Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Психологическая сущность воображения.




Читайте также:
  1. Акционерные общества в туристической сфере, их сущность и виды.
  2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его сущность и роль в управлении производством.
  3. Антикризисное управление в организации: сущность и необходимость.
  4. Б.Рынок: сущность, функции, структура.
  5. Билет 2 вопрос Понятие, сущность и принципы социальной политики
  6. Билет №34. Стратегическое управление организацией. Цели, задачи, сущность.
  7. Бухгалтерский управленческий учет: сущность, предмет, объекты, значение и его место в информационной системе организации.
  8. Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь
  9. Бюджетный федерализм, его сущность и назначение в решении межбюджетных отношений. Формы финансовой помощи.
  10. В 1.Сущность кредита и его функции

Как субъект действия человек не только созерцает и позна­ет, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совер­шать, если бы не представлял себе ясно результата своих дейст­вий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобра­зовывать его мысленно, в представлении. Обычно мы сначала тщательно знакомимся с образцом вещи, которую надо сделать, строим ее мысленный образ, а затем вос­производим его при создании подобной вещи. Но такого образца не бывает при изготовлении совсем новой вещи. Тогда человек сам мысленно создает ее образ. Такоеумение строить новые об­разы называетсявоображением.Процесс воображения проявляет­ся в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально.

Воображение– психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.Это часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться. Воображение выражается: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Важнейшее значение воображения – в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, в любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления, если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, и в этом - ограниченность воображения.



Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход, понимающий представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, - преобразование представлений памяти, обеспечивающее, в конечном счете, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение - это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение представляет собой изменение и преобразование челове­ком своих представлений на следующей основе:



1) вычленение из целостного образа предмета какого-либо его эле­мента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой - как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;

2) изменение величины, размеров объектов в сторону преувеличе­ния (гипербола) или преуменьшение ее по сравнению с действитель­ными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);

3) соединение в своем воображении вычлененных из разных объек­тов их частей или элементов и создание таким путем мысленного об­раза, представления нового, не существовавшего ранее в природе пред­мета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков).

4) конструирование предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

5) мысленное усиление какого-либо свойства или качества, прида­ние этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

6) перенос этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

7) мысленное ослабление какого-либо свойства или качества пред­мета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастно­го образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исход­ному (многие персонажи народного эпоса, сказок);



8) создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдав­шихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обло­мов, Самгин, Корчагин и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются). Физиологическую основу воображения составляют остаточные (сле­довые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концент­рации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реаль­ном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опы­те временных связей, составляющие базу образов воображения. Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые пред­меты и явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу чело­века, но и перестраиваются в новые комбинации. Воображение присуще только человеку. Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее ос­нове. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно вклю­чается в восприятие, влияет на созда­ние образов воспринимаемых предме­тов. Оно обогащает новые образы, де­лает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблем­ной ситуации.

 


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 7; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты