КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Девушки на войнеСтр 1 из 3Следующая ⇒ Артиллерийские расчёты. Курская битва.
Сведения об авторе
Светлана Алексиевич Светлана Александровна Алексиевич — советская и белорусская писательница, журналистка. Первая книга Алексиевич — «У войны — не женское лицо» — была готова в 1983 и пролежала в издательстве два года. Автора обвиняли в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины. По тем временам это было более чем серьёзно. «Перестройка» дала благотворный толчок. Книга почти одновременно вышла в журнале «Октябрь», «Роман-газете», в издательствах «Мастацкая літаратура», «Советский писатель». Общий тираж дошел до 2 млн. экземпляров. Непростой была и судьба следующих книг. «Последние свидетели» (1985) — взгляд детей на войну. «Цинковые мальчики» (1989) — о преступной войне в Афганистане (выход в свет этой книги вызвал не только волну негативных публикаций в коммунистических и военных газетах, но и затяжное судебное разбирательство, которое удалось остановить только активной защитой со стороны демократической общественности и интеллектуалов за рубежом). «Зачарованные смертью» (1993) — о самоубийцах. «Чернобыльская молитва» (1997) — о мире после Чернобыля, после ядерной войны... Теперь Алексиевич работает над книгой о любви — «Чудный олень вечной охоты». Член Союза журналистов СССР, Союза писателей СССР, Беларусского ПЕН-центра. Книги издавались в 19 странах мира — Америке, Англии, Болгарии, Вьетнаме, Германии, Индии, Франции, Швеции, Японии. По книгам Алексиевич сняты фильмы и поставлены театральные спектакли. Цикл документальных фильмов по книге «У войны — не женское лицо» отмечен Государственной премией СССР и «Серебряным голубем» на международном фестивале документальных фильмов в Лейпциге. Борис Васильев Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. В семнадцать лет он добровольцем пошел на фронт, а после Великой Отечественной войны окончил в 1948 году Военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. До 1954 года Борис Васильев был инженером, испытывал танки, потом он ушел из армии и начал заниматься литературной деятельностью. Первое же крупное произведение писателя (повесть «А зори здесь тихие…», вышедшая в 1969 году) принесло ему известность и любовь читателей. Тема Великой Отечественной войны получила развитие в повести «В списках не значился» (1974). Одним из лучших произведений эпохи «перестройки» стала опубликованная в 1984 году повесть «Завтра была война», действие которой происходит накануне Отечественной войны. По этой повести в 1987 году режиссер Юрий Кара снял одноименный фильм. В кино Борис Васильев начал работать с 1958 года, дебютировав как сценарист фильмом «Очередной рейс». Писатель принимал участие в создании таких известных художественных картин, как «Офицеры» режиссера Владимира Рогового (с Георгием Юматовым и Василием Лановым в главных ролях), «Аты-баты, шли солдаты», поставленная Леонидом Быковым. Кроме того, на основе собственной повести Борис Васильев создал сценарий для фильма «А зори здесь тихие…», снятого Станиславом Ростоцким. За эту картину ее создатели были удостоены Государственной премии СССР, а в 1973 году она была номинирована на «Оскар», но уступила фильму Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии». Перу Бориса Васильева принадлежат также исторические романы «Были и небыли» и «Утоли моя печали» и роман «Вам привет от бабы Леры…».
Текст эпизода
15 июля 1943 года. Артиллерийское укрепление на южном фасаде Курского выступа. Порой где-то вдали грохочут взрывы.
Группа девушек-новобранцев выбралась из казарм на свежий воздух. Мечты о тихой, спокойной, мирной жизни, на время заставили их забыть о том, что идёт война. Молодым свойственно мечтать о будущем, они всё ещё полны надежд. Сладкие грёзы девчат прерывает оглушительный взрыв. Начался авиа налёт. Засвистели пули, снаряды взрываются со всех сторон, свирепо воет сирена. В этом аду, под обстрелом вражеской авиации, появляется КАПИТАН и тут же отдаёт приказ.
КАПИТАН (кричит)
Приготовиться к бою!
ДЕВУШКИ (рапортуют по очереди)
Есть приготовиться к бою!
КАПИТАН
Укрепить 35 высоту, живо! 56-й калибр заряжай!
Девушки, выполняя приказ, разбегаются кто куда: одни за оружием, другие за мешками для баррикад, третьи готовят боеприпасы. К ним присоединяются и другие солдаты. Строятся укрепления, устанавливаются противотанковые «ежи», миномёт, слышны автоматные очереди. Медсёстры перебегают от одного раненого к другому. Слышны стоны, кого-то только что ранили.
КАПИТАН (обращаясь к связному)
Свяжись со штабом, передай: нас бьют с воздуха и артиллерией! Нужна подмога! Немедленно!
СВЯЗНОЙ
Штаб! Штаб! Это «Журавль»! У нас вражеский авианалёт! Нужна подмога, срочно!... Штаб! Штаб! Это «Журавль»! У нас вражеский авианалёт! Необходима подмога, срочно! КАПИТАНидёт в атаку.
КАПИТАН
За мной! Вперёд, в атаку!
Солдаты подхватывают инициативу капитана и с криком «УРА!!!» бросаются в атаку.
Раздаётся выстрел. КАПИТАН ранен. Упав на колено, он с остекленелыми глазами смотрит на врага. Солдаты вокруг застыли в статичных позах. СТОПКАДР Затемнение.
Идейно-тематический анализ режиссерского эпизода
Тема
Самоотверженный подвиг советских солдат и мирных жителей в борьбе против фашистской Германии. Личный вклад каждого в победу. Идея
Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим.
Богата наша земля героями, которые ценой собственных жизней, ценой утрат и потерь, отстаивали нам мир и победили. От рядовой медсестры, солдата, обычных отцов и матерей, детей, опалённых войной все герои. Этих больших и малых подвигов бессметное множество, и они как снимки, как фотографии отпечатались в нашей генетической памяти.
|