Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Особенности и приемы развития творческого воображения в младшем школьном возрасте




 

Всех ли можно научить творчеству? Исследования ученых показали, что всех, особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте.

Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Вместе с тем нечто новое, созданное в воображении, всегда, так или иначе, связано с реально существующим.

Образы воображения создаются благодаря способности человека замечать и выделять во всем, что он видит, читает, слышит, чувствует и переживает, отдельные детали, качества, признаки, свойства и использовать их при создании новых образов.

Недаром некоторые психологи сравнивают воображение с детской игрушкой – калейдоскопом, в котором вместо цветных стеклышек все богатство окружающего мира и внутреннего мира человека – богатство, представленное во всех деталях и подробностях. В калейдоскопе-воображении эти детали, подробности могут сложиться в неисчислимое множество самых разнообразных образов.

Почему же эти детали могут складываться в новые образы? Это происходит за счет двух очень важных свойств образов – их гибкости и подвижности. Если представить что-либо, а затем попытаться закрепить, остановить этот образ, обычно ничего не получается: образ меняется, поворачивается разными сторонами, рассыпается и вновь возникает, но уже немного другим.

Поэтому образы легко поддаются преобразованию, причем мы можем управлять ими. Это относится ко всем образам – и создающимся в процессе ощущения и восприятия, и образам памяти, и образам воображения.

Но если основная функция образов памяти – сохранение опыта, то основная функция образов воображения – его преобразование.

Все образы, представления воображения строятся из материала, полученного в прошлом опыте, из того, что ощущалось, воспринималось и сохранено в памяти. Из ничего воображение творить не может (слепой от рождения не может создать цветовой образ, глухой – звуковой). Самые причудливые и фантастические продукты воображения всегда строятся из элементов действительности. Но в отличии от образов памяти в деятельности воображения эти представления подвергаются глубокому изменению [17, с.58].

Представления памяти – это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. При помощи воображения, имеющиеся у человека образы, вступают в необычные, часто неожиданные сочетания и связи.

Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Оно позволяет нам использовать не только собственный опыт, но и опыт других людей, всего человечества. Благодаря этому мы можем создать себе представления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали.

Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами. Развитие воображения неразрывно связано с развитием личности человека в целом.

Очень сложна связь воображения и речи. С одной стороны, известно, что словесно описать можно лишь устойчивый образ. Если образ недостаточно отчетлив, то при попытке описать его он может распасться. Но при повторном воспроизведении образа вербализация, словесное описание способствует тому, что он закрепляется, становится более устойчивым. Поэтому речь играет важную роль в создании устойчивых образов. Это относится ко всем образам – восприятия, памяти и воображения. С другой стороны, данные психологических исследований, свидетельствуют, что развитие воображения не зависит от развития речи и низкий уровень речевого развития не означает бедности воображения. Нельзя судить о воображении ребенка на основании того, что он рассказывает о своих фантазиях. Трудности в описании образов, однако, могут осложнить ребенку игру, учебу, помешать ему избавиться от излишних страхов. Поэтому необходимо развивать речь ребенка, научить его точно описывать то, что он представляет себе, и то, что он переживает.

Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника.

В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование ипрограммирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для само регуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода.

Воображение проходит длинный путь развития. Оно возникает в раннем детстве, его зачатки ученые находят уже на втором году жизни, тогда, когда ребенок начинает варьировать привычные действия и переносить их на другие предметы. Например, ребенок может сначала баюкать куклу, затем мишку, потом игрушечный автомобиль, затем кубик.

Особенно заметна роль воображения в дошкольном возрасте, в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, пирата и т.д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с принятой на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого, надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры.

Существует мнение, что самое богатое воображение – воображение дошкольника. Однако это не так. Богатство воображения зависит от жизненного опыта человека. У ребенка опыт беднее, чем у взрослого, поэтому материала для создания образов воображения у него меньше. Но ребенок не так стеснен условностями, меньше контролирует себя, поэтому он легче отвлекается от реальности, можно сказать, «отлетает» от нее. Кроме того, образы воображения у ребенка часто эмоционально насыщеннее, чем образы воображения взрослого, и более непосредственно отражаются в поведении.

Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сензитивные для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Такие фантазии (они встречаются и у подростков) нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными проявлениями фантазии у детей, которые они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Если нет (а чаще всего бывает именно так), то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально. Взрослым в этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью.

Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. Читая произведения художественной литературы, ребенок мысленно представляет то, о чем говорит автор. Изучая географию, он вызывает в своем воображении картины незнакомой ему природы. Слушая рассказы по истории, он представляет людей и события прошлого и будущего.

Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой станет его учебная деятельность.

Если мы хотим, чтобы учебная деятельность была творческой, необходимо иметь в виду следующее. Всякий образ, созданный воображением, строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Поэтому, чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

К.Г.Паустовский писал, что знание органически связано с человеческим воображением и сила воображения увеличивается по мере роста познаний.

Основное условие развития воображения ребенка – включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения – основы всякой творческой деятельности. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Прежде всего, дети с различной легкостью преобразуют реальность в воображении. Некоторые до такой степени скованы ситуацией, что всякое мысленное изменение ее представляет для них значительные трудности. Иногда ученик не может усвоить учебный материал только потому, что не в состоянии мысленно представить то, о чем говорит учитель или что написано в учебнике.

Для других детей всякая ситуация – материал для деятельности воображения. Когда такого ребенка упрекают за невнимательность на уроке, он не всегда бывает виноват: он старается слушать, а в его голове совершается иная жизнь, возникают образы, может быть, ярче и интереснее, чем то, о чем рассказывает учитель.

Однако подлинное воображение развивается только у человека, который реально преобразует окружающий его мир. В процессе развития воображение сначала – следствие, а затем предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения, как преобразования действительности в сознании, тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы [18, с.156].

Некоторые общие психологические приемы организации формирования образов воображения:

а) Стимулирующая роль образов. Наглядные образы, и, прежде всего образы представления и воображения, стимулируют мыслительный процесс. Именно в воображении, в бессознательном манипулировании представлениями лежит путь к нахождению интуитивных решений.

б) Опора на прошлый опыт. Экспериментальные исследования Р.Шепарда показали, что образы представления и воображения обладают способностью замещать действительное восприятие. Это позволяет учителю значительно экономить время на уроке, так как для того, чтобы произошло восприятие, необходимо время для рассмотрения, прослушивания, ощупывания и тому подобное, а для возникновения представления или образа достаточно упоминания об объекте. Знания учеников, дополняя друг друга, образуют общий фонд знаний, который позволяет коллективно найти рациональное решение задачи.

в) Объективация представлений и образов. Не только исходное формирование представлений, но и их повторное воссоздание при ответе или решении различных учебных задач является достаточно сложным процессом для многих школьников, особенно младших школьников. Особую трудность для школьников составляет представление движений или совершение в уме ряда манипуляций с вторичными образами. Поэтому там, где нельзя заменить представление восприятием или манипулированием с реальными объектами, необходимо прибегать к их объективации в виде схем, чертежей, рисунков. Задача учителя состоит в том, чтобы своевременно научить детей пользоваться этими средствами объективации.

Одним из важнейших средств объективации школьниками своих представлений и образов воображения является речь. Поэтому задача любого учителя научить ребенка грамотно излагать свои мысли и переживания.

В целом объективация представляет собой перевод субъективного образа или представления в реально воспринимаемый объект (рисунок, изображение, график, модель и так далее).

г) Речь учителя. Чаще всего формирование представлений происходит на основе рассказа учителя. От того насколько яркой и образной будет речь педагога, во многом зависит яркость и отчетливость представлений и образов воображения у школьников.

Следует помнить, что слишком большое количество примеров ведет к расплывчатости, неустойчивости представлений, а слишком малое – к их недостаточной дифференцированности, невозможности свободно оперировать образами.

д) Использование специальных приемов представления и воображения.

Некоторые из них:

1. Если необходимо представить одновременно большое количество предметов, то, упорядочив их, придав им определенную форму, мы упростим процесс представления.

2. Для развития соответствующей способности полезно использовать такие формы представления, как свободное представление, представление по образу, по заданной теме, по заданным условиям.

3. Полезно сообщать учащимся функции представлений и понятий и условия их использования.

4. Очень важно, чтобы ученик самостоятельно применял приемы воображения в процессе самоподготовки.

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности [19, с.121].

В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения но, они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы.

Воображение претерпевает генезис подобно тому, который проходят интеллектуальные операции: сначала воображение статично, ограничивается внутренним воспроизведением состояний доступных восприятию; по мере развития ребенка воображение становится более гибким и подвижным, способным к предвосхищению последовательных моментов возможного преобразования одного состояния в другое (Ж.Пиаже). Он считает, что гибкое воображение может реально помогать операционному мышлению. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении рассказов и сказок. Сочиняя всевозможные истории, рифмуя «стихи», придумывая сказки, изображения, различные персонажи, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой, вовсе не замечая этого [20, с.42].

Особенность воображения младших школьников – его опора на восприятие. Ученикам 1-2 классов бывает иногда довольно трудно вообразить то, что не находит опоры в натуре или на картинке. Но без воссоздающего воображения невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения и развитие творческого воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и так далее. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отражения действительности [21, с.147].

П.И.Пидкасистый подчеркивает необходимость формирования у школьников творческой деятельности. Важно иметь в виду, что продуктивные и репродуктивные элементы деятельности всегда тесно связаны, поскольку репродуктивные элементы составляют основу творческой деятельности, выступая как ее строительный материал. Новое складывается на основе ранее известного, причем последнее выступает в качестве строительного материала не только с точки зрения содержания деятельности.

В учебной деятельности элементы творчества учащихся, прежде всего, проявляются в особенностях ее протекания, а именно: в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.

Продвижение от репродуктивной деятельности к творческой предполагает обязательную реализацию меж предметных связей, поскольку они создают благоприятные условия для развития познавательных возможностей школьников. Формирование творческого потенциала школьника достигается целенаправленным изменением меры конкретного и общего в овладении ими практическими и познавательными действиями [22, с.73].

Л.С.Выготский полагал, что творческий тип деятельности характеризуется тем, что он направлен на создание чего-то нового, «все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [23, с.125].

Важным видом воображения, принимающим активное участие в становлении личности ребенка, является воссоздающее воображение. При чтении книг, при изучении географических и исторических описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, что отображено в этих книгах, картах и рассказах. В своих произведениях художник, поэт или композитор апеллирует ко всем органам чувств человека, к его зрению, слуху, обонянию, заставляя путем фантазии воссоздавать картину, само появление которой обязано творческому воображению автора. Зритель, читающий или слушающий, должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник. Отличной школой воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности.

Многие психологи, писатели, ученые попытались определить условия, стимулирующие « продуцирование образов» – активное воображение. В этом аспекте изучается роль запаха, ритма, света, цвета, слова и так далее, роль лекарственных препаратов, позволяющих искусственно стимулировать воображение.

 

Заключение

 

Анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал, что развитие творческого воображения детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, со школьными уроками музыки. Именно уроки музыки помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

В младшем школьном возрасте развитие творческого воображения тесно связано с развитием всех видов мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического). Воображение, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения, так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Ценность творческого воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления.

В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляются специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям. Важно, чтобы ученик самостоятельно применял приемы воображения в процессе самоподготовки. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего и творческого воображения. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. Творческое воображение формируется в практической деятельности.

Результаты выполненного экспериментального исследования подтверждают исходную гипотезу: использование средств музыкального искусства и потенциала уроков музыки способствует развитию творческого воображения. Из этого следует, что разработанная нами программа имеет эффективное воздействие на развитие творческого воображения младших школьников.

Ценность творчества, заключается не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки. Поэтому именно уроки музыки могут способствовать развитию творческого воображения учащихся младших классов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Богословский В.В. основы общей психологии. – М., 1981.

2. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество.- М.,1969.

3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте /Хрестоматия по психологии. – М.,1987.

4. Дмитриева Л. Творческое развитие школьников на уроках музыки.- М.,1981.

5. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности. – М., 1968.

6. Игнатьев Е.И. Воображение как средство познания творческой деятельности // Вопросы психологии труда. – Ярославль, 1966.

7. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Известия АПН РСФСР. – М., 1956.

8. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.

9. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.

10. Немов Р.С., Психология. Кн. 1,2. – М., 1994.

11. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991.

12. Обухова Л.Ф., Возрастная психология. – М., 1999.

13. Петрушин Г. Музыкальная психология. – М.: Владос, 1997.

14. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. – С.-Пб., 1988

15. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.

16. Теплов Б.М, Психология музыкальных способностей // Избр. Труды. Т.1. – М., 1985.

17. Зеленый дом без окон. Сборник загадок. Минск, 1997. 58 с.

18. Шадрина И.М. Руководство творческой деятельностью учащихся по воплощению в изделиях художественного замысла // Начальная школа. 2001. №2. С. 15-23.

19. Сидоренко Н.А. Прикосновение к творчеству // Начальная школа. 1999. №8.

20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 2002. Т.2. 401 с.

21. Нечаева Н.В. Организация литературного творчества. М.: МП "Новая школа", 1994. 275 с.

22. Развитие творческой активности школьников. М., 1991. 160 с.

23. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. М.,2001. 976 с.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 424; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты