Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Тема революции и ее воплощение в поэме А.А. Блока «Двенадцать».




Читайте также:
  1. D. β-адреноблокатор
  2. Альтернативы развития России после Февральской революции.
  3. Английская пресса в период буржуазной революции 1640-1660 гг.
  4. Блоковая модель документа. Содержимое блока, рамки, поля и отступы. Блочные и строчные теги как элементы блоковой модели. Свойства display, overflow.
  5. Будова і принцип роботи блока керування БОН9200
  6. БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ XVII-XVIII ВВ. В СТРАНАХ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ИТОГИ.
  7. Виды блока портального кровотока, гиперспленизм. Клиника, диагностика и хирургические методы лечения портальной гипертензии. Показания и противопоказания к хирургическому лечению.
  8. Вопрос 40 Блокада Ленинграда.
  9. Вопрос Вооружённые силы в период октябрьской революции
  10. Вопрос № 62 Топография поясничной области. Фасции и клетчаточные образования забрюшинного пространства. Паранефральная блокада.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

Билет № 1

1. Тема революции и ее воплощение в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

2. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

Ответы:

Тема революции и ее воплощение в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и Александр Блок. В "Двенадцати" поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям.
Характерную особенность произведения составляет органическое слияние реалистического и романтического. В самом ее названии намечается связь с легендой о двенадцати апостолах, учениках Христа, шедших за ним. Но образ двенадцати имеет в поэме и предельно реалистический источник: патрули красногвардейцев на улицах Петрограда действительно состояли из двенадцати человек.
В поэме достаточно много различных символических образов. Символические образы вьюги, мете- ли, пурги, ветра, снега проходят через всю поэзию Блока: "вот поднялся вихорь снежный", "вдали запевала метель", "ветер веет снежный". В этих выражениях воплощены мотивы душевного смятения, вселенского кризиса, отраженного в сознании поэта. Постоянный в его творчестве образ-символ снежной бури в "Двенадцати" находит наиболее развернутое воплощение.
Действие поэмы развивается на фоне ветра, пурги, снега: "свищет ветер", "порхает снег" и т. д. Но явления природы не только создают фон, они становятся как бы действующими лицами произведения. Образы ветра, снежной бури -- символы очистительной стихии.

Двуплановость образного строя "Двенадцати" ярко проявляется уже в первой строфе поэмы:

Черный вечер,

Белый снег,

Ветер, ветер!

В основе произведения -- революционный конфликт, борьба старого и нового. Столкновение не может закончиться примирением -- настолько контрастны борющиеся силы. Их непримиримость в поэме подчеркнута резким контрастом "черного" и "белого". Автор конкретизирует содержание "черного вечера": "буржуй на перекрестке", "поп нынче веселый", "барыня в каракуле". Образы социально определены, каждый из них так или иначе выражает свое неприятие революционных перемен: поп -- "стороной за сугроб", барыня -- "к другой подвернулась: "Уж мы плакали, плакали...". Особенно непримирим к новому давний недруг Блока -- либеральный болтун. Он охарактеризован кратко и убийственно: "Длинные волосы и говорит вполголоса... Должно быть, писатель-вития...".
Старый мир исторически обречен. Его представители изображаются автором иронически. В их изображении он использует сравнения -- броские и емкие.



Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмется шерстью жесткой,

Поджавши хвост паршивый пес.

Но "пес" так же, как и многие образы в поэме, имеет два плана:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Сюжет в главах поэмы развивается последовательно. Он не столько фабульный, сколько психологический. Двенадцать -- враги старого мира, но они сами вышли из его недр. Поэт символически передает это образом старого мира -- "пса безродного", который не отстает, а ковыляет позади. В них бушуют и темные страсти. Их охватывает пьянящее ощущение вседозволенности: "Свобода, свобода, эх, эх, без креста!".
Поэт безоговорочно приветствует происходящее. Он благословляет очистительную силу огня революции и активность ее свершений: "Мы на горе всем буржуем мировой пожар раздуем". Но значение социалистической революции заключалось в том, что она с первых шагов не только разрушала старый мир, но и строила новый.
Созидательная сила революции не получила в поэме прямого воплощения. Однако поэт показывает, что борьба окрыляет героев, в них просыпается чувство классового сознания и революционного долга. Историческая миссия очищает образы двенадцати от всего случайного, мелочного, наносного. Смысл жизни они обретают благодаря революции.
Поэма "Двенадцать" впервые в русской литературе подчеркнула вселенский размах революции. Важнейшее значение произведения заключалось в том, что Блок показал в нем, как революция пробудила в людях все самое светлое. Он возвысил любовь простого человека, изобразил героя революции как личность с живыми и сильными чувствами. В этом поэма была новаторской.
В поэме "Двенадцать" Блоку удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматииеских и контрастных образах.
Поэма "Двенадцать" принадлежит к вершинам русской литературы, стоит в одном ряду с такими великими поэмами, как "Медный всадник" А. С. Пушкина, "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова.



 

2.Обломов - персонаж неоднозначный. Абсолютно бессмысленно писать роман о человеке, лежащем на диване, и о том, как рядом с ним течет другая жизнь. Было бы легче в этом случае сделать главным героем Штольца.
Диван - свего рода аллегория. Попытка Обломова спрятаться от неудобств, вызванных переменами и нежелание участвовать в этих переменах.
В плеяде"лишних людей" 19-го века Обломов - особая фигура: не светский лев, не бунтарь. Просто человек, не желающий слишком бурно проживать свою жизнь, не стремящийся к большому обществу. Отсюда желание уединенности, которое Гончаров умело изобразил с помощью этого приема: лежание на диване.


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 16; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.03 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты