Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СМИ стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.




В 1945 - 90 существовал т. н. “соцлагерь”, в котором использовалась практически одна и та же модель прессы. “Вертикальная” система прессы была заимствована у СССР. Система прессы выстраивалась в виде своеобразной пирамиды, на вершине которой находился центральный орган партии. Такое строение позволяло осуществлять централизованное управление прессой, но при этом не учитывались местные условия и настроения, вся пресса была несколько однообразной.

Крушение социалистических режимов привело к тому, что печать вынуждена была развиваться в новых условиях. Разрушена прежняя система журналистики. Это во многом напоминает процессы, происходящие в России (приватизация, правительство больше не финансирует СМИ, не контролирует цены на бумагу и т. д.). Поначалу СМИ остались без инвестиций (у государства не хватает средств их содержать). Но в результате реформ рынок стал работать более активно, и СМИ начали приносить реальную прибыль, так что вкладывать в них средства стало выгодно. Кроме того, после реформ рынок СМИ в бывших соцстранах открылся для западных инвесторов, и это создало дополнительный приток капиталов.

В сфере аудиовизуальных СМИ сохранились общественно-правовые компании, но создаются и частные компании, как правило, связанные с западными корпорациями и испытывающие определенные финансовые трудности.

Большинство старых газет сохранились, но изменили направление и/или название. В Чехии газета “Руде право” издается сейчас под названием “Право”, качественная; в Польше - “Трибуна”, тоже качественная (это бывшие центральные органы этих стран).

Рыночные отношения в Восточной Европе сейчас действуют успешнее, чем в России, и это определяет особенности развития СМИ в регионе.

 

2. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19в. («Вестник Европы», «Русские ведомости» и др.)

В это время начинают играть заметную роль такие журналы, как буржуазно-либеральный «Вестник Европы», журналы либерально-народнической ориентации «Русское богатство» и «Русская мысль». Именно они составили наиболее сильный отряд русских ежемесячников. Эти журналы отстаивали реформаторский путь дальнейших преобразований в стране, стремились к смягчению социальных противоречий. Введение конституции было главным политическим идеалом либеральной журналистики.

Все указанные ежемесячники сохраняли традиционный литературный отдел в своем составе и продолжали играть важную роль в развитии русской литературы и критики.

Наиболее крупный из них – «ВЕ», возникнув в 1866г., как преимущественно исторический журнал, издавался М.М. Стасюлевичем – отставным профессором истории Петербургского университета. Профессия редактора-издателя надолго наложила отпечаток на характер журнала. Однако с 1868г. он стал по своей структуре обычным ежемесячником второй половины 19в. Первую часть каждого номера занимали беллетристика, статьи и очерки научного характера; вторая часть под названием «Хроника» включала в себя традиционные обозрения внутренней, иностранной жизни, литературную критику, библиографию и разного рода известия.

В журнале принимали участие такие видные писатели, как Тургенев, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Островский, А. Толстой и др.

Часто помещал в журнале статьи известный искусствовед В.В. Стасов. В 70-е годы к сотрудничеству был привлечен Э. Золя как критик и обозреватель французской жизни («Парижские письма»). В середине 80-х годов стали печататься стихи и литературно-критические статьи Вл. Соловьева, в 90-е годы – Д.С. Мережковского и З.И. Гиппиус.

«ВЕ» давал высокую оценку всем реформам 60-х годов и считал необходимой дальнейшую реформаторскую деятельность для обеспечения благополучия страны.

Благосостояние страны «не в застое, не в отчуждении от других народов», а, наоборот, в следовании за другими народами «по их пути развития и рациональной свободы», - утверждал журнал на рубеже 80-х годов. Многие сотрудники признавали трудное положение крестьян в пореформенный период, видели недостаток в отсутствии рабочего законодательства, ограничивающего эксплуатацию, тяжелое финансовое положение страны, недостаток образования, слабость местного самоуправления. Но одновременно журнал отрицал революционный путь преобразований. Все проблемы надеялся решить с помощью реформ сверху и дарованием конституции.

Наряду с «Русской мыслью», «Русским богатством» «ВЕ» был одним из популярных среди широких слоев интеллигенции изданием. Тираж его в лучшие годы доходил до 14 тыс. экземпляров.

«Русские ведомости» Среди умеренно-либеральных газет становится все авторитетнее московская газета «РВ». Защита интересов крестьян, а затем и рабочих, не выходящая, однако, за рамки государственного законодательства, устойчивые конституционные стремления, хорошая беллетристика создавали ей популярность среди русской интеллигенции помогали постепенно формировать принципы будущей кадетской партии.

В 80-е годы в газете сотрудничают: Г. Успенский, Михайловский, Короленко, революционный эмигрант П. Лавров, крупнейший русский ученый-демократ К.А. Тимирязев, академик Д.Н. Анучин, прогрессивный музыкальный критик Г.А. Ларош, репортер В.А. Гиляровский и др. Издавалась газета до 1918г.

 

3. К. Маркс и Ф. Энгельс – журналисты «Новой Рейнской газеты»

“Новая рейнская газета” - орган пролетарского крыла немецкой и европейской революционной демократии. Выходила ежедневно в Кёльне с 1 июня 1848 по 19 мая 1849. Главным редактором газеты был К. Маркс, в редакцию входили Ф. Энгельс, В. Вольф, Г. Веерт и другие члены Союза коммунистов. Обличая реакционные феодально-монархические круги и силы буржуазной контрреволюции, “Новая рейнская газета” вела борьбу за последовательное разрешение задач буржуазно-демократической революции в интересах пролетариата и широких народных масс; газета отстаивала революционный путь объединения Германии в форме демократической республики, программу революционных преобразований, особенно в аграрном строе. Играя роль воспитателя и организатора масс, газета была направляющим центром их революционных действий. Подвергалась постоянным преследованиям и травле. В мае 1849 в результате высылки Маркса из Пруссии и репрессий против других редакторов издание “НРГ” прекратилось.

Большинство передовых статей “НРГ” написал Энгельс. Ему принадлежат серии статей, посвященные дебатам во Франкфуртском общегерманском парламенте и в прусском Национальном собрании, в которых Энгельс разоблачал предательство буржуазии, звал народ к решительной борьбе против пережитков феодализма и абсолютизма, к установлению революционной диктатуры. В июне 1848 Энгельс написал серию статей о июньском парижском восстании рабочих, которое он назвал первой гражданской войной между пролетариатом и буржуазией. Во время революции Энгельс принимал активное участие в классовых народных выступлениях. В сентябре 1848 Энгельс был вынужден бежать из Германии. Поселившись в Лозанне, он участвует в рабочем движении и продолжает сотрудничать в “НРГ”. В январе 1849 Энгельс возвращается в Кёльн, где снова целиком включается в работу редакции газеты. Особенно большое внимание он уделял национально-освободительной борьбе венгров и итальянцев. Почти каждый день Энгельс освещал в своих статьях военные действия в Венгрии.

“НРГ” проводила линию Маркса на углубление революции, на вовлечение в революционную борьбу широких масс пролетариата и крестьянства. “Июньская революция” (статья, 1848).

 

БИЛЕТ № 6

 

1. Интернет и информация. Средства массовой информации в русскоязычном Интернете.

 

2. Вольная русская пресса за рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» А.И. Герцена

За границей Герцен был поглощен революционными событиями 1848, однако разочаровался в их результатах и усомнился в победе социализма в Европе - цикл статей, изданных в Лондоне под названием “Письма с того берега”. Разочаровавшись в западном “социализме”, Г. обращает свой взор к России, славянскому миру и создает теорию русского утопического социализма. Еще в 1849 у Г. в связи с этим возникла мысль о бесцензурном русскоязычном издании за границей. В 1853 Г. на свои средства организовал Вольную русскую типографию в Лондоне. В первое время пребывания за границей Г. знакомит западноевропейское общество с положением в крепостной России, взглядами русских борцов против самодержавия и в этом видит свою революционную задачу (статьи и брошюры “Россия”, “Русский народ и социализм”, “Русское крепостничество”, книга “О развитии революционных идей в России” и др.). Однако подобная деятельность не удовлетворяла Г., который хотел активнее влиять на ситуацию в России, способствовать пробуждению революционной активности в других. Поэтому он решил издавать революционную литературу для России. Весной 1853 в листовке “Вольное русское книгопечатание в Лондоне. Братьям на Руси” Г. объявил о создании русской типографии и обосновал необходимость вольного слова. Он призывал поддержать вольную типографию и даже уговаривал соотечественников воспользоваться его печатным станком, просил присылать нелегально распространяемые в России произведения Пушкина, Рылеева, Лермонтова, Полежаева. В 1853 - 55 Г. напечатал в ВРТ следующие прокламации и брошюры: “Юрьев день! Юрьев день!” (затрагивает наиболее острый вопрос современности, позор России - крепостное право, обращается к передовому дворянству в надежде, что среди его представителей не иссякли декабристские настроения), “Крещеная собственность” (снова ставит вопрос об освобождении крестьян, предполагая, что “узел помещичьей власти” все-таки будет разрублен топором мужика; подробно излагает свои взгляды на роль общины в дальнейшей судьбе русского крестьянства; стремление побудить русское общество к переустройству его жизни и укрепить веру в Россию как в молодую и мощную страну, обладающую великим будущим), “Тюрьма и ссылка”, “Письма из Франции и Италии” и др.

Поражение в крымской войне и смерть Николая I вызвали оживление в общественной жизни России, вновь заговорили об отмене крепостного права. Г. решил издавать периодический орган “Полярная звезда” (в 1855 объявил об этом листовкой, этим же объявлением открывался и первый номер “ПЗ”). Этим названием он хотел подчеркнуть свою преемственность с декабристами (их альманах тоже назывался “ПЗ”). “ПЗ” Герцена издавалась ежегодно, с 1855 по 1862 вышло 7 номеров. Здесь впервые были опубликованы важные политические статьи, запрещенные стихотворения (“Вольность” и “Деревня” Пушкина, “На смерть поэта” Лермонтова, стихи Огарева), воспоминания революционеров, главы “Былого и дум” и др. материалы. В № 1 “ПЗ” - “Письмо к Гоголю” Белинского, статья Г. “К нашим”, вслед за вводной статьей - “Письмо к императору Александру II” (требование как минимум свободы слова и освобождения крестьян с землей, готовность даже пойти на компромисс с царем). Апелляция Г. к царю была обусловлена его положением дворянского революционера, который еще надеется на мирное освобождение “сверху”. Выход второй книги “ПЗ” вполне определил успех предприятия Г. Были укреплены связи с Россией, появились люди, которые захотели воспользоваться услугами ВТР, в России многие, в том числе Чернышевский и Добролюбов, читали печатную продукцию Г. Весной 1856 в Лондон прибыл Огарев, который не только принял активное участие в издании “ПЗ”, но и предложил создать орган, который выходил бы чаще. Г. с восторгом поддержал эту идею, и появилась газета “Колокол” (с июля 1857, до 1861 - подзаголовок “Прибавочные листы к “ПЗ””, однако с первых же номеров - вполне самостоятельное издание). Выходил “К” 1 раз в мес., с 1858 - 2 раза в мес., а иногда еженедельно; имел эпиграф, взятый из Шиллера: “Vivo voco!” (“Зову живых!”). №1 - стихотворное предисловие Огарева, затем программа “К” (его издание объяснялось желанием более оперативно откликаться на события русской жизни, направление провозглашалось таким же, как в “ПЗ” - борьба “воли против насилия”, “разума против предрассудков”, “науки против изуверства”; самой неотложной мерой провозглашалось освобождение “слова от цензуры”, “крестьян от помещиков”, “податного сословия от побоев”). Кроме авторских статей Г. и О., в “К” печатались злободневные сообщения из России с комментариями, изредка - стихотворения, в частности некрасовские “Размышления у парадного подъезда” (требования Г. и О. к стихам были очень высокими). В “К” была опубликована серия заметок под названием “Правда ли?” (“?” набирался в перевернутом виде), сообщавших такие вопиющие факты насилия и беззакония, что разум отказывался верить в них. в рубрике “Под спудом” редакция предавала гласности то, что тщательно скрывалось от общества. “К” были присущи и “либеральные” тенденции (особенно в 1857 - 61), что выражалось в периодических обращениях с увещеваниями к царю. Это привело к конфликту с новым поколением русских демократов-радикалов, которые группировались вокруг Чернышевского и Добролюбова. В статьях 1859 (“Very dangerous!!!”, “Лишние люди и желчевики”) издатели “К” упрекали “Современник” и революционеров-разночинцев в излишне резких нападках на либералов из дворян. Со стороны демократов-разночинцев возникли возражения, и в № 64 “К” появилось “Письмо из провинции”. Автор энергично упрекал Г. за его “гимны” царю, предупреждал, что царь заодно с помещиками, скоро покажет “николаевские зубы”, и советовал звать Русь “к топору”. Г. опубликовал письмо, но в предисловии к нему объяснил свою позицию желанием избежать насилия, противопоставил тезису “К топору зовите Русь!” лозунг “К метлам!”. С 1861 в содержании “К” происходят существенные изменения, т. к. издатели были недовольны характером крестьянской реформы 1861 (которая сопровождалась активными выступлениями крестьян и жестокой расправой над ними и демократической интеллигенцией). “К” дает информацию о многочисленных выступлениях крестьян, печатает поименный список всех крестьян, убитых в селе Бездна, Огарев в № 101 (июнь 1861) в статье “Разбор нового крепостного права” пишет: “… крепостное право заменено новым. Народ царем обманут”. Проклятье и негодование звучат в статьях Г., обращенных к самодержавию. “К” прямо обращается к народу, мечтает быть услышанным простыми людьми. С 1861 печатается ряд статей прокламаций - “Что нужно народу?”, “Что надо делать войску?” и др. Г. и О. дают практические советы революционерам, обращаются к студенчеству с призывами во все это включаться. Г. приветствует создание в России революционной организации “Земля и воля”, прибавляет в мае 1865 слова “земля и воля” к эпиграфу “К”. разрыв с либералами (Кавелин, Тургенев). Поддержка польского восстания 1863, Г. призывает русских солдат и офицеров не принимать участия в подавлении восстания. Даже В. Гюго по просьбе Г. написал воззвание к русским, опубликованное в “К”, в котором призывал русских воинов не сражаться с поляками: “перед вами в Польше не неприятель, а пример”. С конца 1863 в условиях спада революционного движения в России падает и популярность “К”. С 1864 “К” вновь начинает выходить раз в месяц. Г. умер в 1870, “К” превратился в 1868, хотя на русском языке перестал издаваться в 1867 (в 1868 - на французском). Традиции “К” были продолжены в бесцензурной нелегальной печати народников в 1870-е гг., а позднее - в с/д печати.

 

А.И. Герцен, зарекомендовавший себя как талантливый публицист, философ и беллетрист уже в «ОЗ», оказался первым, кто сделал прорыв в области свободного слова в России.

Убедившись, что на родине нет настоящей свободы слова, и стремясь открыто поставить вопрос об отмене крепостного права, уничтожении старой бюрократии, журналист решил в конце 40-х годов уехать из России и стать эмигрантом.

Герцен оказался за границей в канун революции 1848 г. Он полагал, что европейская революция выведет и Россию на путь прогресса. Однако этого не произошло. Сама революция 1848г. не увенчалась успехом, буржуазия осталась у власти, и трудящиеся не получили ожидаемого освобождения от власти аристократов и буржуазии. Буржуазные порядки оказались живучими. Герцен очень тяжело переживал крах своих надежд на успех в революции 1848г. Писатель испытал определенную «духовную драму», разочаровавшись в результатах борьбы народных масс во Франции. Тем не менее он остается за границей, постепенно преодолевает свою душевную травму. Вскоре Г. приходит к мысли, что Россия раньше других стран сможет прийти к социализму, опираясь на свои революционные традиции, используя в качестве ячейки социализма русскую земельную общину. Добившись освобождения крестьян от крепостного состояния, наделив их землей, передав им всю землю, Г. полагал достигнуть социалистического правопорядка. Идея русского утопического социализма поддерживает Г. а его дальнейшей практической деятельности. Он надеется, что и другие славянские народы с помощью великого русского народа, сбросившего иго самодержавия, также пойдут по пути прогресса и процветания.

Г. все больше укрепляется в мысли, что «слово есть тоже дело». Уже в 1849г. у него возникает план организации русской свободной печати за границей, но осуществлено это намерение было только в 1853г.

Первоначально Г. решил ознакомить Е. С положением дел в царской России, показать и нелепость крепостнических отношений, и наличие революционных сил, традиций в русском народе.

 

3. Античные ораторы и развитие европейской публицистики. Аристотель – автор «Риторики», теоретик ораторского искусства.

Риторика возникла как особый вид словесной деятельности в античности. Предпосылкой ее возникновения был принцип состязательности, лежавший в основе греческой культуры (агон). Переломный момент в истории Древней Греции наступил, когда впервые были записаны законы, - при архонте Драконте, в 621 г. до н.э. (отсюда “драконовы”, или “драконтовы меры”, т.к. это были очень жестокие законы). И вот тут вступает в дело устное слово. Солон создал суд присяжных. Судьями могли быть любые свободные граждане Аттики. Число судей достигало около 200 человек. Публичное слово обрело неведомую доселе роль. (Суд присяжных выродился в период Пелопонесской войны). В Афинах в суде решались не только межличностные проблемы, но и государственные. Вопросы, непредусмотренные законом, тоже решались в суде. Чтобы защитить свое право, нужно было владеть публичным словом. Публичное слово в результате реформ Солона стало частью государственной системы. Благодаря потребности научить граждан владеть публичным словом, появляются первые учителя - софисты. Самыми знаменитыми софистами 5 в. были Протагор из фракийских Абдер, Продик с острова Кеоса, Гиппий из Элиды и Горгий из сицилийских Леонтин. Софистика опрокидывала привычное для грека представление о законе и традиции и вводила новую концепцию человека, рассматривая в нем природу как постоянное, неизменное начало, а обычаи, привычки - как изменчивую условность.

Наряду с деятельностью софистов в Афинах пользовался славой кружок Сократа (470-399). Главной целью Сократа было не дискредитация общественных представлений о морали, а попытка сохранить их с помощью новой аргументации. Сократ утверждал автономную нравственность, послушную внутреннему голосу индивида. Влияние Сократа на литературу сказалось лишь в 4 в., софистика, напротив, уже в 5 в. определяла развитие аттической прозы.

Начало обучения ораторскому искусству и составления соответствующих пособий античная традиция связывала с теми судебными процессами, которые сопутствовали падению тирании в Сицилии (467). В то же время 2 сицилийских ритора - Корак и Тисий - выпустили сборник “общих мест”, хрестоматию готовых примеров для заучивания, чтобы вставлять их в произносимую речь, и теоретическое руководство, которое давало рекомендации относительно самой структуры ораторских выступлений. Это первое обобщение ораторского опыта подчинило ораторскую речь обязательным для всякого художественного произведения требованиям цельности и законченности. Она должна была иметь начало и конец, и главная ее часть расчленялась на 2 четких раздела: повествование, в котором излагались события, и спор, где предлагалось доказательство своего мнения и опровержение противного.

Оратор все время искал новые средства эмоциональной экспрессии и черпал их прежде всего в эпической поэзии, которую хорошо знал любой грек. Поэтическими по своему происхождению были такие приемы, как повторение общих мест (топосов), кочующих из речи в речь, или этопея (воспроизведение характера) - обрисовка типа, выделяющая лишь общие, характерные для целой категории людей штрихи и опускающая все частное, индивидуальное. Софистическая педагогика превратила эти естественно сложившиеся тенденции в нормативные правила и тем повысила выразительные возможности ораторской прозы.

Горгий и Фрасимах не только продолжили дело Корака и Тисия, составив новый свод образцовых речей и новое руководство, но и существенным образом изменили само звучание ораторской речи, внеся в нее упорядоченную плавность и ритмичность. Горгий ввел фигуры речи (антитезу, равночленность и созвучие окончаний), Фрасимах “изобрел” период, сложную синтаксическую конструкцию, известную в греческой прозе и до него, но превращенную им в художественное средство, придающее речи ясность, ритмичность и законченность.

Первые дошедшие до нас прозаические сочинения на аттическом диалекте тесно связаны с Пелопоннесской войной (последняя треть 5 в.) между Афинами и Спартой. В это время в Афинах произошло 2 олигархических переворота (411, 404), в результате которых утвердилась демократия (до македонского завоевания). Наиболее примечательны речи Лисия и “История Пелопоннесской войны” Фукидида. Лисий вступил на ораторское поприще как обвинитель олигарха Эратосфена, повинного в гибели своего брата (речь 12). Сочинял по заказу клиентов судебные речи, был логографом. Основное средство убеждения в его речах - логика и факты. Повествовательная часть судебной речи (диэгеза) превращается в воссоздание всей ситуации событий. Для Лисия свойственна типизация человека: со знаком плюс или минус. Лисий создал искусство этопеи, обрисовки характера. Из изображения деталей быта рождается характер, который не всегда соответствует действительности, так как на первом плане стоят общие черты. Рождается художественный образ, базирующийся на реальных фактах, но несколько отличный от действительности. Искусство характера в античной литературе мало разработано, поэтому наследие Лисия особенно значительно. Наибольшие последователи Лисия - римляне: Юлий Цезарь, Брут.

Прославленные ораторы того периода: Антифонт, Андокид, Лисий.

После завоевания Греции Македонией наступил новый период эллинизма, тогда выделились 2 ораторские школы: 1) аттицизм (Лисий), 2) азианство (Исократ).

Исократ создал нормативную греческую прозу. Формирование взглядов Исократа происходит в иную эпоху по сравнению с Лисием. В 404 Афины потерпели поражение в Пелопоннесской войне. Были разрушены стены Афин и вместе с ними миф о перикловых Афинах (когда народовластие считалось лучшей формой правления). Исократ формировался в русле классической Греции, но стал писателем нового времени - эллинизма. В это время трагедия и поэзия отодвинуты на задний план риторикой и комедией. Человек для эллинов - лишь песчинка в государстве, не несет никакой ответственности за социум, а с другой стороны, он может быть раздавлен государством. Исократ берет на себя роль моралиста, задачу возродить нравственность. В своих публицистических произведениях он строит теоретические схемы, хочет осмыслить историю, сделать на этой основе какие-то рекомендации на будущее. Т.е. он - теоретик- аналитик. Вместе с тем он журналист, писал открытые письма, обличения. Стиль его публицистики аналитичен. Обозначены только контуры предметов, но зато выделены и подчеркнуты связи между ними. Так как Исократ взял на себя роль моралиста, ему свойственны также назидание и увещевание. Главное в его ораторском искусстве: провозгласить тезис, свести его на нет и прийти к другому тезису. Метод: система бинарных оппозиций. Самая распространенная антитеза у Исократа - прошлое - настоящее. Прошлое всегда идеально, достаточно сопоставить с прошлым современных правителей, и они покажутся отвратительными (речь “Ареопагитика”, утопия правления в доперикловых Афинах). Исократ создал хрестоматийное сочинение для журналистов - “Эвагор”. Эвагор, кипрский тиран (365). Исократ создает образ идеального правителя, это начало нового жанра - жития. Структура, предложенная Исократом, сохранилась и по сей день: описание предков (предки Эвагора - дети Зевса), описание благостного детства (ребенок изначально добродетельный, гениальный), прославление деятельности (качества народного вождя, качества государственного деятеля, качества опытного полководца).

Демосфен (384-322) - самый известный оратор греческой софистики. Образец ораторского искусства для последующих поколений. Сформулировал моральную сентенцию, характерную для журналистики, но сам нарушал ее: в тех политических условиях он вынужден был не всегда говорить то, что думает. Трагическая фигура. Он вступил в титаническое единоборство с царем Филиппом. Одна из речей Демосфена поразила самого Филиппа. Демосфен - сторонник демократии. Первые его выступления - против его опекунов, растративших наследство, оставленное его отцом. Он выиграл процесс, но не получил ничего, кроме морального удовлетворения. Зато получил профессию логографа. Стал оратором в силу жизненных обстоятельств. У него не было для этого данных: заикание, нервный тик, частое, короткое дыхание. Демосфен преодолел свои недостатки. Он стал судебным оратором, возглавил в Афинах партию народовластия, защитников реально существовавшей в Афинах демократии.

“Филиппики”: Филипп Македонский обладал всевластием. У Демосфена не было ничего, кроме власти слова. Демосфен знал диктат толпы, вынужден был угождать ее вкусам. Его речи не нравились Деметрию Фалерскому соей неэстетичностью, “угождением народу”. Но Демосфен говорил более откровенно с толпой, чем другие ораторы, умел увлечь аудиторию своим душевным волнением (пафосом). Мог порицать толпу, если надо.

В Афинском суде он исполнял роль министра иностранных дел, хотя не занимал официальной должности. Он прекрасно разбирался во внешней политике, играл роль советника и даже посла. Т.е. он был не только оратор, но и публицист, аналитик, дипломат и решительный человек. Плутарх писал о том, что Демосфен взял большую взятку. Вину его не доказали, но он не оправдывался, и таким образом на нем осталось пятно.

Основная коллизия в жизни Демосфена - единоборство с Эсхином, актером, оратором. Главная речь - о предательском посольстве. Демосфен обвинил уже известного Эсхина в том, что тот продался Филиппу, так как тот не сумел заключить нужный для Афин мир. Греки потеряли Фермопилы. Но доказательств у Демосфена нет, его обвинения носят только моральный характер, но такие обвинения как раз сложнее всего опровергнуть. В свои речи о высокой политике Демосфен включал и низменные жанры народной смеховой культуры: инвективу, поношение, обличение, божбу.

Аристотель - автор “Риторики”, теоретик ораторского искусства.

Цицерон Марк Туллий (106-43) получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал величайшим оратором своего времени. Будучи консулом, он подавил заговор Катилины, и это было лучшее время в его политической карьере, хотя его надежды на долговременное примирение интересов горожан высших и средних классов не оправдались. Во время гражданской войны он поддерживал Помпея, но был прощен Цезарем. После убийства Цезаря он выступил против Антония, поэтому попал в проскрипционные списки, т.е. объявлен вне закона и предан смерти. Как и многие ораторы, он писал стихи и книги по риторике, философии. Наиболее яркие труды: “Брут”, “Трактат об ораторе”, “Оратор”. Объединяющая их идея6 для оратора необходима широкая культура, Цицерон создает в своих трудах идеал оратора.

 

БИЛЕТ № 7

 

1. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы СМИ с современных условиях. Экономические основы реализации свободы журналистской деятельности.

Лозунг св. печати был выдвинут в 17 веке. Охраняется законодательством. Свобода слова. Абс. свободы нет. Ж-ка как соц. ин-т действует на основе нормативн. актов. Исторически сложилось 3 концепции св. печати: авторитарная(исходит из того, что ж-ка должна действовать в интересах власти, инакомысл. подвергаются жестокому прессингу); полная свобода печати(противовес авторит., право на св. печати без всяких огранич.); ответственная свобода ж-ки (утверждается право на св. слова, св. распростр. мыслей и идей, право искать, получать и распростр. ин-цию, право на св. печати, ТВ и РВ. Цензура запрещается, но права и свободы а также огранич. устан. законом). Реализация свободы возм. только при наличии эконом. условий, в усл. рыночной экономики СМИ может выжить только когда доходы превыш. расходы. Доходы -плата за предоставл. ин-ции, доход от рекламы, субсидии. Гос-во располагает большими возможностями в экон. обеспечении функц-ия ж-ки - это и налог. политика, льготные тарифы. Серьезными инструментами влияния располагает предпринимат. Круги - реклама, тексты ПР, спонсорство. Однако, такая экон. поддержка не всегда бескорыстна. СМИ могут противостоять нежелат. экон. давлению. Чтоб его избежать, СМИ пытаются решать экон. проблемы самостоят. с помощью, например, создания концернов, мультимедиа. Это делает издания независ.

 

 

2. Д. Дефо – журналист

1660 - родился. Крах республики. Реставрация, к власти пришел Карл 2.

На протяжении своей жизни Дефо занимался предпринимательством, политикой, литературной деятельностью, совмещая все эти разносторонние занятия. Его отец хотел, чтобы он стал протестантским священником.

Свои публичные выступления Дефо начал с памфлетов. 1683, памфлет “Против турок”.

В 1690 его друг, Джон Дантон, издатель и литератор, начал издавать газету “Афинский Меркурий”. Название Дантон придумал на основе высказывания в книге Деяния в Библии о том, что афиняне любили послушать все новое, интересное. Подзаголовок газеты: “Казуистическая газета”. Дантон сам придумал концепцию издания: “Спрашивай - отвечаем”. Успех газеты был велик, количество писем все росло. В газете освещались следующие отрасли знания: политика, тактика, экономика, критика, апокалиптика, скептика, пневматика, поэтика, математика, софистика, прагматика, догматика. Дефо и Дантон забавлялись, по сути дела. При этом они обещали читателям все самое лучшее: свежие новости, гарантией чему служило имя Меркурия, курьера богов, пищу для ума, ведь Афина олицетворяет мудрость, и все это в форме казуистической, т.е. изысканно-интеллектуальной. Газета предназначалась для самой широкой публики. “Как мужья должны обращаться с женами?”, “Можно ли королеву называть “мадам”?”, “Восстанут ли чернокожие из мертвых в день страшного суда?” - вот вопросы, способные серьезно занять читателей “Афинского Меркурия”. Отвечал на них Дефо остроумно и увлекательно. Газета существовала недолго.

Дефо имел намерение стать влиятельным политиком. Летом 1690 произошла битва на реке Бойне, решившая вопрос в пользу протестантского правительства, которое поддерживал Дефо. К власти пришел Вильям (Вильгельм) 3. Его приход к власти Дефо приветствовал “Размышлениями о свершившейся великой революции”.

Дефо сумел приблизиться к королю, Вильям предложил ему представительство за границей, но Дефо отказался. После банкротства у него было много долгов. Вместо этого он стал в 1695-96 сборщиком оконного сбора, своего рода подоходного налога. Также он был организатором королевской лотереи. Лотерея - новшество в то время, отчасти дело рук самого Дефо, следствие его рекомендаций и советов, которые он еще и развил в “Опыте о проектах” (1697). Это была первая полновесная книга Дефо. В ней он предлагал проложить дороги, поощрять торговлю, не лишать образования женщин, взять не государственное содержание больницы, выплачивать пенсии и производить социальное страхование - и все это в конце 17 века!

Дефо поддерживал Вильяма своими литературными способностями. Многие были недовольны тем, что у власти находится король-чужеземец. Появился стихотворный памфлет “Иностранцы” с довольно прозрачными намеками. Дефо выступил в защиту короля с антипамфлетом “Чистопородный англичанин” против старейшей английской знати.

В 1702 Вильям 3 умер. С его смертью разрушились надежды Дефо на политическую карьеру. К власти пришла дочь короля Джеймса 2, католика, Анна. Несмотря на то, что Анна была протестанткой, Дефо почувствовал, что ситуация складывается не в его пользу, и написал памфлет “Простейший способ разделаться с раскольниками”. В этом неподписанном памфлете Дефо в целях полемики прибег к довольно необычному приему. Он направил этот памфлет как бы против себя и своих единомышленников. Он писал в нем о необходимости истреблять инакомыслящих. Причем, стиль Дефо, отличающийся особой убедительностью, в этом памфлете был настолько убедителен, что единомышленники на него обиделись, узнав впоследствии о его авторстве. Противники же сначала обрадовались, а потом оказалось, что они обмануты.

В 1703 Дефо арестовали и судили по делу о “Простейшем способе”. Его имя выдал человек, относивший рукопись в типографию. 29, 30 и 31 июля Дефо стоял у позорного столба на трех разных площадях Лондона. Ему довелось пережить ужасное унижение. Лучшим способом защиты он счел нападение и написал памфлет “Гимн позорному столбу”, превратив свой позор в триумф. Он просидел в тюрьме до ноября 1703. Тем временем, вокруг него велась борьба в обществе. Одни ратовали за его немедленное освобождение, другие наоборот. Роберт Гарлей, будущий государственный секретарь, выкупил Дефо из тюрьмы. Гарлей не мог связать и двух слов, но он осознавал это и решил получить себе в помощники популярного и боевого публициста, искушенного политического борца, делового человека с немалым и разносторонним опытом.

Правление Анны - правление тори. Тори - букв. “вор”. Тори выступали за принцип иерархического соподчинения как в церковной, так и в социальной системе, т.е. по сути за феодальный принцип. И по сей день “тори” - синоним слов “реакционер”, “консерватор”.

Виги - не признавали наследником престола католика Джеймса 2. Они отражали интересы крупных земледельцев, торговцев, ратовали за свободу торговли и пр. Т.е. Дефо ближе взгляды вигов, чем тори. Но после освобождения из тюрьмы он должен был отработать свой долг. В 1704 начинает выходить его газета “Обозрение” (1703-1713).

На страницах “Обозрения” сложился тип передовой статьи, репортажа, газетного очерка и, конечно, полемики. За новостями Дефо не гнался: и угнаться было трудно, и публика не успевала бы их переваривать. Он жил как бы в ритме с читателями. Он информировал их косвенно, он им подсказывал, на что обратить внимание, он обсуждал все, что давно уже носилось в воздухе, что вроде бы и так известно, но стоит о том же еще поразмыслить. Он почти на год позже пишет о Полтаве, но тут же говорит, что он все это предвидел, давно писал, что шведы сами же научат русских воевать.

Однако прежде всего Дефо занимался тем, на что его и подрядили: пропагандой.

“Обозрение” считалось еженедельником, но только первые четыре номер выходили раз в неделю, скоро их стало два, потом даже три в неделю, и только налоги на прессу, повысившиеся в 1712, заставили Дефо вновь сократиться до двух номеров в неделю.

Дефо не просто издавал или редактировал газету. Он ее писал. У него не было сотрудников, кроме курьеров, помогавших ему доставлять материал в типографию, когда сам он находился в другом городе. Если же он отлучался надолго, в Шотландию, он вместе с собой переводил на новое место и “Обозрение”, газета становилась Эдинбургской.

“Обозрение” выходило отдельными выпусками, но с единой нумерацией страниц, так что за год составлялся том. Дойдя до 8 тома, Дефо начал нумерацию заново, но тут уже пришел и конец “Обозрению”. В итоге - 9 томов, 1300 выпусков, а в современном издании - 22 книги.

Издавалась газета на государственные средства (на дотацию от правительства, в котором важную роль играл Роберт Гарлей). Дефо утверждал позднее, что никогда он не поступался говорить согласно со своими убеждениями. Так оно и было, так как Гарлей не требовал от Дефо, чтобы тот сменил свои убеждения, как опытный политик он стремился к равновесию в стране.

В 1713-1714 Дефо подвергся двум арестам за оскорбление в печати различных высокопоставленных должностных лиц, в том числе, по требованию своего правительства Дефо, как редактор “Обозрения”, принес извинения русскому посольству в Лондоне за критическое мнение о Петре, опубликованном в его газета.

Разъезды Дефо по стране, в частности, в Шотландию, были связаны с поручением Гарлея. В обязанности Дефо входило следующее: 1) быть в курсе всего, что предпринимается различными группировками против унии Англии и Шотландии, и стараться помешать их попыткам, 2) беседовать с жителями, склоняя сознание людей в пользу объединения, 3) опровергать в печати всякое выступление против союза, 4) устранять подозрения у людей относительно тайных происков Англии против шотландской церкви. В 1707 старания унии увенчались успехами.

К нашим дням выявлено 26 печатных органов, в которых принимал участие Дефо.(В 1716 издавал еще одну газету - “Политический Меркурий”). Острота вопроса в том, что все это были газеты и журналы разных направлений. Рано или поздно это должно было кончиться скандалом. Он произошел, когда Дефо стал сотрудничать в газете вига Миста, а тот узнал каким-то образом, что Дефо платит государственный секретарь. Мист напал на Дефо с оружием, к счастью, все обошлось. Но Дефо был вынужден расстаться с политикой. Замкнулся зимой 1719 в своем доме, в пригороде Лондона. Тогда он написал “Робинзона Крузо”.

Умер в 1731.

 

3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования

Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.

Победоносное окончание войны стимулировало в советской журналистике дальнейшее усиление пропаганды величия сталинизма. Журналистика призывала народ к новым подвигам на фронтах экономического возрождения страны.

К маю 1945 структура советской печати представляла собой тщательно разработанную систему военной и тыловой прессы, рассчитанной на условия военного времени. Окончание войны вызвало необходимость не только реорганизовать систему печати, но и направить ее усилия в сторону проблем хозяйственного строительства. Послевоенные годы приводят к значительным изменениям во всех звеньях системы СМИ.

После окончания войны почти все местные газеты выходили в уменьшенном объеме: на двух полосах. Ограниченные размеры газетной площади лишали их возможности наиболее полно освещать жизнь страны и своего территориального района. Остро ощущалась бедность материально-технической базы, недостаток журналистских кадров, что сказывалось на качестве периодических изданий. Шаг за шагом шло восстановление сети республиканских, а затем и областных газет.

Особое место в структуре всей советской печати первых послевоенных лет занимала газета “Культура и жизнь”, орган отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Она выполняла функции директивного органа, указания которого были обязательны для прессы и других идеологических институтов. Первый ее номер вышел в конце июня 1946. Ее директивный тон определила передовая статься “Выше уровень идеологической работы!”. Газета издавалась до конца февраля 1951. За это время на ее страницах были опубликованы многочисленные документы, касавшиеся характера, содержания, различных сторон деятельности системы СМИ страны.

За первое послевоенное десятилетие было принято около 50 документов о печати и других СМИ. Внимание обращалось, прежде всего, на три вопроса: 1. Необходимость усиления проблемно-тематического и идейного содержания печати и повышения ее роли в политическом воспитании трудящихся (постановление “Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет “Молот” (Ростов-на-Дону), “Волжская коммуна” (Куйбышев) и “Курская правда”, июль 1946).

2. Причины серьезных недостатков в деятельности прессы ЦК ВКП(б) усматривал в оторванности редакций газет от партийных органов. Целям укрепления партийного руководства служили постановления, принятые во 2-й половине 40-х - начале 50-х годов, касавшиеся почти всех типов газет. В их числе постановления о “Труде”, “Гудке” и др.

3. Пагубную для советской литературы и искусства роль сыграли антидемократические постановления “О журналах “Звезда” и “Ленинград”, “О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению”, “Об опере “Великая дружба”” и ряд других. На страницах печати развернулась кампания травли деятелей культуры, литературы и искусства, обвинявшихся в космополитизме.

В послевоенные годы интенсивно осуществлялась реорганизация структуры ТАСС. Развивается внутрисоюзная сеть агентства. В аппарате ТАСС организуются региональные главные редакции. Осуществляется жесткая централизация деятельности республиканских и местных отделений ТАСС.

Радикальные перемены, происшедшие после войны во всем мире, потребовали расширения службы зарубежной информации ТАСС. К середине 50-х корреспондентские пункты агентства открываются во многих странах Восточной Европы, Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки.

В октябре 1944 постановлением правительства была определена программа неотложных мер по укреплению материально-технической базы радиовещания и восстановлению на новой технической основе телевидения.

7 мая 1945 в СССР впервые отмечался День радио. В этот день после длительного перерыва, вызванного войной, в Москве состоялась первая телевизионная передача.

15 декабря 1945 Московский телевизионный центр первым в Европе возобновил после войны регулярные передачи телевизионных программ с разложением изображения на 343 строки. ТВ и радио находились в ведении Комитета по радиофикации и радиовещанию при Совете Министров СССР. В середине 40-х еще трудно было распознать возможности ТВ. Предполагалось, что задачи радио и ТВ совпадают.

После реконструкции Московский телецентр перешел на новый стандарт четкости изображения. Были построены новые телецентры в Ленинграде, Киеве, Свердловске.

К середине 50-х сформировалась система подготовки журналистских кадров для печати, радио, а в дальнейшем и для телевидения. На базе отделений журналистики филологических факультетов Московского, Ленинградского и других университетов были созданы факультеты журналистики. Подготовка журналистских кадров осуществлялась также в системе высшего партийного образования, в региональных и межреспубликанских партийных школах.

В первые послевоенные годы главное внимание пресса уделяла задачам восстановления народного хозяйства, провозглашенным в планах четвертой пятилетки, возрождению из руин войны десятков тысяч городов и сел. К концу 40-х довоенный уровень производства был превзойден. СМИ распространяли опыт передовиков в промышленности и сельском хозяйстве, поддерживали массы в их стремлении досрочно выполнить первую и вторую послевоенные пятилетки, освоить целинные и залежные земли. В своей организаторской деятельности печать, радио и ТВ использовали многочисленные формы и методов работы, в творческой - обращались к различным жанрам.

Но за реальными и мнимыми успехами выступавшие в прессе не видели серьезных упущений в руководстве отдельными отраслями экономики и, в частности, сельского хозяйства. Это вело к тому, что в печати приукрашивалась действительность. Появление в газете “Правда” острых публицистических выступлений В.Овечкина (“Районные будни” и др.) явились началом нового этапа глубокого и правдивого отображения колхозной жизни.

Публицистика представлена портретными очерками Б.Галина, Б.Полевого, проблемными статьями А.Колосова, И.Рябова, В.Овечкина, В.Тендрякова, гражданской поэзией А.Твардовского, статьями - раздумьями Т.Тэсс, В.Фоменко, М.Шагинян и многих других.

В международной проблематике доминирующее место заняла борьба за мир, освещение тех социально-политических преобразований, которые произошли в странах Европы, Азии, Дальнего Востока во второй половине 40-х - середине 50-х.

На страницах “Правды”, “Известий” и других центральных изданий регулярно публиковались статьи на международные темы, международные обзоры журналистов Ю.Жукова, В.Маевского, Г.Рассадина, Д.Краминова.

В октябре 1952 на 19 съезде ВКП(б) получила новое название: КПСС.

6 марта 1953 умер Сталин. Вскоре, хотя и сдержанно, впервые заговорили о беззакониях, допущенных им и его ближайшим окружением.

 

БИЛЕТ № 8

 

1. Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных в практике

"Общественное мнение". Термин возник в Англии и с конца 19 века стал активно использоваться в науке. Он несет, по крайней мере, две смысловые нагрузки: во-первых, это социальный институт, специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества, во-вторых, это суждение, разделяемое более или менее широким кругом людей по поводу различных событий, явлений общественной жизни. Предметом общественного мнения служит любое событие, действие, факт в сфере экономики, политики или культуры, которые хотя бы на короткое время приобретают общественную значимость. Это может быть принятие закона, смена должностного лица, введение или отмена налога, художественная выставка, публичное выступление какого-либо лица, шаг или жест "первой леди" и т.п. Данное событие может иметь как общенациональный, так и локальный резонанс. Общественное мнение, кроме того, всегда формируется в рамках тех или иных социальных общностей: территориальных, возрастных, профессиональных и других.

"Общественное мнение" как термин почти всегда несет в себе элемент неопределенности именно в том смысле, который придавал ему в физической теории Вернер Гейзенберг, введший это понятие в научный оборот. Действительно, есть не так уж много вещей в мире социальных явлений, по поводу которых люди имеют вполне определенные, устойчивые взгляды, да и то суждения о них, как правило, выходят за пределы того, что обычно называют общественным мнением. Это представления и взгляды, отражающие принципы, ценности, нормативные высказывания. В большинстве же случаев мнения людей носят весьма приблизительный, условный характер и в значительной мере зависят от способа выявления этого мнения и контекста. Общественное мнение - всегда в той или иной степени оценка фактов общественной жизни, в нем выражается то или иное отношение к ним, и в этом смысле общественное мнение всегда неоднородно, дискуссионно, что дает повод вообще усомниться в существовании объективного критерия для определения данного понятия.

Наконец, необходимо отметить фундаментальное свойство общественного мнения: оно не имеет естественного механизма самообнаружения. В качестве механизма его выявления выступает социологическая исследовательская процедура. Мы привыкли к тому, что общественное мнение бывает представлено в виде результатов социологических опросов, и, кажется, забыли, что в другом виде оно просто не имеет репрезентации. Действительно, того, что мы обозначили вначале как суждение, разделяемое более или менее широким кругом людей по поводу тех или иных событий в обществе, в реальности просто не существует. Конечно, в сознании каждого конкретного индивида может существовать то или иное мнение по данному поводу. Точно так же в рамках некоторой социальной общности это мнение может иметь тенденцию к усреднению. Вот эту "среднюю" величину и обнаруживают социологи. Таким образом, можно утверждать, что общественное мнение в том виде, в котором мы привыкли его представлять, есть в значительной степени продукт применения социологической исследовательской процедуры, в создании которого принимает участие не только субъект, носитель общественного мнения, но и его исследователь.

Что исследователь может спросить у респондента? В каких смысловых структурах может быть зафиксировано общественное мнение? Б.А.Грушин выделяет три компоненты общественного сознания:

- рефлексивная компонента выражает информативную сторону сознания; в ней отражается знание, представление человека о мире;

- оценочная (эвалюативная) компонента выражает оценки, отношение человека к миру, событиям и процессам в нем;

- практическая компонента отражает деятельное, практическое отношение человека к действительности.

Общественное мнения является формой общественного сознания, в которой выражена наряду с другими непосредственно оценочная компонента. Тем не менее нельзя сводить общественное мнение, как это часто делается, лишь к выражению оценок, отношения к тем или иным сторонам действительности. В общественном сознании все три компоненты, естественно, не разделены перегородками, и любое высказывание может нести все три из них в разной степени выраженности.

 

Западный опыт изучения общественного мнения. Уже в 80-е годы 19 века американская пресса проводила опросы общественного мнения, связанные с избирательными кампаниями. Новые тенденции в развитии журналистики, монополизация и сопутствующая ей конкуренция меняли отношения внутри газетно-журнального мира. Формирование рынка периодических изданий в Англии и США привело к ожесточенной "газетной войне": от уровня тиражей массовых газет зависела щедрость рекламодателя. Традиционных способов решения этой проблемы (конкурсов, лотерей, подарков - всего набора мер по привлечению читателей) было явно недостаточно. "Гангстерские" способы борьбы с конкурентами, к которым прибегал американский магнат прессы У.Херст, в конечном счете оказались малоэффективными. И коммерческие, и политические интересы диктовали необходимость более серьезного осмысления вопросов, связанных с деятельностью печати. Так, в Америке к ставшим традиционными опросам, проводимым газетами в ходе выборов, в 30-е годы добавляются обследования аудитории. Изучение эффективности рекламы в средствах массовой информации в США в 30-е годы неизбежно повлекло за собой и конкретно-социологические исследования читательской и радиоаудитории. Один из первых опросов общественного мнения был проведен во Франции в 1937 году. В 30-е годы изучала свою аудиторию Британская радиовещательная корпорация Би-би-си.

Мысль о том, что тираж начинает приносить доход только в том случае, если его можно продать рекламодателю, была высказана в книге, приобретшей мировую известность в качестве классического труда в области изучения информационно-пропагандистских процессов в обществе. Это "Общественное мнение" У.Липпмана. Некоторые авторы подчеркивают ее политологический характер. По словам других, сформулированное Липпманом понятие стереотипа, позволяющего человеку адаптироваться в окружающей его сложной действительности, - одно из важнейших достижений социологии. Если У.Липпман отразил в своем творчестве теоретическую ориентацию американской социально-политической мысли, то П.Лазарсфельд, Б.Барельсон и Э.Годэ продемонстрировали приверженность эмпирическому направлению американской социологии, когда в 1940 году провели конкретно-социологическое изучение влияния средеский характер. По словам других, сформулированное Липпманом понятие стереотипа, позволяющего человеку адаптироваться в окружающей его сложной действительности, - одно из важнейших достижений социологии. Если У.Липпман отразил в своем творчестве теоретическую ориентацию американской социально-политической мысли, то П.Лазарсфельд, Б.Барельсон и Э.Годэ продемонстрировали приверженность эмпирическому направлению американской социологии, когда в 1940 году провели конкретно-социологическое изучение влияния средеский характер. По словам других, сформулированное Липпманом понятие стереотипа, позволяющего человеку адаптироваться в окружающей его сложной действительности, - принципы количественного анализа содержания - контент-анализа. В 40-е годы он получает широкое распространение в США.

 

Качественные социологические методы в журналистике.Качественные методы можно условно разделить на два класса: первые из них используются при сборе эмпирических данных (такие, например, как наблюдение, эксперимент, прогнозирование, интервью и т.д.), а вторые - при анализе полученных сведений (здесь можно назвать классификацию, группировку, типологизацию и т.д.). В социологии метод наблюдения разделяют по нескольким основаниям: по степени формализованности (структурализованное и неструктурализованное), по месту проведения (полевое и лабораторное), по регулярности проведения (систематическое и несистематическое), наконец, по позиции наблюдателя в исследовании (включенное и невключенное). В структурированном наблюдении журналист фиксирует события по четко заданному плану, или, точнее, процедуре, а в неструктурализованном - ведет наблюдение, находясь в свободном поиске, ориентируясь лишь на общие представления о ситуации. Полевое наблюдение предполагает обращенность журналиста к той или иной ситуации в определенные периоды времени, а несистематическое - спонтанность в выборе наблюдаемого явления. Позиция наблюдателя в невключенном наблюдении заключается в следующем: журналист, как правило, находится за пределами наблюдаемой ситуации, занимая в ней неучаствующее положение, и не входит в контакты с участниками события. Он вполне осознанно занимает нейтральную позицию, стараясь не вмешиваться в ход происходящего. По мнению социологов, данный вид наблюдения особенно подходит для описания социальной атмосферы - например, вокруг выборов, различных общественных акций, социально-экономических реформ и т.д.

 

Области применения социологических данных в журналистике: 1) проектирование и оценка деятельности СМИ; 2) определение целевой аудитории, ее величины и особенностей; 3) планирование работы редакции; 4) подготовка аналитических материалов (анализ социальных процессов); 5) определение подходов к изучаемым проблемам.

Источники социологических исследований: издания (СОЦИС, монографий ведущих социологов, пресс-релизы социологических центров), заказ исследования (или блока исследований). ВЦИОМ, фонд общественного мнения - организации, где можно получить социологическую информацию.

Новая социологическая информация - рекламный аудит. Фиксируется выход рекламы, и это позволяет вести дальше анализ рекламы.

Социологический подход повышает эффективность индивидуального журналистского творчества. В ряде случаев без социологии редакционному сотруднику просто не обойтись.

Знакомство с социологической информацией входит в практику современного журналиста. Действительно, в числе источников информации, которыми регулярно пользуется квалифицированный журналист, обязательно должны быть социологические, а его внимание к точности, достоверности такой информации таким же пристальными, как и к любой другой.

Однако практика показывает, что методы работы журналиста с социологическими данными пока еще не отличаются разнообразием. Чаще всего они в журналистских материалах выполняют чисто иллюстративную роль, присутствуют как бы формально. Нечасто встретишь примеры, когда журналист глубоко анализирует такие данные, или интересно, точно их комментирует. Именно поэтому необходима соответствующая квалификация, уровень мышления.

Самая распространенная форма - опора на них в качестве аргумента. Это действительно весьма продуктивно, так как ссылки на достоверную социологическую информацию повышают доверие читателей, слушателей, зрителей.

Журналисты еще редко в своих материалах сопоставляют результаты разных исследований или даже, если в этом есть необходимость, позволяют себе подвергнуть сомнению выводы социологов или их концепцию, обнаружит не до конца проясненные аспекты обсуждаемой проблемы. Такой оппонирующий подход - способ более глубокого поиска истины, где журналист и социолог - равноправные партнеры. Одновременно это и возможность сделать читателя участником процесса исследования проблемы.

Журналисты нередко испытывают дефицит тем, проблем. В поиске их они обращаются к почте, что справедливо. Однако таким весьма надежным и незаменимым источником являются и социологические исследования. Так как в этом случае существует гарантия, что проблемы, поднимаемые журналистом, не надуманны, а действительно общезначимы. Социологические данные и просто могут быть оперативным, “событийным” поводом для подготовки журналистом публикации, передачи, своеобразным творческим импульсом.

Интересные материалы можно подготовить на основе панельных исследований - т.е. неоднократно проводимого изучения одного и того же социального объекта, области общественных отношений. Особенно это эффективно, если журналист в течение какого-либо продолжительного времени следит за развитием процесса, проблемы и готовит серию публикаций.

Применение социологических инструментов познания при подготовке материала - один из существенных аспектов взаимодействия журналиста с социологией. Конечно, проведение массовых опросов, наблюдений, формализованный метод анализа большого массива документов очень трудоемки. Чаще всего под силу только коллективу. Но и в индивидуальном труде журналистов есть примеры активного использования таких методов. Обращаются к ним в тех случаях, когда недостаточно единичных наблюдений, отдельных фактов.

Журналисты используют опросные методы для изучения различных объектов, проблем, в самых разных ситуациях. Экспресс-опросы по случайной выборке - телефонные и еще чаще - уличные - весьма распространены в практике газетчиков, радиожурналистов, особенно тележурналистов (интервью с микрофоном в руке). Это дает возможность максимально оперативно получить информацию об общественном настроении, реакции людей на события. Но журналист должен хорошо представлять себе, что полученные таким путем сведения не могут рассматриваться как репрезентативные (ни величина группы опрашиваемых, ни способ отбора репрезентативности не обеспечивают). Социологи также применяют указанные методы, но на основе специально разработанной выборки.

С успехом может быть применена в журналистике методика структурализованного наблюдения. Структурализованное, или контролируемое, наблюдение заключается в том, что исследователь устанавливает заранее в программе наблюдения, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение, сосредотачивает на них свое внимание, составляет специальный план записи наблюдений или разрабатывает стандартную форму протокола наблюдения до начала сбора информации. Если же журналист, редакция решаются на проведение социального эксперимента или участие в нем, то следует обратиться к экспериментальному методу. Характерной особенностью этого метода является наличие ситуации, в которой проявляется реакция изучаемого объекта на экспериментальный фактор.

Для подготовки обзоров газет, теле- и радиопередач может применяться метод контент-анализа или его отдельные элементы. Контент-анализ - качественно-количественный метод анализа социальной информации. Его особенность - в применении статистических процедур для анализа массивов однотипных текстов (стандартизированная техника, выборка, статистические методы обработки и анализа), когда требуется особая надежность выводов. Этот же метод дает хорошие результаты для анализа редакционной почты, любых других совокупностей однородных документов (содержащих информацию под одному и тому же вопросу, группе вопросов), которые могут рассматриваться как документы - носители интересующей журналиста информации.

Социология - это не только социологические методы и источники информации. Это прежде всего методология, путь исследования социальных объектов, социальных проблем. С ее помощью можно сделать материал более глубоким, более интересным.

Кроме того, существует и социологическая публицистика. Лучшие образцы этого жанра особенно в самые первые годы перестройки продемонстрировали на страницах печати, к сожалению, не журналисты, а известные социологи, политологи, чаще всего - экономисты. Автор социологической публицистики обращается не к отдельным, пусть даже очень значимым фактам, а к исследованию социальных объектов, их функционированию, жизнедеятельности: социальному слою, социально-профессиональной группе, социальному феномену, социальному конфликту, социальному процессу, стилю жизни.

Но дело не только в объекте. Рассматриваемая проблема не событийно, а социально значима. Активно проявляется стремление к концептуальному видению, комплексному анализу. Автор выходит, как правило, на уровень социально-значимых выводов и обобщений.

 

2. СМИ ФРГ

Помимо основного Закона - земельные законы о СМИ.

Печать: преобладает частная собственность; большое количество местных газет; межрегиональных газет немного. Много приложений к журналам; слабо развита партийная печать. Высокая степень концентрации прессы. Зависимость от объявлений.

Газет - 408, журналов - 745.

Надрегиональная печать:

Bildzeitung Шпрингера; качественные Sьddeutsche Z-ng, Frankfurte Allgemeine Z-ng, Die Welt; еженедельные Die Zeit, Rheinischer Mercur (субсидируется католической церковью), Wochenpost (Вост. Германия), Die Woche (25 % принадлежит Burda), Freitag, экономический еженедельник Handelsblatt. Качественные и качественно-массовые издания - абонементные газеты. Официальный орган - Das Parlament (Бонн). Эсктремистское издание - Deutsche Nationale Z-ng.

Журналы:

публичные (общественно-политические), специализированные, торговых групп, церковные, ведомственные, рекламные, женские (особенно популярны Petra, Madam, Emma); теряют в тираже информационно-политические еженедельники Spiegel и Stern. Junge Freiheit - журнал в Потсдаме.

Доходы от рекламы в газетах и журналах - основные. Собственно рекламных изданий 1436, больше еженедельных. Одни из самых популярных - Heisser Dracht и Zweite Hand. Существует тенденция к увеличению рекламных инвестиций в аудиовизуальные СМИ.

ТВ, радио - как общественно-правовые, которые финансируются из федерального бюджета (E Объединение правовых телерадиокомпаний ФРГ), так и частные каналы.

Радио:

· Deutsche Welle

· Немецкое Радио

Частные радиостанции:

· Radio FFN

· Antenne Bauer

· Radio Hamburg

ТВ:

· 2 программа - ZDF

· ARD

15 частных ТВ-компаний (их контролируют специальные комиссии):

· SAT-1 (частично принадлежит издательскому дому Шпрингера)

· PRO-7

· DSF (25 % - Шпрингер, 34 % - Берлускони)

· N-TV (CNN, Time Warner, концерн Nicksdorf)

· Super RTL (транслируется по всей Европе, ? акций - Дисней)

· Kabelkanal

· WOX (1/2 - News International Мэрдока)

· UFA-Film (Бертельсман, “Канал+” - фр.)

Появилось pay-TV (абонентская плата за просмотр, зрители сами составляют себе программу):

· TV Club

· Kanal +

Монополии:

· Бертельсман

· Burda

· Шпрингер - газеты Welt и Bild (новая форма газеты, одно из первых массовых популярных изданий)

· Бауэр

· В СМИ ФРГ участвует зарубежный капитал (Берлускони, Максвелл в прессе, Мэрдок, Дисней и др. на ТВ и т. д.)

Информационные агентства:

· DPA (обладает монополией на поставки информации в мелкие газеты)

· ADN

· EPD

· KNA (католическое агентство новостей)

· VWS

 

3. Журналистика первого советского десятилетия

Установление в России большевистской власти предопределило утверждение в стране однопартийной системы. Важнейшим идеологическим и организационным ее институтом стала советская журналистики, унаследовавшая основные принципы, функции и традиции большевистской печати. В 20-е гг. пресса формировалась как многонациональная дифференцированная система средств информации, создаваемая по единой унифицированной идейно-организационной схеме. Выполняя идеологический и социальный заказ РКП(б), она принимала деятельное участие в строительстве Советского государства, в утверждении авторитарных принципов его руководства.

В первое советское десятилетие журналистика прошла несколько отличающихся друг от друга этапов. В Октябрьскую революцию журналистика России вступила как многопартийная система (ноябрь 1917 - июль 1918). В октябрьские дни продолжали издание все буржуазные партии. Выходили все газеты и журналы социалистических партий - 52 меньшевистских, 31 эсеровских, 6 анархических. Помимо “Правды” и “Известий” 10 ноября вышел первый официальный правительственный орган “Газета Временного рабочего и крестьянского правительства”. Следующим такого рода изданием явилась газета “Армия и флот


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты