Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Отдел реставрации музейных ценностей




Государственный Русский музей

 

1. Типологическая принадлежность памятника

Вид памятников   Определение, характер п-ка Памятники изобрази-тельного искусства Памятники приклад-ного и изобр-го искусства Археоло-гические памятники Докумен-тальные памятники Прочие памятники истории и культуры
Резьба по дереву     (2)      
Обвести кружком цифровое обозначение вида

 

2.Место постоянного хранения, владелец памятника:

Фонд мебели отдела декоративно-прикладного искусства Русского музея

3. Каталожные данные о памятнике Примечания, уточнения
Наименование: Кресло с декоративными золочеными элементами
Авторство: по рисункам Перьсье и Фетена  
Время создания: 1848год
Материал, основа: дерево, левкас  
Техника исполнения: резьба по дереву, цировка по левкасу, комбинирование золочение, красочный слой.
Размеры: 130 х 100 х 85  

 

4. Основание для реставрации: Отслоения и расслоения левкаса, загрязнения позолоты и красочного слоя, утраты элементов декора. Необходимо приведение памятника в экспозиционное состояние.
причина и цель проведения работ
протокол Реставрационной Комиссии ГРМ № б/н от 24.10.89 (86) г.
наименование документа, № дата
  П Протокол   24.10.86 Меб495 Кресло П
                 

 

Памятник передан в реставрацию 29 октября 1988 г

П 30.10.86 Меб495 Кресло 03.06.88  

Акт о передаче № 22765 от «29 » октября 1988 г.

 

5. Основные сведения по истории памятника, условиям хранения, предшествовавшим реставрациям и исследованиям, с указанием источника сведений

 

6.Описание изображения

 

Кресло тронное с резными объемными скульптурными и архитектурными элементами и накладным по черному фону декором, с мягкими глухими несъемными деталями на спинке, сидении и внутренних сторон локотников.

Объемные резные золоченее фигуры крылатых грифонов, опирающиеся лапой на сферу, являются одновременно подлокотниками и передними ножками кресла. Вертикальные золоченые полуколонки со съемными сферами, обрамляя боковые стороны прямоугольной спинки, служат вертикальными стойками и задними ножками кресла. Завершают сидение по трем сторонам фигурные плоскости с золочеными профилированными тягами с волютными изгибами по краям и декоративной группой из стилизованных листьев аканта в центре.

 

 

6. Состояние памятника при поступлении в реставрацию

а) по визуальным наблюдениям:

 

Подлокотник дивана в виде объемной резной фигуры лебедя. Голова стилизованной птицы изогнута и прижата к груди. Расправленное крыло фигуры, заканчивающееся стилизованной валютой, опирается на спинку.На крыльях, лапах, голове, и орнаментальных тягах на груди и шее выполнено комбинированное золочение. Фигура птицы окрашена.

 

Древесина светлая плотная. Объем основы набран переклейкой

Утраты основы: Завершение клюва 1/3 утрачено размер утраты по сколу…..×….см.

Деревянный нагель, расположенный у валютного завершения крыла сохранился фрагментарно. Древесина на месте соединения крыла со спинкой имеет мелкие сколы, выщерблины и отщепы.

На этом же участке с внутренней стороны крыла от ребра к центру глубокая вмятина в основе 1,7×0,5 см с подвижным фрагментом древесины в середине.

На крыле по нижней плоскости ближе к фигуре частичная утрата основы полукруглой формы размером 2.5 × 3.0см на глубину 1.8см

На горизонтальной части крыла по нижнему краю с внутренней и наружной стороны многочисленные вмятины деревянной основы. Отдельные сопровождаются мелкими подвижными отщепами с выкрошкой волокон древесины. По наружной стороне ….×…. По внутренней стороне ….×…..

Вмятины: на крыле на внешней стороне по завершению пера у соединения горизонтальных и вертикальных элементов вмятина треугольной формы 0,9×1,1×1,2см, с выкрошкой в центре края пера 0,3×0,2см.

На площадке основания фигуры по краю технологического прямоугольного отверстия следы от инструмента (затесы древесины), по всей площадке мелкие отщепы единичные и группами.

Трещины: Многочисленные разнохарактерные по всей поверхности.

По клеевым швам на горизонтальной части крыла в наборной основе 6 трещин, 2 из них сквозные: вертикальная по периметру у краев оперения со слабовыраженным смещением по наружной стороне.

Основа по второй горизонтальной части, проходящей на уровне нижнего края крыла, по оперению до туловища, имеет слабовыраженную деформацию вследствие неоднородного усыхания древесины. ( Верхняя часть крыла слегка выступает над нижней до 0,05см). Расхождение клеевого шва по внутренней стороне доходит до 0,1см, по наружной стороне незначительное . Остальные- горизонтальные, параллельные, прерывистые, волосяные, читающиеся то с наружной, то с внутренней сторон, длиной 15,5см, 19,1см, 11,5см, 12,0см, 8,4см.

Трещины в массиве: на крыле по внешней стороне на уровне горизонтальной части подлокотника по более мелким перьям фигурная, горизонтального направления 10,8см, с расхождением от волосяной трещины до 0,02см. По крылу на уровне нижнего края горизонтальной части. На первом ряду оперения, огибая переднюю часть у шеи фигурная, глубокая с расхождением до 1,1см, длиной 11,8см

На крыле, ближе к верхней плоскости горизонтальной части локотника, по краю мелких перьев сквозная вставка основы диаметром 1,5см, с точечными выкрошками основы по периметру. Торцевые края вставки выступают над поверхностью резьбы до 0,1см. По периметру вставки волосяная трещина со следами клея.

От нее по внутренней плоскости крыла отходят в обе стороны горизонтальные волосяные трещины: влево 3,5см, вправо 1,5см.

На торцевой плоскости основания вдоль технологического отверстия отходит волосяная трещина по волокнам длиной 1,8см.

 

 

Основа

Древесина: светлая, плотная, местами деструктировалась, направление волокон горизонтальное объем основы набран переклейкой (из шести частей)

Вид резьбы: объемная, несквозная

Утраты

Отверстия от гвоздей с двух сторон на туловище у лап, в центральной части, глубина 0,4см. На туловище и лапах, в местах утрат грунта до основы, потеки покрасневшего лака по открытой древесине

Повсеместное общее пылевое загрязнение.

 

Грунт белый, плотный, неравномерный. Нанесен по всем элементам фигуры, кроме основания и участка с шиповым соединением. Многослойный плотный толщиной до 0.21см под глянцевым золочением, наиболее рыхлый и тонкий толщиной до 0.12 см на участках с матовым золочением, и тонкий плотный на полихромии до 0.08см.

Утраты золоченого грунта до основы:

На валюте с внутренней стороны локотника по всему краю завитка шириной до 1см; внутри завитка утрата 1,4×1,8см;

На валюте с внешней стороны локотника по всему краю завитка шириной от 0.02см до 0.07см;

 

Вдоль верхнего края горизонтальной части крыла с наружной и внутренней сторон по утолщению многочисленные утраты грунта до основы:

по внешней стороне (от валютного завершения вправо), наиболее крупные :0,7×22см ; 0,7×1,3см; 0,7×0,7см; 0,4×4см; 1,4×2см;

По внутренней стороне (от валюты влево), наиболее крупные: …..0,9×4,2см ; 0,4×3см…….

На горизонтальной части крыла с наружной и внутренней сторон локотника по нижнему краю многочисленные утраты:

По внешней стороне (от валютного завершения вправо), наиболее крупные : 0,5×0,6×0,5×1×0,5×32см.

По внутренней стороне (от валютного завершения влево), наиболее крупные: 0,7×16см; 0,4×7,2см; 0,3×2,9см

Утраты полихромного грунта

На шее по наружному изгибу в верхней части многочисленные небольшие утраты грунта до основы: 0,9×1,8×4,3см; ближе к голове: 0,7×0,6см; 0,3×0,6см; 0,2×0,3см.

На туловище под клювом выше орнаментальной полосы: 0,4×0,1см; 0,4×0,1см.

На крыле с внешней стороны у туловища ближе к орнаментальной полосе: 1,9×0,9см.

На валюте в центре внешней стороны части: …..×…см.

На наружном крыле вдоль верхнего края по утолщению: …×..см.

Расслоение грунта с частичными утратами:

По крыльям верхней горизонтальной плоскости, переходящей в валюту, и вертикальной, примыкающей к шее, обширные очаги отслаивающегося и расслающегося левкаса с фигурными утратами отслоившихся фрагментов.

Общее количество утрат разного размера -19. Размер наименьшей утраты, расположенной ближе к шее,

2,4 ×0,4см, размер наибольшей, расположенной в центральной части верхней плоскости 35.7×7.3см на этом участке площадь утрат золоченого грунта составляет 60%

Ниже, по внутренней части крыла на оперении, 7 незначительных размером от 0.02×0.04см до 2.1×1.1см

 

На фигуре, по орнаментальным полосам, 6 частичных утрат размером от 0.6×0.8см и 0.5×2.5см на груди до 0.3×6.1 см на шее.

На завершении клюва по подвижному отщепу частичная утрата фигурной формы 1.8×1.3см

 

На лапах многочисленные фигурные до нижележащего слоя левкаса размером от 0.4×0.8 см по внешней стороне у пятки до 2.7 ×5.7см по внутренней в центральной части лапы.

 

 

На голове по внутренней стороне возле клюва очаговое расслоение золоченого грунта с фигурной утратой отслоившегося фрагмента на глубину до 0,01см. размером 1,7×1,6см

Очаговые отслоения грунта:

На голове по внешней стороне 1,1×0,7см, у глаза 0,3×0,5см, на лбу 0,6×0,9см, на лбу возле клюва 0,5×1,6см, на клюве над отщепом 0,5×1,8см, на кончике клюва 0,6×1,7см.

На клюве по внутренней стороне мелкие утраты 0,4×0,1см; 0,3×0,1см.

 

По периметру всех утрат левкаса очаговое отслоение отслоение на разную ширину от 0.01 до 2.8см

 

Кракелюр:

Вся поверхность золоченого левкаса под сеткой разнохарактерного кракелюра.

На участках с глянцевым золочением, где толщина грунта больше, кракелюр крупносетчатый, глубинный. На участках с матовым золочением, где толщина грунта меньше, кракелюр мелкосетчатый с поперечной направленностью.

Позолота: На голове, лапах, тягах орнаментальных полос, прожилкам перьев.(ПРОЖИЛКИ ПЕРЬЕВ ПОГУГЛИ) и по верхнем плоскостям крыльев, переходящих в валюту -глянцевое золочение на полимент. Оперение крыльев, гладь орнаментальной полосы на шее, нижняя часть орнамента под тягой на груди, и глаза птицы -матовое золочение на лак.

 

Отслоения и шелушения позолоты:

На участках с матовым золочением очаговые, крупные и мелкие. Наиболее значительные по наружной и внутренней сторонам крыльев на оперении и на глазах по углублениям резьбы.

Потертости позолоты:

На участках с глянцевым золочением обширные до полимента. Сохранность позолоты на больших участках фрагментарные.

На участках с матовым золочением до нижележащего слоя лака по всей поверхности очагами большего или меньшего размера. Наиболее значительные в центральной части горизонтальных перьев по наружной и внутренней сторонам на участке 9,6×32 см, так же по периметру оперений на ширину 0.5см наиболее значительный участок в нижней части внутренней стороны 8,7 ×7,9см.

 

Утраты грунта и красочного слоя до основы

Очаговые по всей поверхности единичные и группами. Значительные по периметру основания в сторону хвост. Наиболее крупный очаг с вертикальными фигурными утратами у пяток размером 2,1×5,8 см, на кончике хвоста единичная крупная 1,2×2,1см. На внутренней стороне туловища над лапой две фигурные размером 1,3 ×2,7см и 1,1×1,2см. На внутренней стороне шеи по заднему изгибу фигурная 1,8×4,3см. На груди под клювом фигурная 1,2 × 1,1см

Красочный слой по туловищу и шеи птицы:

 

Потертости полихромии до основы:

По переднему и заднему изгибам шеи очаговые потертости полихромного грунта на участках 11,2×5,5см 5.0×3,5см, на груди выше и ниже орнаментальной полосы два очага 2,0×8см, 7,5×11,5см, доходящие до основы по выступающим элементам резьбы.

 

Утраты красочного слоя до грунта:

Многочисленные. Наиболее значительная утрата по внутренней стороне над правой лапой фигурной формы 2,1 ×2,9см. Мелкие размером от 0,03× 0,2см по всей поверхности единичные и группами.

 

Потертости красочного слоя:

Очаговые по всей поверхности по выступающим формам резьбы до нижележащего слоя зеленой краски, более холодного оттенка.

Поверхностное покрытие:

На участках с масляным золочением нанесен матирующий слой лака.

Позднее наслоение:

На участках с красочным слоем нанесен неравномерный слой потемневшего лака, нанесенного с подтеками на позолоту прилегающую к красочному слою. На туловище и лапах, в местах утрат грунта до основы читаются подтеки покрасневшего лака по открытой древесине.

По сквозной трещине между крылом и шеей жесткие наплывы неоднородной массы(возможно следы клея или смолы) На основании подлокотника по всей поверхности открытой древесины неравномерный слой пересохшего, растрескавшегося клея с наплывами по углублениям и затеками по текстуре древесины с разнохарактерными инородными вкраплениями.

 

Вся поверхность подлокотника под неравномерным слоем пылевых загрязнений и атмосферной копоти, въевшихся в слой матирующего покрытия, в текстуру открытой древесины, сконцентрованных в углублениях форм и неровностях рельефа. В углублении между шеей и крыльями среди разнохарактерных загрязнений в виде пыли, паутины, песка, мелких щепок находились фрагменты золоченого грунта.

 

 

 

 

На голове с внутренней стороны: 0,6×0,5×0,8см; 1×0,7см

Возле левого глаза: 0,2×0,5см

С внутренней стороны у туловища: 1,2×0,9см

С внутренней стороны у туловища ближе к клюву: 0,4×0,1см; 0,2×0,1см; 0,3×0,1см

С правой стороны (внешней по расположению на диване): 1,6×1,7см

На туловище с правой стороны возле клюва: 1,8×0,8см

На ленте от нижней части вверх: 1,1×2,1см, 1×0,5см, 6,2×1,2×2×1,9см

С левой стороны на ленте от нижней части вверх:: 1×1,6см;1,8×0,9см

На лапах с правой стороны по центру возле туловища: 5,7×2,7см

Ближе к груди: 0,9×1,5см; 0,7×1,5см

Возле хвоста: 2×0,9см; 1,1×0,8см

С левой стороны возле хвоста в нижней части: 0,4×0,8см; 0,8×1,1×3,6см

Возле груди: 0,2×0,4×3см; 0,5×2,1×1,1×0,5см; 1,5×1,4см

На торцевой части крыльев, стилизованных под локотник, от шеи к завершению крыльев в виде валюты, на верхнем крыле (из положения, лежа на внутреннем правом боку): 1,5×3,5см; 0,7×1,8см; 1,9×19,3см

На нижнем крыле (от шеи к завершению крыльев в виде валюты):0,7×2,9см;1,5×3,5×3×1,9×28,3см

 

Утраты полимента:

На крыле с правой (внутренней по расположению на диване) стороне возле туловища ближе к лапам по толщинке крыла утраты полимента и частично грунта с межслойным расслоением: 1×1,6см; 0,9×1,8см

На крыле с левой (по расположению на диване) стороны возле туловища от ленты до начала шеи по толщинке крыла утраты полимента и частично грунта с межслойным расслоением: 1,1×2,1см; 0,5×1см; 1,2×2×1,9см.

Многочисленные потертости позолоты до грунта по всей поверхности

 

Сгустки грязи и пыли неизвестного происхождения в глубинах форм: между головой и туловищем, между шеей и крыльями, между туловищем и крыльями, в углубление между двумя крыльями на верхнем торце и в углублении, где крылья переходят в валюту.

 

 

б) по данным лабораторных исследований:

№№ п/п Цель и вид исследования Описание и результат исследования Место хранения. № и дата заключения Исполнитель, должность (ф., и., о.)
1. Исследование экспонатата с использованием бинокулярной лупы с 6-ти кратным увеличением с целью изучения декоративного покрытия Исследование подтвердило результаты визуальных наблюдений. Протокол № Художник-реставратор Веснина И.С.
2. Комплексное исследование декоративного покрытия экспоната. Цель: определение состава левкаса, красочного покрытия, способа золочения, наличие поновлений и их характер. Обнаружено 2 слоя левкаса, состав обоих традиционный: мел+ глютиновый клей. Золочение: нижележащего слоя – матовое на масляный лак; верхний слой – глянцевое на полимент и матовое на лак на масляной основе.   Архив сектора ХБИ ГРМ Заключение № 21 от 10.11.88     Зав. хим. Лабораторией ГРМ, кандидат хим. Наук Никитин М.К. Егорова Т.К.
  Красочное покрытие: масло + кость жженая. Заключение № 39 от 2.12.88    
         
         

 

 

в) общее заключение о состоянии памятника

 

памятник нуждается в реставрации в связи с нарушением целостности клеевых швов, утратами накладного декора, нарушением прочности крепежа декоративных элементов, утратами и отслоениями левкаса, сильным загрязнением поверхности.

 

 

Дата «29» октября 1988 г. Веснина И.С. Художник-реставратор
  фамилия, имя, отчество, должность, подпись

7. Программа проведения работ и её обоснование

Программа составлена на основании задания на реставрацию, принятого на Реставрационной комиссии Русского музея

 

Протокол заседания Реставрационной комиссии (№ и дата): № от 24.10.88 г.

  П Протокол   24.10.86 Меб495 Кресло П

 

а) Состав и последовательность реставрационных мероприятий:

 

1. Произвести обеспыливание поверхности.

2. Укрепить очаговые отслоения и расслоения грунта и шелушащейся позолоты.

3. Подклеить подвижные отщепы.

4.Восполнить разошедшиеся клеевые швы и утраты древесины

5.Удалить потеки старого клея

6Подвести грунт в границах утрат и обработать его по форме.

7. Удалить стойкие поверхностные загрязнения.

8. Удалить поздний слой потемневшего лака с поверхности полихромии.

9. Выполнить тонировки реставрационных восполнений и грунта на участках, где позолота утрачена.

 

б) Особые условия:

Нет.

 

Программа утверждена.

Председатель Реставрационной

комиссии

Заведующий отделом реставрации

музейных ценностей Е.С.Солдатенков

 

« 29 » июля 1994 г.

  П Протокол   24.10.86 Меб495 Кресло П

 

8. Изменения программы и их обоснования

 

Изменений нет.

 

 

Изменения программы утверждены:

Председатель Реставрационной

комиссии

Заведующий отделом реставрации

музейных ценностей Е.С.Солдатенков

« » _________ __ г.

9. Проведение реставрационных мероприятий

 

№№ п/п Описание операций с указанием метода, технологии, рецептур материалов и инструментов, выполнения сопровождающих иллюстративных материалов Даты начала и окончания операции Подписи руководителя и исполнителя работ
  Фотофиксация до реставрации    
1. Обеспыливание поверхности резьбы велось кистями полужесткими и мягким среднего размера. Сначала из углублений рельефа, а затем поверхности. 17.11.88  
2.   2.1   2.2.     2.3. Укрепление очаговых отслоение и расслоений левкаса и шелушащейся позолоты. Укрепление левкаса проводилось последовательно, начиная с наиболее разрушенных участков (где левкас расслаивался), мягкой беличьей кистью смоченной этанолом, с укрепляемого участке, (где позволяла сохранность) удалялись нестойкие поверхностные загрязнения. Далее весь участок обрабатывался этанолом, после полного испарения которого (5-7 мин), по кракелюру расслоившегося левкаса подводился 6% раствор СВЭДа беличьей кистью №2 точечными касаниями с интервалом 2-3 мин. До насыщения левкаса. Количество пропиток варьировалось в зависимости от толщины и гигроскопичности расслоившихся слоев. Через несколько минут на эти же участки подводился 14% водяной раствор ВА2ЭГА до насыщения. Излишки клея удалялись увлажненными и туго отжатыми ватными микротампонами. Укладка левкаса выполнялась поэтапно. Первое тампонирование сухими тугими ватными тампонами проводилось через 5-7 мин, второе – через 10-12 мин. Третье через 15-20 мин. Через 25-30 мин левкас укладывался по форме основы фторопластовым шпателем и еще через 10 мин выравнивался шпателем по форме основы через фторопластовую пленку. На участках, где требовалось только укрепление отслаивающегося грунта. Укрепляемый участок обрабатывался этанолом и далее в границах его утрат и по кракелюру левкаса подводился 8% водный раствор СВЭДа с кисти. Пропитки моли быть единичными или многократными (из-за толщины левкаса). Основной объем укреплений 1-2 кратная пропитка латексом в границах утрат с интервалом в 3-4 мин до насыщения и далее подведение водного раствора суспензии ВА2ЭГА 14% концентрации до насыщения с удалением излишек клея увлажненными и туго отжатыми ватными микротампонами. С укладкой левкаса в 2 приема: тугим фторопластовым шпателем через 20-25 мин и выглаживанием фторопластовым шпателем по форме основы через фторопластовую пленку через 35-40 мин. На 2-х участках СС шелушением позолоты укрепление проводилось следующим образом: укрепляемый участок обрабатывался с кисти этанолом с дистиллированной водой (261). Через 5-7 мин по краям приподнятых шелушений с кисти подводился 14% водный раствор дисперсии ВА2ЭГА. После пропитки излишки дисперсии, оставшиеся на поверхности, сразу же удалялись влажным тампоном, смоченным в дистиллированной воде и отжатым с легким касанием поверхности. Укладка шелушащейся позолоты выполнялась тампонированием сухим ватным тампоном через 7-10 мин 2-3 раза. Через 20-40 мин при укладке левкаса по форме основы укладывались и выравнивались, и выглаживались по поверхности фторопластовым шпателем через фторопластовую пеленку и шелушения позолоты.    
3. Склейка разошедшихся клеевых швов. Склеиваемые поверхности обрабатывались кистью и ватными микротампонами, смоченными водным раствором этанола (1:1) для удаления загрязнений. После просушивания древесины соединяемые поверхности проклеивались 3% теплым водным раствором осетрового клея. Здесь и в дельнейшем использовался клей с добавлением антисептика (катамин АБ -0,5 % от веса сухого клея и меда 1:1). Через 2 часа теплый водный раствор 50°С осетрового клея 10-11% концентрации со шприца вводился в разошедшийся клеевой шов. Через несколько минут на склеиваемый участок ставилась стяжка из резинового жгута. Излишки клея удалены (см. п.2), склейка фиксировалась на 24 часа. Там, где стяжка соприкасалась с поверхностью позолоты, накладывался кусок фторопластовой пленки, а на нее слой мягкой байки (для предохранения позолоты) (илл. №…). Мелкие зазоры заполнялись мастикой из крупнотертой пробки и осетрового 7% клея. Мастика наносилась шпателем т утрамбовывалась. После высыхания масти поверхность шва обрабатывалась мелкозернистой абразивной бумагой.    
4. Подведение реставрационного левкаса в мустах утрат и обработка его по форме. Реставрационный левкас в местах утрат наносился на предварительно обработанную этанолом и проклеенную теплым 5% осетровым клеем и просушенную поверхность. Состав левкаса: 75 осетровый клей + отмученный мел. Левкас наносился послойно, теплым, щетинистой кистью, чередованием слоев торцовочного и гладкого, с полным просушиванием каждого слоя нанесено в зависимости от толщины находящегося рядом авторского слоя левкаса от 5 до 12 слоев. Каждый просушивался не менее 3-х часов. После высыхания поверхность реставрационного левкаса обрабатывалась по форме с помощью мелкозернистой абразивной бумаги. На последнем этапе обработки реставрационный левкас располировывался абразивной бумагой № 0 и покрывался 5% раствором шеллака в этаноле.    
5. Выполнение цировки по располированной поверхности левкаса выполнялось по нанесенному карандашом рисунку клюкарзами разного размера. Поверхность доводилась абразивной бумагой №0 и покрывалась 5% раствором шеллака в этаноле.    
6. Восстановление утраченных элементов декоративного декора. Утраты резного, мастичного и металлического декора были моделированы из мастики согласно аналогам. Аналогом утраченного металлического элемента орнамента на конпартименте спинки послужил сохранившийся в единичном варианте деревянный резной элемент декора, утвержденный на реставрационном совете ГРМ. Мастичный декор «бусы» восстановлен в материале аналога. Утраты деревянного накладного орнаменте царги восстановлены в мастике на основе сохранившихся элементов по решению реставрационного совета ГРМ. Для восстановления декора из клее-меловой мастики согласно аналогии, были сняты с аналогов мастичные формы, просушены и закрыты защитным слоем лака. Дале из этих форм мастикой того же состава выполнены отливки . На царге устанавливались на предварительно проклеенную 5% теплым водным раствором осетрового клея и просушенную поверхность. При установке мастики на поверхность наносился 5-7% теплый водный раствор осетрового клея. После постепенного просушивания реставрационной мастики на месте вклейки до полного высыхания, реставрационные восполнения обрабатывасиь по форме абразивной бумагой. В элементе с компартимента еще в мягкой массе были сделаны 4 отверстия для крепежа. Эти же отверстия послужили фиксаторами при просушке во избежание деформации детали. Деталь установлена по мету просушенной и обработанной по форме (илл. №…).    
7. Восстановление крепежа накладных деталей. Крепеж деталей восстановлен по старым гвоздевым отверстиям. В замен утраченным латунным были подобраны аналогичные по длине и размеру. Подвижные гвозди зафиксированы механически.    
8. Удаление поверхностных загрязнений. Удаление загрязнений из спрессовавшегося слоя пли и копоти с поверхности позолоты велось осторожным прокатыванием ватными, часто меняемыми тампонами, смоченными этанолом и туго отжатыми. На участках с красочным покрытием загрязнения удалялись ватными, часто меняемыми тампонами, смоченными дистилиированной водой и туго отжатыми. На позолоте, выполненной на полимент, восстановлен глянец, полировкой поверхности тампонами их серой ваты.    
9. Удаление следов поновительской бронзы велось смесью этанола с ацетоном 91:10. Ватные тампоны при работе часто менялись.    
  Удаление потеков масляной краски выполнялось монометолцелозольвом. На потек краски наносился с кисти растворитель ровным слоем, и оставлялся на 2-3 мин. Затем ватным тампоном на пинцете, слегка увлажненным в монометолцелозольве, кругообразными движениями удалялся потек краски. Довыборка остатков краски велась глазным скальпелем. Тампоны часто менялись их контроль проводился под меикроскопом МБС-1 (12х).    
  Фотофиксация в процессе реставрации    
  Тонировки реставраионных восполнений и грунта на участках, где позолота утрачена выполнены акварелью «Ленинград» в технике «пуантель». Просохшие тонировки располированы и покрыты 55 спиртовым раствором шеллака.    
  Фотофиксация после реставрации    

 

 

10. Иллюстративный материал (фотография, картограммы, схемы и пр.)

№№ п/п Дата   Наименование иллюстративного материала, характер и условия выполнения Количество Место хранения и архивный №
    До реставрации:    
1.   Фото № 1. Общий вид до реставрации Фотоархив сектора золоченой и полихромной резьбы.
       
       
       
       
2.   В процессе реставрации:    
    Фото № 2 . Общий вид.    
         
         
         
         
3.   После реставрации:    
    Фото № 3. Общий вид    
         
         
         
         

Примечание: перечень иллюстраций группировать по разделам («до реставрации» – «в процессе реставрации» – «после реставрации»), порядковые номера материалов, включённых в Приложение, обвести кружком.

 

11. Результаты проведённых мероприятий

(описание изменений технического состояния, внешних изменений памятника после реставрации, уточнение атрибуций и пр.)

В результате проведенных реставрационных мероприятий:

Удалены пылевые загрязнения. Укреплен отслаивающийся грунт. Произведена склейка разошедшихся клеевых швов, удалены стойкие загрязнения с поверхности красочного слоя и позолоты, удалены потеки масляной краски. Восстановлен глянец на участках с глянцевым золочением. Восполнен левкас в границах утрат и обработан по форме, ывполнена цировка. Заделаны трещины по клеевым швам. Восстановлены в мастике по аналогии утраченные элементы декора, монтированы по месту. Реставрационные восполнения и авторский грунт, где утрачена позолота, тонированы.

 

 

Руководитель работы__________Е.С.Солдатенков «16» июня 1990 г.

Подпись

 

12. Заключение реставрационного совета (выписка из протокола)

 

Протокол Реставрационной Комиссии № 10/90 от 16.06.90:
наименование организации, № и дата протокола

 

Работа выполнена в полном соответствии с утвержденной программой, с соблюдением требуемых технологий.

 

 

  П Протокол от 113/6 09.10.03 Меб495 Кресло Р
  П   Протокол от 74/4 30.06.03 Меб495 Кресло П
П Протокол 6.03.87 Меб495 Кресло Р
  П Протокол   24.10.86 Меб495 Кресло П

 

13. Рекомендации по условиям хранения памятника

 

Хранить в условиях стабильного климата при температуре воздуха 17-21°С и относительной влажности 50-65%). Необходимо исключить наличие сквозняков, близость к отопительным приборам и воздействие прямых солнечных лучей.

 

Руководитель работы_________Е.С.Солдатенков « » 1990 г.

подпись

 

 

14. Приложения к паспорту (иллюстрации, акты, схемы и т.п.)

 

1. Фотографии 1 шт.

2. Заключение сектора химико-биологической экспертизы ГРМ № 21 от 10.11.88

3. Заключение сектора химико-биологической экспертизы ГРМ № № 39 от 2.12.88

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Инструкции по приготовлению материалов, применяемых при реставрации произведений искусства и контролю процессов реставрации .// сообщения Научно-методического совета по охране памятников культуры. Министерство культуры СССР: Практика охраны и реставрации памятников искусства. М. 1970 г. вып. 6

2. Реставрация станковой темперной живописи. Под. ред. В.В. Филатова М. 1986.

 

Публикации?

 

 

возможное место клапана

для материалов Приложения

 

После реставрации памятник передан в фонд мебели Отдела декоративно-прикладного искусства ГРМ Акт № 25959 от 18.06.90 г.

П 30.10.86 Меб495 Кресло 03.06.88  

 

Копии паспорта в 2-х экз.

Переданы в Отдел декоративно-прикладного искусства ГРМ
  название организации, № накладной и дата передачи паспортов

 

ИСПОЛНИТЕЛИ РАБОТ:

Руководитель организации

Заместитель директора по учету, хранению

и реставрации музейных ценностей ____________________ И.И.Карлов

Руководитель работы

Заведующий отделом реставрации

музейных ценностей _____________________ Е.С.Солдатенков

Реставраторы и

другие исполнители _______________________________________________

_______________________________________________

М.П. ________________________________________________

________________________________________________

фамилия, имя, отчество, квалификация, должность, подпись

Наблюдения за состоянием памятника после реставрации

Дата осмотра Состояние памятника Должность, фамилия, имя, отчество
     
     
     

Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
PLASMODIUM MALARIAE В “ТОНКОМ МАЗКЕ” КРОВИ | Паста с курицей и грибами
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты