Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


БИЛЕТ № 36




  1. Творческая индивидуальность журналиста

Мир личности журналиста-профессионала складывается в соответствии с объективными требованиями его профессии. Если попытаться в сводном виде при строгом разграничении особых областей описать мир личности журналиста, то в качестве “ядра” личности как главные следует выделить мировоззренческие, социально-политические позиции, соседствующие и взаимодействующие со сферой профессиональных склонностей, реализовать которые можно при наличии определенного рода и уровня способностей. Успешную деятельность, проявляющуюся как реализация позиций, способностей, обеспечивают: совокупность личностных свойств, система освоенных знаний, полученные в практике навыки и опыт. “Внешний” слой, как бы скрепляющий весь мир личности журналиста, составляет область ответственности за профессионально-творческую самореализацию, за самосовершенствование и развитие личности, за самоотдачу в служении обществу.

Разумеется, между различными областями профессиональных качеств нет жестких границ. Более того, между ними существует всесторонние взаимосвязи и зависимости. Ответственность требует знаний в области права и этики, а опыт - осмысления с помощью теории. И как бы велики ни были склонности, реализоваться они могут, только будучи обеспеченными знанием и опытом.

Творческих индивидуальностей, в которых более или менее сбалансировано проявляется все совокупность необходимых качеств, может быть множество типов, в каждой отдельной творческой личности эта гармония нова и своеобразна. Но в любом случае какие-то отдельные черты и свойства проявляются ярче, чем другие. Так, одни больше опираются на рациональное, другие --на образное мышление; одни - на строгое доказательство, другие - на изложение деталей и подробностей; кто-то мобилизует свои преимущества в прогностической сфере, а кто-то - в исторических аналогиях и т.д.

Эти индивидуальные различия (при более или менее сбалансированном проявлении всех качеств) не только неизбежны, но и необходимы для жизни редакционного коллектива.

Склонности - запускающие механизмы при формировании журналиста. Важную роль здесь играют мотивации.

Способности - особенности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления выбранной деятельности. Они проявляются в степени быстроты, глубины и прочности овладения необходимыми умениями, характерными для конкретной деятельности, на основе освоения знаний и осмысления опыта (своего и чужого).

Использование склонностей и способностей, их характер и направленность во многом зависят от особенностей третьей составляющей “ядра” личности - его социально-мировоззренческой, общественно-политической позиции. Это “стержень” личности.

Личностные свойства и возможности журналиста: 1) интеллектуальные качества - занимают ведущее место. Это система мыслительных способностей человека, уровень его умственного развития. Главное для журналиста - разбираться в явлениях жизни, ум, ясность мысли, способность к рациональному постижению действительности. Для интеллекта важно накопление знаний. Но главное - интеллектуальная активность, сообразительность, смелость мысли и т.п. 2) черты образного мышления и видения явлений действительности, 3) успех журналиста во много зависит от особенностей эмоционально-психологического и волевого склада его личности. Характерной чертой журналиста является “любопытство”, обращенность психики вовне, журналист - экстраверт, а не интроверт, стремление докопаться до истины. Журналисту необходимо мужество, доброта, отзывчивость, чуткость, низкий “болевой порог”, умение сочувствовать и встать на место своего собеседника, героя и антигероя. Общительность, стремление понять даже противника, быстрота реакции, умение сосредоточиться, работать в трудных условиях, собранность, находчивость, мобильность, толерантность. 4) физические данные.

Система знаний (энциклопедизм): профессионально-журналистское знание, специальные знания.

 

  1. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения

ТВ: Редактор - организатор творческого процесса подготовки передач. Редактирование на ТВ начинается с составления планов рубрики, а иногда и ее концепции, с подбора авторов - исполнителей замысла редактора (это близко к функции т.н. продюсера, обычной для западного ТВ), а заканчивается корректировкой сценария прямой передачи или отснятого и смонтированного видеоматериала в соответствии с творческим задачами рубрики. Редактирование выпуска новостей радикальным образом отличается от работы редактора в передаче “журнального” типа, выходящей, например, раз в месяц; редактор телефильма работает совсем не так, как его коллега, отвечающий за организацию ток-шоу. Но в любом случае литературный работник ТВ имеет дело не только со словом, но и с экраном, а потому в первую очередь заботится о драматургии телевизионного зрелища, каким является любая передача. ТВ редактор - это не только литературный работник, но прежде всего организатор “добычи” и оформления экранной “картинки” - визуальной информации во всем ее разнообразии. Если новости подкрепляются заведомо старыми кадрами, телесообщение “раздокументируется”. Совершенно недопустимо, чтобы сводки новостей (в “видеообзорах”) походили на монтаж старой кинохроники. Редактор, подменяющий факт не имеющим даты образом, просто “подходящей картинкой”, не понимает истинной специфики телевизионной журналистики. Редактор новостей наделен большими правами по отношению к репортерам. Он может потребовать от репортера сократить материал или изменить его компоновку; редактор, наконец, может и вовсе не выпустить репортерскую работу в эфир.

Печать: Редактор - руководитель редакции. Он определяет стратегию редакционной деятельности на всех ее направлениях. Руководители редакции устанавливают главные цели работы всего коллектива - идейные и экономические. Они формулируют его задачи на длительный период, определяют основы перспективного планирования, направление и характер изменений газеты, место и роль творческих, технических и коммерческих подразделений в решении поставленных задач - в зависимости от прогнозов изменения ситуации на рынке периодических изданий. Одна из важнейших функций - контроль процесса и результатов деятельности всех звеньев трудового коллектива.

  1. Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.

 

БИЛЕТ № 37

  1. Система знаний (энциклопедизм): профессионально-журналистское знание, специальные знания
  2. Отечественная публицистика на современном этапе

На первый взгляд в современной журналистике публицистический жанр изжил себя. Резко упала популярность сатирических статей, очерков, журналистское расследование подменяется “сливом компромата”. Но это свидетельствует о необходимости поиска новых способов публицистического воздействия на аудиторию.

Период перестройки ознаменовался расцветом публицистики, лишенной художественности, “нефантазийной”. Это была эпоха откровений, обнародования доселе неизвестной информации - отсюда констатирующий характер публицистики. Разумеется, бесконечно поражать аудиторию гласностью было невозможно, поэтому такая публицистика вспыхнула ярко, и быстро сгорела.

За насыщением аудитории перестроечными сенсациями последовало неизбежное снижение тиражей. В борьбе за тиражи журналисты начинают насыщать публицистику придуманными сенсациями или воздействовать на самые примитивные эмоции читателя чрезмерной эпатажностью материала и формы его подачи. Социально-политическая ситуация последних лет породила тип “информационного киллера” - журналиста, который под видом публицистического материала обнародует компрометирующую информацию, действуя в чьих-либо интересах. Как следствие - утрата доверия к прессе.

 

  1. Современные зарубежные теории журналистики

За последние десятилетия 20 в. мир существенно приблизился к тому, чтобы стать в информационном смысле “глобальной деревней”. Термин пущен в научный оборот канадским профессором Маршаллом Маклюэном, подчеркнувшим сходство информационных процессов в традиционном небольшом поселении и на всей планете, когда она становится единым телекоммуникационным пространством. Событие, происшедшее на одном краю “деревни”, тут же становится известно всем ее обитателям и активно обсуждается, так как затрагивает интересы всех. Разумеется, не в одном ТВ тут дело. Угроза разрушительных межнациональных конфликтов в мире, насыщенном ядерными и химическими технологиями, экологические беды привели к ощущению земного шара как единого и не слишком большого поля существования человека. И телевизионная сиюминутная связь каждого со всем миром представляется теперь столь же естественной, сколь необходимой.

Существенным дополнением этой глобализации интересов зрителя, неким уравновешивающим течением все более заметно проявляется локализация. Бум местного, в первую очередь кабельного, ТВ. Стремление каждого зрителя сформировать персональную телепрограмму.


 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты