КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема отбора репертуара, стимулирующего детское музыкальное творчество
Детское творчество, как уже неоднократно подчеркивалось, имеет место во всех видах музыкальной деятельности. Если вы размышляли над параграфами, посвященными проблеме отбора репертуара для слушания и исполнительства, то, видимо, уже определили, какой потенциал для развития творчества имеют произведения, рекомендуемые для детей. Содержание данного параграфа в большей степени раскрывает особенности репертуара, который будет развивать детское музыкальное творчество как в условиях группы, так и в процессе самостоятельной деятельности дошкольника. Рассмотрим характеристику принципов отбора репертуара. 1. Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры. Реализация этого принципа в данном случае предполагает отбор репертуара, близкого музыкальным интересам детей. Уникальная детская субкультура — уже есть результат самовыражения ребенком внутреннего мира, уже есть творчество. Понимая это, педагог может развивать творческие возможности детей, опираясь на имеющийся у них музыкальный опыт. Собственно музыкальные импровизации детей могут стать тем репертуаром, который будет стимулировать развитие детского творчества. 2. Принцип учета деятельностной природы ребенка. Реализация данного принципа предусматривает в первую очередь создание в группе пространства, позволяющего ребенку упражняться в творческих изысканиях. Дошкольнику должны быть доступны и музыкальные аудиозаписи, и музыкальные инструменты, и атрибуты музыкальных игр для того, чтобы пробовать себя, свои возможности в непосредственном взаимодействии с музыкой. Конечно, проектирование подобной развивающей среды происходит с учетом интересов детей и успешности в том или ином виде музыкальной деятельности. 3. Принцип учета эмоционального опыта ребенка в процессе творчества выражается в предложении такого музыкального материала для импровизаций, который бы учитывал эмоциональное состояние ребенка. Творческие пробы, своего рода «экспериментирование» в сочинении музыки может помочь ребенку выразить себя, свое настроение в продуктах творчества. 4. Принцип учета индивидуальных особенностей музыкального творчества. Реализация данного принципа предусматривает составление педагогом монографических портретов детей, где бы отражались особенности их креативных и музыкальных способностей. В этом случае процесс детского творчества может быть организован чрезвычайно многообразно: · как деятельность ребенка-композитора; · как деятельность ребенка-дирижера; · как деятельность ребенка-музыкального актера; · как деятельность ребенка-режиссера музыкальных игр. 5. Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе стимулирования детского творчества. Реализация данного принципа обеспечивается в первую очередь отношением педагога к детскому творчеству как процессу открытия ребенком себя и своих возможностей. Поэтому круг задач, которые могут решаться в процессе организации музыкального творчества, практически неисчерпаем. Каким же может быть репертуар, стимулирующий творческую музыкальную деятельность ребенка? Самостоятельные творческие проявления ребенка в большей степени могут касаться: · музыкально-игровой деятельности; · музыкально-театрализованной деятельности; · музыкально-сочинительской деятельности. Репертуар для самостоятельной музыкально-игровой деятельностихорошо описан в методических пособиях. Хотелось бы обратить ваше внимание на не совсем традиционное использование музыки в игровой деятельности детей. Ю. Р. Бьёркволл. С музой в душе: Ребенок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни. — СПб., 2001. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004. Кленов А. Там, где музыка живет. — М., 1994. Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. — М., 2000. Фольклор—музыка—театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками / Под ред. С. И. Мерзляковой. — М., 1999. Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. — М., 1997. Так, например, многие детские песни могут стать содержанием сюжетно-ролевых игр. Для этого в группе создается музыкально-обогащенная среда, в которой дети самостоятельно организуют игровую деятельность с песенным материалом. В музыкальной зоне группы могут быть представлены картинки с изображением героев детских песен, мультипликационных фильмов, музыкальных сказок. Необходимым условием организации такой зоны является наличие магнитофона, к которому дети имеют свободный доступ. Здесь же находятся специально созданные музыкальные альбомы, посвященные песням из детских мульти художественных фильмов. В альбоме указывается название мультфильма (или фильма) и дается музыкальная иллюстрация (фрагменты пьесы). Это необходимо для того, чтобы создать у детей более яркое представление о музыкальном произведении, положенном в основу игры. Песни из музыкального альбома ребенок может прослушать самостоятельно. Для каждой песни отводится одна страница альбома, сообщается название, текст, порядковый номер, соответствующий номеру на кассете. Важное условие таких музыкальных альбомов: одна песня — одна кассета. Такая организация музыкального материала позволяет детям легко ориентироваться в нем. Для начального этапа работы с песенным материалом можно взять следующие мультипликационные и художественные фильмы: 1. м/ф «Кот Леопольд»: «Песня Мышей» (В. Шаинский — М. Пляцковский) 2. «Неприятность эту мы переживем (В. Шаинский — М. Пляцковский) 3. «Дорожная Леопольда» (В. Шаинский — М. Пляцковский) 4. «Если добрый ты» (В. Шаинский — М. Пляцковский) 5. м/ф «Крокодил Гена» «Песня Шапокляк» (В. Шаинский — Э. Успенский) 6. «Чебурашка» (В. Шаинский — Э.Успенский) 7. «Песня крокодила Гены» (В. Шаинский — А. Тимофеевский) 8. «Голубой вагон» (В. Шаинский — А. Тимофеевский) 9. «Бременские музыканты»: «Песня атаманши» (Г. Гладков — Ю. Энтин) 10. «Песня охраны» (Г. Гладков — Ю. Энтин) 11. «Песня друзей» (Г. Гладков — Ю. Энтин) 12. х/ф «Мэри Поппинс, до свидания!»: «33 коровы» (М. Дунаевский — Н. Олев) 13. «Брадобрей» (М.Дунаевский — Н. Олев) 14. «Ветер перемен» (М. Дунаевский — Н. Олев) 15. «Полгода плохая погода» (М. Дунаевский — Н. Олев) 16. х/ф «Приключения Буратино»: «Песня черепахи Тортилы» (А. Рыбников — Б. Окуджава, Ю. Энтин) 17. «Песня Кота и Лисы» (А. Рыбников — Б. Окуджава, Ю. Энтин) 18. «Бу-ра-ти-но!» (А. Рыбников — Б. Окуджава, Ю. Энтин) Репертуар следует постоянно обновлять примерно раз в месяц. Для обогащения игровой деятельности детей песни могут подбираться в альбомы по тематическому принципу. Песни о животных: «Песня волка» (А. Рыбников — Ю. Михайлов) «Песенка про кузнечика» (В. Шаинский — Н. Носов) «Лесной олень» (Е. Крылатов — Ю. Энтин) «Песня лисы» (И. Якушенко — М. Айзенберг) «Диалог волка и козлят» (А. Рыбников — Ю. Энтин) Песни о временах года: Зима — «Три белых коня» (Е. Крылатов — Л. Дербенев) Весна — «Крылатые качели» (Е. Крылатов — Ю. Энтин) Лето — «Песенка о лете» (Е. Крылатов — Ю. Энтин) Осень — «Чему учат в школе» (В. Шаинский — М. Пляцковский) Сюжетно-ролевая игра «Больница»: «На прививку, третий класс!» (И. Матвеев — С. Михалков) Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: «На дачу» (С. Никитин — Ю. Мориц) Обратите внимание, какой творческий потенциал заложен в практически не задействованных программой детского сада песнях С. Никитина: · «Ваня-Пастушок», «Слониха, слоненок и слон», «Резиновый ежик», «Пони», «Сон-кино» (стихи Ю. Мориц); · «Иван Иваныч Самовар», «Очень вкусный пирог», «Врун», «Бульдог и таксик» (стихи Д. Хармса); · «Мохнатая азбука», «Жираф», «Шавка», «Лев» (стихи Б. Заходера); · «Шел трамвай десятый номер», «Дятлы», «Снег», «Под Новый год» (стихи С. Михалкова). Репертуар для самостоятельной музыкально-театрализованной деятельности.Особое место в музыкальном воспитании дошкольника занимает музыкально-театрализованная деятельность, музыкальный театр. Не вызывает сомнения факт, что синтетические виды музыкального искусства — опера и балет — интересны детям. Существует немало примеров музыкально-драматического искусства, которые могут стимулировать детское творчество. Это оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», Н. Римского-Корсакова «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка»; балеты П. Чайковского «Шелкунчик», С. Прокофьева «Каменный цветок», «Золушка». В мировой музыкальной практике есть уникальный опыт развития специальных музыкальных театров для детей. Чувство чрезвычайной гордости можно испытывать за то, что создателем первого в мире такого театра является отечественный педагог, музыкант, режиссер — Н. И. Сац (см. приложение 9). Во многом благодаря ее усилиям у детей появились «собственные» любимые оперы и балеты. Перечислим некоторые из них. Оперы: М. Красев. «Морозко» М. Коваль. «Волк и семеро козлят» Э. Колмановский. «Белоснежка и семь гномов» М. Раухвергер. «Красная Шапочка» Я. Солодухо. «Город мастеров» Т. Хренников. «Мальчик-великан» И. Морозов. «Золотой ключик» М. Минков. «Волшебная музыка» Э. Хагагортян. «Шапка с ушами» Г. Шедль. «Свинопас» Ш. Чалаев. «Джунгли» («Маугли») М. Зеленая. «Снова Винни-Пух» Балеты: Л. Половинкин. «Негритенок и обезьяна» И. Сац, М. Раухвергер. «Синяя птица» К. Дебюсси. «Ящик с игрушками» Е. Ларионова. «Комар и самовар» М. Раухвергер. «Колобок» Репертуар для самостоятельной музыкально-сочинительской деятельности.Важно, чтобы детям в группе была доступна для прослушивания музыка, которая бы стимулировала их к музыкальной импровизации. Критериями к отбору таких произведений являются: · яркость и ясность; краткость по времени; простота и доступность; · конкретность образа; выразительность образа. Для развития музыкальных (певческих и танцевальных) импровизаций можно рекомендовать следующие произведения. Программные произведения: Э. Григ. «Песня сторожа», «Танец эльфов», «Колыбельная», «Танец с прыжками», «Бабочка», «Одинокий странник», «Птичка», «Весной»; П. Чайковский. «Детский альбом»: «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Мужик на гармошке играет», «Нянина сказка», «Баба-яга», «Песня жаворонка», «Шарманщик поет»; П. Чайковский. «Времена года»: «Январь. У камелька», «Февраль. Масленица», «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи», «Июнь. Баркарола», «Июль. Песнь косаря», «Август. Жатва», «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь», «Ноябрь. На тройке», «Декабрь. Святки»; А. Вивальди. «Времена года»: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; М. Мусоргский. «Картинки с выставки»: «Балет невылупившихся птенцов», «Прогулка», «Избушка на курьих ножках» («Баба-яга»), «Старинный замок». Жанровые произведения: Э. Григ: «Ариетта», «Вальс», «Народная мелодия», «Мелодия», «Элегия», «Родная песня»; В. А. Моцарт. «Немецкие танцы»: № 1 (до мажор), № 2 (фа мажор), № 3 (си-бемоль мажор), № 5 (соль мажор), № 8 (до мажор); А. Дворжак. «Славянские танцы»: № 1 (до мажор), № 2 (ми минор), № 3 (ля мажор), № 7 (до мажор), № 8 (соль минор), № 10 (ми минор); И. Брамс. «Венгерские танцы»: № 1 (соль минор), № 5 (соль минор), № 6 (ре мажор), № 17 (фа минор), № 20 (ми минор). Детские песни: «Дружат дети всей земли». Музыка. Д. Львова-Компанейца, слова В. Викторова; «Будет горка во дворе». Музыка Т. Попатенко, слова Е. Авдиенко; «Яблонька». Музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Забилы; «Мир нужен всем». Музыка В. Мурадели, слова С. Богомазова; «Наш огород». Музыка В. Витлина, слова А. Пассовой; «Прогулка». Музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой; «Деревца». Музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой. Этот, весьма примерный перечень музыкального материала, еще раз показывает широту возможностей подбора произведений в стимулировании музыкально-творческой деятельности детей дошкольного возраста.
|