспись порошковым золотом. Подготовка золота (порошка) происходит аналогично краскам. Его насыпают на стекло и растирают неметаллическим (роговым, пластмассовым) шпателем с добавлением скипидара и скипидарного масла. После растирания золоту надо дать «вылежаться». Пишут золотом так же, как и красками, и так же обжигают. После обжига порошковое золото становится матовым (коричневым). Для придания ему блеска его полируют агатовым карандашом (полировником). Обжиг. Эта последняя, заключительная, операция весьма ответственна, и к ней необходимо относиться с особым вниманием. Обжиг должен осуществляться в муфеле, так как краски рассчитаны на обжиг в окислительной среде с изоляцией от прямого воздействия открытого пламени. При обжиге на открытом огне краски чернеют и обесцвечиваются, так как происходит восстановление металлов из их окислов, являющихся красителями. Во время обжига скипидарное масло выгорает, а флюс, содержащийся в краске, сплавляется с основой эмали, по которой произведена живопись. Все краски обжигают в интервале от 650 до 900°С, но прежде их просушивают в интервале 300—400° С. При просушке образуется много газообразных продуктов от выгорания органических примесей, поэтому муфель не следует закрывать плотно (немного приоткрывают дверцу или смотровой глазок). Если это не выполняется, краски могут вспучиться, вскипеть и работа будет испорчена. Просушку проводят при температуре не выше 500°С, так как при 600—650°С расплавляются флюсы, содержащиеся в красках. Обжиг желательно проводить быстро в горячей печи, но температура не должна быть выше 900°С, а при обжиге расписных эмалей по филигранному набору — не выше 800°С, так как иначе может расплавиться припой. Чем короче период обжига, тем сочнее и ярче краски, так как при промедлении флюс (который легко плавится) может вступить во взаимодействие с красителем и эмалевой основой, что не желательно и, кроме того, свинцовые соединения (и некоторые другие) выгорают (улетучиваются). Сложные многоплановые композиции требуют многократных прописей и после каждой повторной прописи очередного обжига. Такой ступенчатый обжиг применяют и в тех случаях, если живопись ведут набором красок с разной температурой обжига. Вначале пишут и обжигают высокотемпературные краски, а затем селеновые и золотосодержащие краски, которые легко выгорают. Охлаждать изделия после обжига можно быстро, так как цвет красок и их яркость от этого не изменяется. При обжиге возможны следующие недостатки, вызываемые ошибками в работе: недожог красочного слоя, который ведет к недостаточной прочности (механической), трещинам, осыпанию и т. п.; пережог — к выгоранию красок и изменению цвета (бирюзовые краски становятся серыми, пурпурные и розовые приобретают синеватый оттенок, жидкое золото теряет блеск и стирается). Слишком быстрый подъем температуры в муфеле приводит к вспучиванию и отслаиванию красок. При попадании паров воды в муфель (сырые подкладки, непрокаленные стенки нового муфеля) получается матовая поверхность вместо блестящей. Законченную живопись после обжига для прочности покрывают сверху легкоплавкой прозрачной эмалью — фондоном, которая защищает краски от механических повреждений и придает всему изделию блеск. Фондон накладывают и обжигают два-три раза. Кроме чисто живописных эмалей, примером которых служат лиможские эмали XV и XVI вв., миниатюрные росписи московских и петербургских художников XVIII в., ростовские эмали и современные работы, существуют еще расписные эмали, т. е. Живописные эмали по скани. Они представляют собой филигранные перегородчатые эмали, набранные в более светлой гамме, а затем прописанные эмалевыми красками. В этой технике выполнялись как более простые по форме изделия, например, тарелки, чаши, так и более сложные, состоящие из деталей, которые изготовлялись отдельно (набирались, расписывались и обжигались), а потом собирались в одно целое. Эта техника была широко развита и достигла высокого совершенства в XVII в. В Сольвычегодске и применяется в современных работах. в) Эмаль с накладками из металла (проволока, зернь, вырезки из листа). Эта эмаль известна с XVI в. Русском варианте этой техники являются устюжские эмали. Своеобразным технологическим приемом характеризуются эмалевые изделия, выпускавшиеся фабрикой братьев Поповых, которая была открыта в Великом Устюге в 1781 г. За сравнительно короткий срок (всего 15 лет), фабрика выпустила большое количество различных изделий, многие из которых хранятся сейчас в музеях нашей страны. Это подносы, ларцы, коробочки, табакерки и другие предметы. Кроме Великого Устюга этот технологический прием был известен также и мастерам Сольвычегодска. Однако к концу XVIII в. эта техника повсеместно оказалась забытой. Сущность этого технологического процесса заключается в следующем: из тонкого листового металла изготовляется изделие, чаще всего из красной меди, реже из серебра. Затем с обеих сторон сплошь его покрывают глухой эмалью белой, синей, голубой или зеленой и желтой. В отдельных случаях применяется эмаль двух цветов. Например, все изделие покрывается голубой эмалью, а отдельные его участки выделяются желтой, причем никаких перегородок из металла между различными цветами эмали не делается. Процесс наложения и обжига эмали повторяется несколько раз, пока все изделие не приобретет гладкую и ровную, как бы фарфоровую поверхность. Затем из тонкой серебряной или медной (золоченой или серебрёной) фольги при помощи специальных стальных матриц штампуются рельефные узоры и вырезаются по контуру. Готовые рельефы накладываются на эмалированное изделие, которое нагревается до расплавления эмали; при этом металлические накладки прочно вплавляются в эмалевый слой. Иногда после этого все изделие, включая и металлические накладки, покрывается прозрачной эмалью (типа фондона) и еще раз обжигается. В этом случае металлические рельефы оказываются под эмалью и просвечивают сквозь нее. В настоящее время этот прием получил свое дальнейшее развитие. Сейчас в качестве накладок чаще всего применяют серебряную проволоку и зернь. Кроме того, своеобразным новым вариант том, получившим распространение в Европе, являются накладки из эмалевой зерни, т. е. мелких шариков, предварительно сплавленных из тугоплавкой эмали. г) Просвечивающая (рельефная) эмаль. Эта техника была известна в XIV в. В Италии, а затем распространилась и по другим странам. Она заключается в том, что невысокий, металлический рельеф сплошь покрывают прозрачной (или полупрозрачной) эмалью так, что и его наиболее высокие части скрыты под слоем эмали. В результате все рельефное изображение просвечивает сквозь эмаль, причем выступающие элементы просвечивают сильнее. Получается своеобразный эффект света и тени, эмаль как бы увеличивает глубины рельефа. К этой технике следует отнести изделия с гравированными или штампованными рисунками, на которые сплошь наводят прозрачную цветную эмаль. Этот прием применяют и в настоящее время (ордена, значки и др.). Иногда прозрачную эмаль накладывают высоко, и после обжига она создает иллюзию драгоценного камня.
|