КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 7. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По ходу изложения материала настоящей работы нам уже приходилось неоднократно сравнивать отдельные аспекты организации различных видов деятельности. Здесь же, в данной главе, мы попытаемся провести такое сравнение системно, в логике основных положений, изложенных в нашей работе, а именно, рассмотрев основные характеристики, логическую структуру и организацию процесса деятельности (его временнýю структуру), что, в частности, отражено в Табл. 15 – Табл. 17.
Из этих таблиц видно, что, во-первых, организация и научной, практическойи художественной деятельностипредставляет собой целостные системы с четко определенными логической структурой, характеристиками и процессом осуществления. Во-вторых, что структурные компоненты организации этих трех видов деятельности, в основном, едины. В-третьих, что содержание этих компонентов зачастую совпадает, а в других случаях имеет свою специфику. И все они укладываются в логику современного проектно-технологического типа организационной культуры.
Наиболее принципиальным различием в организации научной и практической деятельности является, наверное, то обстоятельство, что в научно-исследовательской деятельности нельзя однозначно определить в каждом конкретном проекте ее цель. Новое научное знание должно появиться лишь в результате этой деятельности, в результате реализации проекта. Более четко определяется исходный материал – те научные знания, которые уже накоплены к моменту начала научного исследования. Возникает как бы парадокс: для того, чтобы организовать деятельность, организовать научно-исследовательский проект, необходимо иметь конечную цель как нормативно заданный результат деятельности, результат реализации проекта. Но в таком виде в научном исследовании цель нормативно задана быть не может. В связи с этим цель научного исследования формулируется, как правило, неконкретно, в глаголах, так сказать, несовершенной формы: исследовать, сформулировать и т.д.
В практической деятельности также, как правило, не дается конкретных и определенных представлений о результате деятельности, результате реализации того или иного проекта. Однако требования к результату всегда таковы, что приближают его хотя бы к такому уровню определенности, при котором уже можно принимать решение о реализуемости и новизне проекта. Последний всегда можно соотнести с предшествующими образцами, близкими по типу и масштабам, или с реальным состоянием рассматриваемого процесса.
В целом, наукаи практикав современных условиях развития общества в отношениях друг к другу стали подобны противоположным полам, необходимым для воспроизведения потомства – дальнейшего развития цивилизации.
В науке знание о том, что именно мы не знаем, быть может, не менее важно, чем само позитивное знание. Правда, вокруг таких результатов часто возникает атмосфера неприятия. Ведь даже физики, говоря, что отрицательный результат – тоже результат, чаще желают просто утешить коллегу-неудачника, а сам отрицательный результат стараются обходить стороной. Однако в науке сложность из-за непонимания расценивается, как правило, как временно неустранимое и терпимое явление. А сам исследователь чаще всего в любой момент может «сманеврировать» – сменить предмет или метод исследования и т.д.
В практической же деятельности сложность из-за непонимания чаще всего расценивается как неприемлемый вариант, ведущий к недопустимой отсрочке решения той или иной проблемы. И практикам, как правило, проблемы приходится решать «в лоб». Не потому ли управленцы в любой области практической деятельности сплошь и рядом прибегают к интуитивным и волевым решениям, зачастую неудачным. И не из-за отрицательного ли опыта (в целом) таких решений в последнее время наблюдается быстрое сближение образа мышления управленцев, других практических работников и ученых, повышение роли научных методов в практической деятельности.
Об этом, в частности, свидетельствует произошедший за последние годы огромный (в несколько раз) рост числа кандидатских и докторских диссертаций, защищаемых специалистами-практиками, в первую очередь руководителями фирм, предприятий учреждений и работниками органов управления.
С другой стороны, и наука в последние десятилетия устремилась к практике, стала с ней сближаться. Появилось даже новое понятие – «практикоориентированная наука». И, очевидно, процесс взаимного сближения науки и практики является одним из характерных признаков нашего времени.
Если теперь обратиться к художественной деятельности, то по сравнению с научной и практической деятельностью здесь мы имеем относительно большую свободу выборахудожником целей своей деятельности (кроме артистов), огромное многообразие форм, методов и средств деятельности, и, в то же время, существенную неоднозначность критериев оценки результатов деятельности.
Перейдем теперь к сравнению методологии этих трех рассмотренных видов деятельности с методологией учебной деятельности.
Как видно из Табл. 15 – Табл. 17, организация учебной деятельности принципиально отличается от организации научной, практической и художественной деятельности. Действительно, если эти три вида деятельности являются трудовыми, профессиональными деятельностями, то учебная деятельность имеет совсем другую природу – она направлена не на предмет, а на самого субъекта, «на себя». В учебной деятельности наличествуют все типы организационной культуры: традиционная, ремесленная, научная (профессиональная), проектно-технологическая. В то же время, обращает на себя внимание тот факт, что в учебной деятельности много компонентов, сходных с научной деятельностью, особенно в части методов. Это понятно – ведь даже этимологически «учение» и «ученый» – слова однокоренные. И та и другая деятельность направлена на освоение нового – объективно нового научного знания в первом случае, и субъективно нового опыта во втором. Научная деятельность органически связана с учением – как только ученый перестает учиться, он перестает быть исследователем.
Ну и совершенно обиняком от организации всех этих четырех видов деятельности находится организация игровой деятельности. Последняя является видом непродуктивной деятельности и направлена на процесс. Кроме того, она строится преимущественно на традиционном типе организационной культуры.
Следует отметить, что составление сводных таблиц типа Табл. 15 – Табл. 17 является довольно удобным методом анализа. Во-первых, для самих авторов – в процессе составления таблиц им пришлось уточнять многие позиции в тексте книги. Во-вторых, наверное, и для уважаемого Читателя – эти таблицы делают сразу наглядным, обозримым все основное содержание данной работы.
Табл. 15
Характеристики деятельности
Характе-ристики
| Организация научной деятельности
| Организация практической деятельности
| Организация художественной деятельности
| Организация учебной деятельности
| Организация игровой деятельности
| Особенности деятельности
| 1. Ограниченность цели научной работы; цель ставится заблаговременно;
2. Преемственность исследований;
3. Строгость понятийно-терминологического аппарата;
4. Обязательность публикации результатов;
5. Плюрализм научных мнений;
6. Коммуникативность научной деятельности (коммуникации в науке);
7. Внедрение результатов в практику.
| 1. Уникальность и непредсказуемость, наличие свободы воли;
2. Адаптивность;
Способность к целеобразованию, цели продуктивной деятельности формулируются в процессе самой деятельности;
4. Способность противостоять разрушительным тенденциям; самоорганизация, саморазвитие.
| 1. Наличие специфических способностей;
2. Синкретизм (интегративность) деятельности;
3. Личностный тип отражения;
4. Свобода выбора цели;
5. Высокая степень риска неудачи.
| 1. Направленность на освоение других видов деятельности;
2. Направленность на самого себя, на субъекта;
3. Постоянная инновационность;
4. Ограниченность свободы воли;
5. Влияние возрастной сензитивности;
6. Последовательное освоение способов деятельности, свойственных всем типам организационной культуры;
7. Соответствие образовательным парадигмам того или иного исторического периода.
| 1. Свободная деятельность;
2. Выход из рамок реальной жизни;
3. Наличие специфических рамок пространства и времени;
4. Эмоциональное и волевое напряжение;
5. Наличие правил;
6. Обособленность и таинственность;
7. Наличие явления «заигрывания», «плена» игры, азарта;
8. Добровольное объединение людей в ассоциации, команды.
| Принципы деятельности
| Принципы научного познания:
1. Принцип детерминизма;
2. Принцип соответствия;
3. Принцип дополнительности.
| 1. Принцип иерархичности;
2. Принцип целостности;
3. Принцип коммуникативности;
4. Принцип историчности;
5. Принцип необходимого разнообразия.
| 1. Принцип отражения и выражения;
2. Принцип отражения и преображения
| 1. Принцип трансляции культуры;
2. Принцип социализации;
3. Принцип последовательности;
4. Принцип самоопределения.
| 1. Принцип отражения и преображения;
2. Принцип самовыражения;
3. Принцип развития.
| Условия деятельности
| Мотивационные, кадровые, материально-технические, научно-методические, организационные, финансовые, нормативно-правовые, информационные.
| Нормы:
1) общие;
2) специфи-ческие
| Общечеловеческие этические, гигиенические и другие нормы.
| Нормы научной этики
| Нормы профессиональной этики
|
| Школьные гигиенические нормы
|
| | | | | | | | Табл. 16
Логическая структура деятельности
Структурные компоненты
| Организация научной деятельности
| Организация практической деятельности
| Организация художественной деятельности
| Организация учебной деятельности
| Организация игровой деятельности
| Субъект
| Исследователь
| Специалист- практик
| Художник в широком смысле: живописец, артист, архитектор, музыкант и т.д.
| Обучающийся
| Игрок
| Объект
| Объект исследования, вычленяемый самим исследователем
| Целостный трудовой (производственный) процесс
| Тема произведения: объектная, культурно-типологическая, субъектная
| Объективная реальность и культура
| Отсутствует. Деятельность направлена на процесс
| Предмет
| Предмет исследования как идеализированный аспект объекта, как мысленный конструкт, выстраиваемый самим исследователем
| Объект и предмет деятельности не различаются, выступают как синонимы
| Конкретно-художественная тема произведения как предмет деятельности
| Предмет учения как идеализированный в учебных целях аспект объекта, изучаемый в данный конкретный момент
| Отсутствует. Деятельность направлена на процесс
| Результат
| Объективно новое научное знание
| Достижение новых эффективных результатов трудовой (производственной) деятельности
| Новое произведение искусства (новый художественный образ)
| Новый субъективный опыт
| В большинстве игр отсутствует. В состязательных играх – выигрыш или проигрыш
| Формы организации деятельности:
1) по числу участников;
2) по организации процесса деятельности;
3) специфические формы
| Индивидуальные и коллективные
| 1. Организационная культура как всеобщая форма организации деятельности. Современный проектно-технологический тип организационной культуры.
2. Проекты как завершенные циклы деятельности, их фазы, стадии и этапы (см. Табл. 5 и Табл. 10).
| Научные школы как формы организации коллективной научной деятельности.
Институциональные формы организации коллективной научной деятельности: сектора, лаборатории, отделы, кафедры, факультеты, НИИ, ВУЗы и т.д.
| Институциональные и неформальные формы организации трудовой (производственной) коллективной деятельности: фирмы, предприятия, корпорации и т.д.
| Иерархия классификаций форм:
1. По основанию видов искусств (архитектура, живопись, музыка и т.д.).
2. Жанр:
-по основанию тематической близости;
- по основанию особенностей композиции;
- по основанию эстетических признаков.
3. Элементарные формы.
| Классификация форм учебной деятельности по:
1) способу получения образования;
2) количеству образовательных учреждений;
3) системам обучения;
4) механизму декомпозиции содержания образования;
5) основанию непосредственного или опосредованного общения с педагогом и/или учебными материалами;
6) числу педагогов, проводящих занятие;
7) постоянству или эпизодичности работы педагога с обучающимися;
8) месту проведения занятий;
9) основанию «монолог-диалог»;
10) целевой направленности;
11) видам учебных занятий.
| Каждая разновидность игры является особой формой игровой деятельности.
| Методы деятельности:
1) теоретические методы-операции;
| Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент, воображение, фантазия, мечта.
| 2) теоретические методы-действия;
| Диалектика как всеобщий метод
| 1. Методы наглядно-действенного, наглядно-образного и визуального образного мышления.
2. Художественный метод как универсальная художественная система: метод классицизма, романтизма и т.д.
3. Художественный стиль: как крупный исторический этап развития искусства; как определенная художественная школа; как национальные особенности искусства и литературы; как индивидуальная творческая манера художника.
| Диалектика, научные теории в функции метода, анализ систем знаний, выявление и разрешение противоречий, постановка проблем, построение гипотез.
|
|
| Анализ систем знаний, теория в функции метода, доказательство, дедуктивный (аксиоматический) метод, индуктивно-дедуктивный метод построения теорий, методы выявления и разрешения противоречий, постановки проблем, построения гипотез, исследовательские подходы
| Прогнозирование
Специфические методы проектирования систем, их оценки (самооценки), и рефлексии по фазам, стадиям и этапам в Табл. 17.
| 3) эмпирические методы-операции;
| Изучение литературы, документов, результатов деятельности, наблюдение, измерение, опрос (устный и письменный), экспертные оценки, тестирование
|
| Эмпирические методы-операции учения: изучение литературных и документальных источников, наблюдение, учебные опыты и эксперименты, конспектирование, реферирование, подготовка докладов и сообщений, сочинения, учебное конструирование, упражнение, метод примера, устные методы – монологические и диалогические. Эмпирические методы-операции обучения: сократический метод, репродуктивное, догматическое обучение, сообщающее, развивающее, программированное, проблемное обучение, задачная, продуктивная система обучения, система проектного, контекстногообучения, имитационнаая, информационная система обучения.
| Наблюдение, эксперимент, упражнение, конструирование, метод примера, имитация
|
| В технологической фазе – методы производственной деятельности
| 4) эмпирические методы-действия
| Отслеживание объекта, обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта, опытная работа
| В общем виде выделение эмпирических методов художественной деятельности пока не представляется возможным
| Эксперимент
| В технологической фазе – производственные технологии
|
| Технология учения – tabula rasa
| Эмпирические методы-действия: моделирование, импровизация, проекты, индивидуальный стиль артиста, система игры
| Средства деятельности
| Материальные, информационные, логические, математические, языковые
|
Табл. 17
Формы организации структуры процесса деятельности
(жизненный цикл проекта как временнáя структура деятельности)
Виды деятельности
| Научная
| Практическая
| Художественная
| Учебная
| Игровая
| Формы организации
| Научно-исследовательский проект
| Проект
| Художественный проект
| Образовательная программа
| Игра
| Фазы
| Стадии
| Этапы
| 1. Проектирование
| 1.1. Концептуальная
| 1.1.1. Выявление противоречия
| Научное противоречие в практике или в системе научного знания
| Противоречия в практике. Определение главного звена проблемной ситуации
| Противоречия и проблемы объективной реальности
вскрываются, отражаются и выражаются, но не решаются
| Проектирование осуществляется преимущественно сторонними людьми: разработчиками содержания образования, авторами учебников, преподавателями и т.д.
| Подготовительная фаза
| 1.1.2. Формулирование проблемы
| Научная проблема как «знание о незнании»
| Проблема как крупная практическая задача
| 1.1.3. Определение проблематики
| –
| Проблематика как определение последствий разрешения проблемы для окружающей среды, надсистем, подсистем
| Создание художественного образа непосредственно ориентировано на восприятие его той или иной категорией людей. Но последнее трудно прогнозируемо
| 1.1.4. Определение целей
| Определение целей научного исследования. Цель, как правило, детерминирована проблемой и предметом исследования
| Определение целей проектируемой системы как антипода проблемы: «без проблемы нет системы» Цель многовариантна, в известной мере устанавливается интуитивно
| Цель подвижна, часто трансформируется в процессе создания художественного образа
| 1.1.5. Выбор критериев
| Критерии достоверности научного знания:
1) общие критерии научности знаний: истинность, интерсубъективность, системность;
2) критерии оценки результатов теоретического исследования: предметность, полнота теории, ее непротиворечивость, интерпретируемость, проверяемость, достоверность;
3) критерии оценки результатов эмпирического исследования определяются (как правило) самим исследователем на основе определенных правил. Используется также метод экспертных оценок. Достоверность результатов подтверждается статистическими критериями
| Критерии эффективности проекта чаще всего выступают как «количественные модели качественных целей». Критерии устанавливаются самими участниками, возможно, с использованием экспертных оценок, но зачастую на интуитивной основе
| Известная условность критериев оценки художественного образа.
Иерархия критериев:
1. художественность;
2. соответствие эстетическому идеалу и эстетическому вкусу;
3. критерии-признаки: типичность, идейность, народность
| 1.2. Моделирования
| 1.2.1. Построение моделей
| Познавательная модель: гипотеза как предположительное научное знание, как модель возможного нового научного знания (системы знаний)
| Прагматические модели как рабочие представления будущей системы. Условия дальнейшей реализации моделей:
1) ингерентность (согласованность со средой);
2) простота;
3) адекватность (адекватность цели и критериям). Методы построения моделей: метод сценариев, графические методы, метод дерева целей, деловые игры, метод мозгового штурма и др.
| Модель как образ будущей художественной системы, как единство идеального и материального.
Условия:
1. Ингерентность
2. Простота.
3. Адекватность.
Методы построения моделей: типизации, условности, мысленный эксперимент, метод сжимания пространства и времени
| Проектирование осуществляется преимущественно сторонними людьми: разработчиками содержания образования, авторами учебников, преподавателями и т.д.
| Процесс подготовки игры (фаза необязательная)
| 1.2.2. Оптимизация
| Уточнение, конкретизация научной гипотезы в ходе исследования. Как правило, проверяется одна-единственная гипотеза
| Сокращение числа альтернатив. Нахождение среди множества альтернатив наилучших в заданных условиях. Проверка отобранных моделей на устойчивость и адекватность
| Отбор вариантов будущего художественного образа
| 1.2.3. Выбор (принятие решений)
| –
| Выбор единственной модели для реализации проектируемой системы. Методы: экспертизы и др.
| Выбор осуществляется только единолично художником или руководителем художественного коллектива
| 1.3. Конструирования
| 1.3.1. Декомпозиция
| Формулирование задач исследования как целей решения отдельных подпроблем в соответствии с определенной общей целью исследования и построенной гипотезой при наличии у исследователя определенной свободы выбора
| Процесс разделения общей цели проектируемой системы на отдельные подцели-задачи, охватывающие весь комплекс решаемых задач. В иерархических системах дальнейшее дробление задач на подзадачи
| Расчленение всей работы по реализации модели на пакет детальных работ для их рациональной организации: создание черновиков, набросков, этюдов, отработка мизансцен и т.п.
| 1.3.2. Агрегирование
| –
| Агрегирование как процесс согласования отдельных задач реализации проекта между собой. Основные методы агрегирования: определение конфигуратора, использование классификаций
| Композиция - метод построения художественного произведения как единого целого на основе связи однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой. На этапе композиции завершается, в основном, создание художественного произведения
| 1.3.3. Исследование условий (ресурсных возможностей)
| –
| Исследование мотивационных, кадровых, финансовых и др. условий реализации проекта в целом и по каждой задаче в отдельности
| Свойственно лишь отдельным видам искусств: архитектура, кинематография и т.д.
| 1.3.4. Построение программы
| Создание программы (методики) научно-практического исследования
| Создание программы реализации проектируемой системы как конкретного плана действий в определенных условиях и в установленные (определенные) сроки. Методы: определения основных вех, календарно-сетевого планирования
| Свойственно лишь отдельным видам искусств: архитектура, кинематография и т.д.
| 1.4. Технологической подготовки
| 1.4.1. Технологической подготовки
| Подготовка необходимых рабочих материалов: исследовательской аппаратуры, комплектов тестов, бланков протоколов наблюдений и т.д.
| Подготовка рабочих материалов, необходимых для реализации проекта: методических разработок, программного обеспечения, должностных инструкций и т.д.
| Свойственно лишь отдельным видам искусств: архитектура, кинематография и т.д.
| 2. Технологическая
| 2.1. Реализация модели
| 2.1.1. Теоретический
| Теоретический этап исследования:
1) анализ и систематизация литературных данных;
2) отработка понятийного аппарата;
3) построение логической структуры теоретической части исследования.
| –
| В художественной деятельности в большинстве случаев технологическая фаза сливается с фазой проектирования, отделить одну от другой, как правило, невозможно
| Последовательное решение учебных задач как учебных минипроектов
|
| 2.1.2. Эмпирический
| Опытно-экспериментальная работа, осуществляемая, в основном, эмпирическими методами исследования
| Опытная работа по реализации системы. Методы – методы производства, производственные технологии, методы оперативного управления
| Процесс игры
| 2.2. Оформление результатов
| 2.2.1. Апробация результатов
| Апробация результатов исследования в докладах и выступлениях на конференциях, семинарах, симпозиумах и т.д.
| –
| 2.2.2. Оформление результатов
| Написание и публикация результатов в формах научно-литературной продукции: статей, монографий, методических пособий и т.д.
| –
| 3. Рефлексивная: Оценка (в том числе – самооценка, самооценка результатов)и рефлексия
| –
| –
| Критический анализ результатов, полученных в исследовании; признание результатов научной общественностью: широта применения результатов в практике
| Самооценка результатов реализации проекта; экспертиза с привлечением независимых экспертов
| Конгломерат оценок художественного образа: самооценка художника; оценка непосредственных потребителей, «реципиентов» художественного образа; оценка профессиональной критики; оценка «вторичных» институтов – музеев, художественных аукционов и магазинов и т.д.
| Оценка, самооценка, рефлексия
| Самооценка, самооценка результатов, рефлексия
| Рефлексия как способ осознания целостности своей собственной деятельности, ее целей, содержания, форм, способов, средств; как последовательное движение в рефлексивном плане: «остановка», «фиксация», «отстранение», «объективизация», «оборачивание»
| Научная рефлексия как способ построения новых систем знаний
| –
|
| | | | | | | | | | |
|