КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
АКУСМАТИЧЕСКИЕ НАУКИАкусмы (ТА AKOYΣMATA) — предназначенные для слушания и размышления высказывания Пифагора. С одной стороны, они продолжали традицию мудрых изречений Семи Мудрецов, а с другой — обогатили эллинскую словесность новыми эзотерическими смыслами. От Пифагора идет традиция акусматического (EYMBOΛIKH, «символического») обучения. Имелось три вида акусм, или символов (ТА ΣYMBOΛA). Первый вид акусм от Пифагора строился примерно так: ■ Что такое острова Блаженных1? — Солнце и Луна. ■ Что такое прорицалище в Дельфах? — Тетрак-тида, то есть гармония, в которой заключены сирены. ■ Кто ты, Пифагор? — Аполлон Гиперборейский. ■ Половина всего дела — начало. ■ Старость подобна всему тому, что уменьшается, а молодость — тому, что нарастает. ■ Все годится (сопричастно) числу. ■ Эсто2 — сущность. ■ Благом являются труды (трудности), наслаждения же — во всех отношениях — зло. ■ Вселенная — это космос («украшенное»); она названа так по порядку и красоте, которые ей присущи. ■ Северный полюс Земли — «печать Реи», а Медведи (APKTOI) — «руки Реи». ■ Планеты — «псы Персефоны3». ■ Плеяды — «лира Муз». ■ Центральный очаг, демиургическая сила — «Зевсов острог» (ΔΙΟΣ ПΥРГОΙ) или престолы Зевса (ΔΙΟΣ ΘPONOI). ■ Море — «слеза Крона». ■ Есть человек двуногий, и птица, и третье, другое. Второй вид символов идет от Фалеса и Семи Мудрецов и восходит к популярной форме народной дидактической словесности: ■ Что всего старше? — Бог, ибо он безначален. ■ Что всего больше? — Пространство. (Мироздание объемлет все остальное, а пространство объемлет и само мироздание.) ■ Что всего разумнее? — Время: одно оно уже открыло, а другое еще откроет. ■ Что всего неотъемлемей? — Надежда. Она есть и у тех, у кого больше ничего нет. ■ Что всего полезней? — Добродетель. Она делает полезным и все остальное хорошим пользованием. ■ Что всего вреднее? — Порок. Он больше всего портит вещей одним своим присутствием. ■ Что самое праведное? — Жертвовать. ■ Что самое мудрое? — Число. ■ Что второе по мудрости? — Давать имена вещам. ■ Что самое мудрое у эллинов (ΟΙ ПАР'HMΩΝ)? — Искусство врачевания. ■ Что самое прекрасное? — Гармония. (Мироздание: ибо все, что стройно, входит в него как часть.) ■ Какая из плоских фигур самая прекрасная? — Круг. ■ Какая из телесных фигур самая прекрасная? — Шар (Сфера). ■ Что всего сильнее? — Неизбежность. Она неколебима. ■ Что самое сильное? — Мысль. ■ Что всего легче переносится? — Естественное. Ибо даже сладостное часто вызывает отвращение. ■ Что самое справедливое? — Жертвоприношения. ■ Что самое лучшее? — Счастье (EYΔAIMΩNIA). ■ Что самое трудное? — Познать самого себя. ■ Что самое легкое? — Жить по привычке. ■ Какое высказывание можно считать самым правдивым? — Что люди злы. Третий вид символов предписывает то, что следует делать или не следует делать: ■ Более всего следует заботиться о философии, родителях (так как последним мы обязаны тем, что живем), философах и воспитателях (им мы обязаны тем, что живем хорошо и разумно, обретя в их лице правильное руководство). ■ Не разрушай в себе бога! ■ Не перешагивай через весы, соблюдай меру. Ярмо не перешагивай (МН ZYГON YПEPBAINEIN!), т. е. не лихоимствуй. ■ Венок не ощипывай, т. е. законов не нарушай, ибо они — венки полиса. ■ Следует обзавестись потомством, чтобы оно служило богам после тебя. ■ Следует первой подвязывать правую сандалию. ■ Не следует ходить торными дорогами. Избегая торных дорог (по которым идет большинство), ходи тропинками. ■ Идя в храм поклониться, не говори и не делай ничего житейского... ■ Не заходи в храм мимоходом и не поклоняйся походя ни в коем случае, даже если будешь проходить мимо самых дверей. ■ Приноси жертвы и поклоняйся босиком. Следует подходить к алтарю и приносить жертву необутым (босиком). ■ Не следует окунать руку в сосуд с водой для освящения. ■ Во время жертвоприношения ногтей не подстригай. ■ Воздерживайся от живого. ■ Не ешь ни того, что недозволено,— рождения, роста, начала и конца, ни того, откуда происходит первая основа всего (т. е. воздерживайся от филейной части, яичек, гениталий, матки, костного мозга, ног и головы жертвенных животных). ■ Мозга не ешь. ■ Сердца не ешь. ■ Эритину4 не ешь. ■ Мальву5 расти, но не ешь. ■ Воздерживайся от чернохвостки, ибо она посвящена подземным богам. ■ Воздерживайся от бобов. Не следует касаться (есть) бобов. ■ Не следует мыться в общей бане. Чисты ли те, вместе с кем ты это делаешь? ■ На обрезки своих волос и ногтей плюй. ■ Поворотясь к Солнцу, не мочись. ■ Стульчак факелом не оттирай. ■ На дороге не гадь. ■ Не следует ни с кого снимать его ношу, но, напротив, следует помогать ее взваливать. Поднимающему ношу взваливать помогай, снимающему сваливать не пособляй. ■ Не следует сходиться для детопроизводства с женщиной, имеющей на себе золото, дабы не осквернить его. ■ Не следует заниматься любовью или рожать детей в храме, дабы не осквернить его. ■ С богатой (женщиной) для деторождения не сходись. ■ Не следует носить изображения божества на перстне в качестве печати, дабы не осквернить бога. Изображения бога на перстне не вырезай. ■ Перстень не носи. ■ Следует хранить образ божества в жилище. ■ Следует совершать возлияния богам через ушко сосуда ради хорошей приметы и чтобы никто не пил с этой стороны. ■ Не глядись в зеркало при светильнике. ■ Не следует говорить о пифагорейских предметах без света (в темноте). О пифагорейских вещах без света не говори. ■ Без удержу не смейся. ■ Следует давать самый лучший совет спрашивающему, ибо совет священен. ■ Не протягивай десницу всем без разбора. ■ Следует брать жену правой рукой, когда уводишь ее от отцовского очага к своему6. ■ Следует относиться к жене как к просительнице. ■ Не следует жену преследовать. ■ Не следует приносить в жертву белого петуха, так как он — проситель и посвящен Месяцу. Он указывает время и потому посвящен Месяцу и Солнцу. ■ Петуха корми, но не закалывай, ибо он посвящен Месяцу и Солнцу. ■ Никаких когтистых тварей (хищных птиц) в доме не содержи и не выкармливай. ■ Ласточку в дом не пускай. Не допускай в доме присутствия ласточек, ибо они неблагодарны и не заслуживают доверия. ■ Следует входить в храм в чистых и белых одеждах. ■ Покойника следует обряжать в белые и чистые одежды. Чистота и белизна — свидетельство прямоты и справедливости. ■ Не следует заходить в храм походя. ■ Не следует рассматривать службу божеству как нечто второстепенное. ■ Не смей не верить сказаниям о богах или божественным учениям, даже если они невероятны. ■ Следует стойко сражаться и получать рану спереди, тогда смерть — благо, если поступаешь наоборот — она позорна. ■ Надо ставить на стол соль в напоминание о справедливости. Соль все сохраняет, она рождена самыми чистыми стихиями — солнцем и морем... ■ Не следует преломлять хлеб. Того, что сводит людей вместе, делить не нужно — это не принесет пользу человеку на суде в доме Аида. ■ След горшка на золе стирай. Не оставляй на золе следов снятого горшка, а сглаживай золу. ■ На хлебной мере не сиди (т. е. не живи праздно, равно заботься о нынешнем и будущем). ■ Поговорка об «отложенной рыбе» (Paroemio-graphi, II, 462) поучает нас всегда откладывать на будущее что-нибудь из наличности и сегодня помнить о завтрашнем дне. ■ Бездеятельному сну подобает коричнево-красный и черный цвет. Сну для общения с божеством приличествует чистый белый цвет. ■ Встав с постели, сверни ее и разгладь место, где спал. ■ Из того, что заслуживает осторожности, более всего следует остерегаться наслаждения. ■ Будь сдержан на язык перед другими, следуя богам. ■ Когда дуют ветры, поклоняйся (богине) Эхо7. ■ Огонь ножом не вороши (т. е. не раздражай еще больше колкими словами вспылившего в гневе). ■ Отворачивай от себя всякое острие. ■ Обуваться начинай с правой ноги, мыть ноги — с левой. ■ Уходя из дому, не оборачивайся, ибо Эринии идут по пятам. ■ Предпочитай девиз «что ни фигура, то шаг (к совершенству)» девизу «что ни фигура, то три обола». ■ Следует изгонять дух соперничества и вражды из любого вида филии (с родителями и старшими, с братьями и сестрами, с друзьями и благодетелями). Душевных царапин и ран при дружбе (любви) надо наносить друг другу как можно меньше. Это происходит, если умеют уступать и смирять свой гнев оба, особенно — младший. ■ Не следует никогда изгонять доверия из дружбы (любви). ■ Не следует отказываться от дружбы (любви) из-за несчастья (с партнером). ■ Можно отказаться от дружбы (любви) лишь по причине полного разочарования в партнере и в отношениях с ним, происходящего из-за большой испорченности и неисправимости друга. ■ Не нужно в ссоре апеллировать к третьему, а нужно унять злобу в себе самих. Первым это должен сделать старший.
Пифагор приводил пояснения и доказательства всех акусм (символов), но так как их передавали друг другу многие и при этом все менее, чем их предшественники, понимали их смысл, то изречения в конце концов лишились своего первоначального смысла и превратились в малопонятные изречения. Все его предписания относительно того, что следует делать или не делать, имеют целью общение (0МΙΛΙА) с божеством. Вообще Пифагор полагал, что заучивание подобных акусм (символов) слушателями само по себе благотворно, даже без знания каких-либо причин и объяснений. Эти предписания и запреты представляют собой смесь народных поверий и примет, древних запретов и обрядов с пифагорейским представлением о бессмертии души и ее последовательных воплощениях в различные тела.
*** Имеется немало акусм, афоризмов и изречений Пифагора, вошедших в мировое культурное наследие Эллады: ■ Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. ■ Благоразумная супруга! Если желаешь, чтоб муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он нигде больше не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности. ■ Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости. ■ Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать. ■ Делай великое, не обещая великого. ■ Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями. ■ Жизнь подобна театру: наилучшие места в ней часто занимают очень дурные люди. ■ Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих. ■ Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления. ■ Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падало в него несколько горьких слез. ■ Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы от нее никакой. ■ Молчи или говори то, что получше молчания. ■ Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому. ■ Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале. ■ Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобрав всех своих поступков за прошедший день. ■ Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходящем солнце. ■ Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питье. ■ Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю свою жизнь. ■ Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями. ■ Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?» ■ Пьянство есть упражнение в безумстве. ■ Статую красит вид, а человека — его деяния. ■ Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить. ■ У друзей все общее, и дружба есть равенство. ■ У хвастунов, как и в позолоченном оружии: внутреннее не соответствует наружному. ■ Шутки, как и соль, должно употреблять с умеренностью.
|