Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


В-третьих, тренажерное обучение — способ моделирования нестандартных ситуаций, могущих возникнуть в реальном полете.




При этом вводятся неожиданные отказы самого различного ха­рактера (с неопределенной и неполной информацией об отказе) для выработки оперативного мышления и процессов предвосхи­щения развития аварийных ситуаций и прогнозной оценки собст­венных действий. Это метод наземной подготовки.

В-четвертых, тренажер используется как средство повышения психофизиологических возможностей и резервов человека, фор­мирования профессионального внимания, восприятия, мышле­ния, летных навыков, профессионально важных качеств. Это так­же метод наземной подготовки.

Пятое направление представляет комплексное использование первых четырех при проведении тренажерной тренировки. Необ­ходимо при этом учитывать, что комплексирование может быть эффективно при достижении достаточно высокого уровня обу­ченности. В первоначальном обучении этим способом надо поль­зоваться крайне осторожно.

Выбор каждого из намеченных направлений определяет ис­пользование тренажера или как аналога самолета, способствую­щего освоению упражнений КУЛП, или как специального дополнительного средства формирования профессионально важ­ных качеств и через них обеспечивающее успешность летного обу­чения, безопасность учебных полетов, благодаря развитию спо­собности обучаемого пилота надежно действовать в самых слож­ных ситуациях.

С методологической точки зрения при создании и использо­вании тренажеров целесообразен приоритет не физического, а психологического подобия, поскольку тренажер выступает как средство развивающего обучения, где принцип подобия приобре­тает психолого-педагогический ракурс. Это означает, что подобие должно быть не только летательному аппарату, но и личностному содержанию обучения, психофизиологической структуре деятель­ности пилота. Указанные обстоятельства не всегда учитываются. Например, резервы внимания пилота выявляются при проведе­нии тренировки на тренажере включением в поле сознания объек­тов и действий, не входящих в структуру его профессиональной деятельности и не обладающих для него значимостью в реальных условиях. Более продуктивным может быть путь методически обоснованной постановки дополнительных задач, не нарушаю­щих структуру профессиональной деятельности, а соответствую­щих ей и действительно реализуемых в определенных условиях, т.е. действий, прагматически значимых.

Взгляд на тренажер как на такое техническое средство, кото­рое может быть включено в летное обучение в последовательнос­ти: теория — тренажер — полеты, привел к тому, что при проведе­нии первоначального обучения курсанты стали садиться в трена­жер, не побывав в кабине самолета и не имея представления о ре­альном полете. В большинстве случаев теоретическая и тренажер­ная подготовка проводятся параллельно, а иногда занятия на тре­нажерах проводятся с опережением. В этом случае трудно гово­рить о закреплении теоретических знаний практикой тренажер­ной подготовки. Кроме того, вырабатываются навыки приборно­го полета, что обедняет образ полета. Не случайно пилоты-инст­рукторы первоначального обучения отмечали, что им приходится переучивать курсантов, отучать их смотреть только на приборы. Данный недостаток не изжит еще и по сей день.

 

Концепция тре­нажерного обучения предполагает, во-первых, включение тренажеров в летную подготовку на тех ее этапах, которые характеризу­ются наличием у обучаемых достаточно полных представлений о характере неинструментальных сигналов в полете и навыков их использования для психической регуляции деятельности в полете; во-вторых, использование тренажеров для формирования про­фессионального мышления, антиципации и оперативного мыш­ления путем моделирования деятельности в нестандартных ситуа­циях и в особых случаях в полете.

Концепция личного и человеческого факторовразрабатывалась в связи с аварийностью (Геллерштейн С.Г., Шишов А.Г., По­пов В.А., Пиковский А.М., Пономаренко В.А., Завалова Н.Д., Козлов В.В.).

В инженерно-психологическом исследовании Ю.П. Добро-ленского, Н.Д. Заваловой, В.А. Пономаренко, В.А. Туваева лич­ный фактор определяется как совокупность всех врожденных и приобретенных физических и психических свойств личности, ко­торые могут быть причиной авиационного происшествия. С.Г. Геллерштейн включал в понятие «личный фактор» сферу эмо­циональных и волевых качеств, черты характера и темперамент, задатки и способности, склонности и интересы, вкусы и привыч­ки, моральный облик, физическое развитие, общую и специаль­ную подготовку и другие характеристики личности пилота, по­влиявшие на возникновение и развитие аварийной ситуации.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты