КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды мебели1.4 Краткое содержание лекции: Мебель классифицируют (ГОСТ 20400) по эксплуатационным, функциональным и конструктивно-технологическим признакам, а также по материалам и характеру производства. По эксплуатационному назначению различают мебель бытовую, для общественных помещений и средств транспорта. Бытовая предназначена для обстановки различных комнат квартир, дач, коттеджей и усадебных домов, мебель для общественных помещений — для оборудования предприятий, учреждений,торговых, медицинских, учебных заведений, театров, гостиниц, спортивных сооружений и т. д. По функциональному назначению различают следующие виды мебели: —для хранения (корпусная) — шкафы различного назначения, комоды, тумбы, секретеры, полки; —для сидения и лежания — стулья, табуреты, банкетки, —для работы и приема пищи — столы обеденные, письменные, сервировочные, журнальные, туалетные. По конструктивно-технологическим признакам мебель бывает: —универсально-сборная, т. е. допускающая неоднократную сборку и разборку; —секционная — состоящая из нескольких секций, устанавливаемых одна на другую или рядом друг с другом; —неразборная — т. е. с неразъемными соединениями; —встроенная — встраиваемая в помещения здания; —трансформируемая — меняющая функциональное на -— гнутая, гнутоклееная — основные детали изготовлены методом гнутья или гнутья с одновременным склеиванием; — плетеная — в конструкциях преобладают детали, изготовленные методом плетения. По материалам мебель бывает: —из древесины и древесных материалов; —из пластмасс; —из металла. По характеру производства мебель подразделяют на: —экспериментальную (образцы новых изделий); —серийную, т. е. выпускаемую сериями; —массовую, выпускаемую в большом количестве, непрерывно в течение длительного времени и без изменения 2.1. Тема: Стили мебели. (2часа) 2.3 План лекции: 1. структура рекламы. 2.4 Краткое содержание лекции: Под стилем понимают характерную устойчивую общность содержания творческих принципов, характера и художественного выражения наиболее существенных признаков материальной и духовной культуры конкретного исторического периода. В отличие от стиля мода характеризуется более кратковременным и поверхностным изменением форм предметов. Мебель стала создаваться вместе с появлением жилища еще в период зарождения цивилизации. В Древнем мире, особенно в таких странах, как Египет, Греция, Рим, были созданы многие инструменты, с помощью которых вырабатывались различные виды мебели. В ряде случаев создавались изящные формы мебели, которые послужили образцами для последующих эпох). После упадка античной культуры на многие века установился всеобщий застой. Первой художественной системой средневековья большинства стран Европы явился романовский стиль (Х-ХП вв.). Основными изготовителями мебели были кузнец и плотник, поэтому формы изделий были простыми и грубыми. Но, несмотря на это, черты романовского стиля оказались живучими в народной мебели, что можно объяснить сходством условий изготовления. Изготовители народной мебели далеко не все были мастерами, а инструмент часто ограничивался ножовкой, стамеской, молотком и ручным рубанком. Таким условиям соответствуют упрощенные, грубоватые формы изделий из натуральной древесины, которые могли нравиться не меньше, чем предметы с полированными щитами из древесностружечных плит, облицованных бумагой «под дерево». В эпоху готического стиля (ХП-ХУ вв.) мебель делают уже столяр, резчик, живописец, позолотчик. С усовершенствованием технологии изделиям придается стройность и простота формы. Украшение их выполняется резьбой и росписью. После средневековья начала формироваться новая культура. Грубости средневековья была противопоставлена культура Далеких предков, начала возрождаться античная культура. Этот период, и соответственно стиль, получил название Возрождение или Ренессанс (ХУ-ХУ1 вв.). Архитектура и интерьер становятся богаче, формы мебели усложняются. При ее изготовлении используются архитектурные приемы — колонны, пилястры, карнизы, фронтоны и Др. Декорированию подвергаются почти все элементы мебели.Кроме геометрического орнамента применяются фантастические композиции — вплетенные во вьющиеся растения фигуры животных, человеческие головы и т. п. Получает развитие техника облицовывания и декорирования поверхности методом интарсии. Для украшения применяются роспись, инкрустация, позолота. Мотивы стиля Ренессанс встречаются и в современной мебели. В эпоху Возрождения явного разрыва между декором и конструкцией изделия, функцией и формой еще не было, но в завершающий период он уже наметился. В начале XVII в. на смену стилю возрождения пришел новый — барокко, который зародился в Италии. К этому времени были преодолена феодальная замкнутость. Архитектура и мебель выражали идеалы монархии, аристократии и церкви. Уклад жизни и желание знати показать свой престиж и богатство выразились в декоративности и роскоши, причудливости форм и нарядности нового стиля. Особой роскошью отличались интерьеры. Для их отделки использовались лепка, роспись, скульптура, мрамор и позолота. Для мебели были характерны безудержная пышность, преобладание криволинейных форм над прямолинейными.. Широко применялось лакирование элементов, для декорирования использовались дорогие материалы. Изменился набор мебели: вместо ларей и сундуков делаются шкафы и кабинеты, стол-бюро, футляры для часов и др. По мере экономического развития и роста богатства усилилось тяготение к роскошной жизни. Эталоном для подражания во всей Европе становится французский стиль. Парадные помещения со второй четверти XVIII в. отделываются в стиле рококо. Для него характерны изящная декоративность, утонченность и вычурность форм, отсутствие прямых линий Декор скрывал конструкцию и не согласовывался с ней.. В орнаменте использовались завитки на растительные темы, раковины причудливых форм. Как и при стиле барокко, материал уподоблялся некой аморфной массе, из которой лепилась любая форма, задуманная художником. Светская жизнь протекала в небольших уютных комнатах, и это повлияло на размеры и состав изделий. Вместо громоздких предметов барокко появляются небольшие и легкие изделия. Наиболее излюбленным предметом был комод (как в эпоху барокко — кабинет). Интерьеры в стиле рококо являли собой эталон элегантности. В цветовом решении преобладали нежные пастельные тона, сочетание белого с голубым, зеленым или розовым. Использовалось золочение и другая дорогая отделка. В эпоху рококо зарождается представление об интерьере как целостном пространстве, достигается полное стилевое единство всех составляющих интерьера. Стиль барокко и еще в большей степени стиль рококо являются наиболее излюбленными при производстве современной художественной мебели. Но современные изделия, часто выполняемые машинным способом, не воспроизводят тонкости декора как в старые времена, а скорее обобщенно, схематично напоминают черты этих стилей. В современной мебели детали сложных форм изготавливают также методом литья из полимерных материалов с их последующей облицовкой пленками, имитирующими древесину. Такой способ изготовления художественной мебели под исторические стили является более дешевым, но не имеет той ценности, как при производстве мебели из натуральных материалов. Здесь уместно сравнение картины, нарисованной художником, с той же картиной, размноженной в типографии на бумаге. На смену вычурности и манерности рококо во второй половине XVIII в. пришел стиль классицизм. Щиты и ножки в изделиях выпрямились, вновь ожили античные мотивы в орнаменте. Форма подчеркивает конструктивный принцип изделий, декор не маскирует конструкцию, а подчеркивает ее. Линии декора повторяют очертания предмета и его отдельных деталей. Мягкие элементы стульев и кресел обиваются специальными тканями с цветочным орнаментом, иногда применяется позолота. Основным украшением служит маркетри (рисунок, составленный из тонких пластинок древесины различных пород и накладываемый на всю отделываемую поверхность), облицовка шпоном красного дерева с легкой бронзовой отделкой, отделка воском или лаком. Политура изобретена в конце XVIII в., но начала широко применяться лишь в XIX в. Формы и мотивы классицизма также являются излюбленными в современной художественной мебели, но используются упрощенно, приспосабливаясь к машинному массовому производству. На смену классицизму в конце XVIII в. приходит пышный, воинствующий стиль ампир). В мебели копируются античные образцы. В столах применяются опоры, аналогичные мраморным опорам римских столов. В орнамент вводятся мотивы с фигурами людей и животных, мистических существ, символы императорского Рима — щиты, шлемы, копья, лавровые венки и др. Используется простое, но технически со вершенное облицовывание. Отполированные поверхности изделий декорируются бронзовыми накладками тонкой работы, иногда резными золочеными элементами. В первой трети XIX в. формы мебели изменяются в соответствии со стремлением буржуазии к спокойной и упорядоченной жизни. Новый стиль в Западной Европе, продержавшийся до середины XIX в., получил название бидермейер. Он унаследовал от ампира основные принципы построения, но без его аристократичности. Правда, изделия были практичными и удобными, они освобождались от чужеродного декора. Критерием их красоты становилось удобство формы и качество столярной работы. Эстетические достоинства обеспечивались точными пропорциями, хорошим подбором текстуры древесины, расцветок и рисунков облицовочных материалов. Черты этого стиля начали использоваться и в современной мебели массового производства. До XIX в. мебель делали в основном ручным способом, в единичных экземплярах, по заказу. Но ручной труд был доведен до технического совершенства. Что касается мебели простого народа, то ее делали в каждой семье самостоятельно, как и другие бытовые предметы. Так в Беларуси почти в каждой семье имелись простейшие наборы столярно-плотницких инструментов, а многие мастера имели и более сложные инструменты (например, сверла для выборки отверстий глубиной до метра в деталях мельниц). Изделия мебели в основном были простых конструкций, соответствовали возможностям ручных инструментов. Но эстетические представления так или иначе вкладывались в любую изготавливаемую вещь.. В XIX в. (с формированием капиталистических отношений) появилось массовое мебельное производство. Мебель стали делать быстрее, больше, дешевле, но качество ее резко ухудшилось. С помощью машины изготавливали однотипные заготовки, а из них — однотипные предметы. Менялся характер труда. Из творческого он превращался в монотонный. Прежние художественно совершенные образцы мебели, рассчитанные на ручной труд, для машинного производства не годились из-за сложности. Не осваивались и новые материалы, так как не было прогрессивных идей для создания нового стиля. Для новых условий пригодных проектов не оказалось. К машинной технологии приспосабливали формы ручной работы. Девятнадцатый век оказался эпохой смещения различных стилей, так называемой эклектики. Чтобы придать грубым несовершенным изделиям видимость произведений прикладного искусства, использовались формы прошлых эпох.. Порочность эклектизма заключалась в его оформительском характере, искажении конструкции и технической формы, противоречии функции и формы. Такая опасность существует и сейчас, когда при непрофессиональном проектировании стараются сделать «красивое» изделие, используя одновременно мотивы нескольких декоративных стилей. В конце XIX в. зарождается стиль модерн. Используются новые, причудливые формы, нередко вопреки логике. Орнамент маскировал конструкцию и не считался с ней. Отрицали симметрию, избегали двух одинаковых по форме изделий и даже деталей. Композиции выполняли асимметрично, даже в одном изделии стремились сделать детали и ниши разных размеров. Не лучшим образом решался и интерьер комнат. Искусственно созданный под влиянием моды модерн изжил себя уже в начале XX в. и начал вытесняться новым стилем — конструктивизмом. В основе этого стиля лежала целесообразность. Главную роль отводили конструкции, а не декорации. Появляются новые типы мебели — секционная, комбинированная (диван-кровать, кресло-кровать, стол-бюро и др.), специализированная. В целом конструктивизм явился прогрессивным направлением, однако конструкция считалась чуть ли не единственной носительницей функциональных и эстетических качеств предмета. В мебели это направление стало формалистическим.. Чрезмерное подчеркивание утилитарного характера изделий, их целесообразности привело к появлению еще одного направления — функционализма. Выпячивание функции нередко шло в ущерб ей же. Необходимо отметить, что в период длительного застоя мебельного искусства были и прогрессивные находки. В первую очередь к ним следует отнести гнутую, так называемую «венскую», мебель . Небольшой расход древесины, легкость, прочность и сравнительная доступность обусловили ее широкое распространение. Это мебель отличается технологичностью изготовления, единством конструктивного и художественного решения. Желание сохранить национальные черты приводило к подражанию крестьянскому искусству, что порой порождало нелепые формы, противоречащие функциональному назначению и подлинным традициям народной мебели . В довоенный период мебель для массового потребления изготовлялась по устаревшим формам модерна и конструктивизма, а для общественных зданий — в народном стиле. Позже народные формы проникли и в бытовую мебель, ограничив возможность ее индустриального производства. Каждое изделие выполнялось, как законченное целое, а это не всегда давало возможности создать удобный интерьер. Толчком к перестройке мебельной отрасли послужили всесоюзные конкурсы 1958 и 1861 гг. на лучшие образцы бытовой мебели. Вместо громоздких и сложных изделий начали выпускать наборы для одно-, двух- и трехкомнатных квартир, кухонь и других функциональных зон. Появилась секционная, трансформируемая и стеллажная мебель. Примерно до середины 70-х годов выпускались изделия стандартизованных однотипных форм. Проектирование отличалось скупостью средств и приемов художественной выразительности, ориентировалось на функционально-конструктивные экономические решения. Но среди потребителей выявилось стремление к усилению декоративно-художественной функции мебели. Производство такой мебели было начато после третьего всесоюзного конкурса {1974-1975 гг.). В конце 70-х годов зарождается производство мебели в духе прошлых стилей. Такая мебель воспринимается как предмет декоративно-прикладного искусства, для нее характера повышенная декоративность. В 1982-1983 гг. был проведен четвертый всесоюзный конкурс на новые образцы мебели для типовых квартир. Были определены наиболее массовые группы мебели: наборы корпусных изделий для общих комнат, для индивидуальных и групповых жилых комнат в квартире, для однокомнатных квартир, рабочих комнат, спален, кухонь, детских комнат, прихожих. Появилась необходимость выпускать и отдельные, так называемые штучные, изделия. Мебель стали проектировать с учетом функциональной целесообразности, эргономических и гигиенических требований, удобного размещения изделий в помещении. В комплекты мебели, особенно кухонной, встраивается различная бытовая техника и т. д.
3.1 Тема: Цвет в мебели. (2 часа) 3.3 . План лекции: 1. Цвет
3.4.Краткое содержание лекции: Внимание к проблемам цвета характерно для ученых всех времен. Теория цвета интересовала художников и архитекторов, музыкантов и поэтов. Крупнейшие писатели воссоздают в своих произведениях своеобразный колорит природы и окружающей обстановки. Этот интерес к цвету — свидетельство огромного значения его во многих сферах жизни и деятельности человека. Историю классификации цвета можно подразделить на два больших периода: первый — с доисторических времен до XVI века и второй — с XVII века до наших дней. Первобытные люди отождествляли цвета с наиболее ценными для них вещами и стихиями. В красном: первобытный человек узнавал кровь, огонь, тепло и солнце. Белый — это дневной свет, всегда воспринимался людьми как благо. Это цвет молока и воды. Это признак верхних, потусторонних сфер, поскольку связан с облаками. Черный цвет, в представлении первобытных людей, воспроизводит мрак, темноту ночи и смерти, цвет земли. Эта триада надолго сохраняет значение основной. В глубокой древности основными занятиями людей были земледелие и скотоводство, главными богами — солнце или небо, а также земля и растения, поэтому к триаде основных цветов добавились зеленый, синий, желтый. Самое значимое и ценное обозначалось определенным цветом. С развитием людского сознания, с появлением науки мифологизм мышления понемногу изживает себя. Наука начинает вытеснять религию. Общественные отношения становятся более сложными, меняется отношение к цвету. Цвета делятся на благородные и низкие, культурные и варварские, темные и яркие. В средневековой Европе этот вопрос упрощается, так как появляется единое основание для его решения — христианская религия и ее догмы. Цвета подразделяются на «божественные» и «богопротивные. Таким образом, до начала XVII века классификация цветов строилась на основе культовой мифологии, В XVII веке Ньютон вводит естественную (физическую) основу классификации цветов, а именно — спектр белого цвета. На основе спектра был построен цветовой круг, состоящий из семи цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Цвета разделились: основные — красный, желтый, синий (триада); второстепенные (смешанные) — оранжевый, зеленый, фиолетовый. Цвета круга можно условно разделить на две большие группы. Цвета, расположенные в его левой половине, называются холодными, потому что они ассоциируются с холодной водой, льдом. На глаз человека наиболее благоприятно воздействуют цвета средней части спектра, которые преобладают в природе. В их числе голубой цвет спокойного моря и неба, зеленый и желто-зеленый — растительного мира. Цвета правой половины круга называют теплыми, так как они ассоциируются с солнцем, огнем, расплавленным железом. Некоторые цвета могут быть как холодными, так и теплыми. Например, если к зеленому добавить желтую краску, он станет теплым, а если синюю — он станет холодным. Существуют и нейтральные цвета (коричневый, серый, белый, черный). Восприятие предметов как цветных зависит от их способности к отражению световых лучей. По этому признаку окрашенные поверхности подразделяются на две группы: ахроматические и хроматические. К ахроматическим относятся белый, черный и все серые цвета. В их спектры входят лучи всех длин волн в равной степени. Они не имеют цветового тона и характеризуются лишь светлотой. В спектрах хроматических цветов всегда имеется преобладание какой-либо одной длины волны. К хроматическим цветам относятся все, входящие в спектр, а также многие природные цвета. Они характеризуются цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Цветовой тон — это качество цвета, позволяющее дать ему название. Например, красный, изумрудный, синий и т. д. Светлота — это степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов различения п. Количественное определение числа порогов различения сложно, поэтому для характеристики светлоты принят другой показатель — относительная яркость. Удобно в практике измерять относительную яркость при помощи заранее заготовленной серой шкалы. Измерение производится путем сравнения на глаз данной выкраски с одним из образцов серой шкалы. Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от ахроматического при равной их светлоте, измеряемая числом порогов различения от данного цвета до ахроматического. Цвет — важное средство композиции, способное усилить пластическую выразительность и тектоническую ясность предметов. С помощью «отступающих» темных и холодных цветов, а также «выступающих» светлых и теплых цветов можно зрительно изменить размер помещения или предмета. Если из двух предметов один окрасить в холодный цвет, а другой — в теплый, то первый будет казаться дальше, а следовательно, меньше второго (закон перспективного сокращения). Цвета могут восприниматься как «тяжелыми», так и «легкими». Впечатление легкости можно создать путем окраски предмета в светлый и холодный цвет (светло-голубой, голубовато-зеленый и т.д.). Темные и теплые цвета зрительно усиливают вес и прочность предмета (темно-красный, красно-желтый и т. д.)- Работая с цветом, нельзя забывать о многообразии одного цветового тона. Например, если взять красный цвет и постепенно добавлять в него белую краску, то увидим, как он переходит в бледно-розовый, а если мы в красный цвет станем постепенно добавлять черную краску, то увидим, как он переходит в темно-коричневый. Зная возможности одного цветового тона, мы можем создавать монохромные (гризаль) композиции. В то же время природное многообразие цветовых тонов дает возможность создавать полихромные (многоцветные) композиции. В цветовом круге выделяют контрастные цвета, в которых противопоставляются тональность или светлота, и нюансные цвета . Светлотным контрастом называется иллюзия изменения светлоты под действием соседних цветов. На светлом фоне всякий более темный предмет темнеет, а на темном фоне более светлый светлеет. Например, серые полоски на черном фоне кажутся светлее, а на белом — темнее. Тональным контрастом называется иллюзия изменения цветового тона или насыщенности цвета под действием соседних цветовых тонов. Например, на синем фоне контрастно выделяются красные элементы и теряются зеленые элементы. Гармонии контрастных цветов можно разделить на два вида: парную (взаимодополнительную) и триады. В парной гармонии сочетается любая пара цветов противолежащих секторов цветового круга и их оттенков. Гармония триады слагается из трех контрастных цветов, два из которых имеют смежный оттенок, а третий является цветом, дополнительным к их среднему значению. Например, желтый, красный, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый и т. д..Чем больше ступеней в цветовом круге, тем больше триад можно получить. Предпосылками формирования цвета мебели служит выбор конструктивных, облицовочных и отделочных материалов, а также способов подготовки и отделки поверхностей. В изделиях корпусной мебели наибольшую площадь лицевых поверхностей формируют натуральная древесина и облицовочные материалы из нее, в первую очередь строганый шпон, а также пленки на основе текстурных бумаг, пропитанных синтетическими смолами. Древесина различных пород окрашена в хроматические цвета многочисленных цветовых тонов и оттенков. Цветовой тон основных промышленных пород древесины соответствует желтому и красно-оранжевому участкам спектра, при чистоте цвета от 18% до 62% и яркости от 7,5% до 78%. Цвет древесины не остается постоянным. Он меняется под воздействием солнечного света. При этом одни породы (ель, сосна, пихта, липа) темнеют, а другие (дуб, бук, береза, осина) — светлеют. Значительно меняются цветовые характеристики при нанесении лакокрасочного материала на древесный шпон. Цветовой тон изменяется от более светлых окрасок к темным, а насыщенность цвета и светлота уменьшаются. Цвет древесины, а также блеск и текстура определяют ее декоративные качества. Текстура определяется характером анатомического строения древесины. Фактура, определяемая строением материала, т. е. величиной и характером неровностей, тесно связана с его отражательными способностями. По степени отражения различают поверхности глянцевые, матовые, полуглянцевые и полуматовые. Нельзя забывать, что при различном освещении и в разное время суток цвет поверхностей мебели, как и всяких других предметов, будет восприниматься по-разному. Предпосылками формирования цвета мебели служит выбор конструктивных, облицовочных и отделочных материалов, а также способов подготовки и отделки поверхностей. В изделиях корпусной мебели наибольшую площадь лицевых поверхностей формируют натуральная древесина и облицовочные материалы из нее, в первую очередь строганый шпон, а также пленки на основе текстурных бумаг, пропитанных синтетическими смолами. Древесина различных пород окрашена в хроматические цвета многочисленных цветовых тонов и оттенков. Цветовой тон основных промышленных пород древесины соответствует желтому и красно-оранжевому участкам спектра, при чистоте цвета от 18% до 62% и яркости от 7,5% до 78%. Цвет древесины не остается постоянным. Он меняется под воздействием солнечного света. При этом одни породы (ель, сосна, пихта, липа) темнеют, а другие (дуб, бук, береза, осина) — светлеют. Значительно меняются цветовые характеристики при нанесении лакокрасочного материала на древесный шпон. Цветовой тон изменяется от более светлых окрасок к темным, а насыщенность цвета и светлота уменьшаются. Цвет древесины, а также блеск и текстура определяют ее декоративные качества. Текстура определяется характером анатомического строения древесины. Фактура, определяемая строением материала, т. е. величиной и характером неровностей, тесно связана с его отражательными способностями. По степени отражения различают поверхности глянцевые, матовые, полуглянцевые и полуматовые. Нельзя забывать, что при различном освещении и в разное время суток цвет поверхностей мебели, как и всяких других предметов, будет восприниматься по-разному. 5.1 Тема: Освещение. (2 часа) 1. освещение
Краткое содержание лекции:
Современный человек, проводящий значительную часть времени в помещении, в замкнутом пространстве, давно привык заменять солнечный свет искусственным. Функциональное предназначение искусственного освещения вполне понятно: оно используется для того, чтобы легко ориентироваться в пространстве в темное время суток. Однако, к сожалению, мы очень часто недооцениваем влияние освещения на наше настроение и самочувствие, хотя во многих случаях интуитивно оперируем светом для создания определенного эмоционального состояния: например, зажженные свечи придают комнате атмосферу романтики или тайны, а ослепительный яркий свет способствует активному, деловому настрою. Качественное и грамотно подобранное освещение — один из важнейших факторов для создания уюта и комфорта в современной квартире. Между прочим, по данным исследований психологов (и вопреки расхожим представлениям), вовсе не мебель и не предметы декора являются основными составляющими интерьера, а именно свет, его интенсивность, цвет и распределение в пространстве. К тому же свет обладает неоспоримым достоинством — гибкостью и множеством вариантов аранжировки, в отличие от статичных вещей, создающих общую предметную композицию интерьера. Если задуматься, свет —■ настоящий волшебник: с его помощью можно полностью изменить восприятие любого, даже маловыразительного интерьера. Вступая во взаимодействие с предметами, свет может «растворять» их контуры или, наоборот, подчеркивать, делая более контрастными. Преломленный определенным образом, он способен полностью изменить облик привычных вещей и создать новые стили и образы. Так, удачно освещенный старомодный диван вполне может «потерять возраст», а немного выцветшие шторы — вновь обрести сочность и глубину изначальной расцветки. При помощи света можно не только управлять формой предметов и воздействовать на их цвет, но и зрительно изменять объем и форму пространства. Возможности новейших осветительных систем так широки, что с их помощью достаточно просто изменить образ помещения, не прибегая при этом к перестановке мебели: подчеркнуть архитектурное решение, раздвинуть стены, зрительно «приподнять» или, наоборот, «опустить» потолок, скрыть изъяны или расставить акценты. Например, стоит только направить световой поток от скрытых регулируемых точечных осветителей на обеденный стол или кофейный столик, настенные росписи или занавеси, каменную кладку, декоративные зеркала, вазы, комнатные растения — и свет будет диктовать впечатление от всех этих вещей. С помощью направленного светового потока можно выделить, например, «главный» предмет интерьера, особую гордость хозяина — великолепную картину или уникальную коллекцию оружия. Современные требования, предъявляемые к освещению пространства, — мобильность, разнообразие и комфорт. Консервативное световое оформление, когда люстра или плафон были неподвижно закреплены в центре комнаты, а торшеры и бра обладали статичными, раз и навсегда выбранными направлениями потоков света, — уже в прошлом. Сегодня очень актуальны всевозможные комбинации рассеянного или отраженного освещения с подвижными световыми акцентами, создаваемыми яркими пучками направленного света. Целесообразность подобного подхода подтверждается еще и тем фактом, что для определенного рода различных по функциональности помещений необходимы различные схемы освещения, а порой даже в одном помещении более рациональной и удобной оказывается организация отдельных функциональных зон: для отдыха, работы, приема пищи. Разделив комнату на зоны с помощью световой «стены» или направленных световых лучей, можно также избавиться от необходимости строительных работ: возведения перегородок или установки ступеней. Более того, для каждой функциональной зоны помещения можно создать абсолютно автономное освещение, чтобы при желании «выключать» из интерьера тот или иной его уголок, просто погасив там свет. В светодизайне функциональных, «рабочих» точек дома, таких как кабинет, кухня, ванная комната, «островки» для чтения, внутренние лестницы, часто используются точечные источники и гибкие световые ленты. Там, где нет места для встроенного светильника или должно меняться направление света, ставят софиты. В коридорах источники света обычно встраивают в потолок. Значительно расширить возможности освещения жилья может использование современных систем управления, способных осуществлять полный контроль над всеми источниками света и создавать различные световые сцены, соответствующие определенному настроению. Выбирая светильники для оформления интерьера того или иного помещения, желательно принять во внимание следующий важный момент. Различные источники света обладают свойством вызывать разные эмоции, в зависимости от состава излучаемого спектра. Так, например, для создания яркой и праздничной атмосферы подойдут флуоресцентные и галогенные лампы, а вот натриевые газосветные, наоборот, могут привнести некоторое ощущение тревоги. Поэтому к вопросу освещения лома нужно подходить очень внимательно, вдумчиво, решив для себя, какие именно эмоции хотелось бы испытывать в той или иной комнате. Впрочем, даже в пределах одного помещения можно устроить комбинированное освещение и, оперируя его различными вариантами, но желанию менять свое эмоциональное состояние. Например, одним из наиболее актуальных направлений светового дизайна является использование нескольких больших напольных светильников, изливающих мягкий, спокойный свет, из которых можно выстраивать разнообразные композиции, образовывая островки и линии освещенности. Интересной идеей в области светового дизайна является также использование в жилом интерьере различных световых эффектов, например, очень красивого эффекта «звездного неба». Изюминкой интерьера могут стать интересные дизайнерские решения в авангардном стиле. Представьте себе, например, светильник в форме яйца динозавра или... кресла, подвешенного к потолку. Одно из модных направлений сегодня — бионика, сочетающаяся с отголосками эстетики модерна. Светильники этого стиля напоминают цветы, причудливые растения и даже диковинных животных и насекомых — улиток, бабочек, стрекоз. Пластичные, лишенные малейшего намека на симметрию абажуры колышутся на изогнутых стеблях или вырастают из-под земли, движимые искусственным светом. Для абажуров и аксессуаров характерны яркие чистые цвета, свет направляется мягким рассеянным потоком. Безусловно, нельзя забывать о художественном оформлении светильников, которое также способно внести в интерьер свою ноту. Изысканно и оригинально выполненные светильники, наряду с игрой светового потока, сами по себе могут оживить интерьер и добавить ему очарования.
6.1 Тема: Виды современных светильников (3 час) 6.3. План лекции: 1.виды светильников
6.4.Краткое содержание лекции:
В международном «Руководстве по светотехнике» светильник определяется как «прибор для распределения, фильтрации и преобразования света от лампы или ламп, включающих необходимые компоненты для их защиты, крепления и снабжения электроэнергией». Светильники различаются по нескольким параметрам. Это разновидности используемых ламп, их количество, расположение, степень зашиты — существуют светильники, специально предназначенные для использования во влажных или пыльных помещениях, конструкции (открытые, закрытые, лампы с отражателем, зеркальные, растровые светильники и автомобильные фары), место монтажа (настенные, потолочные, маятниковые и переносные светильники) и назначение (технические, декоративные и светильники для эффектов). Любой светильник состоит из источника света (лампы) и осветительной арматуры, которая в свою очередь представляет собой корпус с отражателем, рассеивате-лем или защитным стеклом и патрон. Все светильники имеют специальное устройство для ввода проводов и узел подвески. В зависимости от того, какой процент всего светово-о потока направлен в нижнюю полусферу, светильники оывают нескольких классов. Светораспределение светильника может быть прямым (распределение светового потока для нижней полусферы — 80-100% и для верхней полусферы — 20-0%), преимущественно прямым (распределение светового потока для нижней полусферы — 60-80% и для верхней полусферы — 40-20%), рассеянным (распределение светового потока для нижней полусферы — 40-60% и для верхней полусферы — 60-40%), преимущественно отраженным (распределение светового потока для нижней полусферы — 20-40% и для верхней полусферы — 80-60%) и отраженным (распределение светового потока для нижней полусферы — 0-20% и для верхней полусферы — 100-30%). Специалисты отмечают, что при выборе светильников стоит руководствоваться не только требованиями стиля, но и техническими нормами. Оптимальной считается такая мощность источника света, при которой на каждые 5 кв. метров площади комнаты приходилось бы 100 Вт потраченной электроэнергии (речь идет о традиционных лампах накаливания). Если же площадь комнаты велика (свыше 40 м2), дизайнеры советуют установить несколько источников света, к примеру, настенные светильники или торшер. Сейчас ведущие западные и отечественные дизайнеры уже не рассматривают осветительные приборы исключительно как источники света, но и как эффектное украшение интерьера. Их эксперименты зашли настолько далеко, что лампы встраивают в потолок, стены и даже в пол. Встраиваемые лампы изготавливаются из высокопрочных материалов со стойкой покраской, а современные корпуса позволяют создавать эффект рассеянного мягкого света, направленные, но не слепящие глаза световые пучки. Стекло у встроенных в пол светильников выдерживает человеческий вес. Почти все законодатели световой моды выпускают полный спектр осветительного оборудования, начиная с настольных ламп и заканчивая люстрами. Однако некоторые производители специализируются на конкретных направлениях: одни делают акцент на настольных лампах и люстрах, другие — на потолочных светильниках, бра и люстрах, третьи — на осветительных приборах для ванных комнат. Большинство производителей в новых коллекциях предлагают расширенную линейку настенных светильников, спотов, галогенных систем и торшеров. И, наконец, несколько простых рекомендаций, о которых не следует забывать при самостоятельной подвеске люстр или замене ламп в светильнике. Прежде чем приступить к работе, нужно позаботиться об освещении места работы, так как ток в электропроводке на время работы необходимо будет отключить. Перед подвеской потолочного светильника (например, люстры) рекомендуется оценить состояние проводки в месте подключения и крючка для люстры. Нужно внимательно проследить, чтобы провода, подходящие к клеммам люстры, были надежно изолированы друг от друга, так как зачастую клеммы контактов расположены очень близко одна от другой. При замене неисправных ламп в светильнике желательно использовать лампы, тип и мощность которых соответствует заменяемым. Нельзя устанавливать в светильник лампы накаливания большей мощности, чем те, на которые он рассчитан, так как это приведет к перегреву частей светильника и цоколя лампы, что, в свою очередь, может оказаться причиной новой неисправности или пожара. ПОТОЛОЧНЫЕ СВЕТИЛЬНИКИ Несмотря на новые дизайнерские разработки в световом оформлении интерьера, традиционная люстра по-прежнему остается главным источником общего освещения во многих гостиных, спальнях, кабинетах и детских комнатах. По дизайну современные люстры очень разнообразны. Наиболее простые модели люстр и подвесов (так называют потолочный осветительный прибор, рассчитанный на одну лампу) имеют одну или несколько лампочек накаливания, плафоны несложной формы и скромного дизайна.
НАСТЕННЫЕ СВЕТИЛЬНИКИ В русском языке для обозначения настенного светильника давно используется иностранное словечко «бра». Согласно словарю Ушакова, слово «бра» происходит от французского, что буквально переводится как «рука» и действительно означает «стенной подсвечник». Вполне вероятно, что такое название настенные светильники получили из-за своей конструкции, в основе которой лежит конструкция факела: источник света, укрепленный на держателе. Любопытно, что многие современные художники создают модели, дизайн которых вызывает ассоциацию с первыми «осветительными приборами» — факелами, освещавшими жилище древнего человека. Иногда внешний вид «факела» преображается до неузнаваемости, как, например, в модели на рис. 12, но принцип остается прежним: источник света поддерживается укрепляемой на стене конструкцией держателя. Настенные светильники относятся к категории дополнительных осветительных приборов, хотя очень часто они играют роль основного источника света, например, в небольших по размеру помещениях.
НАСТОЛЬНЫЕ СВЕТИЛЬНИКИ Часто можно встретить мнение, что при выборе настольной лампы важнее учитывать ее функциональность, а дизайн является второстепенным фактором. Однако западные производители настольных светильников стремятся к тому, чтобы оба эти параметра их продукции не уступали друг другу. Сегодня на рынке представлены всевозможные модели настольных ламп. Классическими являются лампы со стеклянными или матерчатыми плафонами и узорчатыми металлическими ножками.
НАПОЛЬНЫЕ СВЕТИЛЬНИКИ Напольные светильники сегодня по-прежнему популярны. И, несмотря на утверждения некоторых модных журналов о том, что торшеры с привычными абажурами в форме колокольчиков безнадежно устарели, на Западе во многих интерьерах можно встретить торшеры именно такого дизайна, которые благодаря использованию современных материалов смотрятся особенно эффектно и стильно. Так, итальянские промышленники разработали целую коллекцию напольных светильников, сознательно придав некоторым из них старомодный облик — именно в этом, по мнению художников, и заключается обаяние подобных моделей. Интересна созданная западно-европейскими художниками-дизайнерами коллекция светильников в античном стиле, в которую, помимо напольных, входят и потолочные, и настольные светильники, благодаря чему легко подобрать полный гармоничный ансамбль осветительных приборов, например, для гостиной или спальни.
|