КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принцип объективности.Важнейшим научным принципом является принцип объективности, когда приоритетной целью и ценностью научной деятельности является историческая истина – знание, максимально полно отражающее историческую объективную реальность и максимально свободное от влияния личных и социальных предпочтений и интересов исследователя. По мнению видного российского историка А.Н. Сахарова, «история – это самая жестокая из всех наук и именно потому, что она способна сказать нам правду о нас самих, о нашем прошлом и будущем. Общество, как и отдельная личность, увы, с трудом переносит правду о себе» (Сахаров А.Н. О новых подходах к истории России // Вопросы истории. 2002. № 8. С. 3). Поэтому зачастую объективное историческое знание подменяется мифотворчеством, прямой фальсификацией, искусственными стереотипами, создающими благостную картину прошлого, призванную «улучшить» национальное самосознание и повысить социальный оптимизм. Неприемлемость искажения истории даже в самых лучших намерениях обосновывал еще Н.М. Карамзин: «Историк должен ликовать и горевать со своим народом. Он не должен, руководимый пристрастием, преувеличивать счастие или умалять в своем изложении бедствия; он должен быть прежде всего правдив; но может, даже должен все неприятное, все позорное в истории своего народа передавать с грустью, а о том, что приносит честь, о победах, о цветущем состоянии говорить с радостью и энтузиазмом. Только таким образом может он сделаться национальным бытописателем, чем прежде всего должен быть историк» (Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1987. С. 28). Приоритет принципа объективности в научном познании обосновывал и М. Вебер, утверждавший, что «интересы науки в конечном итоге меньше всего играют роль там, где пытаются не замечать неприятные факты и жизненные реальности во всей их остроте» (Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 353). Каким же образом историческая наука может обеспечивать соблюдение принципа объективности, т.е. получения достоверных знаний о прошлом? Известно, что объективное знание, помимо всего прочего, должно быть полным, отражать возможно большее число признаков и проявлений объекта познания. Но как же обеспечить данное требование применительно к бесконечно обширному объему исторической информации? Очевидно, что исчерпывающее решение данной проблемы невозможно. Однако историк должен уметь выделять из потока событий те, которые, во-первых, представлены достоверно (т.е. научно верифицированы, обрели статус объективной истины), во-вторых, являются атрибутивными (т.е. выражают существенно качественное своеобразие определенной эпохи, периода, культуры и т.д.), в-третьих, определяют тренды – ведущие тенденции дальнейшего исторического развития, причинно-следственную связь прошлого, настоящего и будущего. Такие события, преобразованные в научно-познавательный образ (А.Я. Гуревич), мы будем называть историческими фактами. Отечественный философ А. Флиер писал в этой связи: «Я включаю в понятие «общественная история» далеко не все события, реально имевшие место в жизни человечества. В свое понимание истории я включаю лишь те события, которые привели к общественно значимым последствиям (при весьма условных, лишь интуитивно определяемых критериях этой значимости)… Обретение этого общественно значимого содержания той или иной формой социального бытия может быть связано как с масштабами ее распространения (т.е. с превращением ее в упомянутую выше норму или стандарт деятельности), так и (в случае с уникальным произведением искусства или науки) с их воздействием на общественное сознание» (Флиер А. Культурогенез в истории культуры //Общественные науки и современность. 1995. № 3. С. 137-138). Но, поскольку полное воспроизведение какого-либо фрагмента прошлого или перечисление всех причин данного исторического явления и процесса невозможны, все это будет еще только гипотеза о целом и его «наиважнейших» частях, но вместе с тем явится шагом вперед в исследовании по сравнению с произвольным описанием событий или интерпретацией, апеллирующей к обыденному опыту. Наряду с обращением к историческим фактам принцип объективности может обеспечиваться максимально широкой и достоверной источниковой базой исследования. Исторический источник – это любой сформированный в прошлом и не искаженный последующим воздействием или толкованием носитель достоверной информации о прошлой социальной реальности. Иначе говоря, это не искаженный «слепок прошлого». В исторической науке выделяются четыре основных типа источников: письменные, вещественные, изобразительные (изобразительно- графические, изобразительно-художественные, изобразительно- натуральные) и фонетические. Например, для российской истории самыми многочисленными и важными считаются письменные источники – изданные в разное время сборники законов, разнообразные княжеские грамоты, договоры, документы о сделках (акты) и т.п. К письменным источникам относят также исторические повествования, которые специально создавались для рассказа о каком-то явлении или событии, – летописи, исторические повести, описания путешествий, жития святых и многое другое.
|