Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Политический либерализм А. Де Токвиля, Д. Ст. Милля, И. Бентама.




Алексис де Токвиль внес существенный вклад в разработку тео­рии и истории демократии. В книге «О демократии в Америке» он показал, что именно демократия, идущая на смену аристократии, способна обеспечить максимум свободы и возможностей для разви­тия личности, для роста благосостояния большинства граждан.

В то же время А. де Токвиль показал противоречивый характер процесса утверждения демократии, выявил его негативные послед­ствия: демократия, во-первых, не гарантирует народу самое искус­ное правительство и, во-вторых, создает опасность тирании боль­шинства. Вместе с тем, по его мнению, демократия благодаря своим уникальным достоинствам сама в состоянии нейтрализовать соб­ственные недостатки. Он полагал, что власть большинства должна заканчиваться там, где начинаются права личности и права мень­шинства. Для предотвращения деспотизма большинства он считал важным расширять непосредственное участие населения в управле­нии, создавать различные добровольные ассоциации граждан, суды присяжных.

К середине XIX в. выяснилось, что поддерживавшийся либера­лами капитализм способствовал не только расширению свободы, но и усилению эксплуатации. Поэтому либеральная мысль стала боль­ше ориентироваться на социальные проблемы, на принцип пользы с целью достижения счастья.

Идеолог английской либеральной буржуазии Иеремия Бентам разработал теорию утилитаризма и с ее помощью обосновал про­грамму демократизации политических и правовых институтов, обеспечения политической свободы. Задача государства, по И. Бентаму, состоит в том, чтобы на основе принципа пользы обеспечить «наибольшее счастье для наибольшего числа людей». Эта цель мо­жет быть достигнута благодаря свободной конкуренции и частно­собственнической инициативе, невмешательству государства в эко­номику и демократизации государственно-правовых институтов.

Либеральные идеи Нового времени отражены в политическом учении Джона Стюарта Милля - английского утилитариста и побор­ника равноправия. Согласно Дж. Миллю, либеральные свободы – это, во-первых, свобода мысли и мнений, во-вторых, свобода дей­ствия сообща с другими, в-третьих, свобода выбора жизненных це­лей. Он полагал, что угроза свободе индивида исходит как от тира­нии правительства, так и от тирании господствующего в стране общественного мнения.

Подобно А. де Токвилю, Дж. Милль искал пути преодоления тирании большинства. Чтобы предотвратить количественное возоб­ладание невежд над образованными людьми, он предлагал создать такую избирательную систему, которая позволила бы последним го­лосовать в нескольких избирательных округах.

Социальный акцент политических воззрений Дж. Милля осо­бенно проявился в его рассуждениях о роли государства. Государ­ству следует не удовлетворяться пассивной ролью защиты граждан, а стремиться сделать своих подданных добрыми и просвещенными. Единственное правление, которое может удовлетворить наиболее острые социальные потребности людей, - это правление с участием всех людей. Будущее он представлял себе как общество кооперати­вов производителей, сохраняющее частную собственность, но без ее отрицательных сторон.

Таким образом, в мировоззренческий комплекс классического либерализма вошли представления о самоценности личности, ее свободе от групповых, классовых и национальных ограничений, идеи космополитизма, гуманизма, прогресса, демократизма.

В сфере политикилиберализм основывается на признании прав человека, разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, свободы выбора видов деятельности, свободы конкуренции. Все эти идеи составляют содержание концепции правового государ­ства.

В экономической областиоснователи либерализма требовали отмены регламентации и ограничений со стороны государственной власти, простора для частной инициативы, максимально благопри­ятных условий для развертывания частного предпринимательства

Ядро классического либерализма образуют следующие поло­жения:

 абсолютная ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей;

 автономия индивидуальной воли;

 существование неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность);

 договорный характер отношений между государством и инди­видом;

 верховенство закона как инструмента социального контроля;

 ограничение объема и сфер деятельности государства;

 защищенность - прежде всего от государственного вмешательст­ва - частной жизни человека и свобода его действий (в рамках за­кона) во всех сферах общественной жизни.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 313; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты