КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПАТРИАРШЕСТВО МОСКОВСКОЕ И ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ, И МАЛЫЯ, И БЕЛЫЯ РОССИИ - ВОССОЕДИНЕНИЕ ЗАПАДНОРУССКОЙ ЦЕРКВИ С ВОСТОЧНОРУССКОЙГлава I. Патриарх Никон - до оставления им кафедры: время управления его Церковью 1. Предложение москвитян, что приемником патриарха Иосифа будет Новгородский митрополит Никон; предсказание об этом предместника его по Новгородской кафедре митрополита Аффония; неудавшаяся попытка некоторых возвести протопопа московского Благовещенского собора Стефана Вонифатьева на патриарший престол; послание царя Алексея Михайловича к Никону о смерти патриарха Иосифа 2. Избрание Никона в патриарха 3. Разделение его патриаршества на две половины: а) до оставления им кафедры - время его управления Церковью и б) до низложения его с кафедры - время междупатриаршества I. Патриарх Филарет Никитич 1. Попытки православных русских Западнорусского края воссоединиться с Московским государством , бывшие при митрополитах Киевских Иове Борецком, Исаии Копинском и Петре Могиле 2. Избрание епископа Сильвестра Коссого в митрополита Киевского (1647г. 25 февраля) и Иосифа Тризны в архимандрита Киево-Печерской лавры 3. Притеснения православных поляками в Юго-Западном крае; замысел сотника Богдана Хмельницкого восстать против панов-поляков 4. Благословение митрополита Сильвестра Коссого на восстание против поляков 5. Полное поражение поляков союзными войсками у Корсуня 6. Универсалы Хмельницкого (от 28 мая 1649г.) , разосланные по Украине и произведшие народное восстание; новая победа его над поляками; опустошение многих городов; избрание нового короля польского Яна Казимира (17 ноября) и прекращение восстания 7. Торжественная встреча Хмельницкому при въезде его в Киев; грамота Хмельницкого Киево-Печерскому женскому монастырю; пребывание Хмельницкого в Переяславе 8. Сношения Хмельницкого с Москвой; победа его над поляками под Збором 9. Утверждение Зборовского договора на варшавском сейме; диплом короля (1650г., января 12-го) касательно православной веры и Церкви 10. Восстановление православных епархий: Луцкой, Холмской и др 11. Неисполнение поляками Зборовского договора поляками и даже русскими; новая война казаков с поляками и поражение казаков (20 июня 1651 г.) ; опустошение Киева поляками и новый договор (17 сентября) Хмельницкого с ними под Белой Церковью 12. Намерение Хмельницкого отдаться с Малороссией в подданство московского государя, поддерживаемое в нем восточными иерархами; сношения царя Алексея Михайловича с Хмельницким; переселение многих жителей Малороссии в южные степи Московского государства 13. Принятие Малороссии (в сентябре 1654г.) в подданство московского государя и присяга ему жителей ее 14. Торжественная встреча московских послов в Киеве; причина, почему митрополит Сильвестр Коссов не принимал участия в челобитьях р подданстве Малороссии московскому государю 15. Принятие присяги жителями Киева на подданство московскому царю и уклончивость при сем митрополита Коссова 16. Недовольство московского правительства действиями митрополита Сильвестра 17. Столкновения митрополита Коссова с московскими воеводами, прибывшими в Киев (23 февраля) для построения крепости; резкие слова и угрозы митрополита 18. Универсалы короля польского казакам и всем жителям Малороссии (21 февраля) с убеждением оставаться верными Речи Посполитой и сношения митрополита Коссова с польским королем 19. Извещение московскими воеводами Хмельницкого и государя о бывших столкновениях с Сильвестром; жалованная грамота государя, утверждавшая все древние маетности на владение землями за Киевским митрополитом и малороссийским духовенством 20. Определение государем отношений Киевского митрополита и малороссийского духовенства к Московскому патриарху; посольство от малороссийского духовенства к царю 21. Грамота митрополита Коссова, представленная (28 июля) царю этим посольством 22. Две грамоты к царю Богдана Хмельницкого, представленные тем же посольством, и грамота Хмельницкого к патриарху Никону 23. Стальи, изложенные митрополитом Сильвестром Коссовым на особом листе, представленные царю тем же посольством, и челобитная Иннокентия Гизеля от имени киевского митрополита и всего освященного Собора 24. Грамота от епископа Черниговского Зосимы Прокоповича и грамоты от киевских монастырей 25. Ответ царя на грамоты и просьбы, представленные ему киевским духовным посольством. Поход царя против Польши (апреля 1654г.) 26. Воззвание государя к православным Западнорусского края; покорение всей Белоруссии и многих местностей в Литве под власть московского государя (1655г.) и восстановление православия в этом крае 27. Грамота царя Алексея Михайловича (15 сентября 1654г.) жителям Могилева; временное заведование Никоном делами Могилевской епархии 28. Печальное положение православных в Смоленске до сдачи его русским; восстановление в ним православия 29. Плачевное положение православных в Полоцке до сдачи его русским; грамота государя (7 сентября 1654г.) жителям Полоцка и грамоты его полоцким монастырям и церквам 30. Грамота царя (1657г.) воеводам новопокоренного Западного края о высылке из него униатов; просьба к папе (1658г.) униатских епископов и всего униатского духовенства об исходатайствовании у короля Яна Казимира заступничества за униатов пред московским царем 31. Признание киевлянами и всем запорожским войском Никона "своим патриархом" 32. Данные, свидетельствующие, что Никон не вступался в дела Киевской митрополии 33. Смерть митрополита Сильвестра Коссова II. Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов, и начало русского раскола, именующего себя старообрядством 1. Начало исправления богослужебных книг по греческому тексту еще при жизни патриарха Иосифа 2. Вторая попытка Никона к исправлению церковных обрядов 3. Прибытие в Москву бывшего Константинопольского патриарха Афанасия 4. Первое открытое столкновение патриарха Никона с его противниками и прежде всего, с протопопом Нероновым 5. Челобитная протопопа Аввакума с братиею царю; наказание и ссылка протопопов Даниила, Логтина и Аввакума 6. Собор (1654) в царских палатах, рассуждавший о необходимости исправления церковных книг и обрядов 7. Наказание, ссылка и безвестная кончина Павла, епископа Коломенского 8. Грамота патриарха Никона к Цареградскому патриарху Паисию от 12 июня 1654г. касательно разностей в богослужебных книгах 9. Собрание в Москву древних славянских церковных харатейных книг из древных русских книгохранилищ; путешествие старца Арсения Суханова на Восток для собрания древних греческих книг 10. Справщики церковных книг, избранные патриархом Никоном и, в числе их, Арсений Грек; допрос ему (в 1649г.) о его личности и ссылка его в Соловецкий монастырь 11. Трехлетнее пребывание Арсения Грека в Соловецком монастыре; назначение его библиотекарем Патриаршей библиотеки и одним из справщиков и переводчиков книг с греческого языка 12. Прибытие в Москву двух патриархов: Антиохийского Макария и Сербского Гавриила 13. Проповедь патриарха Никона против новых икон и двуперстия, сказанная им в Успенском соборе в неделю православия 14. Московский Собор 1655г. по случаю исправления церковных обрядов и книг и сказание об этом Соборе архидиакона Павла Алеппского 15. Другое современное сказание об этом Соборе в предисловии к Служебнику, напечатанному патриархом Никоном 16. Возвращение грека Мануила в 1655г. в Москву с ответным посланием, или соборной книгой, от Цареградского патриарха Паисия 17. Первые исправленные и отпечатанные книги: Служебник и Скрижаль с приложениями 18. Собор русских архиереев (23 апреля 1656г.) по вопросу о двуперстии в крестном знамении 19. Собор (в том же 1656г.) русских архиереев по вопросу о перекрещивании латинян-поляков 20. Исправление и печатание церковных книг в 1656-1657г. 21. Исправление Никоном некоторых церковных обрядов и обычаев 22. Враги исправления церковных книг и обычаев и во главе их Неронов 23. Бегство Неронова из заточения, пребывание его в Москве и принятие им иночества с именем Григория; Собор, созванным патриархом Никоном 18 мая 1656г. для суда над Нероновым, изрекший проклятие на Неронова и его единомышленников 24. Примирение патриарха Никона с иноком Григорием Нероновым и снятие с енго проклятия 25. Начало русского раскола III. Патриарх Никон в его стремлениях к утверждению независимости Русской Церкви и патриаршей в ней власти, и три основанные им монастыря 1. Стремление патриарха Никона к утверждению независимости церковной и особенно патриаршей власти 2. Участие патриарха Никона в гражданских и государственных делах; усвоение ему титла "великого государя" 3. Никон - полновластный владыка и судья в патриаршей епархии; разные приказы на его патриаршем дворе; его излишняя строгость к духовенству 4. Основание Никоном Иверского монастыря и вотчины, приобретенные Никоном 5. Церковное возвышение и внутреннее устройство Иверского монастыря; перенесение в него мощей святого Иакова Боровицкого из Боровицкого монастыря 6. Посещение Иверского монастыря патриархами Антиохийским и Сербским (в 1655г.) 7. Принесение копии с иконы Иверской Богоматери с Афона в Иверский монастырь 8. Основание Никоном Крестного (Ставрос) монастыря 9. Основание Никоном Воскресенского монастыря, именуемого "Новый Иерусалим 10. Никон - полновластный владыка управляемой им Церкви IV. Патриарх Никон во всех прочих делах его служения Русской Церкви и оставление им патриаршей кафедры 1. Ревность Никона к проповеданию слова Божия, обнаружившаяся еще в то время, когда он был митрополитом Новгородским 2. Окружная грамота Никона (1656г.) по случаю основания Крестного монастыря 3. Окружная грамота Никона (1656г.) по случаю морового поветрия 4. Греко-латинское училище в Москве, основанное Никоном, и библиотека Никона 5. Торжественность церковных богослужений патриарха Никона, их продолжительность и благочиние 6. Неустанная деятельность Никона как правителя Церкви; учреждение Вятской епархии и закрытие Коломенской; чрезмерная строгость Никона к духовенству и даже к архиереям; распоряжение его относительно татей и разбойников 7. Общие причины, возбудившие неприязнь к Никону во всех слоях тогдашнего общества 8. Дружба царя и патриарха Никона; высокомерие Никона по отношению к царю, послужившее началом взаимного охлаждения между ними 9. Причины дальнейшего охлаждения между ними 10. Всенародное отречение патриарха Никона от патриаршей кафедры 11. Письмо Никона к царю от 25 декабря 1671г. о неоднократном его желании во время управления Церковью оставить патриаршую кафедру 12. Отшествие Никона в Воскресенский монастырь Глава II. Патриарх Никон до низложения и время междупатриаршества I. Положение патриарха Никона по оставлении им кафедры и смуты от него и из-за него в Москве 1. Перепись всего патриаршего имущества Никона, произведенная по указу царя 2. Оставление за Никоном трех монастырей его строения со всеми вотчинами и пребывание в них Никона 3. Отправление к Никону царем дьяка Башмакова для успокоения Никона и ропот Никона 4. допрос двух певчих дьяков - Тверитинова и Семенова, ездивших к Никону в Воскресенский монастырь 5. Сказка, поданная царю дьяком Косьмою, также ездившим к Никону в Воскресенский монастырь 6. Укорительное письмо Никона к царю 7. Заботливость царя о безопасности Никона 8. Посещение Никоном монастырей Иверского и Крестного; два письма Никона (от 3 февраля и 28 июня 1660г.) к боярину Зюзину в Новгород; подозрение Никона в намерении отравить его; допросы, сделанные в Крестном монастыре и в Москве - под пыткой, по повелению царя 9. Собор в Москве (в феврале 1660г.) по делу об оставлении Никоном патриаршей кафедры; решение этого Собора - избрать вместо Никона другого патриарха 10. Неприязненное отношение патриарха Никона к означенному Собору и неоказание царем надлежащего внимания к соборному решению 11. Возобновление добрых отношений между царем и патриархом Никоном 12. Столкновения Никона с соседями по земельным владениям, снова нарушившие мир между ним и государем 13. Озлобление Никона против архиереев; торжественное проклятие им Крутицкого митрополита Питирима в неделю православия (1662г.) ; отзывы русских архипастырей, осудивших эту анафему, и челобитная царю митрополита Питирима (13 октября 1662г.) 14. Прибытие в Москву Газского митрополита Паисия Лигарида 15. Письмо Паисия Лигарида по делу Никона, поданное царю (1662) в день Пятидесятницы 16. Грамота патриарха Никона Паисию Лигариду по поводу этого письма 17. Ответ Паисия Лигарида на эту грамоту 18. Угроза Никона отдаться на суд папы; Паисий Лигарид делается известным при дворе; письменные вопросы боярина Стрешнева касательно Никона и ответы на них Паисии Лигарида; сочинение Никона "Возражение против вопросов Стрешнева и на ответы Паисиесы" 19. Предложение Паисия Лигарида царю - послать грамоты к Восточным патриархам по делу Никона и указ царя от 21 декабря 1662г. по тому же делу 20. Грамоты по делу Никона к Восточным патриархам, отправленные через грека иеродиакона Меления 21. Письмо патриарха Никона к царю по поводу этих грамот и посылка к Никону окольничего с инструкцией касательно ответа на это письмо 22. Неудавшаяся попытка Никона очернить пред царем иеродиакона Меления грека и отправление (1 января 1663г.) Меления с царскими грамотами к Восточным патриархам 23. Челобитная Ивана сытина царю об обидах и притеснениях его крестьян патриархом Никоном и ответ на нее Никона 24. Возобновление дела Боборыкина с Никоном о спорной земле и торжественное провозглашение Никоном, во время молебна в церкви, клятвенных слов из 108 псалма, отнесенных некоторыми к царю и его семейству 25. Отправление духовных и светских лиц и, во главе их Паисия Лигарида, в Воскресенский монастырь для допроса Никона по поводу произнесенных им клятвенных слов на царя и его семейство; самый допрос Никона 26. Извет Никона на Паисия Лигарида 27. Допрос архимандрита афонского монастыря Феофана, находившегося в Москве за милостынею и ездившего в Воскресенский монастырь без дозволения государя 28. Ссылка (1663) архимандрита Феофана за его разные вины в Кириллов монастырь; бегство Феофана из этого монастыря; его поимка и ссылка в Соловецкий монастырь 29. Просительное письмо (ноября 1663г.) Никона к государю о пособии 30. прибытие иеродиакона Меления в Константинополь и представление царских грамот патриархам по делу Никона; соборный свиток патриархов по этому делу и возвращение Меления в Москву в мае 1664г. 31. Попытка некоторых греков- сторонников Никона возбудить в Константинополе общественное мнение в пользу его; таковая же попытка Иконийского митрополита Афанасия, объявившего в Москве соборный список подложным; неудача этой попытки 32. Грамота Иерусалимского патриарха Нектария (29 марта 1664г.) государю о подлинности соборного свитка и в защиту Никона; новое посольство (в сентябре 1664г.) того же иеродиакона Меления и грека Стефана Юрьева к Восточным патриархам для приглашения их в Москву 33. Внезапный приезд (17 декабря 1664г.) Никона в Москву, в Успенский собор 34. Допросы боярину Зюзину и другим лицам, участвовавшим в приглашении Никона в Москву будто бы от имени государя; сказка Зюзина; ссылка его в Казань 35. Допрос лиц, пропустившим Никона в Москву и принимавших его в соборной церкви; Собор бывших тогда в Москве архиереев (1665г. января) ; отлучение митрополита Ионы от блюстительства патриаршего престола 36. Грамоты царя к Восточным патриархам о внезапном пришествии Никона в московскую соборную церковь; враждебные партии проживавших в Москве греков и двоедушие их в деле Никона 37. Посольство (13 января 1665г.) архимандрита Иоакима и дьяка Башмакова из Москвы к Никону с предложением уступить патриаршество другому и относительно исповеди и причащения разбойников 38. Собор (1665) русских архиереев, обсуждавший письмо Никона от 14 января 1665г. об условиях относительно отречения его от патриарщей кафедры, и решение Собора по этому предмету 39. Путешествие иеродиакона Меления и грека Стефана на Восток для приглашения Восточных патриархов в Москву 40. Обширная челобитная Паисия Лигарида, поданная государю с просьбой об обнародовании этих патриарших грамот и об увольнении его на его родину; привязанность царя к Паисию и неувольнение его из Москвы 41. Грамоты Никона к Восточным патриархам о ходе его дела, не дошедшие до патриархов 42. Посольство келаря Чудова монастыря Саввы (в январе 1666г.) к Цареградскому патриарху Дионисию для удостоверения в подлинности патриарших грамот 43. Путешествие патриархов Александрийского Паисия и Антиохийского Макария в Москву II. Нестроения и смуты в Западнорусской митрополии 1. Назначение блюстителем Киевской митрополии Черниговского епископа Лазаря Барановича и приглашение гетманом Богданом Хмельницким епископов Киевской митрополии в Киев для избрания митрополита 2. Смерть гетмана Богдана Хмельницкого; обещания блюстителя Киевской митрополии Лазаря Барановича и нового гетмана Выговского известить государя и патриарха о новоизбранном митрополите, не раз высказанные киевскому воеводе Бутурлину 3. Постановление (28 февраля 1658г.) Дионисия Балабана в митрополита на Киевскую митрополию, без всякого участия московского правительства 4. Недовольные избранием Выговского в гетманы и, во главе их, полтавский полковник Пушкарь; замысел Выговского предаться Польше, разделяемый митрополитом Дионисием Балабаном; самовольное оставление им своей кафедры и удаление навсегда из Киева 5. Безуспешная осада Киева (август 1658г.) войсками Выговского; Гадяцкий договор и статьи его касательно православной Церкви 6. Избрание в гетмана Юрия Хмельницкого (17 октября) ; вторичное назначение епископа Лазаря Барановича блюстителем Киевской митрополии; попытка нового гетмана пригласить митрополита Дионисия Балабана возвратиться на Киевскую митрополитскую кафедру 7. Милости московского государя малороссийскому духовенству 8. Назначение нежинского протопопа Максима Филимонова блюстителем Киевской митрополии вместо Лазаря Барановича и поставление Филимонова (в монашестве Мефодия) во епископа Мстиславского 9. Прибытие в киев нового блюстителя Киевской митрополии и вступление его в управление митрополией 10. Анафематствование Мефодия Никоном и Цареградским патриархом; ходатайство государя за Мефодия пред Цареградским патриархом и снятие проклятия с Мефодия 11. Напрасные хлопоты киевского духовенства, направленные против епископа Мефодия; избрание Брюховецкого гетманом 12. Пятилетнее управление Дионисия Балабана Киевской митрополией в епархиях ее, лежащих в пределах Польши 13. Собрание в Корсуне православного духовенства и представителей от мирян (9 ноября 1663г.) , живших в Польше, для избрания митрополита на место умершего Дионисия; избрание и утверждение епископа Мстиславского Иосифа Тукальского на митрополию Киевскую; несчастье с митрополитом Иосифом - его двухлетнее заключение в крепости; его освобождение, жизнь в Корсуне и управление делами Киевской митрополии в епархиях, находившихся под властью Польши 14. Возвращение епископа Мефодия в Киев после избрания гетмана Брюховецкого; занятие Мефодия церковными делами Киевской митрополии; неприязненность гетмана Брюховецкого как к Мефодию, так и к подведомому ему духовенству 15. Причины, по которым в Москве было не до разбирательства этой ссоры III. Первые распространители русского раскола и меры против них Православной Церкви 1. Ослабление раскола в последние годы Никонова управления церковью и оживление раскола по оставлении им патриаршей кафедры 2. Чернец Григорий Неронов 3. Протопоп Аввакум - глава вновь возникшего русского раскола; его автобиография 4. Жизнь Аввакума в Тобольске (1654-1655) , в Даурии (1655-1661) , в Енисейске 5. Пребывание Аввакума в Москве в доме Феодосьи Морозовой; новая челобитная его царю; совращение многих Аввакумов в раскол и ссылка его на Мезень (августа 1664г.) 6. Записка царю Аввакума пред отъездом его из Москвы; челобитная Аввакума, посланная царю из Холмогор (21 ноября 1664г.) ; челобитная (6 декабря) царю старца Гргория Неронова о помиловании Аввакума; жизнь Аввакума на Мезени и распространение им оттуда своего лжеучения через письма 7. Третий и последний из прежних расколоучителей, появившихся во дни управления Никона Церковью, игумен московского Златоустова монастыря Феоктист 8. Новые противники, вступившие, по оставлении Никоном кафедры, против напечатанных при нем книг 9. Противники новопечатных книг между монашествующей братией, писавшие против этих книг или только содействовавшие распространению раскольнических мнений устною проповедью и своим примером 10. Восстание Сольвецкого монастыря против новопечатных книг; приверженность архимандрита Исаи и многих из братии к партии Неронова 11. Новый настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Варфоломей (1660) 12. Проникновение раскола во многие места России и враждебность его к господствующей Церкви; продолжение печатания новоисправленных книг и книги вновь отпечатанные в Москве; решимость царя Алексея Михайловича в начале 1666г. созвать Собор из русских архиереев с прочим духовенством 13. Сказания о деяниях Московского Собора 1666г., составленное Симеоном Полоцким; краткие сведения о жизни Симеона Полоцкого 14. Описание деяний московского Собора 1666г. по сказанию Симеона Полоцкого; открытие этого Собора в феврале 1666г. 15. Челобитная на имя царя соловецкой братии, поданная Собору (1666) архимандритом Варфоломеем; посольство от Собора и соборная грамота к соловецким инокам 16. Две грамоты к государю от лица всей братии соловецкой; челобитная к государю архимандрита Варфоломея; "наказ" государя архимандриту Сергию, отправлявшемуся в Соловки во главе посольства 17. Прибытие архимандрита Сергия и прочих членов посольства в Соловецкий монастырь; допрос, сделанный архимандритом Сергием соловецким инокам 18. Сочинение Паисия Лигарида в опровержение на челобитную Никиты; сочинение на челобитную Никиту и на свиток попа Лазаря, написанное Симеоном Полоцким Глава III. Большой Собор в Москве, низложение патриарха Никона и новый патриарх Иоасаф II 1. Личный состав Большого Московского Собора 1666-1667г. I. Суд над Никоном и его низложение 1. Главная цель созвания Большого Московского Собора 1667г.- суд над Никоном 2. Прибытие в Москву Восточных патриархов в ноябре 1666г. 3. Первое заседание Собора (предварительное) для суда над Никоном 4. Второе заседание Собра (также предварительное0 5. Третье (последнее предварительное) заседание Собора 6. Пригласительная соборная грамота к Никону и ответ его на эту грамоту 7. Второе и третье приглашение Никона на Собор и четвертое заседание Собора 8. Пятое заседание Собора (второе судебное) 9. Шестое заседание Собора (третье судебное) 10. Седьмое заседание Собора (четвертое судебное) 11. Осьмое и последнее заседание Собора, происходившее в Чудовом монастыре; прочтение письменного соборного приговора, или "объявления о низложении Никона" 12. Краткое, но драгоценное суждение о суде и приговоре над Никоном Черниговского епископа Лазара Барановича 13. Отправление Никона в Ферапонтов монастырь 14. Две грамоты о низложении Никона, посланные от патриархов, бывших на Большом Московском Соборе, к патриархам Иерусалимскому Нектарию и Константинопольскому Парфению IV II. Патриарх Иоасаф II и деяния Большого Собора при участии патриарха Иоасафа, изложенные в книге соборных деяний 1. Торжественные богослужения Восточных патриархов в Москве в великие церковные праздники 2. Подписание соборного акта о низложении Никона всеми архиереями русскими и иноземными 3. Избрание Иоасафа в патриарха Московского 4. Заседание Собора 3 февраля 1667 г.: прощение осужденных архиереев 5. Наречение и посвящение Иоасафа в патриарха 6. Настольная грамота патриархов Паисия и Макария, данная патриарху Иоасафу 7. Заседание Большого Московского Собора (26 февраля) , после поставления патриарха Иоасафа, и другие соборные заседания в марте, апреле, мае, июне и позднее; постановления Собора на этих заседаниях; разделение этих постановлений, по предметам, на три класса А) Постановления Большого Собора, относившиеся к патриарху Никону Б) Постановления Большого Собора против русского раскола "Предел осященного Собора" В) Постановления Большого Собора против других настроений Русской Церкви 8. Отношение всех этих постановлений к древним церковным правилам
М. Макарий. История Русской церкви. Предисловие Помыслих дни первыя... и поучахся. Помянух судьбы твоя от века, Господи, и утешихся. ПРЕДИСЛОВИЕ Историю православной Церкви в нашем отечестве обыкновенно начинают с обращения к христианству великого князя Владимира, и начинают весьма справедливо. Церковь Русская действительно появилась не прежде, как со времен равноапостольного просветителя России: с этих только пор у нас начался ряд первосвятителей, без которых, в строгом смысле, нет и не может быть Церкви, ряд, непрерывно продолжающийся доныне; с этих только пор Церковь наша получила надлежащее внутреннее и внешнее благоустройство; с этих только пор она соделалась известною и во всеобщей истории как особая, определенная отрасль Церкви вселенской. Но столько же справедливо и то, что христианство существовало в России еще прежде великого князя Владимира, с самого основания Русского царства, хотя мы и не можем сказать, чтобы была уже тогда у нас постоянная высшая иерархия, а следовательно, была в строгом смысле и Русская Церковь. Не менее справедливо, что христианство существовало в пределах нынешней России даже до основания Русского царства, со времен самих святых апостолов, хотя и тогда не было у нас какой-либо одной определенной Церкви, а было несколько частных Церквей, или епархий, большею частию не имевших между собою никакой иерархической связи. Как же смотреть нам на все эти следы христианства в нашем отечестве до происхождения отечественной Церкви при равноапостольном просветителе России? Говорить о них в самом составе своем история Русской Церкви, без сомнения, не может, потому что история эта должна говорить только о Русской Церкви и начинаться с ее началом. Но и оставить без внимания означенные следы христианства также не может, потому что они имеют ближайшее отношение к Русской Церкви. Отношение к ней тех начатков христианства, какие появились в нашем отечестве со времени основания его до равноапостольного Владимира, очевидно: это было христианство в царстве Русском, в народе русском и имело непосредственное влияние на обращение к святой вере великого князя Владимира со многими из его подданных, т. е. на происхождение самой Церкви Русской. Отношение к ней тех следов христианства, какие существовали в странах нашего отечества еще до основания его, менее очевидно, но также неоспоримо. Здесь важно уже то, что святая вера существовала в странах наших между народами, которых потомки составляют ныне вместе с нами одно политическое тело; еще более то, что в числе христиан, обитавших тогда в России, по всей вероятности, как увидим, находились и наши предки славяне; а особенно важно достоверное известие, что некоторые из тогдашних Церквей, бывших в пределах наших, или имели влияние на происхождение настоящей Церкви Русской, или даже вошли со временем в состав ее. Обвинит ли кто-либо нашу гражданскую историю за то, что она, имея предметом своим собственно судьбу Русского царства, не забывает, однако же, сказать и о народах, издревле обитавших в России, потому только, что они обитали в России; сказать потом о славянах вообще, как предках славян русских, в частности о славянах русских и некоторых неславянских народах, живших в России пред началом Русской державы; сказать, наконец, о варяго-руссах, которые вместе с этими славянскими и неславянскими племенами образовали Русское государство? Без сомнения, никто не обвинит; напротив, скорее обвинили бы, если бы гражданская история наша не упомянула в должной мере о всех этих предметах, столько близких к ее существенному предмету. Так точно неправа была бы и наша церковная история, если бы опустила без надлежащего обозрения те следы христианства, которые издревле существовали в нынешних областях России, христианства, которого держались тогда, между прочим, и наши предки славяне и которое имело потом влияние на происхождение самой Церкви Русской. Но где же должна сказать о них, этих следах святой веры, наша церковная история, когда в самом составе своем сказать не может? Остается одно место: она может, она должна сказать о них предварительно, во введении. Это тем естественнее, что христианство, бывшее в России до великого князя Владимира, действительно и предварило Русскую Церковь, а вместе, несомненно, послужило приготовлением и как бы введением к окончательному основанию ее в народе русском. Следовательно, если всякая наука обязана быть только списком, копиею со своего предмета и тем бывает совершеннее, чем вернее остается своему оригиналу, то история нашей отечественной Церкви поступит в настоящем случае как нельзя более справедливо и поступить иначе не имеет даже права. Вот именно та точка, с которой смотрел я на свой предмет, составляя издаваемое теперь сочинение - "Историю христианства в России до равноапостольного князя Владимира". Я видел, я хотел представить в этой истории не больше как "введение в историю Русской Церкви", введение не как в науку, а только как в историю. Такой взгляд на главный предмет сочинения необходимо уже распростирался и на все частнейшие его предметы. И всяк может судить, в какой обширности я мог рассуждать о каждом из них порознь. Моим правилом было говорить о них только в той мере, в какой имели они или имеют отношение к нашей отечественной Церкви. А потому об одних достаточно было лишь упомянуть как бы мимоходом, о других надлежало сказать более, о третьих еще более. Кратка моя речь о Церквах Армянской и Грузинской до происхождения нашего отечества, хотя о каждой из них можно бы написать особую немалую историю; кратка потому, что отношение этих Церквей к Церкви Русской очень невелико: первая тем только и относится, что находится ныне с нею в пределах одного царства, последняя еще тем, что недавно к ней присоединилась. Обширнее, сравнительно, обозреваю я следы христианства в краях Новороссийском и Кавказском, в которых, по всем соображениям, могли исповедовать тогда святую веру и наши предки славяне, откуда притом проникала она и во внутреннейшие области России. Наконец, со всею уже обстоятельностию, какую позволяли мне существо предмета и источники, старался я изобразить начатки святой веры собственно в царстве Русском - здесь отношение к нашей Церкви самое близкое, всестороннее и очевидное. Смотря таким образом на следы христианства, существовавшие в России до великого князя Владимира, или точнее, как гласит заглавие этой книги, до равноапостольного князя Владимира, т. е. до того времени его княжения, когда он, принявши святую веру сам, соделался насадителем ее в своем народе и положил начало собственно Церкви Русской, я не мог не заметить, что они разделяются, вообще, на два главные отдела достопамятною эпохою основания Русского царства: одни существовали только в пределах России, другие в самом царстве Русском; одни имели гораздо менее отношения к нашей отечественной Церкви, другие несравненно более. На этом основании разделил я и сочинение свое на две части: 1) на историю христианства в пределах нынешней России до основания Русского царства (ок. 60-862) и 2) на историю христианства собственно в царстве Русском до происхождения Русской Церкви при равноапостольном князе Владимире (862-992). Первую часть можно назвать только преддверием, последнюю - самым входом во святилище русской церковной истории. С.-Петербург. 1845 года.
|