КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
АнтропоцентризмСтр 1 из 2Следующая ⇒ Философия эпохи Возрождения (Ренессанс) (XV-XVI века) Исторические и социокультурные предпосылки Ренессанса Антропоцентризм Неоплатонизм Натурфилософия Философия Н. Макиавелли Социальные утопии Реформация
1. Название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для подражания. Идеалом знания становится знание светское, а не религиозное. Ренессанс – это переходный период от средневековья к новому времени. Ренессанс – это время зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств и абсолютных монархий, глубоких социальных и религиозных конфликтов, бурного развития естествознания и великих географических открытий. Это период преодоления длительной стагнации производительных сил. Это переход от ремесла к мануфактуре. Формируется капиталистическое производство. Исторические и социокультурные предпосылки Ренессанса · ослабление религиозной идеологии; · рост реформаторских учений; · стремление буржуазии освободиться от влияния церкви; · появление интеллигенции, связанной с наукой, искусством, а не с церковью; · изменение системы образования (светское сменяет теологическое); · меняется взгляд на человека. Человек - это индивидуальность, обладающая способностями, развитие которых зависит от нее самой. В средневековой философии человек рассматривается прежде всего с греховной стороны (он виноват в грехопадении и себя и мира, отступничестве от Бога – «…все зло мира на нем!»). В эпоху Возрождения делается акцент на богоподобии человека. Разум, творчество, красота, свобода – все это отражение Бога в человеке. Философы Ренессанса – высокообразованные люди, владеющие древнегреческим и латынью, знакомые с трудами философов античности. Основные направления эпохи Возрождения1. -гуманизм (антропоцентризм);2. -неоплатонизм3. -натурфилософия;4. -реформационное (протестантизм, лютеранство, кальвинизм);5. -социально - политическое (макиавеллизм и пр.);6. -социалистическо-утопическое (утопический социализм). Антропоцентризм
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность). В общем смысле гуманизм – это стремление к человечности и создание условий достойной человека жизни. В узком смысле – это идейное движение, сформировавшееся в эпоху ренессанса. Основные черты гуманизма1. антропоцентризм – человек, как центр мироздания, превозношение его сил и возможностей;2. антицерковная и антисхоластическая направленность;3. стремление уменьшить всемогущество Бога, утвердить самоценность человека;4. жизнеутверждение, оптимизм человека.Начало итальянского гуманизма связано с именами Франческо Петрарки (1304-1374) и Данте Алигьери (1265 - 1321).В трактате «О невежестве собственном и многих других» Петрарка отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость и предлагает принципиально новый подход к оценке античного наследия. Но прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек был тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало социальным нормам. Человек эпохи Возрождения более ценен как индивидуальность. Данте Алигьери в своих произведениях «Божественная комедия», «Пир» и «Монархия» предлагает новое понимание божественного и человеческого. Эти два начала он видит во взаимном единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека. Человек детерминирован двояко: Богом и природой. К блаженству есть два пути: философское поучение (человеческое) и духовное поучение (от Святого Духа). Не случайно своим проводником по загробному миру автор избрал язычника Вергилия. Гуманизм Данте выражается и в том, что свои произведения он писал на итальянском, а не на латыни. Данте утверждает, что человек сам ответственен за свою судьбу. Задача человека реализовать все возможности в нем заложенные и в первую очередь возможности его разума, а затем воплотить это на практике. Он требует четкого разграничения светского и церковного: «Богу – богово, кесарю – кесарево», поддерживая идею секуляризации, отделение религии от науки, политики и морали. На первое место выдвигается человек и природа. Человек толкуется как существо природное, телесное. Ценность человеческой личности для гуманистов определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Идеи гуманизма развивает голландец Эразм Роттердамский (1469-1536) «Вольтер XIV века». В книге «Похвала глупости» онкритикует схоластическое мышление и мораль. Схоластика – это словесная псевдоученость, формализм и догматика. Весь мир Земной пронизан глупостью, грешили апостолы, грешил Христос. Глупость покоится на чувственности, она непреодолима. Разум не находит в этом мире счастья. Мир принадлежит глупцам, нужно прислушаться к разуму, ибо он в природе человека. Гуманизм Эразма – в стремлении обосновать природное равенство людей. Одаренность людей зависит от их образования и воспитания. Мудрость состоит в соблюдении принципа «ничего сверх меры». В противном случае мудрец станет дураком, а мудрый правитель – тираном.Мишель де Монтень (1533 - 1592). Основная работа – «Опыты». Монтень высказывается за строгое разграничение веры и разума. Все, что относится к природе – дело разума, все, что относится к религии – дело веры. Разум, однако, не всемогущ. Он может и заблуждаться. Девиз Монтеня – «Что я знаю!». Сомнение– двигатель знания и науки. Здоровый скепсис не мешает, а помогает развитию науки. Знание – процесс, а не догмат. Знания историчны, относительны, ограничены возможностями органов чувств. Человек – природное существо и подчинен законам природы, он – часть всего живого и должен жить в гармонии со всем живущим на земле и с природой. Свобода человека – это его действия в соответствии с природой и ее законами. Философия – это наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Добродетель – это не аскетическое бегство от мира, а жизнь по законам природы, стремление к счастью, покою и физическому комфорту. Жизнь включает и страдания, которые надо уметь принимать. Смерть неизбежна, бессмертие души спорно. Поэтому ради возможности бессмертия души нельзя быть жестоким ни к самому себе, ни к другим.
|