Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Ценностные ориентации молодежи и проблема конфликта поколений.




Молодежь ругали всегда - даже в записях, сохранившихся со времен Древнего Египта и Древней Греции, существуют фразы о том, что "молодежь пошла не та". Так и сейчас - старшие поколения упрекают молодых людей в их "недалекости" и аморальности.
Кардинально изменилась идеология в постперестроечной России, перевернув тем самым и ценностные ориентации. Развал СССР привел к уничтожению единого экономического, культурного и образовательного пространства.
В последнее время средства массовой информации постоянно говорят о мировом экономическом кризисе. Считается, что экономический кризис общества сопровождается чаще всего кризисом ценностных ориентаций. Особенно заметно снижение в системе ценностных ориентаций проявляется в отношении к образованию как базовой социальной ценности. Система образования сейчас требует самообучения, умения анализировать и обобщать и т.д. Но современная молодежь к такому не готова. Суть обучения сводится к единственной цели - получение диплома при минимальных усилиях. Обучение как процесс получения знаний не воспринимается. Образование должно быть более глубоким, разносторонним. Каждый должен понимать, что без хорошего, высококлассного образования в 21 веке делать нечего.
Развитие правосознания идет с серьезным отставанием от происходящих в стране политических процессов. Молодежь быстро убеждается, что живет в неправовом государстве, где законы нарушать очень просто.
Интересы молодежи определяются ее экономической, социальной и политической ролью в обществе, но при этом необходимо учитывать следующее: молодежь - одна из самых незащищенных в экономическом отношении часть населения. В обществе очень низок престиж профессионализма, молодые специалисты оказываются невостребованными, что приводит к "утечке мозгов".
Очень важное значение для современной молодежи имеет материальное благополучие. Многие счастье измеряют именно деньгами. Привлекательность специальности, места работы во многом определяется именно размером оплаты труда, идет ориентация на заработок, нежели на интересную работу. Успешность человека также определяется его доходами, а не его качествами - знаниями, трудолюбием, талантом и др. Подобная ориентация на деньги негативно сказывается на отношениях людей, порождая зависть, неприязнь и т.д.
Молодежь осознает значимость духовных, человеческих ценностей, выступает за усиление внимания к ним. Однако такая оценка действует скорее на вербальном, чем на поведенческом уровне. В реальной жизни действуют принципы рационализма и прагматизма; происходят процессы "размывания" норм доброты и милосердия, честности и порядочности и других [1].
Ценностные установки и внутренний, духовный мир молодежи формируется в семье и в обществе в процессе образования и воспитания.
Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее и настоящее.
"Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы. Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся. Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, становятся на преступный путь. Четвертые начинают искать "путь к Богу", вступают в различные секты, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем", - пишет В. Т. Лисовский[8;43].
Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые – его ценностные приоритеты относительно развития общества.
Существуют и другие классификации ценностных ориентаций. Обратимся, к примеру, к классификации, предложенной В.А. Сибиревым [16;25].
По мнению исследователя, каждое ценностное суждение фиксирует лишь конкретные аспекты соответствующих макроценностей, наблюдаемых в поведении индивидов. Представлено четыре группы: традиционная, альтруистическая, гедонистическая и самореализации. Конкретный состав принадлежности к той или иной группе первичных принципов, отношение к которым выявлялось в процессе исследования, следующий:
1) традиционные: хорошо зарабатывать, получать много денег (деньги); создать семью (семья); иметь авторитет у других (авторитет); выполнять свои обязанности (ответственность);
2) гедонистические: не отказываться от жизненных удовольствий (жизненные удовольствия); наслаждаться радостями жизни (радости жизни);
3) альтруистические: служить другим людям, даже в чем-то отказывая себе самим (общественное благо); помогать социально незащищенным (помощь нуждающимся);
4) самореализации: быть хозяином своей жизни (хозяин жизни); реализовать себя, не плыть по течению (самореализация); быть независимым от других (независимость); найти смысл жизни (смысл жизни).
Система ценностных ориентаций разделяется на три большие группы[20]: 1) «материнские» как материально-экономические; 2) «отцовские» как духовно-гуманитарные; 3) символически-интерсубъективные как рациональные.

Семья, как социальный индикатор , является первым и самым чувствительным социальным организмом ко всем переменам в обществе. В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях В России произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества. В России практически каждая семья имеет «белое пятно» в памяти о своих предках. Этому способствовали войны (гражданская и Великая отечественная), голод, государственный террор (раскулачивание, переселение народов, и затем ГУЛАГи). А потому молодое поколение все больше ставилось в ситуацию неопределенности как своего места в роду, так и в обществе. Оно было вынуждено или вырабатывать свои представления о мире и протестовать или приспосабливаться к сильным мира сего. Реформы в России и дестабилизация в стране, вынуждают человека выживать , что формирует в сознании молодого поколения отношение к старшему поколению, как к иждивенцам. Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение. В массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения. По факту государство реализует стратегию вытеснения людей преклонного возраста из сферы доступа к престижным ценностям , власти, и другим ресурсам, а также периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем на проблемах лиц пенсионного возраста. Происходит трансформация отношения молодежи к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. Пожилые люди оказались брошенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания и помощи со стороны родных детей и внуков. В общественном сравнительно недавно появилось такое понятие, как «частная собственность». Большинство людей частной собственности не имели и сознание и психология собственника в России еще не сформировалась. А поскольку в семейных отношениях все большее значение приобретает наличие собственности и факт передачи ее по наследству, то старики, которым нечего оставить своим детям в наследство, оказываются никому ненужными. Но и у богатых людей, занимающихся бизнесом, появляются свои, специфические конфликты и проблемы по поводу передачи собственности . Одна из проблем – это как передать бизнес своим детям, которые не желают продолжать дело родителей, а хотят истратить капитал по своему усмотрению. Поэтому специфика конфликта поколений в России на уровне социальных институтов проявляется в следующих фактах: обесценивание старости в глазах молодого поколения; поиск семейных ценностей, как духовных, так и материальных; передача собственности по наследству; вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни; дети не приемлют ценности и образ жизни своих родителей. увеличение социокультурной дистанции между молодым и пожилым возрастом.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты