Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Приложение 9




Отечественные и зарубежные исследователи проблемы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста

Ветлугина Наталья Алексеевна (1909—1995) — педагог, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки. В 1944 г. окончила музыкально-педагогический факультет Московской консерватории им. П. И. Чайковского.

Основоположница отечественной системы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, методики музыкального воспитания дошкольников, построенной на идеях Б. Л. Яворского, Л. С. Выготского, В. Н. Шацкой и признанной во всем мире. В круг научных интересов Н. А. Ветлугиной входила проблема детского творчества, формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в ходе целенаправленного педагогического руководства.

Представитель интеллигенции, выдающийся Ученый и Личность — Наталья Алексеевна Ветлугина доказала уникальное значение музыкальной деятельности в целостном развитии дошкольника, целостном педагогическом процессе детского сада. Заложила фундамент музыкальной педагогики от теоретических подходов до практических технологий, на которых базируются современные исследования и практические разработки в данной области (программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Камертон» Э. П. Костиной и др.).

Н. А. Ветлугина — автор программ и методических пособий по музыкальному воспитанию и развитию детей в детском саду, образовательных программ для педагогических училищ и дошкольных факультетов педагогических институтов, создатель «Музыкального букваря», который является уникальным средством развития интереса детей к музыке как в условиях детского сада, так и в домашних условиях. Букварь широко востребован профессионально-педагогическими и профессионально-музыкальными сообществами России и зарубежными коллегами.

Основные принципы, положенные Н. А. Ветлугиной в основу программы музыкального воспитания и художественно-творческого развития дошкольников: связь с современностью, современными требованиями педагогической науки и практики; постепенность и последовательность развития музыкальности ребенка; преемственность музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах; сочетание музыкального развития с разными видами детской деятельности, взаимосвязи разных типов образного самовыражения ребенка; художественно-педагогические требования к музыкальному репертуару для детей.

Круг общения: Б. М. Теплов, А. П. Усова, В. И. Логинова, А. В. Запорожец, А. В. Кенеман, плеяда детских композиторов: В. П. Герчик, Е. Н. Тиличеева, М. В. Иорданский, М. Р. Раухвергер, Т. Вилькорейская и др.

Основные работы: «Музыкальное воспитание в детском саду», «Музыкальные занятия в детском саду», «Музыкальный букварь», «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр», «Музыкальное развитие ребенка», «Детский оркестр», «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», «Методика музыкального воспитания в детском саду», «Эстетическое воспитание в детском саду», «Эстетическое воспитание в семье», «Художественное творчество в детском саду», «Художественное творчество и ребенок», «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников».

Ученики: И. Л. Дзержинская, А. И. Вайчене, С. В.Акишев, А. И. Катинене, Э. П. Костина, Л. Н. Комиссарова, К. А. Линкявичус, М. Л. Палавандишвили, О. П. Радынова, А. И. Ходькова и многие другие.

Теплов Борис Михайлович (1896 — 1965) — психолог, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки. В круг научных интересов Теплова входили: вопрос о природе искусства, его сущности, проблема переживания как феномена культуры, проблема музыкального творчества и восприятия музыки. Вершиной исследований стала монография «Психология музыкальных способностей», вышедшая в 1947 г. Этот труд до сих пор не утратил своей актуальности и остается востребованным в изучении проблемы музыкального развития человека, его способностей. Свою научную деятельность исследователь продолжал и в годы Великой Отечественной войны. В 1943 г. свет увидела книга «Ум полководца», которая неоднократно переиздавалась и до сих пор не утратила своего научного значения в изучении проблемы общих умственных способностей человека. Развитие психологической науки и ее самых различных отраслей во многом определили исследования Б. М. Теплова.

Круг общения: А. А. Смирнов, М. Г. Ярошевский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.

Основные работы: «Психология», «Психологические вопросы художественного восприятия», «Психология музыкальных способностей», «Ум полководца», «Проблемы индивидуальных различий».

Ученики: В. Д. Небылицын, Н. С.Лейтес, В. И. Рождественская и др.

Метлов Николай Афанасьевич (1885 — 1971) — кандидат педагогических наук. Один из первых создателей системы музыкального воспитания в детском саду, в которую гармонично вошли обучение детей слушанию музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Большое внимание уделял проведению праздников и утренников в детском саду.

Первый автор программ музыкальных дисциплин, изучаемых на разных уровнях подготовки педагогов-музыкантов и воспитателей детских садов. Комплекс дисциплин состоял из теории музыки, нотной грамоты, музыкальной литературы и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Вместе с женой Л. И. Михайловой им создано первое учебное пособие для учащихся педагогических училищ и студентов педагогических институтов — «Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях».

В 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Обучение пению детей старшей группы детского сада».

Работал в тесном союзе с композиторами М. Иорданским, М. Красевым. М. Раухвергером, Т. Попатенко, Е. Тиличеевой и др., создавая репертуар детских песен, музыкальных игр и сказок, востребованных и в современном педагогическом процессе ДОУ.

Большое внимание уделял изучению ребенка, его запросов, интересов, способностей. Подчеркивал, что музыкальное воспитание и развитие ребенка осуществляется на протяжении всех ступеней его жизни.

Основные работы: «Песни для детского сада», «Музыкально-ритмическое воспитание», «Музыка для утренней гимнастики в детском саду», «Праздничные утренники в детском саду», «Музыка — детям».

Бабаджан Тотеш Симовна — методист, специалист в области детского музыкального воспитания. Большое внимание уделяла музыкальному воспитанию детей раннего возраста, считая его наиболее благоприятным для развития музыкально-ритмического чувства, музыкального восприятия ребенка. Благодаря Т. С. Бабаджан композитор М. Р. Раухвергер обратился в своем творчестве к музыке для детей. Будучи женой композитора, она являлась и автором текстов к его первым детским песням, его творческим союзником. Например, песни сборника «Солнышко», так хорошо известные дошкольникам и сегодня, сопровождают музыкальные игры, которые были разработаны Тотеш Симовной.

Тонкий знаток детской психологии, хорошо знающий и понимающий игровые интересы и потребности ребенка, законы возрастного развития, Т. С. Бабаджан, начиная с 1930-х гг., создает уникальные игры, разнообразные игровые сюжеты, сопровождающиеся музыкой М. Р. Раухвергера. Предлагаемые автором игры направлены на приобщение детей к творчеству, активизацию творческих проявлений детей в процессе восприятия музыки, ее исполнения.

Т. С. Бабаджан принадлежат такие идеи музыкального воспитания ребенка в детском саду, как: движение — средство усвоения музыки, выявления эмоций, связанных с музыкальным образом; младшие дошкольники. Поют мелодию неточно, передавая лишь общее направление отдельных интервалов или музыкальных фраз; певческая активность детей проявляется лучше и больше в таких музыкальных играх, в которых результат детского пения более нагляден; одна и та же песня может быть использована как для слушания, так и для подпевания и пения и для игры и др. До сих пор эти идеи не утратили своей актуальности и становятся отправной точкой в современных исследованиях проблем музыкального воспитания и развития дошкольников.

Круг общения: М. Р. Раухвергер, А. Барто, Н. Сац и др. Основные работы: «Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях», «Музыкальная работа с преддошкольниками», «Музыкальное воспитание детей раннего возраста»; сборники «Солнышко», «Игры-загадки», «Пять ритмических игр».

Шацкая Валентина Николаевна(1882 —1978) —педагог, кандидат педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук РСФСР. В 1940-е гг. возглавила ив течение 15 лет руководила НИИ художественного воспитания при Академии. Основоположник системы музыкально-эстетического воспитания, начинающей функционировать с дошкольного детства и продолжающейся в школе и вне школы. В. Н. Шацкая одна из первых в России предложила комплексно использовать различные виды искусства в воспитании подрастающего поколения. Принципиально считала, что развитие музыкальных способностей и художественного вкуса зависит от целенаправленного педагогического руководства, активной профессиональной позиции педагога и возможно только с учетом музыкальных вкусов и предпочтений ребенка, его музыкальных впечатлений. Ведущими принципами методики музыкального воспитания были: принцип вариативности путей воздействия музыки на ребенка (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, восприятие музыки, ритмика) и принцип продвижения в музыкальном воспитании от накопления музыкальных впечатлений к их осознанию.

В. Н. Шацкая является автором учебных пособий и методических разработок для воспитателей детского сада, студентов педагогических училищ. Инициатор создания в стране детского музыкального радиовещания.

Основные работы: «Музыка в детском саду», «Воспитание музыкального вкуса», «Эстетическое воспитание детей в семье», «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества».

Шацкий Станислав Теофилович (1878 — 1934) — педагог. Профессиональную деятельность начал в 1905 г., организовав первые в России детские клубы и летнюю детскую колонию. Эстетическое воспитание в единстве с трудом считал ядром образования детей. Под системой эстетического воспитания понимал взаимодействие всех культурно-общественных институтов с целью развития творческого потенциала личности ребенка, детского коллектива, общества. Вместе с супругой В. Н. Шацкой рассматривал музыкальное искусство как важнейшее средство формирования и развития личности, ее духовного мира, нравственных качеств.

Кабалевский Дмитрий Борисович(1904 — 1987) — композитор, педагог и общественный деятель, действительный член Академии педагогических наук СССР, доктор искусствоведения, профессор. Председатель научного совета по эстетическому воспитанию, научный руководитель лаборатории по музыкальному обучению НИИ московских школ. Ученик композитора Н. Я. Мясковского.

Автор педагогической концепции массового музыкального воспитания, на которую оказали влияние идеи Б. В. Асафьева, Б. Л. Яворского, Л. Баренбойма.

В основе концепции Д. Б. Кабалевского лежат наиболее простые и доступные детям формы и жанры музыки: «три кита» — песня, танец, марш. Д. Б. Кабалевский считал, что главная задача педагога — научить ребенка эмоционально воспринимать музыку как целостное явление жизни, чувствовать ее. Именно эта способность определяет музыкальную грамотность человека, его музыкальную культуру. На основе концепции Д. Б. Кабалевского сегодня созданы вариативные программы музыкального воспитания.

Программа музыкального воспитания для общеобразовательной школы Д. Б. Кабалевского предусматривает преемственность детского сада и школы.

Основные работы: «Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке», «Прекрасное побуждает доброе», «Воспитание ума и сердца», «Педагогические размышления», «Как рассказывать детям о музыке?», «Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1 — 3 класс», «Программа по музыке для общеобразовательной школы 4—7 класс».

Круг общения: М. Горький, Р. Роллан, С. Я. Маршак, Н. И. Сац, Р. Рождественский и др.

Асафьев Борис Владимирович (Игорь Глебов творческий псевдоним) (1884 — 1949) — музыковед, композитор, педагог, просветитель, академик, народный артист СССР. Ученик композитора А. К. Лядова, автор опер, балетов (наиболее известен «Бахчисарайский фонтан») и многих других музыкальных произведений. Работал в Ленинградской филармонии, создавая пояснения к музыкальным программам, автор популярных книг о музыке и композиторах. В трудные для отечественной культуры времена (с 1948 г.) возглавлял Союз композиторов СССР.

Борис Владимирович Асафьев автор интонационной теории музыки, которая легла в основу музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и многих других отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов, например Б. Бартока и 3. Кодая, определив основную линию музыкальной педагогики и психологии XX в.

Основная идея теории Б.Асафьева связана с тем, что музыка — всегда интонационная система. Ее целостность и органичность определяется объединением трех интонационных постоянств: интонационного содержания эпохи и народа, породивших произведение; «личного» почерка композитора, т.е. свойственных его музыке интонаций; групп интонаций, возникающих из замысла, идеи, программы, сюжета, психического тонуса и т. п.

Академик Б. Асафьев определял ведущую педагогическую задачу как формирование интонационно-чуткого слуха, готового наблюдать, прослеживать, осмысливать и оценивать все то, что происходит в музыке, развитие музыкального восприятия и слуха, воспитание эстетического вкуса человека. Считал, что основная задача педагога научить ребенка с ранних лет эстетически воспринимать явления музыкального искусства, понимая их эмоциональную значимость и активизировать в процессе восприятия музыкально-творческие реакции детей, вплоть до сочинительства музыки. Предъявлял жесткие требования к образованности, общей культуре, профессиональной компетентности музыкальных руководителей и учителей музыки системы образования.

Придавал огромное значение самодеятельным хоровым коллективам, оркестрам, просветительским организациям в музыкальном развитии человека.

Основные работы: «Музыкальная форма как процесс», «Музыка в школе», «Вопросы музыки в школе», «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании».

Круг общения: Н. А. Римский-Корсаков, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, С. В. Рахманинов, Н. Я. Мясковский и многие другие.

Яворский Болеслав Леопольдович(1877 — 1942) — музыковед, композитор, пианист, педагог, просветитель. Доктор искусствоведения, профессор, ученик композитора С. И. Танеева.

Основоположник массового музыкального воспитания в нашей стране, целью которого считал воспитание интеллектуальных и творческих качеств ребенка, способствующих формированию художественного и музыкального мышления. Так же, как и Б. В. Асафьев, рассматривал слушание музыки, ее восприятие — наиболее активной формой музыкальной деятельности ребенка, активизирующей его внутренние художественные потенции.

Большое внимание Б. Л. Яворский уделял проблеме детского творчества. Мотивом к сочинительству музыкальных произведений детьми считал саму музыку, возможность проникновения ребенка в ее многоликий мир, доступные детскому пониманию явления жизни и окружающей среды, разнообразный мир звуков. Полагал, что стимулом детского творчества является воспитывающая среда — мощнейший фактор развития человека.

В своей музыкально-педагогической практике широко использовал разные виды искусства и детской художественной деятельности (музыку, литературу, живопись; пение, движение, рисование, чтение и рассказ, рассматривание иллюстраций, картин и др.) в накоплении детьми впечатлений, импровизации и сочинительстве. Занимался проблемой отбора музыкального репертуара для образовательных учреждений. Придавал огромное значение инициативе ребенка, его интересам и склонностям.

Круг общения: А. В. Луначарский, Б. В. Асафьев, Д. Д. Шостакович и др.

Орф Карл(1895 —1982) — австрийский композитор (наиболее известна сценическая кантата «Кармина Бурана»), педагог, драматург и актер, музыкальный деятель.

Создал совместно с Доротеей Понтер школу гимнастики, музыки и танца — музыкального воспитания детей вне зависимости от степени их одаренности, уровня развития музыкальных способностей. В основу школы были положены идеи Айседоры Дункан и Э. Жака-Далькроза.

Принципы, положенные К. Орфом в основу деятельности школы, сводятся к следующему: активизация творческого начала каждого ребенка; нет музыкально неодаренных детей, музыкальные способности можно развить вне зависимости от степени их выраженности; коллективная музыкальная деятельность детей, совместное музицирование; оптимизация музыкально-ритмического чувства и музыкального слуха; широкое использование первоэлементов музыки (немузыкальных звуков и звукоизвлечения — щелчки, хлопки, притопы, голосовые звуки и т.д.); особая роль слова в вокализации, мелодико-интонационное произнесение; синкретизм (соединение музыки, движения, слова и театра); импровизация; креативность; импровизационный спектакль — итог начального музыкального образования.

Результатом педагогической практики К. Орфа стала уникальная музыкальная школа «Шульверк». Совместно с К. Заксом Орф разработал и создал специальные музыкальные инструменты для детей, привлекающие их своим внешним видом и характером звучания. Глубокий поиск и инновационный опыт развития музыкальных способностей детей привели к созданию в Зальцбурге Института Орфа (1962 г.), который является и сегодня крупнейшим центром подготовки музыкальных воспитателей для детей.

Идеи музыкальной педагогики К. Орфа получили широкое распространение по всему миру и применяются педагогами, детскими психологами и психотерапевтами, специалистами в сфере художественного воспитания и развития дошкольников и младших школьников.

Основные работы на немецком языке: «Шульверк: элементарное музицирование», «Музыка для детей» (5 томов).

О системе К. Орфа: Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л. А. Баренбойма. — Л., 1970; цикл статей в журнале «Дошкольное воспитание» за 1997 — 1998 годы; «Вестник К. Орфа».

Последователи в России: К. В. Тарасова, А. И. Буренина, В. А. Жилин, И. Э. Бриске и др.

Жак-Далъкроз Эмиль(1865 — 1950) — швейцарский педагог и музыкант, композитор, основатель системы ритмического воспитания, широко применяющейся в педагогической практике значительного количества стран. Ученик А. Брукнера и Л. Делиба (композиция).

Далькроз впервые сумел объяснить активную, двигательную природу музыкально-ритмического чувства, впервые обосновал ритмику в качестве метода музыкального воспитания. Именно ему принадлежит идея использования движений в качестве естественной возможности развития музыкального восприятия и музыкальных способностей человека, передачи образного содержания музыки пластическим движением.

Система музыкально-ритмического воспитания Э. Жака-Далькроза базируется на следующих принципах: обучение ритмике возможно и необходимо каждому ребенку; началом воспитания является глубокое погружение ребенка в музыку, активизация творческого воображения и умений выражать себя в движении; музыкально-ритмическое воспитание носит системный характер, точно так же, как и ритмические упражнения, игры образуют систему; тренировочные упражнения направлены на развитие у детей музыкального слуха, памяти, внимания, ритмичности, пластичности и выразительности движений; музыкально-ритмические задания должны сочетаться с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой, палкой) и играми; музыкальный репертуар для занятий ритмикой составляют отрывки из произведений западноевропейских композиторов, прежде всего танцевальная музыка, допускаются аранжировки и импровизации.

Основная работа: «Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций».

Ученики: Н. Г. Гейман (первый директор Института ритмики в России, жена композитора А. Н. Александрова), К. Орф и многие другие.

Кодай Золтан(1882 —1967) — венгерский композитор, ученый-фольклорист, педагог, музыкально-общественный деятель, основоположник системы обязательного музыкального воспитания в Венгрии, охватывающей детские сады, школы, гимназии, вузы. Член Венгерской А6кадемии Наук, с 1946 по 1949 гг. ее президент, почетный президент Международного общества музыкального воспитания.

Музыку начал писать с 14 лет, был учеником Я. Кёсслера. Является автором 2 опер, 3 сочинений для солистов и хора с оркестром, симфонии, многочисленных камерно-инструментальных ансамблей, фортепианных пьес и песен. Особое внимание З.Кодай уделял народному музыкальному фольклору, считал его основой репертуара хорового пения. Кодай рассматривал музыку основным средством приобщения к добру, красоте, человечности, развития духовности. Главным средством музыкального воспитания в концепции Кодая является пение, а голос — доступным каждому человеку музыкальным инструментом. Важным, по мнению ученого, становится хоровое пение, инициирующее у исполнителя потребность в индивидуальном самовыражении и коллективном сопереживании.

Основные принципы системы Кодая: музыкальное искусство — центр образования человека; музыкальный вкус воспитывается с детства; систематические занятия музыкой должны начинаться с трехлетнего возраста и быть направленными на развитие ритмического слуха, осознанного чистого пения и хорошего музыкального вкуса малыша; школа открывает ребенку серьезную музыку; ежедневное пение развивает душу и тело; основа музыкального воспитания — народная музыка, музыкальный фольклор; синкретичность музыкальных видов деятельности — пения и движения.

Методики и методы музыкального развития, именуемые сегодня «методом Кодая», широко применяются за рубежом: в США, Великобритании, Японии.

Круг общения: Б. Барток, А. Блисс и др.

Основные работы на венгерском языке: «Детские хоры», «Венгерское двухголосие», «Музыка в детском саду», хоровое упражнение «Будем чисто петь», «333 упражнения в чтении с листа»; Избранные статьи (в русском переводе). — М., 1982.

О системе 3. Кодая: Мартынов И. Музыкальное воспитание в Венгрии.

Сац Наталия Ильинична (1903 — 1993) — режиссер, драматург, актриса, педагог, кандидат искусствоведения, профессор, народная артистка СССР.

Организатор и вдохновитель первого в мире детского музыкального театра в Москве, заслуженно названного ее именем. Родоначальница детских театров страны и миры. Женщина легендарной судьбы и фантастических свершений, человек удивительный по масштабам творческого полета, души и любви к детям.

Наталия Ильинична Сац разработала систему эстетического музыкально-театрального воспитания детей. Ведущими педагогическими принципами в работе музыкального театра стали: адресность детского репертуара; его нарастающее усложнение; установка на восприятие спектакля; привлекательность обстановки детского театра (от атмосферы праздника, игры к увлекательным интерьерам); непрерывное поддержание детского интереса; целостность эстетического впечатления. По инициативе Наталии Ильиничны при театре создана Детская филармония.

Идеи Натальи Ильиничны Сац современны и сегодня, находя снос воплощение в деле разностороннего воспитания и развития подрастающего поколения.

Круг общения: Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, А. Н. Александров, М. Р. Раухвергер, И. Ф. Стравинский, С. Я. Лемешев, Д. Б. Кабалевский, И. В. Ильинский, А. Н. Вертинский, И. А. Моисеев и др.

Основные работы: «Театр для детей», «Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний», «Всегда с тобой. Страницы жизни», «Новеллы моей жизни», «Жизнь — явление полосатое».

Ученики: режиссеры детских музыкальных театров, выпускники ГИТИСа с 1978 по 1990 гг.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты