Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Законы о прессе в Великобритании

Читайте также:
  1. Административно-государственное управление Великобритании.
  2. Асноўныя законы фармальнай логікі ў забеспячэнні камунікатыўнай якасці тэксту
  3. Виды НПА. Законы и подзаконные акты.
  4. Виды: законы, подзаконные акты и т.д.
  5. Внутренняя и внешняя политика Великобритании в 1931-1939-е гг. Н.Чемберлен.
  6. Внутренняя и внешняя политика Великобритании в период стабилизации. Р.Макдональд.
  7. Возникновение государства Древние Афины. Реформы Тезея. Законы Драконта.
  8. Вопрос 10: Функция вестибулярного анализатора. Адекватные раздражители вестибулярного анализатора. Законы лабиринтологии.
  9. Вопрос 24. Законы денежного обращения.
  10. Вопрос 30. Сущность и функции кредита. Законы кредита.

В Великобритании, в отличие от России и ряда Европейских стран (Германия, Швеция, Нидерланды) нет специального законодательства о СМИ, как нет и закрепленной на бумаге конституции. Английские СМИ действуют в рамках общего законодательства (законы о клевете, оскорблении суда, государственной тайне и т.д.). Акцент в воспитании профессионально-этической культуры английских журналистов напрямую связан с выработанными в этой стране механизмами саморегулирования СМИ.

В 1953 г. в Великобритании был создан «Совет по делам прессы», призванный устранить запретительный характер законодательного контроля за печатными СМИ. Он состоял исключительно из представителей СМИ. В его функции входила защита свободы слова и рассмотрение жалоб общественности на СМИ.

В начале 90-х годов британская общественность, обеспокоенная «пожелтением» прессы, инициировала внесение в парламент законопроекта, жестко регламентирующего ее деятельность. В итоге многочисленных дебатов и консультаций с руководителями СМИ и журналистами вместо одного закона журналистским сообществом был разработан и принят Кодекс практических правил британской прессы и создан орган саморегуляции — Комиссия по жалобам на прессу (1991 год).

Чтобы предотвратить нарушения профессиональной этики, большинство общенациональных газет Англии ввели у себя штатную должность омбудсмена — лица, непосредственно занимающегося жалобами читателей. Добровольно согласившиеся с Кодексом практических правил журналисты, отвечая перед Комиссией, отвечают перед коллегами по цеху. Кодекс чести английских журналистов, работающих в печатных СМИ, включает в себя 16 пунктов-рекомендаций.

Электронные СМИ Великобритании контролируются Комиссией по независимому телевидению (КНТ). В ее обязанности, наряду с лицензированием, входит содействие высоким профессионально-этическим стандартам британского телерадиовещания. Она призвана наблюдать за тем, чтобы по всей Великобритании можно было принимать широкий спектр телепередач, которые « в целом» должны иметь высокое качество и удовлетворять разнообразные вкусы и интересы зрителей. Кроме того, в ее функции входит обеспечение честной и эффективной конкуренции между различными по форме собственности теле- и радиокомпаниями. Члены КНТ регулярно просматривают программы радио и телевидения, учитывают при их оценке мнение аудитории. Основным деонтологическим документом, регулирующим электронные СМИ Великобритании, являются на сегодняшний день Рекомендации продюсерам Би-би-си-2000.



Стандарты эти сводятся к следующему: беспристрастность, точность, справедливость, представление полного и справедливого взгляда на людей и культуру Великобритании, редакционная объективность и независимость, уважение к закрытости частной жизни, к стандартам вкусов и приличий, уход от имитации антисоциального и преступного поведения, охрана благополучия детей, справедливость по отношению к интервьюируемому, уважение по отношению ко всему спектру зрителей в Великобритании, независимость от коммерческих интересов.

В последние годы в Великобритании особое внимание уделяется формированию этической культуры в лондонских (и не только) школах журналистики.

25. Уже первый во Франции еженедельник «Газетт», основан­ный Теофрастом Ренодо в 1631 г., привлек читателя высоким литературным уровнем, многотемностью сообщений, регуляр­ностью и длительностью выхода. Но только в 1777 г. возникла первая французская ежедневная газета «Журнал де Пари» («Парижская газета»). Великая французская революция (1789-1791) привела в к возникновению политической и революционно-демократической журналистики.



С появлением в 1904 г. ежедневной газеты Жана Жореса «Юманите» («Человечество»), ставшей в 1921 г. центральным ор­ганом Французской компартии, среди направлений французской журналистики возникло и марксистское, сыгравшее немалую роль в период антифашистского Народного франта (1934-1938), в со­здании разнообразных газет и журналов левого толка.

Новым явлением французской прессы стало появление в 1931 г. в Париже ежедневной вечерней газеты «Пари-суар» («Ве­черний Париж»): опираясь на технические новшества, издание подкупало публику многообразием тематики, обилием иллюст­раций, зазывной манерой подачи материала.

К ярким событиям в истории французской прессы следует отнести создание печати Сопротивления в годы Второй мировой войны и оккупации Франции, бурное развитие политической жур­налистики в период Освобождения (август 1944 — ноябрь 1946).

Сегодня во Франции выходят газеты общего типа: «Фига­ро» (1826 г. основания), «Монд» («Мир», 1944), «Либерасьон» («Освобождение».); специализированные: молодежные, женские, научные, технические, эротические и т.д.; экономические: «Эко» («Эхо», 1908), «Трибюн», «Нувель экономист» («Новый экономист») и т.д.; развлекательные (преобладают иллюстрированные еженедельники типа «Пари матч» («Парижский матч»). Среди независимой прессы центристских позиций придерживаются газета «Монд» и ежемесячник «Монд дипломатик» («Дипломатический мир»). Для печати Франции характерно нали­чие влиятельных церковных изданий, среди которых следует вы­делить католическую газету «Круа» (La Croix — «Крест», 1880) и еженедельник «Ви» («Жизнь»). Сравнительно не­большие тиражи у печати французской компартии: «Юманите» и еженедельника «Революсьон».

До второй мировой войны сбором и распространением информации во Франции было занято агентство Гавас. В сентябре 1944 г. на его базе создается Агентство Франс Пресс — АФП (Agence France-Press — AFP). Сегодня это коммерческое предпри­ятие, субсидируемое одновременно и французским правитель­ством (в форме абонементной платы), входит в число крупнейших мировых информационных служб.

Феномен появления "penny press" свидетельствовал о неизбежном наступлении новой эры в журналистике, когда основной акцент делался на вкусы массового читателя. Элементы массовой культуры начинают активно проявляться. Во Франции появление изданий "penny press" связано в первую очередь с именами Луи-Дезире Верона и Эмиля де Жирардена. Верон в 1835 г. стал издателем газеты "Constitutionel", завоевавшей популярность благодаря открытию такого нового (чисто газетного) жанра, как роман-фельетон.

Само слово "фельетон" во французском языке появилось лишь в 1800 г., когда Луи-Франсуа Бертен решил выпускать добавочные листы к своей газете "Journal des Debates" (feuilleton — листок, листочек). Затем в 1803 г. он изменил формат газеты — удлинил его книзу, и добавочная часть, отделенная от газеты "линией отреза" (белым пропуском), стала называться фельетоном. Возможность публикования романа по главам, привела к созданию романа-фельетона, мастерами которого были Александр Дюма и Эжен Сю. Публикация романа-фельетона "Вечный жид" Эжена Сю позволила Верону резко увеличить тираж своей газеты, найдя доступ к читателю, нередко не бравшему до этого в руки ни книги, ни газеты. Верон предугадал читательские вкусы и сделал ставку на роман-фельетон. Лидером французской "penny press" был Эмиль де Жирарден — один из наиболее интересных журналистов и редакторов Франции XIX в., уловивший тенденции развития современной ему журнальной политики. Он начинал с выпуска журналов мод — в 1828 г. он основал "Le Voleur", a на следующий год стал издавать "La Mode" (1829-1854). Журнал "La Mode" вначале выходил как чисто великосветский журнал. Вскоре Жирарден придал ему черты политического издания, но сохранил раздел мод с картинками из жизни высшего света, учитывая интересы сложившегося круга читателей. Самый успешный издательский проект Жирардена — основание им в 1836 г. новой политической газеты "La Presse", подписная цена которой была вдвое ниже всех других подобных изданий. Новая газета Жирардена привлекла читателей не только низкой подписной ценой, но и блестящими журналистскими именами. Жирардену удалось превратить свою газету в независимое издание, и публикации в "La Presse" нередко вызывали раздражение властей. В качестве депутата Жирарден постоянно выступал в защиту полной свободы печати.

Сегодня: Группа «Ашеттбыла ос­нована еще в 1826 г. Она значительной степени контролирует продажу газет и журналов через фирму «Нувель мессажри де ла пресс паризьен», где владеет 49 процентами акций. Выпускает серии изда­ний: «Великие художники», «Популярная медицина», «Музеи» и т. п. Ежегодно издает 70 млн. экз. книг, два десятка газет и журналов, в том числе «Журналь дю диманш»— «Воскресная газета»), «Эль» ( Она»), «Теле сет жур» («Теленеделя») и др., что составляет 15 процентов журнальной продукции Франции.

Группа Эрсана(Le groupe de presse Hersant) основана в 1950 г. Робером Эрсаном. Первым его изданием был журнал для авто­любителей «Ото-журналь» В настоящее время группа Эрсана кон­тролирует 20 процентов всей печатной газетно-журнальной про­дукции Франции, финансирует ряд изданий Бельгии.

 

 

26. Американская печать в годы Войны за независимость (1775—1783)Английская Америка стала первой страной, освободившейся от колониальной зависимости. С давних пор английская корона рассматривала свои коло­нии как резервуар, из которого могли черпаться средства, необ­ходимые для участия в большой европейской политике, ведения войн, выплаты синекур и др. Интересы самих колоний при этом не учитывались. Такая политика усилилась в 1760-е годы, когда в колониях стали вводиться новые крайне непопулярные налоги. . Наибольшее возмущение вызвал введенный в 1765 г. гербо­вый сбор — налог на деловые бумаги и печатную продукцию. В Англии налог на газеты был введен в 1712 г., но особого соп­ротивления не встретил. Наоборот, в колониях начался массовый бойкот гербового сбора, и пресса, особенно от него страдавшая, возглавила кампанию протеста. С этого момента революционная американская печать стала одной из наиболее активных сил об­щества. Дальнейшее развитие событий привело к провозглаше­нию колониями независимости (4 июля 1776 г.) и Войне за не­зависимость (1775—1783), окончившейся победой молодой на­ции.

Во время любой войны или революции интерес к новостям резко возрастает, и спрос на газеты увеличивается. Но суровые военные условия затрудняют издательскую деятельность, осо­бенно, если война ведется на своей территории. Так было и в ту войну, причем число газет в 1775—1783 гг. уменьшилось. Многие из них были закрыты военными властями.

Наиболее влиятельным и последовательным революционным изданием была «Бостон Газетт», издававшаяся известным обще­ственным деятелем и видным журналистом Самуэлем Адамсом.

Военные новости в этой, как и в других газетах, были отры­вочными и не особенно достоверными, поскольку газеты еще не имели штатных военных корреспондентов и нередко должны были питаться слухами. Значительное место в «Бостон Газетт» отводилось описаниям актов насилия оккупантов.

Наибольший тираж имела в те годы бостонская революционная газета «Массачусетс спай». Сек­рет успеха состоял в том, что ее издатель, Исайа Томас, делал ставку на низшие слои, писал простым языком и продавал газе­ту за полцены. В какой-то мере «Массачусетс спай» предвос­хитила массовые газеты XIX в.

Издание революционных филадельфийских газет — «Пенсильвания Газетт», с 1766 г. издававшейся Дэвидом Холлом, «Пенсильвания Джорнэл» Вильяма Брэдфорда и «Пен­сильвания Пэкет» Джона Данлэпа. Следует особо отметить журнал «Пенсильвания Мэгэзин», в котором сотрудничал вы­дающийся революционный мыслитель Томас Пэйн. Его памфлет «Здравый смысл» разошелся невиданным по тем временам ти­ражом и был перепечатан частями или полностью во всех революционных из­даниях.

Хотя большинство периодических органов поддерживало борь­бу за независимость, имелось немало проанглийских газет. Наиболее влиятельной из них была «Нью-Йорк газеттиер». Ее издатель, Джемс Риверингтон.

Поскольку подавляющее большинство газет в годы войны вы­ходило еженедельно, а важное известие могло прийти задолго до выхода очередного номера, то часто делались экстренные вы­пуски. Так постепенно американская журналистика приближа­лась к возникновению ежедневной печати.

Первый регулярно выходившей ежедневной газетой в Амери­ке стала указанная выше«Пенсильвания Пэкет».

Делая выводы, нельзя не отметить важного вклада в борьбу за независимость, внесенного американской печатью. Несмотря на трудности военного времени, журналистика вышла из войны окрепшей, завоевавшей гарантии свободы слова и уважаемое место в американском обществе.

27. Основные тенденции развития журналистика США 18-нач. 19 вековПоявление первого печатного станка в североамериканских колониях относится к 1638 г., однако периодическая печать возникла только в конце XVII в. Появление первой газеты на территории британских колоний в Северной Америке столкнулось с трудностями цензурного характера. 1690 г. Бенджамин Харриспредпринял в Бостоне попытку издания первой американской газеты, которая называлась «Общественные события как иностранные, так и местные". Однако газета была закрыта решением губернатора Массачусетса. Только спустя 14 лет городской почтмейстер Джон Кэмпбелл осуществил в Бостоне успешное издание еженедельной газеты. Первый номер "Boston News-Letter" вышел 1704 г. Помимо новостей, заимствованных из английских изданий, Кэмпбелл помещал в своей газете сведения о пребывающих в порт судах, о пожарах, судебных разбирательствах, различных происшествиях, включая акты пиратства, а также объявления и рекламу. Издание Кэмпбелла оказалось жизнеспособным и просуществовало 72 года.

К 1721 г. в Бостоне конкурировали уже три газеты, среди которых наибольший интерес представляла "New England Courant", издаваемая Джеймсом Франклином. Появление газеты Франклина знаменовало собой новый этап в развитии американской журналистики, так как "New England Courant" стала первой газетой, свободной от государственного контроля. "New England Courant" давала независимую информацию о положении дел в колониях, а также подвергала критике деятельность колониальной администрации. Кратковременность существования "New England Courant" (1721-1728) не помешала стать этому изданию заметным явлением в общественно-политической жизни Массачусетса. Газета отстаивала идеи свободы слова. Свобода слова постепенно отвоевывала себе место в общественной и интеллектуальной жизни Америки. Остановить появление газет в колониях в эпоху Просвещения уже было невозможно.

Дальнейшее развитие американской журналистики во многом связано с деятельностью Бенджамина Франклина. Франклин начал издавать в 1729 г. еженедельную газету "The Pennsylvania Gazette", превратив ее в наиболее профессиональную, информационно насыщенную, интересную и прибыльную газету в колониях. В газете Франклин все делал сам, выступая в роли типографа, корреспондента и редактора. Франклин проводил дальновидную редакторскую политику, публиковал новости из жизни колоний и новости зарубежные, связывая эти публикации с интересами пенсильванцев. Он помещал сатирические памфлеты, объявления, рекламные и стихотворные тексты, стараясь привлечь подписчиков и обойти конкурентов. Подобная тактика принесла успех. Франклин принес в американскую журналистику немало нового. Он предпринял издание первой газеты на иностранном языке в колониях для немецких иммигрантов — "Philadelphia Zeitung". Франклин может считаться родоначальником американских журналов. Первые два американских журнала отличались по содержанию и способу отбора материала. Брэдфордовский журнал представлял собой прообраз политического обозрения, журнал Франклина приближался к общественно-литературному изданию, уделяя большое внимание культурной жизни колоний. В целом же первые американские журналы откровенно копировали британские образцы, а отсутствие закона об авторском праве позволяло издателям заполнять большую часть своих изданий заимствованным материалом.

Новой тенденцией в развитии американской и европейской периодической печати 1830-х гг. стало освоение читательской аудитории, состоящей из беднейших слоев населения. Выпуск дешевой периодики, доступной малоимущим читателям, стал выгоден издателям в результате изобретения паровой печатной машины и удешевления типографских расходов. Появление "penny press", то есть изданий определенной направленности, продаваемых по максимально низкой цене, стало значительным явлением в развитии журналистики и отразило общую тенденцию развития культуры в сторону массовости. Пионером "penny press" в американской прессе считается нью-йоркский журналист Бенджамин Дэй. 3 сентября 1833 г. Дэй приступил к изданию газеты "The Sun". Газета продавалась на улицах города по самой дешевой цене — 1 цент за экземпляр. Низкая цена привлекла читателей, и через четыре месяца ежедневный тираж "The Sun" вырос.

 

28. "Разгребатели грязи" и традиции разоблачительной журналистики В начале XX столетия американская журналистика пережила период "макрейкерства" (движения "разгребателей грязи"), т.е. разоблачительной журналистики. В конце 1880-х гг. внимание публики привлекли два новых журнала, взявших курс на агрессивную журналистику и разоблачительные материалы, предвосхищая появление "разгребателей грязи". Речь идет о нью-йоркском "The Forum" и бостонском "The Arena", предложившим читателю сенсационные материалы-разоблачения различных сфер политической и экономической жизни.

Традиционно начало "макрейкерства" в американской журналистике возводится к публикациям Джекоба Рииса и Генри Демареста Ллойда. Джекоб Риис, корреспондент "The New York Sun", обратился к социально-публицистическому исследованию нью-йоркских трущоб и обобщил свои наблюдения и выводы в книге "Как живет другая половина".

Не меньшее значение для становления движения "разгребателей грязи" сыграли статьи и книги Генри Д.Ллойда, независимою журналиста-реформатора из Чикаго. Г Д.Ллойд впервые обратил на себя внимание в 1881 г. небольшой статьей, опубликованной в журнале "The Atlantic Monthly". В ней точно, сжата и доказательно описывались грязные методы ведения бизнеса могущественной нефтяной компанией

1900-е гг. отмечены появлением целой группы журналов, которые можно классифицировать как "макрейкерские", — "McClure's Magazine", "The Arena", "Everybody's Magazine", "The American Magazine", "Collier's Magazine", "Cosmopolitan Magazine" и т д. Наибольшую известность из периодических изданий подобной ориентации приобрел нью-йоркский журнал "McClure's Magazine". Стеффенс был. приглашен на должность главного редактора "McClure's Magazine" и оставался на этом посту с 1902 по 1906 г. В "McClure's Magazine" последовала новая серия разоблачительных материалов.

Публикации журналистов-макрейкеров приносили издателям журналов значительные прибыли, поэтому в начале века издатели и редакторы многих периодических изданий поощряли деятельность макрейкеров. Но разоблачения макрейкеров затрагивали интересы многих, поэтому неизбежно со стороны влиятельных кругов Америки последовала контратака на "разгребателей грязи" и на реформаторские идеи, исповедуемые этими журналистами.

1910 г. стал своеобразной чертой, подведенной под деятельностью макрейкерских изданий. Громадные тиражи в последующие пару лет поползли вниз, что объяснялось рядом причин, в числе которых можно выделить давление со стороны большого бизнеса, падение читательского интереса и изменение конъюнктуры издательского рынка. Практически все журналы подобной ориентации либо поменяли свой профиль, либо прекратили существование, либо слились с другими изданиями.

Самым удачливым продолжателем принципов "нового журнализма" стал выходец из обеспеченной калифорнийской семьи Уильям Рэндолф Херст. В 1885-1887 гг. он прошел школу репортерской работы в пулитцеровской "The New York World" и досконально изучил приемы "нового журнализма". Вернувшись в Сан-Франциско, Херст взял в свои руки управление газетой "The San Francisco Examiner" и за три года превратил это издание в агрессивную, жесткую и процветающую газету. Херст внес свои коррективы в концепцию "нового журнализма", отбросив такие его составляющие, как аккуратность и точность в подаче информации. С точки зрения Херста, сенсацию можно было сделать из самого незначительного факта: главное — форма подачи материала и соответствие запросам читателя. В 1895 г. Херст совершил прорыв на нью-йоркский газетный рынок, приобретя газету "The New York Journal".

Основным предметом своей журналистики Херст считал эксплуатацию любопытства народной публики во всем том, что касается самых глубин человеческой психики, и в первую очередь проблем сексуальных отношений. Вот правила, которые позже (в 1927 году) он рекомендовал своим журналистам:

Херст переманил многих ведущих журналистов и художников из пулитцеровской "The New York World", усилил сенсационность и развлекательность, снизил цену своего издания, и тираж "The New York Journal" резко вырос. В 1896 г. Херст смог привлечь к сотрудничеству создателя первого американского комикса Ричарда Аутколта. Началась борьба между Херстом и Пулитцером за авторские права на издание комикса. Комикс, издаваемый Херстом, печатался полностью в желтом цвете, что и дало повод современникам назвать херстовскую модель журналистики "желтым журнализмом".

В дальнейшем термин "желтая пресса" ассоциировался со стилем Херста. Херст становится «великим патриотом» США. В большинство названий его газет включены слова «американец», «американский» («Нью-Йорк америкен», «Бостон америкен» и др.)

1. Взрывной характер.Он проявлялся уже в подаче самих заголовков, которые не просто привлекали внимание к проблеме, а «щекотали» нервы читателя. 2. Смех, угодный читателю. Херст и его редакторы искали нетривиальные, необычные аспекты в той или иной истории или по отношению к личности. Если случай сам по себе смешон – это еще лучше.3. Допущение большего, чем возможно. Например, Херст мог взять для темы публикации событие глубокой истории и подать его так, как будто журналист был свидетелем происходившего. 4. Сцены массовых убийств при воспроизведении картин и других произведений искусства.Это достаточно широко использовавшийся изданиями Херста прием, дополняемый активным иллюстрированием и особым пристрастием к публикации иллюстраций сцен насилия, оружия, схем готовившихся террористических актов и т.п. 5. Развлекать.. Херст представлял свои газеты в виде театров: с занавесом, артистами, кулисами... Этот театр должен каждый день привлекать все новых и новых зрителей, вызывая их волнение и восторг. Эти и другие рекомендации Херста приносили успех «желтой» прессе. Херстовские газеты, обычно одноцентовые, как правило, богато иллюстрированные и снабженные огромными заголовками, весьма искусно адаптировались к грубоватому менталитету и самой зачаточной культуре новых иммигрантов, обеспечили успех комиксов.

Уильям Херст умел приспосабливаться к меняющимся временам. Он не остался в стороне от движения "разгребателей грязи", сулившего ему финансовый успех. Для этой цели он приобрел журнал "Cosmopolitan Magazine" и превратил его в макрейкерское издание. Интуиция и деловая хватка подсказали Херсту необходимость создания газетного концерна. В 1911 г. он основал информационное агентство International News Service, вошедшее в тройку ведущих американских информационных агентств наряду с Associated Press и United Press.

30. Феномен появления "PENNY PRESS" Выпуск дешевой периодики, доступной малоимущим читателям, стал выгоден издателям в результате изобретения паровой печатной машины и удешевления типографских расходов. Появление "penny press", то есть изданий определенной направленности, продаваемых по максимально низкой цене, стало значительным явлением в развитии журналистики и отразило общую тенденцию развития культуры в сторону массовости.

Пионером "penny press" в американской прессе считается нью-йоркский журналист Бенджамин Дэй. Дэй приступил к изданию газеты "The Sun". Подача материала в "The Sun" отличалась сенсационностью, в ней публиковались истории о преступлениях и скандалах, а когда подобных материалов не хватало, газета не считала зазорным мистифицировать читателя. Классическим примером мистификации стала появившаяся на страницах "The Sun" серия репортажей об открытии жизни на Луне, в которых подробно описывалось, как известный английский астроном обнаружил на Луне человекоподобные существа. Это была подлинная сенсация для легковерной публики, и тираж "The Sun" мгновенно вырос. Вскоре пришло опровержение, мистификация была разоблачена, но это не изменило редакторскую политику "The Sun".

Джеймсом Гордоном Беннетом, который основал газету "The New York Herald". Вскоре газета Беннета стала одним из самых распространенных, богатых и инновационных изданий в истории американской журналистики. Секрет успеха "The New York Herald" заключался в следовании принципу, выработанному Беннетом за годы репортерской и редакторской работы, — как можно скорее сообщать все новое и интересное, не считаясь ни с какими издержками.

Нью-йоркский рынок "penny press" пополнился еще одним периодическим изданием, оставившим значительный след в истории американской журналистики. Хорас Грилипредпринял издание "The New York Tribune". Газета Грили, которая продавалась по цене 1 цент за экземпляр быстро завоевала читательский рынок, став одним из наиболее уважаемых изданий. Интересная подача новостей, последовательная политическая (республиканская) ориентация, твердые аболиционистские взгляды — все это создало газете хорошую репутацию.

Гиганты американской "penny press" неизбежно вступили в конкурентную борьбу друг с другом. Конкуренция вынуждала увеличивать выпуск печатной продукции и снижать расходы, привлекать к сотрудничеству ведущих журналистов, печатать в газетах романы с продолжением, давать для провинциального читателя обзоры последних нашумевших книг и лекций.

Непроверенная информация часто попадала на страницы "penny press", снижая достоверность газет в целом. Однако доверие к печатному слову было велико, и влияние газет было несопоставимым с нынешним. Для многих читателей газета была единственным источником получения информации из внешнего мира, учебником и руководством в культурном и политическом пространстве быстро меняющейся эпохи.

Лидером французской "penny press" был Эмиль де Жирарден— один из наиболее интересных журналистов и редакторов Франции XIX в., уловивший тенденции развития современной ему журнальной политики. Он начинал с выпуска журналов мод —он основал "Le Voleur", a на следующий год стал издавать "La Mode". Самый успешный издательский проект Жирардена — основание им новой политической газеты "La Presse", подписная цена которой была вдвое ниже всех других подобных изданий. Жирарден верно рассчитал, что при большом числе подписчиков объявления будут печататься в его газете и плата за них покроет низкую подписную цену. Жирардену удалось превратить свою газету в независимое издание, и публикации в "La Presse" нередко вызывали раздражение властей.

31, 32.Имя Пулитцераносит высшая журналистская премия в США, присуждаемая за страсть к точности, приверженность к человеческим интересам, предоставление аудитории развлечения, удовлетворение любознательности. Концепция "нового журнализма" связана с деятельностью Джозефа Пулитцера, Уильяма Херста и Адольфа Окса. В своей издательской и редакторской практике они разработали и предложили американской прессе стандарты "нового журнализма", который имел как положительные, так и отрицательные аспекты. Понятие "новый журнализм" в первую очередь обязано журналистским и редакторским инновациям Джозефа Пулитцера, иммигранта из Австро-Венгрии. Он смог издавать собственную вечернюю газету "The St. Louis Post-Dispatch", которая стала ведущим изданием Сент-Луиса. Одно из серьезных нововведений Пулитцера — проведение постоянных газетных кампаний по различным поводам с политическими разоблачениями и кричащими заголовками. Эти кампании приковывали внимание читателей, поднимали тираж газеты и приносили солидный доход издателю.

В 1883 г. Пулитцер приобрел газету "The New York World" и перенес стандарты "нового журнализма" в Нью-Йорк. Дж.Пулитцер подчеркивал, что усилия его газеты будут "направлены на интересы простых людей, а не на интересы обладателей толстых кошельков». Акцент был сделан на привлечение массового среднего читателя. Стиль пулитцеровской "The New York World" отличался сенсационностью и агрессивностью даже на фоне изданий "penny press". Дело было не в самой сенсационности, а в форме ее подачи. Пулитцер придавал особое значение иллюстративному ряду. Он пригласил к сотрудничеству ведущих карикатуристов. С их приходом в газету впервые в американской прессе появились серии политических карикатур в качестве своеобразных "рисованных передовиц". В 1885 г. Пулитцер опередил конкурентов, проведя классическую пропагандистскую кампанию по сбору средств на постройку пьедестала для статуи Свободы. Эта шумная и блестяще организованная газетная кампания привлекла внимание всей страны к пулитцеровскому изданию, в результате которой была собрана сумма в 100000 долларов, а тираж "The New York World" достиг 100000 экз.

В этом заключалась еще одна принципиальная особенность "нового журнализма", исповедуемого Джозефом Пулитцером. Центр внимания перемещался с "факта" на "сюжет": репортер должен найти не столько свежий факт, сколько новый сюжет. Сочетание информационности и развлекательности — важный аспект "нового журнализма". Первым в стране стал применять цветные приложения и комиксы в цвете. На­чиная с 1889 г. на «странице развлечений» «Нью-Йорк уорлд» печа­тались серийные картинки о приключениях комического персонажа по прозвищу Желтый парень (Еллоу кид), который забавлял читате­лей своим смешным видом, глупой улыбкой, комическими рассуж­дениями на различные темы и эксцентрическими поступками. Это введенное Пулитцером новшество привело к возникновению терми­на «желтая пресса».

Пулитцер (1847–1911) принял участие в Гражданской войне на стороне северян.(гражданской войны 1860–1865 годов и сама американская пресса). - Глубокие различия между Севером и Югом привели к войне, ключевым поводом для которой стало избрание шестнадцатым президентом США Авраама Линкольна. По сути дела, война началась еще при президенте Дж. Бьюкенене, которого характеризовали как человека без твердой и ясной политической позиции. Авраам Линкольн еще даже не прибыл в столицу на свою инаугурацию, а семь южных штатов (Южная Каролина, Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия, Луизиана, Техас) объявили о своем выходе из состава США и образовали Конфедерацию во главе с президентом Дж. Дэвисом. Нация разделилась. Южане были столь враждебны Линкольну, что в южных газетах появились сообщения, об отсутствии какой бы то ни было возможности союза при исполнении обязанностей «неверующим Линкольном». Сам Линкольн не ставил вопрос о рабстве на первое место; он считал, что важнее всего сохранить союз всех штатов. В Гражданскую войну были вовлечены войска и широкие народные массы. Такого американцы, в том числе и американские журналисты, никогда не испытывали и не видели прежде.Освещение войны и последовавших за ней реформ вышло на передний план публикаций американских газет.)

Хороший оратор и ловкий политик, Пулитцер считал, что необходимо обращаться не к конкретному читателю, а к толпе, у которой своя психология. Джозеф Пулитцер понимал, что и в толпе люди разные. Вот почему он стремился к разнообразию, предлагая одним – простое «чтиво», другим – пищу для раздумий. Решающим событием в журналистской биографии Пулитцера явилось приобретение им в 1883 году газеты «Нью-Йорк уорлд» («Мир Нью-Йорка»), которую он и сделал моделью «нового» журнализма. Эта газета, не выделявшаяся ничем до Пулитцера, при нем как бы обрела второе дыхание. За один год новый издатель поднял тираж газеты Двухцентовая вначале, газета «Нью-Йорк уорлд» в 1895 году стоила один цент. Главной причиной такого успеха Пулитцер считал «редакционную позицию», больше принципы, чем содержание и цену.Особенностями организации работыПулитцера были следующие принципы. Прежде всего, это политика новостей, которые собирали репортеры. Эти новости должны были быть поданы настолько красочно, насколько это возможно. Затем – так называемые «крестовые походы», имеющие своей целью какое-нибудь благое деяние (например, спасти индийскую девочку). Следующий принцип таков. Редакционная страница должна содержать статьи, в которых рассказывалось бы о причинах «крестового похода» или другой публикации, помещенной на странице новостей. «Нью-Йорк уорлд» любила напоминать читателям, что, несмотря на рост объема газеты (от восьми полос до шестнадцати), газета продается за ту же цену. Это тоже был один из принципов. И еще о двух принципах Пулитцера уместно напомнить: надлежит широко и умело использовать в газете иллюстрации и не жалеть слов на похвалы себе, всячески продвигая газету как коммерческое предприятие от успеха к успеху.

Пулитцер является основоположником «желтой» прессы (журналистики) в Америке. Этот ее цветовой атрибут первоначально имел буквальное значение, ибо желтый цвет явился действительно первым цветом на страницах черно-белой газеты. Кстати, «Нью-Йорк уорлд» стала первой американской газетой, использовавшей цветные приложения и комиксы в цветах. Сам термин «желтая журналистика» обязан своим происхождением одному из новшеств, введенному Пулитцером. Начиная с 1889 года на «странице развлечений» «Нью-Йорк уорлд» печатались серийные картинки о приключениях комического персонажа по прозвищу «желтый парень». Важное место в газете Пулитцера занял «динамический репортаж», неотделимый от «детективного» аспекта освещения материала (проникновение репортера в дом для умалишенных, путешествие корреспондента «Нью-Йорк уорлд» вокруг света для выполнения специального редакционного задания и т.д.), написание которого требовало от репортера чуть ли не сверхчеловеческих усилий.

История «Нью-Йорк уорлд» немыслима без Нелли Блай (журналистский псевдоним). Именно она ввела в журналистскую традицию так называемое «трюкачество» – стремление сделать что-то особенное, сверхъестественное. Так или иначе, но Нелли Блай была первой, кто ввел в Америке понятие о женщине – репортере по профессии.Одна из самых блестящих работ Нелли – проникновение в нью-йоркскую психиатрическую больницу. Перед тем как приступить к выполнению этого редакционного задания, Блай долго репетировала, читала книги и статьи на тему сумасшествия. Подготовившись как следует, она оделась в тряпье и отправилась в приют для бездомных, где изобразила безумие настолько естественно, что ее тут же отправили в тот самый сумасшедший дом. Нелли была обследована психиатрами: четверо уверенно поставили диагноз, и лишь один не поверил ей. Когда Нелли, наконец, вышла спустя несколько недель из лечебницы, она опубликовала репортаж, где сообщила о том, что больные содержатся в холоде, получают очень скудное питание, терпят жестокое обращение персонала, Эффективность публикации была высокой:на изменения в работе больницы и улучшение содержания больных была выделена крупная сумма.

Нашлось в газете Пулитцера место и для так называемой «журналистики замочной скважины».Традиции "нового журнализма" были быстро усвоены американской прессой. Успех издания Пулитцера и высокие тиражи привлекали внимание многих.

33. СМИ на современном этапе развития В XX в. "издательское дело, став большим бизнесом, приобретало все характерные формы современного индустриального и коммерческого производства и в борьбе за существование освобождалось от старомодных привычек и приемов. После бурного всплеска макрейкерства американская журналистика входит (в большинстве своем) в русло консерватизма. В издательской политике, как правило, главный акцент делался не столько на увеличение тиражей, сколько на привлечение рекламы. Появились газетно-журнальные синдикаты, объединявшие и координировавшие деятельность нескольких периодических изданий.

Успешная работа периодического издания была невозможна без специализированной профессиональной подготовки его сотрудников. Время журналистов-универсалов уходило в прошлое, потребовались специалисты в различных областях (политика, экономика, криминальная хроника, спорт, театральная жизнь). В самостоятельные журналистские специальности, необходимые для работы в солидном периодическом издании, выделились фотографы, специалисты по дизайну, рекламе, менеджменту. Поэтому уже в начале века возникла проблема подготовки журналистских кадров. Сложилось два противоположных подхода к данной проблеме. Одни считали, что лучшей школой для журналиста должна стать редакция газеты или журнала, где можно получить необходимый опыт. Другие были убеждены в необходимости создания специальных журналистских школ. Первая журналистская школа была в 1908 г. при университете штата Миссури. Джозеф Пулитцер передал 2 млн. долларов на создание журналистской школы в Колумбийском университете в Нью-Йорке, которая благодаря этому взносу была открыта в 1912 г. Аналогичные журналистские школы стали открываться в Германии, Англии, Италии и других странах.

Послевоенная идеологическая экспансия США привела к созданию глобальных периодических изданий, какими в настоящее время являются газеты "Financial Times" или "The International Herald Tribune". В настоящее время крупнейшими монополиями издательского мира США являются кампания Ганнет, финансовая группа Руперта Мэрдока, газетный трест Ньюхауза, издательский трест Херста и несколько других корпораций, большинство которых не ограничиваются только газетно-журнальной продукцией, а активно используют радиостанции и телеканалы, системы кабельного телевидения. Газетное производство не прекратилось в результате активного внедрения в повседневную жизнь телевидения, видео или различных компьютерных технологий.В функционировании современных СМИ можно выделить "две модели глобальных коммуникаций — "олигархическая" (господство групп монополизированного информационного капитала) и "партисипационная" (совместное участие организованных групп лиц в общественных акциях).

В послевоенные годы газеты более успешно адаптировались к новым реальностям телевизионной эры, когда телевидение в определенной степени воздействует на концепцию подачи материала и дизайн периодического издания. Журналам также необходимо было пойти на ряд шагов по адаптации к новым условиям. Вполне естественным шагом стало появление гибридных форм журнальной продукции, которые тяготели к газетной форме подачи новостей, а также уделяли большое внимание хроникально-документальному изобразительному ряду. В 1923 г. Генри Люс и Брайтон Хэдден предприняли издание еженедельнго журнала "Time", ставшим первым "журналом новостей" в истории американской прессы. В дальнейшем Люс приобрел журналы "Fortune", "Life", "Sports Illustrated", исповедовавшие тот же стиль подачи информации. Журнал "Time" сохранил свое лидирующее положение в качестве "журнала новостей" в наши дни. К нему вплотную приблизились журналы "Newsweek" и "U.S. News and World Report", которые вместе с "Time" составляют ведущую тройку подобного рода изданий. Одним из лучших "журналов мнений" в американской журналистике XX в. стал журнал "The New Yorker". "Журнал мнений" традиционно обращается к более узкому, но и более устойчивому кругу читателей-интеллектуалов, желающих получать образцы серьезной литературно-критической продукции. Именно для этой аудитории был создан еженедельный журнал "The New Yorker", основанный в 1925 г. Гаролдом Россом. Журнал смог сохранить верность избранному курсу и стать своеобразным стандартом хорошего вкуса. Своеобразной метажурналистикой можно считать появление в начале XX в. так называемых дайджестовых изданий, из которых самым известным стал созданный Де Виттом Уоллесом нью-йоркский "The Reader's Digest" (1922-), резюмирующий и печатающий фрагменты из других периодических изданий. Тираж этого издания в настоящее время исчисляется десятками миллионов, а сам журнал издается на многих языках, включая китайский. В целом журналы смогли сохранить свое место в структуре СМИ — в середине 1990-х гг. в США издается свыше 11000 журналов.

Развитие СМИ в 1980-гг. было дополнено появлением таких феноменов, как кабельное телевидение, спутниковое вещание, новые типы аудиовизуальной продукции (видеокассеты, различные типы СО), персональные компьютеры, компьютерные информационные сети (типа "Internet»).

Помимо 5 основных телесетей (ABC, CBS, NBC, Fox, PBS) в США существуют около 500 каналов кабельного телевидения. Эти каналы дифференцируются, ориентрируясь на определенную зрительскую аудиторию. Существуют кабельные сети, специализирующие на показе старых художественных (Cinemax, Comedy или Movie Channel) и анимационных (Disney) фильмов, каналы последних достижений науки и техники (Discovery), цифровые музыкальные каналы (MTV), каналы спортивной классики с повтором лучших баскетбольных матчей или боксерских боев (Show-time), каналы научной фантастики и "фэнтази" (Sci-Fi), каналы заочного обучения (Learning), юридические (Court TV) и религиозные каналы (Faith), рекламные каналы и т.д. Информационным блокам отводится примерно четверть общего времени кабельного вещания.

Использование новых коммуникационных технологий может помочь завоевать уже устоявшийся рынок электронных СМИ. Так, кабельная телесеть CNN (центр — Атланта, штат Джорджия) была создана Тедом Тернером в 1980 г. Акцент в новой телекомпании был сделан на круглосуточном канале новостей. Причем новости CNN отличаются необыкновенной оперативностью, корреспонденты этой телекомпании работают в самых горячих точках планеты, практически мгновенно передавая информацию в очередной блок новостей CNN. После слияния корпорации Теда Тернера с теле- и кинокорпорацией Time Warner в октябре 1996 г., CNN вошла в состав нового объединения, финансовые возможности которого позволят компании выйти на новые рубежи в информационном бизнесе.

Активная экспансия американских электронных СМИ порождает ряд проблем, связанных с наступлением диктата американского стандарта масс-культуры и утраты национальной специфики (хотя этот вопрос далеко не однозначен). Примером музыкальной экспансии можно считать американский спутниковый музыкальный канал MTV (очень популярный в Европе), который недавно приобрел европейский канал "Super Channel". Сейчас 10 европейских спутниковых каналов принадлежат американским кампаниям. Радио и телевидение: начало новой эры

34. жур-ка в австровенгерской империиПервые венгерскиегазеты выходили на латинском и немецком языках. Хронологически первой был «Mercurius Hungarius», впоследствии «Mercurius Veriducurex Hungaria», выходивший с 1705–1711 гг. и «Wienerisches Diarium». Когда «Mercurius» должен был сойти со сцены, вместо него появилась «Nova Posoniensia», основанная Матфеем Белом в 1721 г., но она выходила не более года. Более продолжительным существованием могла похвалиться первая немецкая газета «Ofnerische Mercurius», выходившая в третьем и четвертом десятилетии XVIII в. два раза в неделю, и «Pressburger Zeitung», основанная в 1764 г. и существующая и в наше время.И в последующие времена венгерская печать подвигалась вперед весьма медленно. Но с 1830 г., когда политическая жизнь получила энергичный толчок и национальная идея охватила широкие круги, последовал быстрый расцвет печати. Несмотря на многочисленные трудности со стороны полиции и цензуры, число газет уже в 1830 г. возросло.

Основателем национально-венгерского журнализма является Людовик Кошут, знаменитый венгерский революционер. По поручению либеральной партии он уже в 1832 г. приступил к изданию «Reichstagszeitung». Основал здесь в 1841 г. «Pesti Hirlap», первую венгерскую газету, в которой политические вопросы получили широкую постановку и обсуждались на превосходном литературном языке.Газета доставила Кошуту огромное влияние в политических кругах. Газета заняла выдающееся положение, которое сохранила за собой вплоть до нашего времени. Из числа значительнейших политических мадьярских газет назовем: «Budapesti Koezloeny», правительственную «Budapesti Hirlap», распространенную преимущественно среди помещиков, врачей, священников и т.д., «Egyertes» («Согласие»), либерально-оппозиционные, затем: «Magyar Estilap», «Magyar Nemzet», «Pesti Naplo», «Budapesti Naplo» и «Pesti Ujsag». Кроме того, следует отметить иллюстрированную политическую газету «Kis Ujsag» и иллюстрированную же «Budapest».

Наряду с мадьярской прессой; с середины прошлого столетия наблюдается зарождение словенской печати. Выходят: либеральный «Slowenski Narod» и клерикальный «Slovenec»; Клагенфурте – клерикальный «Mir», в Марбурге-на-Драу – «Slovenski Gospodar», в Цилли – «Cilli Domovina», в Триесте – «Edinost». Но все эти листки стоят на весьма низкой ступени развития. Их главной характерной чертой является неукротимая ненависть ко всему немецкому. Значительное оживление заметно за последнее десятилетие в сербской печати. В наше время в Белграде существует четырнадцать газет, которые, при почти ограниченной свободе печати, разыгрывают довольно беспорядочную симфонию. Духовный уровень этих газет не высок. Официальным органом служит «Srbske Novine»; субсидируемая правительством «Samouparva» безуспешно старается примирять борющиеся партии. Либерального направления придерживаются «Beogradske Novine» и «Vetscherne Novosti». Нынешнему правительству враждебны «Narodni List» и «Opposition», они отличаются невоздержанным языком. Воззрения ультрарадикалов защищают: «Dnevni List», «Mati Journal» и «Novi Svet»; к умеренным примыкают «Lutro» и «Pravda». Внепартийными остаются «Stampa» и «Politika». Интересы делового мира обслуживаются «Trgovinski Glasnik». Но сербская печать не имеет прочного фундамента; любое политическое сотрясение может в корне изменить все положение дел и быстро создать газетную литературу совершенно нового типа.

35, 37 Нарастали концентрация и монополизация периодической печати США в межвоенный период (1918-1939). К началу 1930 годов крупные газеты в большинстве своем принадлежали «трестам». Наибольшее количество газет было скуплено группой Скриппс-Говарда, владевшей тогда 26 ежедневными и 10 воскресными газетными изданиями. Центральное место в газетной империи Пулицера занимала «Нью-Йорк Уорлд». Наибольший авторитет газета завоевала себе громкими разоблачениями злоупотреблений власть имущих. Для проведе­ния расследований Пулицер пользовался услугами квалифициро­ванных детективов, которые проникали туда, куда полиция про­никнуть не могла или не хотела. Одной из наиболее ярких и влиятельных фигур американского газетно-издательского мира оставался У.Р. Херст, трест которого занимал второе место по количеству ежедневных газет, а по их суммарной тиражности – даже первое (15% тиража всей американской газетной прессы!). Среди ведущих газетных групп США в межвоенное десятилетие находился трест кузенов Маккормиков – Паттерсонов с двумя гигантами американской прессы – «Нью-Йорк дейли ньюс» и «Чикаго трибюн». Следует подчеркнуть, что тем же крупнейшим газетным трестам принадлежали и многие из наиболее распространенных американских журналов.

В Великобритании, как и в других странах, последние деся­тилетия идет процесс концентрации прессы в руках немногочис­ленной группы газетных концернов, а также транснациональных объединений. Газетный рынок с Мердоком делят крупнейшие газетно-издательские монополии.

Так, группе лорда Ротермира — «Ассошиэтед нъюспейперс» — совмещаюшей газетное дело с ресторанным и нефтяным бизнесом, принадлежат газеты «Дейли мейл» и «Мейл он санди», акции четы­рех коммерческих радиостанций.

Газетный трест «Ньюс интернэшнл» принадлежит австралий­скому магнату Руперту Мэрдоку, принявшему в 1985 г. граждан­ство США. Объединяет компании: «Таймс ньюспейперд» (издает общенациональные газеты «Таймс» и «Санди Таймс») и «Ньюс груп ньюспейперз (издает газеты — общенациональную «Сан» и воскресную «Ньюс оф уорлд», имеющие самые высокие тиражи).

Юнайтед ньюспейперз» газетно-издательский концерн принадлежит финансисту Дэвиду Стивенсу. Издает общенацио­нальные газеты «Дейли стар», «Дейли экспресс», «Санди экспресс»; выпускает сотни провинциальных газет.

Германия. Аксель ЦезарьШпрингер основал газетно-издательский концерн, который в 1970 г. был преобразован в акционерное общество «А кселъ-Шпрингер-ферлаг». Концерн Шпрингера выпускает свыше 80 процентов тира­жей всех ежедневных и воскресных газет, издаваемых в Германии, ему принадлежит пять крупнейших ежедневных газет — «Вельт» «Мир»), «Бильд» ( «Иллюстрированная газета»), «Гамбургер абенблат» («Гамбургский вечерний листок»), «Бильд Берлин», две воскресные газеты «Бильд ам зоннтаг» ( «Воскресная иллюстрированная газета») и «Вельт ам зонтаг» ( «Мир в воскресенье»), еженедельные иллюстрированные журналы paдио и телевидения «Херцу» и «Функ ур».

Активную роль в печатном мире страны играет концерн «Бертелъсман».имеющий финансовые интересы во всех сред­ствах массовой информации, книгоиздательстве, кинематографии.

Канада. Группа Томсона (The Thomson Group) — крупнейший транснациональный газетно-журнальный концерн.

Монополии и пресса В концентрации и монополизации американской прессы все большее значение приобретает иностранный и международный капитал. Пример тому – Руперт Мердок. Годовые обороты австралийской холдинговой компании Мэрдока «Ньюс Корпорейшн». Мердок стал международным магнатом: его компания еженедельно выпускает 60 млн. экземпляров газет в США, Европе, Австралии и странах Тихоокеанского региона, контролирует 70% новостных изданий, бесчисленные телестанции. В Соединенных Штатах империя Мердока тоже впечатляет. В 1976 году после переезда в Соединенные Штаты Мердок купил три газеты , в 1980 году приобрел шесть независимых телестанций, а в 1985 году голливудскую компанию Фокс Мультимедиа, в 1988 году в издательство «Харпер энд Роу». Мердок активно применяет практику демпингового снижения цен. Цена одного экземпляра воскресного номера его ежедневной газеты «Нью-Йорк пост», например, составляет всего 50 центов, т.е. в два с половиной раза ниже, чем экземпляр воскресного номера конкурирующей газеты «Нью-Йорк дейли ньюс». Но Мердок не ограничивается приобретением только средств массовой информации. Так, он купил вторую по величине авиакомпанию Австралии «Ансетт Эйрлайнз».

Концентрация и монополизация средств массовой информации идет высокими темпами. Этому, в частности, способствует отмена многих антимонопольных ограничений, которая была проведена многими странами вслед за США.

В процессе концентрации и монополизации появились новые тенденции. Так, слияния и поглощения стали проходить «по географическому принципу», т.е. в каком-либо регионе одна монополия захватывает все, скажем, печатные издания. Другая тенденция касается создания «мультимедийных групп», когда объединяются под рукой одного владельца (индивидуального или коллективного) различные СМИ: газеты, журналы, радио, телевидение...

Приобретение различных средств массовой информации промышленно-финансовыми корпорациями позволяет большому бизнесу лоббировать свои интересы при подготовке важных государственных решений и формировать общественное мнение в нужном направлении. Кроме того, это позволяет добиваться финансовой устойчивости всей корпорации и несколько снижает степень зависимости СМИ от рекламодателей. Показательным примером в этом плане является пресса промышленных ассоциаций, которые в некоторых случаях сращиваются с государственными структурами и создают профильные журналистские ассоциации, играющие активную роль в саморегулировании прессы.

Объединяются различные компании, действующие на рынке информационных услуг. Например, американская Эн-би-си и японская Сони совместно планируют вести дела в сфере развлечений при инвестиционном участии компании «Пакссон коммуникейшн».

В современных условиях процессы концентрации капитала и монополизации СМИ продолжаются.

36. На Британских островах имеется также разветвленная сеть про­винциальных газет и журналов, освещающих главным образом со­бытия и факты своего региона: Международные вопросы их интере­суют крайне мало, в результате чего этот круг тем отдан на откуп информационным агентствам, прежде всего Рейтеру организованному в 1851 г. журналистом Полем Джулиусом Рейте­ром. Одно из пяти мировых информационных агентств, оно пред­ставляет собой сегодня акционерную компанию, основными держа­телями акций которой являются Ассоциация газетных издателей, агентство Пресс Ассошиэйшн — ПА, австралийское агентство Острэлиан Ассошиэйтед Пресс, новозеландское Нью Зиленд Пресс Ас­сошиэйшн, а также сотрудники агентства Рейтер. В отличие от Рей­тера, распространяющего прежде всего иностранную информацию, Пресс Ассошиэйшн — ко­оперативное объединение издателей 120 провинциальных газет — специализируется на сборе и распространении внутренней инфор­мации. А экономическую, финансовую, статистическую, спортивную информацию собирает и распространяет английское акционерное информационное агентство Эксчендж Телеграф — Экстел.

До второй мировой войны сбором и распространением информации во Франции было занято агентство Гавас. В сентябре 1944 г. на его базе создается Агентство Франс Пресс — АФП. Сегодня это коммерческое предпри­ятие, субсидируемое одновременно и французским правитель­ством (в форме абонементной платы), входит в число крупнейших мировых информационных служб. Единственным информационным агентством располага­ет и Австрия.

Информационные агентства СШАДва американских информационных агентства считаются мировыми – это Ассошиэйтед Пресс и Юнайтед Пресс Интернешнл. Они распространяют свою информацию по всему миру; они же получают информацию со всего мира. Ассошиэйтед Пресс АПКрупнейшее информационное агентство США. Входит в число мировых агентств. Находится в Нью-Йорке. Это кооперативное объединение газетных издателей и владельцев радио- и телевизионных станций. Его членами являются 1700 газет и 5000 радио- и телестанций.Юнайтед Пресс Интернешнл ЮПИВторое по величине информационное агентство США. Входит в число мировых агентств. Было создано Э.У. Скриппсом. 24 мая 1958 года слилось с агентством Интернешнл Ньюс Сервис, принадлежавшим издательскому тресту Херста. «Юнайтед Пресс» первым начало предоставлять информацию для крупных радиокорпораций, что стало традицией агентства.

38. Нов. Технологии в газетном деле. Реклама. В XX в. существенно усилилось воздействие коммерческих факторов на прессу, ослабившее ее зависимость от читательской аудитории. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что бюджет газет США в 1990-е годы в среднем на 80% формировался за счет финансовых поступлений от рекламодателей, и лишь 20% средств были получены в результате распространения тиража по подписке или в розницу.

Во второй половине 1990-х гг. в крупных городах-мегаполисах Северной Америки и Европы получили распространение газеты, вообще не зависящие от читательского финансирования их деятельности. Речь идет о информационно-рекламных газетах, бесплатно распространяемых в местах большого скопления людей – на станциях метро, вокзалах, в поездах и т. д. Сочетая в своем содержании журналистский и рекламный компоненты (при решительном доминировании последнего), эти издания в ряде случаев составили существенную конкуренцию традиционным газетам. Этот тип газет, привлекательный для рекламодателей ввиду гарантированного широкого распространения рекламных объявлений, вместе с тем предоставляет издателям возможность экономить на производстве и дистрибьюции тиража, избежать зависимости от жесткоконкурентных условий, влияющих на сбыт обычных изданий. Пользующиеся успехом бесплатные газеты способны ухудшить положение других изданий на рынке периодики. Концепция бесплатной газеты была разработана и осуществлена в Швеции. В 1995 г. в Стокгольме начала распространяться газета «Metro», предназначенная для быстрого прочтения во время поездок в городском транспорте, а потому содержащая набор кратких удобочитаемых новостных материалов в сочетании с рекламными объявлениями. Издание быстро стало популярным, была доказана экономическая эффективность концепции ежедневной бесплатной газеты. Вскоре газеты – типологические аналоги «Metro» – получили распространение в крупных городах Швеции и соседних с ней странах, в других регионах мира. Характерно, что некоторые из них имеют название «20 минут» (например, парижская бесплатная ежедневная газета): такова средняя расчетная продолжительность их прочтения. В Нью-Йорке на станциях подземки и на автобусных остановках стала распространяться бесплатная газета «Express», в Филадельфии – «Metro». В Великобритании наибольший коммерческий успех приобрели бесплатные рекламные газеты «Metro» и «Evening Standard». За созданием лондонской «Metro» последовало учреждение региональных версий газеты в других крупных британских городах. Распространение бесплатных ежедневных газет в Германии началось с 1998 г. с Берлина, но в этой стране подобные издательские проекты оказывались перед лицом экономических проблем.

39. Журналистика и политика в конце 19-начале 20 векаВ 1860-1865 г. в США проходила Вторая американская революция — гражданская война между Севером и Югом.Война изме­нила стиль новостей, репортер стал центральной фигурой в газет­ном мире, а журналистская профессия — опасной и требующей от­ваги. Новые веяния в американской журналистике особенно ярко воплотились в Джозефе Пулитцере, имя которого носит сегодня высшая журналистская премия в США. Пулитцер (1847–1911) принял участие в Гражданской войне на стороне северян.(гражданской войны 1860–1865 годов и сама американская пресса). - Глубокие различия между Севером и Югом привели к войне, ключевым поводом для которой стало избрание шестнадцатым президентом США Авраама Линкольна. По сути дела, война началась еще при президенте Дж. Бьюкенене, которого характеризовали как человека без твердой и ясной политической позиции. Авраам Линкольн еще даже не прибыл в столицу на свою инаугурацию, а семь южных штатов (Южная Каролина, Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия, Луизиана, Техас) объявили о своем выходе из состава США и образовали Конфедерацию во главе с президентом Дж. Дэвисом. Нация разделилась. Южане были столь враждебны Линкольну, что в южных газетах появились сообщения, об отсутствии какой бы то ни было возможности союза при исполнении обязанностей «неверующим Линкольном». Сам Линкольн не ставил вопрос о рабстве на первое место; он считал, что важнее всего сохранить союз всех штатов. В Гражданскую войну были вовлечены войска и широкие народные массы. Такого американцы, в том числе и американские журналисты, никогда не испытывали и не видели прежде.Освещение войны и последовавших за ней реформ вышло на передний план публикаций американских газет.)

В 1883 г. он приобрел газету «Нью-Йорк уорлд» («Мир Нью-Йорка»), которую сделал моделью того журнализма, который основан на «человеческих репортажах» и освещении происшествий. Упрощенный английский язык, рисун­ки и комиксы, газетные сенсации — все было направлено на то, что­бы расширить аудиторию читателей, привлекая, прежде всего, им­мигрантов, слабо знающих английский. Он особое внимание уделял «динамичному репортажу», смело разоблачал коррупцию на строительстве Панам­ского канала, искусно использовал на страницах драматизацию но­востей, иллюстрации, аршинные необычные заголовки, первым в стране стал применять цветные приложения и комиксы в цвете. На­чиная с 1889 г. на «странице развлечений» «Нью-Йорк уорлд» печа­тались серийные картинки о приключениях комического персонажа по прозвищу Желтый парень (Еллоу кид), который забавлял читате­лей своим смешным видом, глупой улыбкой, комическими рассуж­дениями на различные темы и эксцентрическими поступками. Это введенное Пулитцером новшество привело к возникновению терми­на «желтая пресса».Второй крупнейшей фигурой американской журналистики на стыке двух столетий стал Уильям Рендольф Херст,карьера которого началась с приобретения в 1896 г. газеты «Нью-Йорк джорнел». Имя Херста символизирует во многом отрица­тельные стороны американской капиталистической прессы, ибо для него не существовало барьера благопристойности.На стыке двух веков заметным явлением в американской журналистике было движение социального прогресса — «прогрессивизм», направленное против стяжательства и коррупции, соче­тающее в себе социальную критику с требованиями реформ. Иног­да историю «прогрессивного» десятилетия определяют также как историю «макрекерства» («разгребательства грязи»). «Разгребателями грязи» называли группу писателей и публицистов, которые стремились привлечь вни­мание американского общества к фактам злоупотреблений и кор­рупции в различных сферах жизни США В периодической печати нарастали процессы концентрации и монополизации. В 1919 г. в периодической печати США появился таблоид— новый тип дешевой прессы, отличающейся уменьшенным объемом, половинным форматом и фотографией во всю первую полосу (удо­бен для читающих в баре, трамвае, автобусе. Первым таблоидом стала газета «Нью-Йорк дейли ньюс». Господствующее положение в системе прессы, естественно, занимала массовая пресса, хотя и качественные газеты — «Нью-Йорк Таймс», «Нью-Йорк геральд трибюн», «Крисчен сайенс монитор» («Наставник христианской на­уки») и др. также значительно расширили свою аудиторию. Глубокие перемены происходят и в мире журналов. В марте 1923 г. в Нью-Йорке появился первый журнал новостей — еженедель­ник «Тайм» («Время»). Организаторы журнала молодые выпускни­ки колледжа Генри Люс и Бритон Хадден стремились дать инфор­мацию сжатую, ясную и точную. В 1930 г. Люс (Хадден умер в 1929 г.) создает второе из задуманных ими изданий — ежемесячный журнал «Форчун» («Богатство»), дав «бизнесу» литературу, а в 1933 г. поку­пает журнал «Лайф» («Жизнь»), который стал образовывать, привлекать, развлекать и забавлять публику. По образцу «Тайма» в Америке были созданы еженедельные издания — другие журналы ново­стей — «Ньюсуик» («Новости недели»), «Юнайтед Стейтс ньюс» («Новости Соединенных Штатов»). Перед первой мировой войной в США появились первые проб­ные радиостанции. К 1920 г. несколько станций начали регулярные радиопередачи. В 1926-1928 гг. возникли сети Си-би-эс («Колумбий­ская вещательная система») и Эн-би-си («Национальная вещатель­ная компания»), которые создали формат поддерживаемых рекла­мой развлекательных передач, характерный для системы электрон­ных СМИ в Америке и поныне.


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 66; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие газетного дела в 17-19 веках в Европейских странах | Выберите национальные религии
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.043 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты