Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Каналы вертикальной мобильности. Социальные фильтры и маргинальность.




Каналы социальной, мобильности. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты.

Однако, для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым, так или иначе, прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. - все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура - это, может быть, и не очень заметный, но весьма значительный способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни - это только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Аспирант, становясь постепенно профессором, или исполнитель, превращаясь в директора, должен изменить свое поведение, чтобы быть принятым в новой для себя среде. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями (социальными группами, социальными кругами) того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство (индивиды, ассоциации) может создать благоприятное общественное мнение в пользу новичка.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя во все времена служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, такой брак может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если он дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней (все, конечно, помнят о быстрой вертикальной мобильности Золушки в самые высокие слои общества). В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения. Если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида "своим".

В связи с тем, что социальные перемещения людей и социальных объектов осуществляется как индивидуально, так и совместно, различают индивидуальную и групповую вертикальную мобильность. По образному выражению П.Сорокина, «первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту» (10. С.376). Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности связан с действием основных социальных каналов (лифтов). Под ними П.Сорокин понимает основные социальные институты: армию, систему образования, политические и экономические организации, брак и семью, собственность. Например, отдельный индивид избирает карьеру военного, поскольку она гарантирует стабильный, постепенный подъем из одной страты в другую, рост доходов, статуса, престижа. Война может ускорить движение этого социального лифта, поскольку предполагает выбытие вследствие гибели тех, кто занимает более высокие ранги, дает возможность проявить воинскую доблесть, получить награды и т.п. В духе позитивистской традиции П.Сорокин предлагает различать абсолютную и относительную интенсивность мобильности (количество перемещенных за единицу времени), рассчитывать совокупный индексы мобильности и т.п. Его работа «Социальная мобильность» до сих пор считается официальным учебником в американских университетах.

Позитивизм П.Сорокина отчетливо проявляется также в формулировке основных закономерностей стратификации. Приведем некоторые примеры:

1) любое общество стратифицировано, нестратифицировадное общество - утопия;

2) ни один индивид, ни одна группа не могут постоянно сохранять одно и тоже место в системе стратификации;

3) чем уже границы стратификации, тем вероятнее социальный застой, прекращение развития; чем шире границы стратификации, тем вероятнее социальные взрывы и революции. Для измерения социальных дистанций в социальной иерархии П.Сорокин предложил термин «децильный коэффициент», означающий разницу в текущих доходах 10 % самых богатых и 10 % самых бедных.

Изменения положения индивида в стратификационной системе могут происходить не только под воздействием вертикальной и горизонтальной мобильности, но также в результате реорганизации социальной структуры, введения новой системы стратификации. Появляются новые отрасли промышленности, сферы обслуживания, новые профессии, иногда, увы, наоборот исчезают. Например, в современной России фактически исчезло точное машиностроение, производство станков с ЧПУ, почти прекратилось производство телевизоров. Массовые перемещения по горизонтали и вертикали связаны с глубокими изменениями в экономической системе общества, с изменением идеологических ориентиров, появлением новых социальных групп.

П.Сорокин в своей работе «Социальная мобильность индивида» отмечал: «Если социальную оболочку страты считать фильтром, то может случиться, что фильтр не пропустит индивида наверх, который вырвался из низов, он будет изгоем. Сам он поднялся на более высокую ступень, но остался за «дверью» страты. Аналогично с движением вниз».

Будучи неприспособленным адаптироваться к чужой для него культуре индивид испытывает психологические затруднения. Феномен нахождения человека между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве называется маргинальностью. Этот термин в социологии используется для обозначения пограничного, переходного. Структурно-неопределенного социального состояния субъекта.

Концепция маргинальности была впервые разработана Робертом Парком. Он полагал, что маргинальная личность - это «культурный гибрид, человек, живущий и внутренне принадлежащий в своей культурной жизни и традициях к двум различным народам или социальным группа… Это человек на грани двух культур и двух обществ…». В 1940 г. Джон Кубер предложил использовать термин «маргинальная личность» в отношении людей, «которые занимают периферийную позицию между двумя различными институтами, культурными комплексами или другими культурными сегментами». Следовательно, маргинал – индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует.

Исследование маргинальности – одно из актуальных направлений исследования структуры российского общества в эпоху масштабных социальных изменений. Именно изменения в социальной структуре – «остове» общества, по словам П. Штомпки – приводят к масштабным системным изменениям, определяющим в целом характер трансформации общества. Понять их механизмы и перспективы возможно, обратившись к наиболее глубинному уровню, а именно, исследуя механизмы формирования статусных позиций, и прежде всего переходных, промежуточных, маргинальных. Это те точки, в которых наиболее интенсивны «накопления» новых социальных качеств, где наиболее ярки и выразительны показатели характера социальных процессов, направления и смысла их развития, где наиболее отчетливы новые типы отношений.

В исследованиях на эту тему традиционно связываются социальная структура, социальная мобильность и феномен маргинальности. Многие исследователи считают, что наиболее перспективной в исследовании социальной структуры постсоветского общества оказывается структуралистский подход в рамках неовеберианской традиции. Н.Е. Тихонова, например, справедливо отмечает такой важный момент, как «перенос внимания на типологические характеристики индивидуального действия и рассмотрение жизненных шансов и перспектив социальной мобильности в зависимости не только от объективных экономических характеристик групп, но и от усилий самих людей, их специфических возможностей».

Для анализа этих изменений особое значение представляет исследование маргинальности как состояния в процессе изменения основных параметров социального статуса.

Маргинальность в современном российском обществе можно представлять весьма широко. Она может рассматриваться как состояние групп и индивидов в ситуации, которая вынуждает их под влиянием внешних факторов, связанных с кардинальным социально-экономическим и социокультурным переструктурированием общества, существенно изменять их социальный статус, социальные связи, социальную среду, а также ценностные ориентации.

Не углубляясь здесь в сложности теоретической интерпретации концепции маргинальности, отметим возможности и перспективы анализа маргинальности на эмпирическом уровне. Маргинальность – феномен, «ускользающий» от количественных характеристик и строгих замеров. Хотя термин «маргинал» уже прочно обосновался в словарях нашего переходного общества, вряд ли можно сказать, сколько в нем маргиналов. Эвристичным представляется исследование маргинальности на пути исследования характеристик маргинального статуса.

Первоначальные исследования маргинальности сосредоточивали внимание на комплексе характеристик маргинальной личности – иными словами, наборе личностных характеристик человека, попадающего в объективно заданную маргинальную позицию. Развивая концепцию маргинальности, Е. Хьюз отмечал: «Маргинальность... может иметь место везде, где происходит достаточное социальное изменение и приводит к появлению людей, которые находятся в позиции неопределенности социальной идентификации, с сопровождающи сопровождающими ее конфликтами лояльности и разочарования (фрустрации) личностных или групповых стремлений». Внимание на этот пункт концепции обращают также А.С. Керкхофф и Т.С. Мак-Кормик, подчеркивая необходимость различать, с одной стороны, позицию в социальной структуре, а с другой — набор психологических черт, которые могут развиваться в индивидууме, занимающем такое положение. Т. Шибутани выделяет понятие маргинального статуса личности как ключевое в понимании маргинальности. Он отмечает, что маргинальный статус — это позиция, где воплотились противоречия структуры общества.

Рассматривая различные виды социальных статуса, авторы отечественного относительно нового учебника по социологии труда дают определение маргинального статуса личности как позиции, фиксирующей объективно заданные противоречия в способах поведения, которые определяются, с одной стороны, многообразием статусно-ролевых и функциональных характеристик личности, а с другой стороны — промежуточными состояниями перехода из одного статуса в другой.

Маргинальный статус, или маргинальное состояние, присуще индивидам в различной степени. Оно может быть «гармонизированным», когда требования различных статусов не противоречат, а дополняют друг друга, либо «деструктивным», когда требования статусов приводят к рассогласованию и необходимости радикального изменения сложившихся норм поведения. Между двумя полюсами множество промежуточных форм, различающихся степенью напряжения и интенсивности действий для преодоления противоречий и согласования норм. Как правило, маргинальное состояние возникает в следующих случаях: при переходе индивида из одной социальной среды в другую; при смене одного темпорального статуса на другой; при кардинальном изменении образа жизни, вида профессиональной деятельности, системы социальной коммуникации; при смене социального, профессионального, экономического, политического или религиозного статуса.

Маргинальный статус формируется в результате образования маргинальной позиции, то есть такой позиции промежуточности, неопределенности в социальной структуре группы, общности или общества в целом, в которую индивид или группа попадают под воздействием маргинальной ситуации.

Таким образом, маргинальный статус исследуется, с одной стороны, как объективно заданная позиция, с другой стороны, как набор субъективных характеристик и показателей, присущих ей.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты