Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление.





Культурно-досуговая программа - это сценическое или площадное произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию. Поскольку есть драматургия драматического театра, оперная и балетная, кино и телевидения, все эти виды драматургии различаются спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть у них и общее - действие, жизнь в движении.

Во-первых, драматургическое действие всегда развивается на наших глазах, в настоящем времени, даже если повествует о давно прошедшем. Примером могут служить сценарии театрализованных вечеров и концертов, посвященных героическим традициям народа. Рассказ ведется через призму настоящего времени - зритель становится соучастником событий.

Во-вторых, действие только тогда и называется действием, когда оно требует преодоления препятствий, встречает противодействие и развивается в виде драматической борьбы. Без драматического

конфликта нет и не может быть драматургии.

В-третьих, драматургическое действие всегда делает зрителя свидетелем, соучастником борьбы, не оставляет его равнодушным, вызывает те или иные чувства.

Драматургия культурно-досуговых программ предполагает действие не безликое, а преломленное через конкретные образы, через поступки, мысли и чувства людей, через столкновение характеров и

Стремлений. Поэтому специфика драматургии культурно-досуговых программ обусловлена самой природой учреждения культуры. Специфика эта основана на иной природе общения зрителей и сцены, нежели в театре, кинотеатре и других видах искусства, где есть четвертая стена. Поэтому процесс воздействия в учреждении

культуры строится не только по линии самого материала, но и по линии внутриаудиторного воздействия, внутриаудиторного общения. В процесс этого общения включаются духовные ценности.

Драматургия культурно-досуговой деятельности развивается в трех направлениях: культурно-досуговые программы, предметная художественная деятельность в учреждениях культуры и домашнем досуге.

Драматургия - это сюжетно-образная концепция культурно-досуговой программы, будь то спектакль, кинофильм, эстрадный номер и т.д. Драматургия - это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.

Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ нагляднее будет представить в сравнительном анализе учреждения культуры широкого профиля и театра.

В учреждении культуры В театре
1) творчество бесплатное и оплачиваемое; 1) творчество оплачиваемое;
2) творчество основано на добровольности и самодеятельности участников; 2) творчество драматурга является профессиональной деятельностью;
3) драматургическое творчество осуществляется коллективно («коллективная самодеятельность»); 3) творчество драматурга индивидуально;
4) драматургия программ оперативна, ее формы подвижны; 4) создание пьесы требует длительного времени;
5) степень оперативности решаемых учреждением культуры задач создает необходимость использования в драматургии литературно- художественных произведений или их фрагментов; 5)творчество драматурга – оригинальное творчество;
6) драматургия культурно-досуговых программ документальна (обязательным является включение фактов из жизни конкретной аудитории); 6) использование документального материала - возможный для драматурга путь, но не обязательный. В основном творчество драматурга представляет художественный вымысел;
7) построение драматургии осуществляется по эпизодам; 7) построение драматургии по актам;
8) задача драматурга - создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие; 8) задача художника - создать пьесу, спектакль, имеющий художественную ценность (произведение искусства);
9) В драматургии используется все многообразие выразительных средств (драматургия - синтез искусств); 9) театральная драматургия синтетична;
10) использование документального и художественного материала вызывает необходимость применения метода монтажа; (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка); 10) оригинальное творчество обязывает драматурга следовать основным законам аристотелевской драмы;
11) в драматургии герой - конкретный, реальный человек или художественный образ; 11) герой - художественный обобщенный образ;
12) задача драматурга - выявить социальные черты конкретного человека. 12) наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ.

 

В сценарии культурно-досуговой программы во главе угла всегда реальный герой, даже если о нем рассказано художественными образами или документами.

Особенностью драматургии культурно-досуговых программ следует подчеркнуть еще одну важнейшую специфику драматургии, которая заключается в том, что здесь драматург и режиссер выступает в одном лице, что требует особого склада мышления, внутреннего видения будущего результата. Цель сценария программы

состоит в том, чтобы создать оригинальное художественно-реалистическое произведение путем соединения необходимых выступлений, церемоний, действия, а также стихов, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов в единую композицию, построенную в определенной последовательности и отображающую авторское видение будущей программы.

Основные требования к сценарию программы:

1) опора на основные закономерности драматургии: фактологичность, сюжет, конфликт, построение композиции действия;

2) предусматривание внешних действий для выявления актуальных идей и положений, для выявления мотива участия зрителей в коллективных действиях;

3) соответствие содержания и формы образовательному и культурному развитию данной аудитории, а также материально-техническим возможностям учреждения культуры.

В драматургии культурно-досуговой программы организующей силой сценария является сюжет. Сюжет - это сумма событий (элементов), связанных в определенной последовательности и раскрывающих в намеченном объеме тему программы.

Драматургия культурно-досуговых программ:

во-первых, драматургия документальная, драматургия факта;

во-вторых, она подчиняется основным законам классической драматургии, т.е. имеет целостный сюжет, развитие действия от экспозиции через кульминацию до финала, ряд приемов и способов классической драматургии;

в-третьих, данная драматургия, исходя из природы учреждения культуры, предполагает обязательное активное вовлечение участников в коллективное действие.

Музыкальное оформление программ. Одна из функций музыки – создание атмосферы действия. Благодаря своим качествам – эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, тембровой окраске музыка является своеобразным фоном действия, создавая, с одной стороны, условия для более глубокого восприятия зрителем содержания отдельного фрагмента, эпизода, мероприятия, с другой, – помогая исполнителю глубже сосредоточиться на воплощении образов. Умелое использование этой возможности музыки может оказать огромное эмоциональное воздействие на аудиторию. Музыка способна не только создавать эмоциональный образ, служить определенной иллюстрацией действия, важной ее функцией является участие в конфликте, так как она сама является его носителем. Тому пример – тема добра и зла в произведениях классиков и современных композиторов. Это качество музыки можно использовать в музыкальном оформлении культурно-досуговых программ, поскольку наличие конфликта является основой сценария. В одном случае музыка может быть только носителем конфликта, а в другом – обострить противоречия, подвести к кульминации. Тогда она сама становится драматургическим фактором.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 468; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты