КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Значение диагностики в проектировании процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возрастаЗачем нужна диагностика? Процессы воспитания и развития человека осуществляются в определенных условиях. К ним относятся внутренние условия (наследственность, задатки, индивидуальные возможности и способности субъекта) и внешние условия, в числе которых семья, педагог, среда и многое другое. Эффективность решения педагогом задач воспитания и развития находится в прямой зависимости от целостного знания им условий, в которых воспитывается и развивается ребенок. В связи с этим проектирование условий воспитания и развития ребенка всегда начинается с анализа первичной информации о реальном состоянии воспитанности и образованности дошкольника, характера предпочитаемой им деятельности, эффективности созданных условий в развитии детской личности. Не является исключением и проектирование процесса музыкального воспитания и развития дошкольника. Средством получения необходимой педагогической информации становится диагностика. Именно диагностика дает возможность точного определения целей педагогического процесса. Что такое педагогическая диагностика? Возникновение педагогической диагностики связано со становлением в педагогике в конце XIX в. экспериментального направления, согласно которому основой изучения ребенка и главным источником педагогических выводов являются эмпирические наблюдения и специально поставленный эксперимент. Впервые попытку обоснования педагогической диагностики предпринял К. Ингенкамп в 1968 г. Он определил педагогическую диагностику как средство, способствующее выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации. 1. В современной научно-педагогической литературе выделены основополагающие характерные признаки педагогической диагностики. 2. Педагогическая диагностика выполняет служебную функцию внутри системы образования, процессов воспитания и обучения. Она изучает личность, особенности ее развития только в условиях педагогического процесса. 3. Педагогическая диагностика учитывает те изменения качеств личности, которые происходят под влиянием целенаправленного образовательного процесса. 4. Педагогическая диагностика подходит к исследованию не только ради изучения, но и ради преобразования. Таким образом, педагог выступает одновременно в роли диагноста и в роли исполнителя его рекомендаций. 5. Педагогическая диагностика всегда персональна. Определены и основные функции педагогической диагностики. 1. Функция обратной связи, позволяющая педагогу управлять процессом становления, развития личности, контролируя свои действия при помощи таких сведений о педагогическом процессе, которые позволяют ориентироваться на достижение лучшего варианта педагогического решения. 2. Функция оценки результативности педагогической деятельности, основанная на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями. 3. Функция воспитательно-побуждающая, учитывающая, что при диагностировании педагогу нужно не только получать информацию о ребенке, но и включаться в его деятельность. 4. Функции коммуникативная и конструктивная, основанные на том, что межличностное общение невозможно без знания и понимания партнера. Реализация этих функций возможна при условии, когда диагностика определяет индивидуально-типологические особенности детей и педагога в процессе их взаимодействия. 5. Функция информирования участников педагогического процесса, т. е. сообщение результатов диагностики (если оно целесообразно) педагогам, участвующим в процессе развития личности конкретного ребенка, и родителям. 6. Функция прогностическая, подразумевающая определение перспективы развития диагностируемого ребенка. Общими принципами педагогической диагностики являются следующие 1. Принцип целенаправленности диагностики, согласно которому необходимо четкое выделение объектов изучения. 2. Принцип единства воспитания и изучения, согласно которому необходим всесторонний учет результатов изучения детей в планировании и организации деятельности каждого педагога, а сам процесс воспитания одновременно организуется и как изучение воспитанников. 3. Принцип изучения коллектива и личности в их единстве. 4. Принцип непрерывности педагогической диагностики, согласно которому изучение коллектива и личности является постоянным процессом, поскольку непрерывным является и сам процесс воспитания и развития детей. 5. Принцип соответствия диагностики уровню развития науки, согласно которому необходимо применение только таких методов изучения детей, которые апробированы в науке и дают наиболее точную картину. Методы должны быть адекватны задачам диагностики. Этот принцип позволяет нам выделить ряд дополнительных принципов, таких, как: · принцип личностной {субъектной) ориентации диагностики, назначение которой заключается в выявлении индивидуальных особенностей детской личности; · принцип использования максимально индивидуализированных методов диагностики, к которым относятся методы (наблюдение, беседа, диагностические задания) и методики, ориентированные на изучение индивидуальной логики процесса развития ребенка; · принцип комплексного характера диагностики, согласно которому необходимо использование системы методов изучения, взаимодополняющих и уточняющих представление о каждом ребенке. Голубев Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания.— М., 1989. Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ. — СПб., 2000. — С. 47—143. Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика). — СПб., 2000. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — М., 1991. Кочетов А. И. Педагогическая диагностика в школе. — Минск, 1987. Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду. — М., 2003. С учетом выделенных принципов основными задачами диагностики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста становятся: 1. изучение субъектных особенностей и возможностей дошкольников в музыкальной деятельности; 2. изучение своеобразия музыкального опыта ребенка и музыкальной субкультуры, подразумевающей исследование особенностей детских музыкальных интересов и предпочтений в музыкальных видах деятельности ребенка в детском саду и дома; изучение общих и специальных музыкально-исполнительских, музыкально-творческих умений дошкольников; 3. изучение своеобразия музыкальности дошкольников определенного возраста; 4. изучение особенностей самовыражения и самопроявления ребенка с помощью музыки; 5. изучение особенностей отношения педагога дошкольного образования к музыкальному искусству, к детской музыкальной деятельности; изучение особенностей профессиональной компетентности; 6. изучение эффективности педагогических условий, содействующих музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, и индивидуально ребенка в реальном педагогическом процессе. Наличие такой диагностики позволит педагогу грамотно осуществить процесс музыкального воспитания и развития, сделать его максимально результативным, базирующимся: · на результатах самоанализа музыкальной культуры педагога и его профессиональной компетентности; · на представлениях о своеобразии ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности; · на представлениях об особенностях музыкального опыта детей определенного дошкольного возраста и конкретного ребенка; · на представлениях о музыкальности и музыкальных возможностях и способностях каждого дошкольника; · на информации об условиях педагогического процесса; · на прогнозе развития музыкальной деятельности детей и развития индивидуальности каждого ребенка средствами этой деятельности в педагогическом процессе ДОУ. Таким образом, диагностика позволит воспитателю, музыкальному руководителю, родителям спроектировать целостный, но при этом вариативный процесс музыкального воспитания и развития-дошкольника в образовательном учреждении, в котором будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит, развиться. В диагностике музыкального воспитания и развития дошкольников можно выделить два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности. Каким же образом осуществляется диагностика музыкальных способностей дошкольника в детском саду?
|