Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.




Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

1. Возникновение права произошло по каким–либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

2. Право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство;

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно–общинного строя –обычай,который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе.

Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

Признаки права:

1. Создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;

2. Выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;

3. Предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;

4. Охрана и поддержание мерами государственного воздействия.

 

 

  1. Выберете наиболее импонируемую теорию происхождения государства и обоснуйте её превосходство над другими теориями. Ответ составьте в виде таблицы.
Название теории Суть теории Достоинства Недостатки
1.Теологическая теория Государство возникло по воле Бога. Следова­тельно, государство, его институты, власть: вечны, незыблемы и святы; их возникновение и упразднение не зависит от человека; являются выразителями воли Бога на земле. Теологическая теория призывает: • принять государство и власть как данность, получен­ную свыше; • признать власть монархов (распространенную в сред­ние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах); • полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монар­хам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок.   Способствует укреплению гражданского согласия в об­ществе, усилению духовности. Недостатоктеории в том, что она осно­вана на вере (в Бога), а не на проверенном научном зна­нии, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.
2.Патриархальная теория (основоположник Аристотель) Сутьпатриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государ­ство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, Согласно пат­риархальной теории: - монарх является отцом всего народа; - благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; - король действует во благо подданных, охраняет и за­щищает их (как отец членов семьи); - власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема; - подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.   К достоинствампатриархальной теорииможно отнести то, что она: * способствует сплочению общества; уважению, почита­нию государственной власти; * культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).   Недостаткомтеорииявляется прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты: = в семье существуют действительные родственные свя­зи, в то время как весь народ (несмотря на наличие опре­деленной общности) вряд ли правильно объявлять родст­венниками; = монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще­ го большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородст­венной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществ­ляется опосредованно, через чиновников, бывает подкре­плена законами, хартиями, опирается на аппарат прину­ждения); = вряд ли можно считать государство прямым продолже­нием семьи еще и потому, что оба эти института зарож­дались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобыт­нообщинного строя.
3.Договорная теория (Гроций, Локк, Монтескье, Руссо, Радищев) Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор",который состоит в следующем: - первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «ес­тественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.); - каждый преследовал только свои интересы и не счи­тался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизован­ное общество могло уничтожить само себя; - чтобы этого не случилось, люди заключили "общест­венный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания; - в результате был создан институт согласования инте­ресов, совместной жизни, взаимной защиты - государство. Теория общественного договора имела боль­шое прогрессивноезначение: = были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного под­чинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть; = сделан шаг к созданию гражданского общества; = фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~власть производна от народа и принадлежит народу; = государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе; = теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы ре­акционным монархиям XVII - XVIII вв.; = согласно теории государство и народ имеют взаимныеобязательства- народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает пре­ступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности; = в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выра­жать интересы народа. Существенным недостатком данной теории яв­ляется ее идеалистичность: - "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали дру­гими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий; - ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями; - сам по себе общественный договор между всеми чле­нами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физиче­ски неспособных знать и учитывать интересы друг друга; - общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделе­но на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.
4.Органическая теория(Спенсер, Вормс) Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму: - люди образуют государство, как клетки - живой организм; - государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, тран­спорт) и финансы - кровеносной системе, которая обес­печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.; - между государствами, как в живой среде, идет конку­ренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно органи­зованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская им­перия, в XVIII в. – Великобри-тания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенству­ется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, ото­рвавшаяся от народа церковь и т.д.). Достоинствами органической теории является сле­дующее: • восприятие государства как единого целого, целостно­го и взаимосвязанного организма; • признание роли конкуренции государств в совершенст­вовании их внутреннего механизма.   Недостатками органической теории является сле­дующее: • прямое проецирование биологических законов на жизнь общества; • сильное влияние дарвинизма; • отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.  
5.Психологическая теория(Петражицкий, Фрейд) Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психи­ки человека. Под этими свойствами подразумеваются: •желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным; •желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми; •способность сильных личностей оказать психологиче­ское воздействие на массы и подчинить их своей воле; •желание отдельных членов общества не подчиняться об­ществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совер­шать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания. Авторы теории считают, что предшественницей госу­дарственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основыва­лась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества. Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, под­чинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства. Недостатки психологической теории: данная тео­рия не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, по­литические и др.
6.Теория насилия(Шан Ян, Гумплович) Причину происхождения и основу политической власти и госу­дарства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие). При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса. Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством: ≈сбор дани дружинниками; ≈расширение подвластных королю (феодалу) территорий; ≈огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий); ≈иные формы насилия. Для поддержания установленного порядкатакже тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за­воеванных благ. Возникновение государства, таким обра­зом, рассматривается как реализация закономерности подчине­ния слабого сильному   В пользутеории насилияговорит то, что оно (наси­лие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплекто­вание вооруженных сил. Многие иные формы государственной деятельности под­крепленыпринудительной силой государства(иначе го­воря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно. Многие государства были созданы путем насилия (при­мер - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собира­ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.). Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др. Недостаткомтеории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достиг­нут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возник­новении германских или венгерского государств.
7.Экономическая теория(Маркс, Энгельс) Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права. Историко-материалистическая концепция включает два под­хода. Один из них, господствовавший в советской науке, решаю­щую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борь­бы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других клас­сов. Второй подход исходит из того, что в результате экономи­ческого развития усложняются само общество, его производи­тельная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к воз­никновению государства. Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе: ≈произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля); ≈возник прибавочный продукт; ≈в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров; ≈появились частная собственность и публичная власть. ≈для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.   Теория имеет рациональное зерно - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противо­положными (или различными) интересами - классов и др. Не только классово-экономические факторы по­влияли на возникновение государства (например: на­циональные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.

 

На мой взгляд, теория Маркса и Энгельса (экономическая теория) имеет превосходство над другими теориями. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты